Скачать 59.15 Kb.
|
Информационно-педагогический модуль Обобщение опыта работы учителя немецкого языка МБОУ Краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа Сакмарского района Слонь Валентины Васильевны по проблеме «Учебная мотивация и способы её повышения на уроках немецкого языка». I.Теоретическая база опыта 1. Бим, И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей./И.Л. Бим //Иностранные языки в школе. - 1989. - №1.-139с. 2. Божович, Л.И.. Избранные психологические труды. /Л.И. Божович. - М.: Просвещение. – 1995. – 213с. 3. Божович, Л.И. Проблема формирования личности.- 2 изд. /Л.И. Божович - М.: Просвещение. – 1997. - 334с. 4. Борисова, Е.М. Проект на уроках немецкого языка./Е.М. Борисова //Иностранные языки в школе. - 1998.- №2.- С. 27- 31 5. Венедиктова, С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка./С.Л. Венедиктова //Иностранные языки в школе.-2002.-№1.- С.11-14 6. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. /Л.С. Выготский //Вопросы психологии.- 1996 - №6. – С. 4-10 7.Дешевая, И.В. Применение игры для создания положительной мотивации на занятиях по иностранному языку. /И.В. Дешевая - Ижевск.-2000.- 231 с. 8.Дубровина, М.И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы / М.И, Дубровина //Иностранные языки в школе -1978 - №1.- С. 34-40 9. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. /В.К. Дьяченко - М.: Просвещение.- 1991. – 222с. 10. Зимняя, И. А. Проектная методика в обучении английскому языку./И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова //Иностранный язык в школе. -1991- №3.- С. 9-13 11. Лащикова, И.И. Игра как методический приём усвоения числительных на начальном этапе./И.И Лащикова //Иностранные языки в школе. -№5. -2006.- С. 29-30 12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя. /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлова - М.: Просвещение. - 1990 - 192с 13. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. /М.В. Матюхина. - М.: Просвещение. – 1984. - 298с. 14. Мотивация в изучении иностранного языка на примере немецкого языка //Образование и общество.-2006.- №4. -106 с. 15. Павленко, И.А. Использование проектной методике в обучении детей старшего школьного возраста / Павленко И.А. //Иностранные языки в школе. -2003. - №5.-С57-58 16. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. /Е.С. Полат //Иностранные языки в школе.- 2000. - №2.- С.3-10 17. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка./ Е.С. Полат.//Иностранные языки в школе.- 2000.- №3.- С.3 - 10 18.Эльконин, Д. Б. Психология игры.-2-е изд.- /Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 360с. 19. Филатов, В.М. Методическая типология ролевых игр./В.М. Филатов //Иностранные языки в школе. -№2.- 1998. – С. 32-38 20. Формирование интереса к учению у школьников / Под. Ред. А.И. Марковой. – М.: Просвещение. - 1986. – 321с. 21. Черноголовая, Н.Н. Дидактическая игра, как способ развития у учащихся V-VI классов интереса к изучению иностранного языка. /Н.Н. Черноголовая.//Иностранные языки в школе. - 2006.- №6. – С. 28-32 22. Утюгина, Г.М. Релаксация на уроках иностранного языка.//Иностранного языка.- 2003. - №3.- С. 54-57 23.Мягкова, Е.В. Игры при обучении немецкому языку./Е.В. Мягкова //Иностранные языки в школе.- 1989.- №1. – С. 54-57 24. http://www.school 32. ru 25.http:// www.tgngu. tyumen. ru 2. Теоретические основы изучения проблемы. Управление мотивацией к изучению иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в школе. Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокие знания мотивов учения школьника, и, во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. Поскольку мотивация - явление многогранное, то содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для её поддержания. В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию. В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию. Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровень мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. 3. Основополагающие принципы данного опыта являются:
4. Условия возникновения и становление опыта:
5. Сущность опыта
6. Новизна предусматривает:
7. Система работы учителя по данной проблеме и её результативность:
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. Метод проектов характеризуется высокой коммуникабельностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Поэтому проектная деятельность является важным средством повышения мотивации к изучению ИЯ. В проектной деятельности весь учебный процесс ориентирован на учащегося, на его интересы, жизненный опыт. Очень важно, что часть проектов, например, «Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde» ( 7 кл), «Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes»,(7кл.), «Gesund leben» (10кл.) предполагают конечным результатом конкретную деятельность, что очень значимо для подростков.
В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. В игре дети черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой важнее, чем знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности знаний - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения Результаты освоения учащимися образовательных программ стабильны: за последние 3 года качество знаний составило соответственно 54%, 56%. 56%. при 100% успеваемости. Хороший уровень мотивированности обучающихся подтверждается показателями результативности педагогической деятельности учителя иностранного языка (немецкий язык) Слонь В.В., что свидетельствует о достаточно высоком качестве обучения иностранному языку данным учителем. |