Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г





Скачать 186.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г
Дата публикации13.07.2013
Размер186.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждена приказом

методического совета Зам. директора по УВР директора

Протокол № _____ от _________ ___________________ МКОУ Кулябинской ООШ

___________________________ Приказ № ______ от _______
Рабочая программа

по биологии 9 класса


Учитель: Казакова Лидия

Викторовна

Срок реализации: 2012-2013 год.
д. Куляба 2012 г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета ученики должны:

называть

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы;

  • причины и результаты эволюции;

приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие организмов;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

сравнивать

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

  • соблюдать правила

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Учебно-тематический план



п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

экскурсии

лаборат.

работы

Контр. раб.

1.

Введение

2










2.

Раздел 1. Уровни организации живой природы

54










Тема 1.1. Молекулярный уровень

10











Тема 1.2. Клеточный уровень

15




Л.р. №1





Тема 1.3. Организменный уровень

14




Л.р. №2




Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

3




Л.р. №3




Тема 1.5. Экосистемный уровень

8

1







Тема 1.6. Биосферный уровень

4










3.

Раздел 2. Эволюция

6

1







4.

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни.

6




Л.р. №4







Итого

68

2

4




Календарно-тематическое планирование

по биологии в 9 классе (68 часов, 2 часа в неделю)



Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Лабораторная работа

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Региональный компонент

1

2

3

4

5

6

7

8




Введение.(2 ч.)



















1

Биология - наука о жизни.

Методы исследования в биологии.

1







Таблицы с представителями царств живой природы.

П.1

Упр 4 в рабочей терради




2

Сущность жизни и свойства живого.

1










П.2

№8




1. Молекулярный уровень.(10 ч.)

3

Молекулярный уровень: общая характеристика.

1







Схема «Уровни организации живой природы».

П.1.1




4

Углеводы.

1










П.1.2





5

Липиды.

1










П.1.3




6

Состав и строение белков.

1










П.1.4




7

Функции белков.

1










П.1.5




8

Нуклеиновые кислоты.

1







Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК».

П.1.6

№25,27,28




9

АТФ и другие органические соединения клетки.

1







Таблица «Строение и функции АТФ».

П.1.7.




10

Биологические катализаторы.

1










П.1.8

№34




11

Вирусы.

1







Таблица «Вирусы».

П.1.9

№ 36,37




12

Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

1







Таблицы темы.







2. Клеточный уровень.(15 ч.)

13

Основные положения клеточной теории.

1










П.2.1

№44




14

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1










П.2.2

№ 48,52




15

Ядро.

1










П. 2.3




16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1










П. 2.4




17

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.


1




Лабораторная работа №1«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».





П. 2.5




18

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1










П. 2.6




19

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1







Таблицы «Бактерии»,

П. 2.7




20

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1










П. 2.8




21

Энергетический обмен в клетке.

1










П. 2.9




22

Питания клетки. Гетеротрофы.

1










П. 2.10




23

Фотосинтез и хемосинтез.

1










П.2.11




24

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1







Таблица 1Редупликация ДНК», модель молекулы ДНК.

П. 2.13

№ 93




25

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1







Таблица «Редупликация ДНК».







26

Деление клетки. Митоз.

1







Таблица «Митоз».

П.2.14




27

Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

1







Таблицы темы.







3. Организменный уровень.(14 ч.)

28

Бесполое размножение организмов. Оплодотворение.

1










П.3.1, 3.2

№98




29

Половое размножение организмов.

1










П. 3.3




30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1




Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости организмов.»





П. 3.4




31-32

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

2










П. 3.5




33

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1










П. 3.6




34

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1










П. 3.7

№ 132




35

Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов.

1










П. 3.8-3.9




36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследования.

1










П. 3.10




37

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

1










П. 3.11

№ 144





38

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

1










П.3.12




39

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1







Таблица «Центры происхождения культурных растений».

П. 3.13

36. Сорта и породы, районированные в Кыштовском районе.


40

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1










П. 3.14




41

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1







Таблицы темы.







4. Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)

42

Критерии вида.

1




Лабораторная работа 3 «Изучение морфологического критерия вида».

Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растения.

П. 4.1

№ 151, 152

33-34. Виды, занесённые в Красную книгу.


43

Популяции.

1










П. 4.2




44

Биологическая классификация.

1










П. 4.3.




5. Экосистемный уровень.(8 ч.)

45

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1










П 5.1, П. 9.1




46

Состав и структура сообщества.

1










П. 5.2




47

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1










П. 5.3


30. Световая периодичность и температурный режим климата Западной Сибири.


48

Продуктивность сообщества.

1










П. 5.4.




49

Саморазвитие экосистемы.

Экскурсия в биогеоценоз.

1










П. 5.5




50

Экологические факторы. Условия среды. Экологические ресурсы.

1










П.91.-9.3.

31. Биологические ресурсы Кыштовского района и их использование.


51

Адаптация организмов. Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция.

1










П.94.-9.6.

35. Растения переселенцы Кыштовского района.


52

Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».

1







Таблицы темы.







6. Биосферный уровень.(4 ч.)

53

Биосфера. Среды жизни.

Средообразующая деятельность организмов.

1










П. 6.1

№169

П. 10.2, 10.3




54

Круговорот веществ в биосфере.

1







Схемы круговорота азота, углерода и фосфора.

П. 6.2, 6.3. подготовить сообщение о последствиях хозяйственной деятельности человека




55

Эволюция биосферы.

1










П.10.1-10.3




56

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользование.

1










П.10.3

32. Особенности рационального природопользования: заказники, лесничества, лесопитомники.

29. Научные центры НСО.


7. Эволюция. (6 ч.)

57

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин.

1







Портреты Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка, К. Линнея.

П. 7.1




58

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

1










П. 7.2-7.3




59

Борьба за существование. Естественный отбор. Форма естественного отбора.

Экскурсия: причины многообразия видов в природе.

1







Рисунки учебника.

П. 7.4-7.5

№ 180, 181




60

Видообразование. Изолирующие механизмы.

1







Таблицы иллюстрирующие процесс видообразования.

П. 7.6-7.7




61

Макроэволюция.

1










П. 7.8




62

Основные закономерности эволюции.

1







Рисунки учебника.

П. 7.9

№ 188




8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(6 ч.)

63

Гипотезы возникновения жизни.


1




Лабораторная работа №4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции




П. 8.1




64

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни.

1







Рисунки учебника.

П. 8.2




65

Основные этапы развития жизни на земле.

1










П. 8.4,




66

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1










П. 8.5




67

Итоговый урок.

1







карточки.

П. 8.7, 8.8




68

Повторение




















Литература:


  • В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2010 г. – 96 с.

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

  • Поурочные планы по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.» -Издательство «Учитель-АСТ» Волгоград. 2004 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012...
В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по черчению 8 9 класс 2012 2013 учебный год базовый...
Мбоу сош №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии...
Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая учебная программа по русскому языку в 5 классе Срок реализации...
Директор мбоу «Большеподберезинская средняя школа имени А. Е. Кошкина»
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая учебная программа по русскому языку в 6 классе Срок реализации...
Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, под редакцией М. Т. Баранова. (М. «Просвещение»,...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по физике 10 11 класс профильный уровень Срок реализации...
Муниципальное образовательное учреждение«большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени а. Е. Кошкина кайбицкого муниципального...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по Биологии для 6 а, класса на 2012-13 учебный...
Председатель мо /Кулигина И. А./ Директор школы /Косач Г. А
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2012/2013 учебный...
Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по биологии для 10 «а», «б» класса на 2012-2013...
Утверждена приказом №92 от 01. 09. 2011 года Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconПланируемый результат (2012 год) Показатели выполнения (результат...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна Срок реализации: 2012-2013 год д. Куляба 2012 г iconРабочая программа по биологии для 10 класса на 2012 -2013 учебный год Составитель
Школьная ул., д. 2, с. Карабаш, Ялуторовский район, Тюменская область, 627039 тел/факс: 94-130 karabash


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск