Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждена приказом
методического совета Зам. директора по УВР директора
Протокол № _____ от _________ ___________________ МКОУ Кулябинской ООШ
___________________________ Приказ № ______ от _______ Рабочая программа
по биологии 9 класса
Учитель: Казакова Лидия
Викторовна
Срок реализации: 2012-2013 год. д. Куляба 2012 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие организмов;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
соблюдать правила
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Учебно-тематический план
-
№
п/п
| Тема
| Кол-во часов
| В том числе
| экскурсии
| лаборат.
работы
| Контр. раб.
| 1.
| Введение
| 2
|
|
|
| 2.
| Раздел 1. Уровни организации живой природы
| 54
|
|
|
| Тема 1.1. Молекулярный уровень
| 10
|
|
|
| Тема 1.2. Клеточный уровень
| 15
|
| Л.р. №1
|
| Тема 1.3. Организменный уровень
| 14
|
| Л.р. №2
|
| Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень
| 3
|
| Л.р. №3
|
| Тема 1.5. Экосистемный уровень
| 8
| 1
|
|
| Тема 1.6. Биосферный уровень
| 4
|
|
|
| 3.
| Раздел 2. Эволюция
| 6
| 1
|
|
| 4.
| Раздел 3. Возникновение и развитие жизни.
| 6
|
| Л.р. №4
|
|
| Итого
| 68
| 2
| 4
|
| Календарно-тематическое планирование
по биологии в 9 классе (68 часов, 2 часа в неделю)
№
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Календарные сроки
| Лабораторная работа
| Наглядные пособия и технические средства
| Задания для учащихся
| Региональный компонент
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Введение.(2 ч.)
|
|
|
|
|
|
| 1
| Биология - наука о жизни.
Методы исследования в биологии.
| 1
|
|
| Таблицы с представителями царств живой природы.
| П.1
Упр 4 в рабочей терради
|
| 2
| Сущность жизни и свойства живого.
| 1
|
|
|
| П.2
№8
|
| 1. Молекулярный уровень.(10 ч.)
| 3
| Молекулярный уровень: общая характеристика.
| 1
|
|
| Схема «Уровни организации живой природы».
| П.1.1
|
| 4
| Углеводы.
| 1
|
|
|
| П.1.2
|
| 5
| Липиды.
| 1
|
|
|
| П.1.3
|
| 6
| Состав и строение белков.
| 1
|
|
|
| П.1.4
|
| 7
| Функции белков.
| 1
|
|
|
| П.1.5
|
| 8
| Нуклеиновые кислоты.
| 1
|
|
| Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК».
| П.1.6
№25,27,28
|
| 9
| АТФ и другие органические соединения клетки.
| 1
|
|
| Таблица «Строение и функции АТФ».
| П.1.7.
|
| 10
| Биологические катализаторы.
| 1
|
|
|
| П.1.8
№34
|
| 11
| Вирусы.
| 1
|
|
| Таблица «Вирусы».
| П.1.9
№ 36,37
|
| 12
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».
| 1
|
|
| Таблицы темы.
|
|
| 2. Клеточный уровень.(15 ч.)
| 13
| Основные положения клеточной теории.
| 1
|
|
|
| П.2.1
№44
|
| 14
| Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
| 1
|
|
|
| П.2.2
№ 48,52
|
| 15
| Ядро.
| 1
|
|
|
| П. 2.3
|
| 16
| Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
| 1
|
|
|
| П. 2.4
|
| 17
| Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
| 1
|
| Лабораторная работа №1«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».
|
| П. 2.5
|
| 18
| Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
| 1
|
|
|
| П. 2.6
|
| 19
| Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
| 1
|
|
| Таблицы «Бактерии»,
| П. 2.7
|
| 20
| Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
| 1
|
|
|
| П. 2.8
|
| 21
| Энергетический обмен в клетке.
| 1
|
|
|
| П. 2.9
|
| 22
| Питания клетки. Гетеротрофы.
| 1
|
|
|
| П. 2.10
|
| 23
| Фотосинтез и хемосинтез.
| 1
|
|
|
| П.2.11
|
| 24
| Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.
| 1
|
|
| Таблица 1Редупликация ДНК», модель молекулы ДНК.
| П. 2.13
№ 93
|
| 25
| Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.
| 1
|
|
| Таблица «Редупликация ДНК».
|
|
| 26
| Деление клетки. Митоз.
| 1
|
|
| Таблица «Митоз».
| П.2.14
|
| 27
| Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».
| 1
|
|
| Таблицы темы.
|
|
| 3. Организменный уровень.(14 ч.)
| 28
| Бесполое размножение организмов. Оплодотворение.
| 1
|
|
|
| П.3.1, 3.2
№98
|
| 29
| Половое размножение организмов.
| 1
|
|
|
| П. 3.3
|
| 30
| Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
| 1
|
| Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости организмов.»
|
| П. 3.4
|
| 31-32
| Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
| 2
|
|
|
| П. 3.5
|
| 33
| Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.
| 1
|
|
|
| П. 3.6
|
| 34
| Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
| 1
|
|
|
| П. 3.7
№ 132
|
| 35
| Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов.
| 1
|
|
|
| П. 3.8-3.9
|
| 36
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследования.
| 1
|
|
|
| П. 3.10
|
| 37
| Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.
| 1
|
|
|
| П. 3.11
№ 144
|
| 38
| Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.
| 1
|
|
|
| П.3.12
|
| 39
| Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.
| 1
|
|
| Таблица «Центры происхождения культурных растений».
| П. 3.13
| 36. Сорта и породы, районированные в Кыштовском районе.
| 40
| Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
| 1
|
|
|
| П. 3.14
|
| 41
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».
| 1
|
|
| Таблицы темы.
|
|
| 4. Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)
| 42
| Критерии вида.
| 1
|
| Лабораторная работа 3 «Изучение морфологического критерия вида».
| Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растения.
| П. 4.1
№ 151, 152
| 33-34. Виды, занесённые в Красную книгу.
| 43
| Популяции.
| 1
|
|
|
| П. 4.2
|
| 44
| Биологическая классификация.
| 1
|
|
|
| П. 4.3.
|
| 5. Экосистемный уровень.(8 ч.)
| 45
| Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
| 1
|
|
|
| П 5.1, П. 9.1
|
| 46
| Состав и структура сообщества.
| 1
|
|
|
| П. 5.2
|
| 47
| Потоки вещества и энергии в экосистеме.
| 1
|
|
|
| П. 5.3
| 30. Световая периодичность и температурный режим климата Западной Сибири.
| 48
| Продуктивность сообщества.
| 1
|
|
|
| П. 5.4.
|
| 49
| Саморазвитие экосистемы.
Экскурсия в биогеоценоз.
| 1
|
|
|
| П. 5.5
|
| 50
| Экологические факторы. Условия среды. Экологические ресурсы.
| 1
|
|
|
| П.91.-9.3.
| 31. Биологические ресурсы Кыштовского района и их использование.
| 51
| Адаптация организмов. Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция.
| 1
|
|
|
| П.94.-9.6.
| 35. Растения переселенцы Кыштовского района.
| 52
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».
| 1
|
|
| Таблицы темы.
|
|
| 6. Биосферный уровень.(4 ч.)
| 53
| Биосфера. Среды жизни.
Средообразующая деятельность организмов.
| 1
|
|
|
| П. 6.1
№169
П. 10.2, 10.3
|
| 54
| Круговорот веществ в биосфере.
| 1
|
|
| Схемы круговорота азота, углерода и фосфора.
| П. 6.2, 6.3. подготовить сообщение о последствиях хозяйственной деятельности человека
|
| 55
| Эволюция биосферы.
| 1
|
|
|
| П.10.1-10.3
|
| 56
| Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользование.
| 1
|
|
|
| П.10.3
| 32. Особенности рационального природопользования: заказники, лесничества, лесопитомники.
29. Научные центры НСО.
| 7. Эволюция. (6 ч.)
| 57
| Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин.
| 1
|
|
| Портреты Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка, К. Линнея.
| П. 7.1
|
| 58
| Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.
| 1
|
|
|
| П. 7.2-7.3
|
| 59
| Борьба за существование. Естественный отбор. Форма естественного отбора.
Экскурсия: причины многообразия видов в природе.
| 1
|
|
| Рисунки учебника.
| П. 7.4-7.5
№ 180, 181
|
| 60
| Видообразование. Изолирующие механизмы.
| 1
|
|
| Таблицы иллюстрирующие процесс видообразования.
| П. 7.6-7.7
|
| 61
| Макроэволюция.
| 1
|
|
|
| П. 7.8
|
| 62
| Основные закономерности эволюции.
| 1
|
|
| Рисунки учебника.
| П. 7.9
№ 188
|
| 8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(6 ч.)
| 63
| Гипотезы возникновения жизни.
| 1
|
| Лабораторная работа №4
Изучение палеонтологических доказательств эволюции
|
| П. 8.1
|
| 64
| Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни.
| 1
|
|
| Рисунки учебника.
| П. 8.2
|
| 65
| Основные этапы развития жизни на земле.
| 1
|
|
|
| П. 8.4,
|
| 66
| Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
| 1
|
|
|
| П. 8.5
|
| 67
| Итоговый урок.
| 1
|
|
| карточки.
| П. 8.7, 8.8
|
| 68
| Повторение
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2010 г. – 96 с.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Поурочные планы по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.» -Издательство «Учитель-АСТ» Волгоград. 2004 г.
|