Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе





Скачать 137.26 Kb.
НазваниеСовершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе
Дата публикации18.09.2014
Размер137.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Совершенствование здоровьесберегающей среды

в сельской школе.
В одном из пунктов Послания президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию от 05.10.2008 года сказано: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьника просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».
Состояние здоровья школьников требует пристального внимания. Для того, чтобы руководителю правильно организовать учебный процесс, в первую очередь, важно соблюдать гигиенические правила, изложенные в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г. № 44 «О введение в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.2599-10.
Бытует мнение, что в структуре болезней учащихся ведущее место занимают так называемые школьные болезни, в формировании которых немалую роль играют школьные факторы риска. В современном ОУ к таким факторам относятся большие психоэмоциональные, интеллектуальные и статические нагрузки, недостаточная двигательная активность детей, негативные стороны школьной среды (неоптимальная освещенность, неэргономичная ученическая мебель и др.). проблема здоровья школьников звучит и в СМИ, и в семьях. И все больше именно школа подвергается критике. Отношение общества, подогреваемое отдельными учеными, что «книжно-седалищная школа губит здоровье на корню» (В.Ф. Базарный), развивает синдром негативного отношения ко всему, что делается школой. СМИ продолжают эксплуатировать идею, что современная школа – это «зона», где более 90% детей теряют здоровье. Недосказанность, одностороннее освещение проблемы здоровья нации делают ее слишком узкой.

На одном из общественных слушаний «Образование и здоровье» в выступлении первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олега Ник. Смолина была вскрыта истинная причина проблемы: «Сказочно богатая страна занимает 65 место по международному рейтингу бедности населения»

Исследования показывают, что поступающих в школу детей можно сразу отнести к группе риска по здоровью. Вот данные многолетнего анализа здоровья учащихся: в первый класс поступают 27 – 28% условно здоровых детей. Оканчивают начальную школу – 22%. Завершают школьное обучение – 19% условно здоровых детей. Т.е. за школьные годы, включая и всю жизнь подростков вне учебного заведения, потеря здоровья составляет 9%. Отсюда следует – школа изначально работает с больными детьми. Признавая и принимая этот факт, следует определить и приоритетную задачу образовательного учреждения – создать условия миниминизации неблагополучного физического состояния детей. (И. Щербо «Три образовательные среды школьного здоровья»)


В России ширится движение по отработке моделей школ здоровья. Но в своем большинстве они реализуют концепцию создания здоровье сберегающей среды не совсем здоровым детям.

Вместе с тем, создание здоровьесберегающей среды, включающей в себя рациональную организацию учебного процесса, оптимальную предметно-пространственную, визуальную и воздушную среду, способствует не только предупреждению возникновения и развития школьно-обусловленных заболеваний, но и сохранению, укреплению здоровья учащихся.
Сельская школа как центр развития личности ребенка может и должна стать центром формирования здоровья детей.

Наиболее реальным представляется создание здоровьесберегающей среды сельской школы с помощью технологий, разработка и внедрение которых не требует значительных материальных и временных затрат: инновационных проектов уроков профилактической и оздоровительной направленности, совершенствования предметно-пространственной среды посредством нетрадиционных подходов к организации ученического рабочего места, оптимизации визуальной среды путем дизайна интерьеров классных комнат, пришкольных участков, оптимизации воздушной среды учебных помещений на основе использования фитомодулей.

Инновационные проекты «динамических уроков».

Неспецифическим фактором эффективного повышения резервов здоровья детского организма является двигательная активность, адекватная уровню его функциональных возможностей. Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности учащихся связаны с внутренними ресурсами самой школы, разработкой новых нетрадиционных подходов к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока.

Несмотря на то, что сельские школьники находятся в более благоприятных условиях для реализации биологических потребностей в движении

Проблема активизации двигательной активности для них также актуальна. Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного пребывания в положении сидя, что вызывает статическое напряжение мышц спины (статический стресс), ограничивает подвижность, способствует возникновению некоторых болезней, нарушению роста и физического развития детей.

Для увеличения динамической составляющей необходимо разработать методологию урока, обеспечивающую в полной мере реализацию образовательного стандарта в условиях интегрированной в учебный процесс динамической нагрузки.

В проектах уроков могут быть использованы инновационные комбинации дополнительных технических средств, вариационные методики проведения образовательного и динамического компонентов и релаксационных пауз (групповой метод обучения, нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе, чередование горизонтальных и вертикальных рабочих плоскостей, офтальмотренажеры, нетрадиционная система проверки знаний, музыкальное сопровождение и др.)

Двигательный компонент для разных типов уроков формируется педагогом на основе применения групповых методов работы с игровыми и соревновательными элементами, позволяющими равномерно чередовать положение стоя и сидя в процессе урока, что является важным условием профилактики статического напряжения и умственного утомления.

Смена различных видов учебной деятельности, включение в урок игровых и соревновательных элементов, стимулирование творческого отношения к занятию в конечном итоге способствует повышению умственной работоспособности. Заметные различия наблюдаются в характеристике ее типов. Н «динамическом уроке» в три раза чаще выявляется высокая работоспособность (около 43%), по сравнению с традиционным уроком (15%) и в два раза низкая (9% против 20%).
Предметно-пространственная среда и школьная мебель.

Предметно – пространственная среда в школе организуется в основном за счет школьной мебели, которая оказывает влияние не только на работоспособность учащихся, но и на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирования осанки и позвоночника. В связи с этим к школьной мебели должны предъявляться особые требования, касающиеся ее конструкции, расстановки и соответствия функциональных параметров ростовым характеристикам учеников.

Длительное время учащиеся находятся в положении сидя, как правило, в условиях нерациональной организации рабочего места. П.И. Храмцов – доктор мед. наук из научного центра здоровья детей РАМН приводит данные исследования более1200 ученических мест в начальной школе. Несоответствие школьной мебели ростовым характеристикам младших школьников составляет 78%. Причем в 1-ых классах этот показатель достигает почти 62%, во 2-ых – 91%, в 3-их – 84%, в 4-ых – 71%. Вывод: классные помещения оборудуются без учета особенностей возрастного распределения учащихся по группам роста.

Добиться оптимизации ученического места можно путем реализации принципа вариативного подхода к использованию школьной мебели, осуществляемого двумя способами:

1 – изменением расстановки предметов интерьера одного вида в зависимости от целей и задач урока;

2 – совмещением разных видов мебели в одной классной комнате.

Первый вариант имеет определенные ограничения, связанные с необходимостью перемещения ученических мест. Однако его существование вполне оправдано, и на практике такой выход их ситуации встречается нередко.

Несомненный интерес представляет собой второй способ, основанный на применении разных видов школьной мебели. Как известно, базовый компонент включает в себя традиционный ученический комплект – стол и стул. В отличие от него вариативный компонент может быть представлен конторками, ортопедическими партами, функциональным креслом, сиденьем «пресс-папье», накладным подвижным сиденьем и т. д.

Существующие различия психофизического развития учащихся разного возраста и особенности реализации образовательных программ в младших, средних и старших классах могут служить основанием для формирования возрастных вариантов комплектов школьной мебели. Допустим, для начальной школы наиболее подходящим будет набор мебели, состоящий из парт Эрисмана и конторки Дубинина – Базарного, в средних классах – комплект стол-стул, в старших классах – индивидуальные офисы Ховарда.

Визуальная и воздушная среда в школе.

Визуальная среда – это комплекс факторов, которые влияют на процесс восприятия, психоэмоциональное состояние детей и представляют собой не только освещенность (инсоляцию), но и более сложные пространственно оформленные композиции (интерьер классной комнаты, пришкольный участок и др.)

В настоящее время в силу огромного влияния визуальной среды на организм человека сложилось целое научное направление – видеоэкология, изучающее закономерности восприятия окружающей среды. Учеными доказано, что длительное воздействие визуально-агрессивной среды может привести к хронизации негативного эффекта в виде психоэмоционального стресса.

Внешний вид классных помещений в сельских школах, как правило, достаточно однообразен. В качестве их основного украшения обычно представлены различные дидактические материалы.

Оформление интерьеров классных комнат предусматривает соблюдение определенных требований видеоэкологии, среди которых можно назвать динамичность интерьера (изменение дизайна с установленной периодичностью), достаточное цветовое представительство (излишество цвета недопустимо), функциональность дизайна и др.

Многообразие дизайнерских решений в оформлении классных комнат может быть обеспечено путем использования комнатных растений.

Комнатные растения служат естественным регулятором состояния воздушной среды. Они обладают бактериостатическим действием. Стимулируют химический и ионный состав воздуха. Благодаря растениям повышается содержание кислорода в воздушной среде классной комнаты, возрастает уровень отрицательных ионов, укрепляющих защитные силы организма. Запах терпенов (летучие вещества) положительно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы, органах дыхания. Фитонциды отличает широкий спектр антимикробной активности. Кроме того, растения оказывают благотворное влияние на психоэмоциональное состояние учащихся, что способствует профилактике стрессов. Комплексное воздействие на организм учеников фитонцидных и декоративных растений, фитодизайн благоприятны для улучшения памяти и внимания, поддержания высокой работоспособности. Важная роль принадлежит растениям в воспитании у детей внимательного и бережного отношения к природе, формировании экологического сознания.

В настоящее время во Всероссийском институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) разработаны и научно обоснованы специально подобранные композиции растений – фитомодули, способные оказывать комплексное воздействие на детский организм и предназначенные для оборудования классных помещений в общеобразовательных школах.

(Примеры фитомодулей)

Фитомодули для классных помещений


Фитомодули


Вид растения

Количество, шт.

Композиция 1 (К-1)

Хлорофитум

1

Базилик Кипр

2

Мята

2

Мелисса

1

Герань душистая

1

Композиция 2 (К-2)

Пилея

1

Пеларгония

1

Каланхое

1

Гипоэстер

3

Базилик Кипр

2

Композиция 3 (К-3)

Спатифиллум

1

Базилик Кипр

2

Мята Кипр

2

Композиция 4 (К-4)

Спатифиллум

1

Ректантера

1

Пеларгония

1

Мелисса

1

Мята Кипр

2

Важное значение в обеспечении здоровья школьников имеет регулирование физической нагрузки, связанной с переноской ежедневных учебных комплектов. Чрезмерная каждодневная нагрузка (до 6,5 кг) может стать причиной нарушения функций сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата (деформация позвоночника, плоскостопие).

В течение учебного года необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина не должна превышать для учащихся 1 – 2 классов – 2,2 кг, 3 – 4 классов – 3,2 кг, 5 – 6 классов – 3,2 кг, 7 – 11 классов – 3,5 – 4 кг. Основными причинами превышения нормативов веса ранца с ежедневными учебными комплектами являются: нерационально составленное расписание, требующее на каждый урок учебники и тетради; необходимость использования более одного учебника по предмету при вариативном подходе к обучению; невнимательное отношение ребенка и родителей к тому, что находится в ранце – нередко дети носят лишние учебники, тетради, посторонние предметы.

Питание школьников

Укреплению здоровья способствует и организация питания школьников в школьной столовой. (5,3 % учеников с заболеваниями органов пищеварения).

Столовая МОУ СОШ №5 находится на балансе управления образования администрации Пожарского муниципального района.

Число работников – 2.

Планирование питания осуществляется посредством составления примерного меню. Оптимальной считается разработка меню на 10 дней. Это позволяет сделать его разнообразным, проследить частоту повторяемости одних и тех же блюд в течении дня, недели; распределить продукты по отдельным приемам пищи, учитывая их сочетаемость; заранее доставить необходимые продукты.

Продукты, используемые для питания детей в школьной столовой, имеют санитарно – эпидемиологическое заключение об их соответствии санитарным нормам. Проводится С-витаминизация. Большим подспорьем в организации питания являются школьный огород и участок, где ребята под руководством учителей выращивают картофель, овощи и ягоды (шиповник, смородина) для столовой. Продукция качественная и натуральная.

Ответственной за организацию питания назначена Короткевич О.А. Она вместе с бракеражной комиссией (Дмитриева И.В., Жук В.М., Животок Л.З.) ежедневно контролируют качество и калорийность блюд.

Стоимость завтраков в 2012-2013 учебном году составила 21,2 рубля – начальные классы ( бесплатно). Обеды- в пределах 30 рублей.

В рамках внутришкольного контроля проводились проверки организации питания учащихся. 2 раза за учебный год. По итогам контроля составлены справки.

Всего в 2012-2013 учебном году питанием охвачено примерно 85% школьников.


Системная модель здоровьесберегающей школы.

Использование системного подхода помогает рассматривать школу, содействующую здоровью, как единую систему, в которой весь образовательный процесс организуется согласно принципам адекватности и здоровьесбережения. Системный подход может изменить деятельность ОУ в необходимую сторону, а также создать перспективу активного влияния через координационные советы всех уровней и на улучшение социальных факторв. Такая модель отличается своей функциональностью и ставит своей целью изменить характер современной российской школы, открывая ей путь к здоровьесберегающей деятельности.
Схема 1. Структура педагогической системы образовательного учреждения.



Управление деятельностью ОУ



Образовательный процесс




Воспитательный процесс



Коммуникативная среда школы



Все компоненты педагогической системы находятся в определенной иерархической зависимости и проявляются во взаимодействии в каждом конкретном акте учебной деятельности, ядром которой является организационно-управленческая деятельность, осуществляющая координацию действий всех субъектов, их мотивационно-целевых установок, планирование содержания педагогического процесса, а также оценивание результатов по выполнению поставленных целей и задач.

Особенностью педагогической системы является ее коммуникативная природа, так как все взаимоотношения в данной системе строятся на основе использования определенных коммуникативных связей.

Важным составляющим элементом рассматриваемой педагогической системы являются человеческие ресурсы. Это педагоги, специалисты, учащиеся и родители, вступающие в определенные целевые взаимоотношения в ходе реализации деятельности педагогической системы. В ходе исследований личных и профессиональных ценностей педработников выяснилось, что среди их личных ценностей категория «здоровье» в последние годы не только отчетливо проявилась, но и занимает в системе ценностей педагогов высокое ранговое место. А вот среди профессиональных оно практически отсутствует: процент учителей, номинирующих «здоровье учащихся» среди профессиональных ценностей, составляет всего 0,6%. Т.о., школьный педагог в своих ценностных позициях по- прежнему ориентирован только на профессиональные качества и знания, которые он должен предоставить ученику. Отсюда еще один аспект этой проблемы, связанный с процессом формирования устойчивых ценностных ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни у школьников.

Сложность создания модели педагогического управления здоровьесберегающим образованием усугубляется тем, что реализация подобной направленности учебно-воспитательного процесса находится в руках учителя, профессиональная компетентность которого недостаточно отвечает изначальной установке на здоровьесберегающий эффект, поскольку нормативно- функциональная часть педагогики видит в учителе прежде всего носителя профессионально-ролевых функций (обучение, воспитание, оценивание, консультирование, контроль и т. д.).

В модели значительный аспект управления ориентирован на учителя, который рассматривается как посредник, партнер и помощник в передаче общечеловеческих ценностей ученикам.
Схема 2. Структура модели «Управление деятельностью ОУ»


Компоненты деятельности по созданию условий управления здоровьесберегающим образованием в ОУ




Трехуровневая модель управления деятельностью ОУ по конечному результату

Создание (разработка) концепции развития образовательного учреждения

Программы развития ОУ на основе здоровьесберегающих принципов через проектную деятельность

Жизненное и функциональное пространство

Соблюдение санитарных гигиенических норм: здание, мебель, туалеты, световой режим, питание, расписание, медицинское обслуживание

Педагогический коллектив

Компетентность и ценностные ориентации на здоровьесбережение психологическая культура педагога, освоение новых интерактивных педагогических технологий, знаний в области ЗОЖ

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности

Критерии оценивания эффективности деятельности, инструментарий мониторинга, коррекция управленческих результатов.

(Журнал «Директор школы» №7 2009)
Т.о., формирование здоровьесберегающей школьной среды на основе оптимизации образовательного процесса, предметно-пространственной, визуальной и воздушной среды не требует привлечения больших финансовых средств и является первоочередной обязанностью сельской школы по профилактике школьно-обусловленных болезней, укреплению и развитию резервов здоровья учащихся.

Используемая литература:

  1. Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию 5 ноября 2008г.

  2. Е.А. Менчинская «Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе». Москва – 2008

  3. П.И. Храмцов, Е.Н. Сотникова «Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе» Ж-л «Справочник руководителя сельской школы» №6, 2007г.

  4. О. Гладышева «Системная модель здоровьесберегающей школы» Ж-л «Директор школы» №7, 2009г.

  5. Т.Д. Хубулова «Гигиенические требования к условиям обучения в школе» Ж-л «Справочник руководителя образовательного учреждения» №2, 2007г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе icon«Формирование коммуникативно-компетентностной личности в условиях...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе icon«Школа здоровья» Сущность модели
Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат...
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconОтличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ
Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе icon1. Паспорт Проекта «Здоровая и дружественная школа» в Школе будущего
Формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой происходит развитие творческой, стремящейся к сохранению...
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconФормирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка...
Методические рекомендации предназначены для учителей немецкого языка, работающих в начальной и основной школе
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconСистема подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconРезультатом работы школьного центра здоровья Лежневской мсош №10...
Результаты работы школьного центра Здоровья Лежневской муниципальной средней общеобразовательной школы №10
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconГ. Ростова-на-Дону
Деятельность гимназии по совершенствованию здоровьесберегающей образовательной среды
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconМоделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconПеречень публикаций в периодических изданиях
Ловицкий Д. В. «Опыт создания здоровьесберегающей образовательной среды в лицее №623 имени И. П. Павлова». Научно-практический журнал...
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconРеализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы...
В средней школе с. Бай-Хаак Тандинского района(кожууна) реализуетсясетевой проект «Модель поликультурной школы в сельской местности»...
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconХохлова М. В., Симоненко В. Д., Самородский П. С., Синица Н. В
«Проектная деятельность». Комплексная программа может использоваться как в сельской, так и в городской школе, имеющей школьный участок....
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconЗаседание мо классных руководителей. Формирование здоровьесберегающей...
План воспитательной работы гбоу сош с. Ягодное на II полугодие 2011/2012 учебный года
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconСтруктурный план проекта модернизации системы общего образования...
Ресурсный центр «Проектирование здоровьесберегающей среды, способствующей саморазвитию обучающихся и педагогов», открыт приказом...
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской коррекционной школы интерната»
Совершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе iconФормирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск