Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин





Скачать 237.73 Kb.
НазваниеФгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин
страница1/2
Дата публикации13.07.2013
Размер237.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
ФГАОУ ВПО

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЦМК

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Л.Б. Гончарова


Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК

протокол № _2_ от «_26_» _09_2012 г.

председатель ЦМК _____________Н.В.Бирюкова

БЕЛГОРОД

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь – дидактическая часть учебного комплекса по изучаемой дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов и содержит различные вопросы и задания (в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.), в том числе тестовые. Они помогут усвоить представленные в лекции и учебнике материалы, а также закрепить, систематизировать и проконтролировать свои знания.

Материал в рабочей тетради располагается в хронологической последовательности, предусмотренной тематическим планом учебного цикла. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый параграф учебника, рассмотреть иллюстрации и подписи к ним, ответить на поставленные вопросы, а затем выполнить задания, предложенные в рабочей тетради. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к соответствующей тематике конспекта лекции или учебника и с их помощью выполнить предложенное задание.

Задания повышенной трудности, в том числе требующие для их выполнения использования дополнительных источников, обозначены звездочкой ***.

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БАКТЕРИОЛОГИИ И МИКОЛОГИИ


  1. Сколько видов микроорганизмов, по оценкам ученых, обитает на Земле в настоящее время?____________________________________

___________________________________________________________

  1. Что изучает наука микробиология и каково ее значение в системе медицинских дисциплин?_____________________________________

___________________________________________________________


  1. Укажите специализированные направления науки «Микробиология».__________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите разделы медицинской микробиологии.______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите 5 основных этапов истории развития микробиологии и отметьте основные достижения._______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Охарактеризуйте вклад Луи Пастера в развитие микробиологии, как науки._____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отечественные ученые, внесшие значительный вклад в развитие медицинской микробиологии._________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основные систематические группы царства прокариот (по четырехтомному Определителю Берги, 2003 г.)__________________

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что означает «КИЗ»? Каковы основные задачи КИЗа?____________

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основные задачи санитарно-эпидемиологического надзора._______

______________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните пропуски в таблице в соответствии с правилами биноминальной номенклатуры микроорганизмов.


Микроорганизм

Терминология

Золотистый стафилококк

Staphylococcus aureus

Белый стафилококк

Staphylococcus *****

*******-****** стафилококк

************** citreus

********* стрептококк

Streptococcus pyogenes

Гемолитический стрептококк

Streptococcus ************

**************** ***********

Streptococcus haemolyticus

*******-****** стрептококк

Streptococcus lactis

***********

Streptococcus faecalis

********

Neisseria gonorrhoeae

Пневмококк

Diplococcus **********

Возбудитель чумы

Pasteurella ******

Возбудитель туляремии

*********** tularensis

Возбудитель коклюша

********** *********

Палочка Коха

************* ************

Кишечная палочка

Escherichia ****

Шигелла *********

Shigella flexneri

Дизентерийная палочка Зонне

******** sonnei

Возбудитель сальмонеллеза

********** enteritidis

Возбудитель брюшного тифа

********** typhi

Клебсиелла пневмонии

********** **********

Холерный вибрион Эль-Тор

****** *****

Возбудитель сибирской язвы

******** *********

Возбудитель сифилиса

********* ********

Синегнойная палочка

*********** **********

Возбудитель дифтерии

*************** ***********

Клостридии столбняка

*********** ******


Задание 3. Подпишите типы морфологических форм бактерий, изображенных на рисунке.


1 2 3 4 5
1 – 4 –

2 – 5 –

3 –


Задание 4. Рассмотрите рисунок. Напишите названия структур бактериальной клетки, обозначенных цифрами.



1 – 4 –

2 – 5 –

3 – 6 –


***Задание 5. Рассмотрите рисунки и ответьте на предложенные вопросы.

Вопрос 1. Какой метод диагностики используется?

Вопрос 2. Оценка каких свойств микроорганизмов проводится?

Вопрос 3. Какой метод используется для диагностики ВИЧ-инфекции?


Вопрос 4. Оценка каких свойств микроорганизмов показана на рисунке?


Вопрос 5. Опишите морфологические и тинкториальные свойства Clostridium botulinum.



ТЕМА 2. МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ
Задание 1. Пользуясь материалом параграфа, составьте план ответа по теме «Общая характеристика простейших»._____________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотрите изображенных на рисунке представителей подцарства Одноклеточные. Напишите, к каким типам одноклеточных они относятся.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
1 – 3 –

2 – 4 –
Задание 3. Зарисуйте схему строения Balantidium coli. Подпишите названия частей ее тела. Какую роль в процессе жизнедеятельности они выполняют?

1 - _____________________________

2 - _____________________________

3 - _____________________________

***Задание 4. Выполните лабораторную работу «Определение накопления (концентрации) цист» (см. «Справочник медсестры-лаборантки / С.И. Баулин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 349 с. – (Медицина).).

  1. Приготовьте нативный препарат с раствором Люголя.

  2. Рассмотрите цисты в световой микроскоп при увеличении в 300 раз.

  3. Сделайте рисунок. Опишите внешний вид клеток.

Задание 5. Паразитические простейшие. Значение простейших.

Выпишите номера характеристик каждого из приведенных понятий.

Паразит: __________________________________________________________

Хозяин: ___________________________________________________________

Переносчик паразита: _______________________________________________

Характеристики

  1. Животное, которое обитает в организме другого животного или человека, приносит ему вред.

  2. Животное, которое переносит паразита от одного животного или человека к другому.

  3. Организм, на котором обитает другое животное, приносящее вред первому.

  4. Малярийный комар.

  5. Человек.

  6. Малярийный плазмодий.

  7. Дизентерийная амеба.

  8. Лямблия.


***Задание 6. Заполните таблицу «Паразитические простейшие».



Представители

Место паразитирования в организме человека


Способ заражения


Меры предупреждения

Entamoeba histolytica













Кровь, спинно-мозговая жидкость

Переносчики: муха цеце

Триатомный клоп




Lamblia intestinalis










Leishmania tropica

L. donovani

L. brasiliensis










Toxoplasma gondii







Соблюдение санитарных норм, гигиена питания

Plasmodium vivax

Pl. malariae

Pl. falciparum

Pl. ovale













Нижние отделы полового аппарата







Balantidium coli

Толстый кишечник







Задание 7. Пользуясь материалом параграфа, составьте план ответа по теме «Общая характеристика червей». _________________________________


Задание 8. Рассмотрите рисунок «Жизненный цикл печеночного сосальщика» и обозначьте на нем основные стадии развития этого паразита.


1 - 4 –

2 - 5 –

3 - 6 –

Задание 9. Рассмотрите рисунок. Какие приспособления имеет бычий цепень к паразитическому образу жизни? Подпишите их на рисунке.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 10. Составьте схему развития аскариды.


Задание 11. Выполните лабораторную работу «Строение описторхид».



  1. Рассмотрите невооруженным глазом микропрепарат.

  2. Определите длину паразита.

  3. Проведите микроскопию при среднем увеличении.

  4. Сделайте рисунок, подпишите органоиды.

  5. Опишите характерные признаки яиц жизнеспособных метацеркарий.


Задание 12. Составьте план профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний энтеробиозом в ДДУ.


№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответствен-ный

1.










2










3.










4.










5.
























Задание 13. Рассмотрите рисунок представителей отряда «Клещи» и сделайте подписи к нему.
1. 2. 3.
4. 5.
1 – 4 –

2 – 5 –

3 –
Задание 14. Заполните таблицу «Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний», используя материал лекций и дополнительную литературу.



Насекомое

Эпидемиологическая роль

Распространяемые заболевания

Специфический переносчик

Неспецифический переносчик

Комары:

Anopheles

Culex

Aedes










Вши:

Pediculus capitis

P. corporis

P. pubis










Клопы:

Triatomus

Постельный










Мухи:

Musca domestica

Glossina palpalis

Кровососка










Блохи:

Xenops. сheopis

Pulex irritans

Ctenoceph. Felis









Москиты:

Phleb. Papatasi










Таракановые:

Blattodea










Слепни:

Tabanidae










Мокрецы:

Heleidae










Мошки:

Simuliidae











ТЕМА 3. ОСНОВЫ ВИРУСОЛОГИИ. БАКТЕРИОФАГИ
Задание 1. Заполните пропуски в таблице, характеризующие соподчинение, используемых в Международной терминологии:


Микроорганизм

Латинское обозначение

Возбудитель кори

*************

Возбудитель бешенства

Rabiesvirus *****

Возбудитель ****** лихорадки

Flavivirus

Вирус простого герпеса

Herpesvirus *******

***** ******** *

Virus hepatitis B

Возбудитель ящура

************ aphtae

Вирус ********** лихорадки

Alphavirus

Вирус ветряной оспы

Herpesvirus **********

Вирус **********

Bunyavirus

Вирус *******

Coxackievirus

Вирус натуральной оспы

Poxvirus *******

****

Acquired Jmmune Deficiency Syndrome

Вирус гриппа

Myxsovirus **********

Вирус везикулярного стоматита

*********** varicella

Вирус ******** лихорадки

Nairovirus



Задание 2. Зарисуйте схему строения вирусов (по одному из предложенных вариантов):
Вариант 1. Морфологическая форма вириона вируса гриппа.

Вариант 2. Морфологическая форма вириона аденовируса.

Вариант 3. Морфологическая форма вириона вируса парагриппа

Вариант 4. Морфологическая форма вируса гепатита В.

Вариант 5. Ультраструктура зрелого вириона ВИЧ.

Задание 3. Решите кроссворд.











1
















2

3



















4





































5

6


























































7
























































ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

3 – антивирусный препарат;

5 – противоэпидемическое мероприятие при вспышке ветряной оспы в детском саду

7 – сущность процесса взаимодействия фага с бактериальной клеткой.
ПО ВЕРТИКАЛИ:

1 – заболевание, по которому известный русский клиницист С.П. Боткин провел глубокие исследования и указал на его инфекционную природу;

2 – вирус гриппа по своей природе является *** - содержащим;

4 – лекарственный препарат, используемый для лечения симптомов простуды;

6 – часть света, являющаяся природно-очаговой зоной японского энцефалита.

***Задание 4. Составите диаграмму общей заболеваемости:
Вариант 1. вирусным гепатитом А по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы.
Вариант 2. вирусным гепатитом В по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы.
Вариант 3. вирусным гепатитом С по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы.
Вариант 4. ВИЧ по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы.

Тренировочные задания 5.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconФгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский...
Фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconКонкурс научных молодежных работ «Молодежь Белгородской области»
Алексеевского филиала фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconХозяйственно-биологическая оценка некоторых сортов земляники fragaria...
Работа выполнена в фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова»
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconВысшего профессионального образования «российский национальный исследовательский...
«российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова»
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconВысшего профессионального образования «российский национальный исследовательский...
«российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconПрограмма вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)»
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconОтчет о реализации программы развития
Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconО проведении 2-й Всероссийской конференции
«Социально-профессиональная мобильность в XXI веке», которая состоится 28–29 мая 2015 года в г. Екатеринбурге на базе фгаоу впо «Российский...
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconРаби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»:...
Работа выполнена на кафедре журналистики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин icon«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) стоматология утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «14» января...
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин icon«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) лечебное дело утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «08»...
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин icon«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) Медицинская кибернетика утвержденный приказом Министерством образования и науки...
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин icon«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) Медицинская биофизика утвержденный приказом Министерством образования и науки...
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский университет» медицинский колледж цмк общепрофессиональных дисциплин iconПервый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск