Скачать 0.5 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 6 Формирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка с помощью применения релаксирующих упражнений Методические рекомендации Мыски 2010 Автор-составитель М.И. Гриднева, учитель немецкого языка муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №6 В работе нашло отражение освещение проблем здоровьесбережения в школе. Отмечается, что уровень физического и психического здоровья школьников постоянно понижается. Поэтому автор-составитель считает необходимым вводить в учебный процесс валеологический компонент в уроки немецкого языка. Релаксация – это технологии, позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения школьников с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью. Методические рекомендации предназначены для учителей немецкого языка, работающих в начальной и основной школе. Содержание Введение……………………………………………………………………………...4
Заключение………………………………………………………………………….30 Список литературы…………………………………………………………………33 Приложения ………………………………………………………………………...34 Введение «Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения. Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения подчёркивается в статье 51 Закона «Об образовании», где говориться, что «образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся». Здоровье школьников – одно из важных условий благополучие школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии». «Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…Структура целей изучения учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает усвоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представленные цели равны». Но возможно ли решение этих задач личностью, в данном случае ребенком с букетом всевозможных заболеваний, с плохой памятью, вниманием и воображением. Конечно, нет. К сожалению, с каждым годом уменьшается число первоклассников с сильным типом нервной системы, для которых характерна высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Все больше приходит в школу детей, которые быстро утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание. Подобное развитие мыслительных процессов можно объяснить многими факторами. На первом месте стоят хронические заболевания и морфофункциональные отклонения со стороны ряда органов и систем (нервной и сердечнососудистой), которые снижают работоспособность и активность учащихся. А ведь основным показателем адекватности учебной нагрузки психолого-педагогическим возможностям обучающихся является их хорошая работоспособность и активность во время занятий. И, наоборот, очень чуткий индикатор их несоответствия – быстрая утомляемость детей. Как помочь ребенку в этой ситуации? Необходимо вводить в учебный процесс валеологический компонент. Нам могут возразить, что заниматься здоровьем школьников должны учителя физической культуры и ОБЖ. Какое может быть здоровьесбережение при таком объеме программного материала, жестком контроле за качеством знаний и возможных перспектив сдачи Единого государственного экзамена? Однако именно валеологический компонент может помочь обучающимся лучше и быстрее овладеть знаниями и при этом остаться здоровым. Причем делать это можно и нужно на всех предметах. Также и процесс обучения иноязычной речи может быть действенным фактором всестороннего психического и физического развития личности. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание обучающихся, особенно на начальном этапе обучения, неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Стоит отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент ранее пройденный материал изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не даст надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на уроках немецкого языка здоровьесберегающих технологий. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, во-первых, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, а во-вторых, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость, т. е. релаксирующие упражнения. В разное время разработкой проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку занимались Н.К. Смирнов, Б.Ф. Базарный, Л.Ф. Тихомирова, В.Н. Зайцев и другие ученые. Новизна данной работы состоит в том, что нами рассматривается проблема использования здоровьесберегающих технологий не только применительно к изучению немецкого языка в начальной школе, но и применительно к урокам в основной школе. Таким образом, цель данной методической разработки – разработка для учителей немецкого языка цикла здоровьесберегающих, релаксирующих упражнений, которые можно выполнять прямо на уроке. Для этого были определены следующие задачи:
1. Релаксация. Что это такое? Что означает модное слово «релаксация»? Зачем нужно это состояние, чем оно полезно для организма и как его достичь? Термином «релаксация» (от лат. relaxation – расслабление) обозначается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. Релаксация – это явление, противоположное по своему влиянию на организм стрессу. Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий. Если говорить о негативных последствиях стресса, то его основные признаки проявляются в ощущениях усталости, раздражения, ухудшения работоспособности, повышенной восприимчивости к болезням. Состояние релаксации - это состояние психофизиологического комфорта, полной психоэмоциональной разгрузки. В этом состоянии мозг начинает работать намного продуктивнее. Как показали новейшие исследования психологов, физиологов, лингвистов использование в учебном процессе состояния релаксации является одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности обучения. В особенности это относится к изучению иностранных языков. Состояние релаксации, способствующее значительному повышению продуктивности умственной деятельности, с полным основанием называют состоянием творческого отдыха. В этом состоянии мозг максимально открыт для восприятия новой информации, в нем максимально эффективно протекают ассоциативные процессы, обеспечивающие ее запечатление. Даже если школьник начал свои занятия в состоянии утомления, небольшая «пауза» в релаксационном состоянии позволит снять усталость, восстановить творческий потенциал и высокую работоспособность. На этом фоне без всяких усилий память надежно запечатлевает новые слова и выражения. Отдых необходим человеку. Полноценно работать и получать удовольствие от жизни можно только в том случае, если ребенок полноценно отдыхает. Иначе нервная система в один прекрасный день не выдержит нагрузки и сорвется. Некоторые люди пытаются заставить организм отдыхать при помощи искусственных средств типа лекарственных препаратов или алкоголя. Но это тупиковый путь. Организм привыкает к одним лекарствам и ему требуются уже другие, более сильные. Польза от систематических сеансов релаксации признана современной психотерапией. Более того, релаксация фактически служит основой для большинства современных психотерапевтических методик. Особенно важное значение релаксация приобрела во второй половине XX века, когда в развитых странах резко возрос темп жизни, люди стали меньше спать и стали более подвержены стрессу. А разрушительное влияние психологического стресса на организм доказано уже давно.
Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной. Здесь мы будем говорить именно о произвольной релаксации. В научной и в методической литературе встречаются разные типологии релаксации. В общем можно выделить три основных типа:
Мышечная релаксация приобрела большое значение как средство противодействия ежедневному стрессу. Теоретически все мышцы тела человека поддаются релаксации, даже те, которые управляются мозжечком неосмысленно. Известны мастера йоги, которые после долгих тренировок научились расслаблять даже миокард вплоть до полной остановки сердца, что было зафиксировано документально. Однако такое искусство мышечной релаксации приходит с годами тренировок. В целом же, есть 4 группы мышц, расслаблять которые не рекомендуется, это сердечная мышца; мышцы мочевого пузыря; мышцы кишечника. Когда задумываешься о процессе дыхания, оно сразу же сбивается с ритма. Многие научные труды о физиологии дыхания совершенно не учитывают того, что во время дыхания происходит не только обогащение тканей кислородом и вывод углекислого газа, но и получение организмом энергии от окружающей среды. Оба эти процесса осуществляются посредством органов дыхания, но они совершенно не схожи друг с другом. Дыхание может быть глубоким или поверхностным. При этом в поверхностном типе дыхания участвует только дыхательный объем воздуха. Если же дыхание глубокое, то воздух, который всасывается в легкие, объединяет в себе и резервный и дополнительный. Количество вдохов за единицу времени при этом тоже различно. Если Вы дышите поверхностно, то за шестьдесят секунд можете сделать до восемнадцати вдохов, а при глубоком дыхании получится максимум восемь вдохов. Для организма очень вредно глубокое быстрое дыхание. При этом нарушается обмен веществ, может наблюдаться изменение артериальное давление, основные органы будут страдать от нехватки углекислого газа, который им необходим. Маленькие дети дышат только поверхностно, чем старше становится малыш, тем меньше вдохов за минуту он совершает. Дыхание человека наиболее полно и совершенно от двадцати - до сорокалетнего возраста. Постепенно в органах дыхания начинаются процессы деградации. Движение – это жизнь. Кому принадлежит эта фраза, большинство из нас уже не припомнит, но в справедливости этого высказывания никто не сомневается. В разные времена многие ученые задумывались о том, каким образом человек может получать жизненную энергию и как эффективнее ее усваивать. По мнению некоторых ученых наибольшее количество энергии содержится в ледяной воде и воздухе. Другие ученые считают, что, получая энергию извне, человеческий организм лучше распределяет ее, активно двигаясь. Некоторые ученые считают, что восстановительные процессы в организме проходят исключительно при повышенных физических нагрузках. Почему ученые склоняются к таким мнениям, и как происходит получение энергии человеком из окружающей среды, а также ее использование:
Скорее всего, у Вас не вызывает сомнения тот факт, что малыши растут, только постоянно двигаясь. Природа создала наше тело для движения. Многие системы и органы деградируют и претерпевают патологические изменения, если не подвергаются постоянным движениям. Движение обеспечивает постоянную циркуляцию всех биологических жидкостей как в поверхностных слоях кожи, так и в глубине организма. На каждый миллилитр крови приходится до семи тысяч квадратных сантиметров площади кровеносных сосудов. Если человек двигается меньше, то все процессы в его организме замедляются, в том числе и движение биологических жидкостей. В том числе замедляется и выделение продуктов распада из организма. Накапливаются токсины и ядовитые вещества, которые по кровяному руслу переносятся ко всем органам и отравляют все тело. В некоторых трудах натуропатов существует даже такой термин, как «токсины усталости». Это состояние характерно для тех людей, которые вроде бы и не болеют ничем, но из-за сидячего образа жизни чувствуют себя вялыми и слабыми. Итак, все биологические жидкости должны быть в постоянном движении. Это обеспечивает бесперебойную работу внутренних органов. Для этого незаменимым является любая физическая нагрузка.
К наиболее известным и получившим распространение техникам релаксации относятся:
Это тренировка расслабления широко открытых глаз и прекрасный психический отдых. Кстати, один из приемов йоги для отдыха и самогипноза - созерцание точки с расстояния около 5 метров в течение 10 - 20 минут. |
Творческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2 Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка | Экспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в... Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий | ||
На уроках немецкого языка ... | Проектная методика на уроках немецкого языка с применением регионального компонента Описание методической разработки с использованием проектной методики учителя немецкого языка высшей категории моу дсош №2 Домбаровского... | ||
На уроках немецкого языка На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение опыта работы учителя немецкого языка мбоу краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа Сакмарского района Слонь... | ||
Методические разработки разделов и тем курса немецкого языка «Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,... | «Формирование коммуникативно-компетентностной личности в условиях... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И., Сергеева Т. М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое... | Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
М. Горького Сборник дидактических игр для развития познавательных... Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека | Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную... | ||
Муниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки»... Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий | Самообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках... В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,... | ||
Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для учащихся основной средней школы Выберите модальный глагол, подходящий по смыслу, и поставьте его в правильной форме | Заседание мо классных руководителей. Формирование здоровьесберегающей... План воспитательной работы гбоу сош с. Ягодное на II полугодие 2011/2012 учебный года |