Программа
«Здоровая школа» Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44»
города Оренбурга
г.Оренбург – 2006 г.
Введение. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого ученика, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны.
Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
В условиях многопрофильной, адаптивной школы №44 проблема сохранения и укрепления здоровья особенно актуальна ввиду неблагоприятной экологической обстановки региона, повышенной утомляемости учащихся, учителей, гиперактивности. По результатам функциональной диагностики учащихся 1 «а» класса (2004 г.).
У 36% детей выявлен сколиоз, различные отклонения опорно-двигательного аппарата – у 32%, нарушение осанки – у 21%, здоровых детей – 10%.
Выше указанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Объект исследования- пути сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном процессе. Предмет – пути сохранения и укрепления здоровья уч-ся в условиях образовательного процесса. Цель – разработка путей сохранения и укрепления здоровья уч-ся и мотивация ЗОЖ в условиях образовательного процесса. Задачи:
Изучить психолого-медико-педагогическую литературу по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся в условиях образовательного процесса адаптивной разноуровневой многопрофильной школы.
Создать материально-техническую базу для реализации программы.
Разработать рекомендации для родителей содержания здоровье сберегающей, здоровье укрепляющей деятельности ребенка в неучебное время.
Определить критерии и показатели изучения динамики здоровья учащихся школы.
Мы строили свою работу, опираясь на предложение о том, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся при стабильных результатах обучения будет успешным, если образовательный процесс будет реализовывать следующие условия - выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
- правильно организовывать место и время учебной деятельности;
- применять здоровье сберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе школы (упражнения для глаз, осанки, сочетание разных видов деятельности и др.);
- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Сроки: 2004-2009 год
Ожидаемые результаты - мотивация обучающихся по ЗОЖ; сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения; сформированность общеучебных умений, навыков. Снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов. Выработка у учащихся форм поведения, помогающие избежать опасностей для жизни издоровья. Общая успешность обучения уч-ся – не ниже 50%.
I Теоретическая деятельность. Цель: изучить научно-педагогическую литературу, психолого - медико - педагогическую литературу по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся в условиях образовательного процесса разноуровневой адаптивной многопрофильной школы.
Учебный год
| Мероприятия
| Ответственные исполнители
| Планируемый результат
| 2004-2009
| 1Анализ состояния здоровья учащихся. 2.Анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», (анкетирование, наблюдение)
| ЗД по УВР
ЗД по УВР,
учителя
| Результаты состояния здоровья учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
|
| 3.Изученеие научно-методической литературы по данному вопросу.
4. Научно-теоретические, практические семинары
- Психологические, личностно-ориентированные и коррекционно-развивающие программы и технологии в образовании;
- Качество знаний:
- Использование современных личностно-ориентированных технологий, способствующих его ориентированию;
- Воспитательное пространство, воспитательная система: единство и противоречия.
- Условия перехода от воспитательной системы к воспитательному пространству 5.Примерные темы педагогических педсоветов:
- Совершенствование организационно-педагогических, нормативно-правовых условий для обеспечения качества и эффективности образования и воспитания в МОУ «СОШ №44».
- Системный подход в формировании образовательного и воспитательного пространства школы через взаимодействие с образовательными и воспитательными центрами города.
- Конкурентноспособна ли школа сегодня
- Пути повышения качества учебно-воспитательного процесса через внедрение технологий научного анализа педагогической деятельности
- Социальное партнерство как основа компетентностного подхода в системе конкурентноспособной школы
| ЗД по УВР
Учителя школы. Заместитель директора
| Обогащение научными знаниями педагогов в школе по
Повышение теоретических знаний
Координация деятельностью педагогического коллектива, учащихся, родителей
| Ежегодно
| 6.Рассмотрение вопроса о состоянии здоровья учащихся на совещаниях при директоре и ЗД по УВР
| Директор,
ЗД по УВР, учителя
| Планирование деятельности учреждения на новый учебный год
| Ежегодно
| 7.Постоянно действующие семинары, беседы, лекции для учащихся, педагогов, родителей.
| Директор,
ЗД по УВР, учителя
| Повышение теоретических знаний
|
II Практическая деятельность Цель: организовать учебно-воспитательный процесс школы, способствующий сохранению и укреплению здоровье учащихся, а так же, создать условия на формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
2.1. Организационно-педагогические условия
Учебный год
| Мероприятия
| Ответственные исполнители
| Планируемый результат
| 2004-2005
2005-2006
2006-2007
2007-2008
2008-2009
| 1.Изучение процесса взаимодействия «учитель-ученик» и степени реализации личностно-ориентированного обучения с позиции валеологии через посещение уроков.
| Директор
Заместитель директора
| Здоровьесберегающий урок
|
2004-2005
2004-2009
| 1.Подготовка учителей для
работы в классе КРО 2.Организация выездных курсов на базе школы для педагогов
| Директор
Заместитель директора
| Команда учителей, готовая работать по коррекционно-развивающим программам в начальной школе.
| 3.Подготовка программно-методического обеспечения и психологического обеспечения
4 Открытие класса КРО (в параллели 5-х классов)
5.Психолого-педагогическое сопровождение школьная комиссия МПП
6.Корректировка работы
| Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР, психолог школы
| Обучение детей по коррекционно-развивающим программам Своевременная помощь, корректировка мотивационного процесса, физического развития в соответствии с физическими возможностями. Адаптация.
|
2004-2009
| 1. Открытие спецмедгруппы
2004-2005-1 гр.
2005-2009 – 2 гр.
| Заместитель директора по УВР
| Обучение групп детей по щадящим программам физического воспитания
| 2.Организация горячего питания, с целью увеличения охвата, введение в рацион питания витаминов и йодсодержащих препаратов
2004-2005. – 67%
2005-2006 – 69%
2006-2007- 70%
2007-2009- 75%
| ЗД по УВР
| Уменьшение заболеваний кишечно- желудочного тракта. Осознанное отношение к сбалансированному питанию.
| 2005-2009
| 5. Открытие и работа группы ГПД:
2004-2005-3 гр. (2 гр. начальная школа, 1 гр. – «кадеты»)
2005-2006 – 4 гр. (2 гр. начальная школа, 2 гр. – «кадеты»)
2006-2009- 4 гр. – (1 гр. начальная школа, 3 гр. – «кадеты»)
| ЗД по УВР
| Условия для здоровому образу жизни и развитие умений учащихся к самоорганизации.
|
2005-2009
| 1.Внедрение медико-психологических требований к построению учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, физминутки на опорно-двигательную систему, зрительную)
| ЗД по УВР
Учителя
| Снижение заболеваний у учащихся опорно-двигательной системы, улучшение зрения
| 2.Введение в учебный план школы нового предмета «Наука о здоровье для 9-х классов»
| Директор. Заместитель директора по УВР
| Осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре
| 2.2. Профилактические мероприятия во время учебного процесса Цель: улучшить медицинское обслуживание учащихся школы. Пропаганда здорового образа жизни.
Учебный год
| Мероприятия
| Ответственные исполнители
| Планируемый результат
|
2004-2009
| 1.Ежедневные углубленные медосмотры
| ЗД по УВР мед. работники школы
| Мониторинг состояния здоровья учащихся
| 2.Постоянный контроль выполнения и соблюдения санитарных норм и предписаний органов надзора
| Санэпидстанция,
ЗД по УВР
| Улучшение условий для обучения учащихся
| 3.Профилактические прививки
| Мед. работники школы
| Снижение численности болеющих гриппом, краснухи
| 4 Осуществление профориентации учащихся через работу ИПЦ (открытые мероприятия, беседы и лекции с привлечением врачей наркологов, гинекологов)
| ЗД по УВР
Классные руководители
Работники ИПЦ
| Осознанное отношение к собственному здоровью и физической культуре
|
2004-2005
| 1.Витаминизация учащихся школы с 1 по 11 класс; фиточай
| ЗД по УВР мед. работники школы, родители
| Повышение иммунитета у учащихся в зимний период
| 2.Профилактические беседы на классных часах
| Классные руководители
| Осознанное отношение к собственному здоровью учащихся.
|
2005-2006
| 1.Обследование специалистами поликлиники №6 учащихся 7-11 классов
| Директор, мед. работники поликлиники
| Своевременное выявления заболеваний у учащихся с последующим направлением на лечение
| 2.Профилактические беседы для начальной школы, проводились лекторской группой старшеклассников (9в кл)
| Социальный педагог школы
| Возбудить интерес у учащихся начальной школы к своему здоровью
|
2.3. Внеурочная деятельность Цель :организация внеурочной деятельности учащихся и педагогов школы для успешной реализации программы.
2004-2009
|
1.Организация спортивных секций при школе 2004-2005-28
2005-2006-28
2006-2007-29
2007-2009-30
2. Организация КТД
- « Я за здоровый образ жизни»
- «По страницам «Красной книги » Оренбуржья» ( о лекарственных травах ) 3.Организация дискуссий, бесед, лекций, занятий для учащихся школы и их родителей
|
ЗД по ВР
ЗД по ВР ЗД по УВР, психолог школы, соц.педагог
|
Укрепление физического здоровья, развитие личности Укрепление физического здоровья, развитие личности
Обогащение теоретическими знаниями
| 2004-2009
Ежегодно
| 4 Организация посещения спорткомплекса «Юбилейный»
Учащимися 1-11 классов, учителями, желающими родителями
5. Дни здоровья в школе.
| Директор,
ЗД по ВР
ЗД по ВР, учителя физической культуры
| Закаливание и оздоравливание
Учащихся, учителей, родителей
Развитие и укрепление физического здоровья
| 2004-2009
| 4 Осуществление профориентации учащихся через работу ИПЦ (открытые мероприятия, беседы и лекции с привлечением врачей наркологов, гинекологов) во внеурочное время
| ЗД по УВР Классные руководители
Работники ИПЦ
| Осознанное отношение к собственному здоровью и физической культуре
| Ежегодно
| Участие в спортивных соревнованиях округа, города
| Учителя физической культуры
| Развитие и укрепление физического здоровья
| Ежегодно
| Участие военно-спортивной игре «Зарница», «Орленок»
| Учителя ОБЖ, учителя физической культуры
| Осознанное отношение к собственному здоровью и физической культуре
| Ежегодные
| Выезды на природу с родителями
- «Осенний марафон»
- «Зимние забавы»
- «Масленица »
| Классные руководители
| Развитие и укрепление физического здоровья
|
2.4. Материально-техническое сопровождение Цель: создание определенной материально-технической базы для успешной реализации программы.
Учебный год
| Мероприятия
| Ответственные, исполнитель
| Планируемый результат
|
2004-2005
| 1.Оборудование двух кабинетов для медицинских работников:
-процедурный
-приемный
| Директор
| Повышения уровня мед. обслуживания учащихся школы
| 2.Оборудование классов подсветкой для доски в начальной школе
| ЗД по АХЧ. Классные
руководители
| Снижение заболеваний органов зрения
| 3. Оборудование и капитальный ремонт 2-х спортивных залов
| ЗД по АХЧ
| Улучшение условий проведения уроков физической культуры
| 4. Ремонт и введение в эксплуатацию 2-х душевых, туалета в спортзале основной школы
| Директор
ЗД по АХЧ
| Улучшение гигиенических условий для проведения уроков физической культуры
| 5.Изготовление стульев для столовой (50 шт.)
| Учитель технологии, учащиеся
школы
| Комплектование мебели для столовой
|
2005-2006
| 1. Оборудование стационарного стоматологического кабинета:
-капитальный ремонт
-оборудование
| ЗД по АХЧ
| Постоянное профилактическое обследование и лечение зубов уч-ся школы
| 2.Оборудование классов основной школы подсветкой для доски
| Классные руководители
ЗД по АХЧ
| Снижение заболеваний органов зрения
| 3.Замена штор на жалюзи в учебных классах начальной школы
| Классные
руководители
| Улучшение освещения
| 4.Ремонт и введение в эксплуатацию 2-х душевых, туалета, 2-х раздевалок в спортзале начальной школы
| Директор. ЗД по АХЧ
| Улучшение гигиенических условий для проведения уроков физической культуры
| 5. Приобретение обеденных столов и стульев для столовой
| Директор. ЗД по АХЧ
| Увеличение посадочных мест для организации горячего питания
|
2006-2007
| 1.Оборудование «комнаты личной гигиены» для девочек старшеклассниц (8-11 кл.)
| ЗД по АХЧ
| Улучшение гигиенических условий для обучения старшеклассниц
| 2.Замена штор на жалюзи в учебных классах основной школы (частично)
| Кл.руковод.
| Улучшение освещение в учебных классах
| 3. Приобретение мебели в 3-х кадетских классах
| Директор
| Обновление школьной мебели
| 2006-2009
| Приобретение нового технологического оборудования для столовой
| ЗД по АХЧ
| Улучшение работы школьной столовой
| 2006-2007
| Капитальный ремонт и оборудование тренажерного зала для учащихся, учителей, родителей
| Директор, ЗД по АХЧ, учителя физкультуры
| Благоприятные условия для физического развития учащихся. Учителей, родителей
| Ежегодно
| Расстановка мебели и маркировка в учебных классах
| Кл. руководители, ЗД по УВР
| Благоприятные условия для обучения
| 2007-2009
| 1. Капитальный ремонт и оборудование комнаты психологической разгрузки в начальной школе
| ЗД по АХЧ, психологи
| Улучшение работы психологической службы школы
| 2007-2009
| Приобретение физиотерапевтических приборов, медикаментов для медицинского кабинета , выполнение предписанных процедур.
| Попечительский совет, медработники
| Улучшение медицинского обслуживания учащихся, учителей школы
|
2.5. Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей. Цель: изучение состояния здоровья учащихся и учителей школы.
Учебный год
| Мероприятия
| Ответственные, исполнитель
| Планируемый результат
| 2004-2009
| 1.Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений
| Мед.работники школы
| Данные о состоянии здоровья учащихся
|
| 2.Осмотр специалистами по показаниям здоровья
| Медработники школы
| Своевременное направление на лечение
|
| 3. Анализ состояния здоровья, выявление тенденций
| ЗД по УВР
| Динамика состояния здоровья учащихся
| 2004-2005 (на начало года)
| 1 гр.-72-62%
2гр.-873-75%
3гр.-216-18,5%
4гр.-3-0,25%
| Медработники, ЗД по УВР
| Данные о состоянии здоровья учащихся
| 2005-2006 (на начало года)
| 1 гр.-70-60%
2гр.-851-74%
3гр.-203-17%
4гр.-3-0,25%
| Медработники, ЗД по УВР
| Данные о состоянии здоровья учащихся
| 2006-2007 (на начало года)
| 1 гр.-63-59%
2гр.-527-51%
3гр.-167-15%
4гр.-2-0,14%
| Медработники, ЗД по УВР
| Данные о состоянии здоровья учащихся
| 2004-2009
| 4.Ежегодное изучение психологической службы школы адаптации 1х, 5х, 9х, 10х классов. Анализ полученных результатов.
| Психологи школы, ЗД по УВР
| Координационная деятельность пед. коллективом
| 2004-2009
| Проведение психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся из «группы риска», методические рекомендации по работе с этими детьми.
| Психологическая служба школы
| Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности
| Ежегодно
| Снятие стрессогенных ситуаций
| Психологическая служба школы
| Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности
|
|