Скачать 77.7 Kb.
|
Практическая часть. Цель нашей исследования – выявить влияние различной концентрации питательных веществ на выживаемость и плодовитость дрозофил с некоторыми мутациями. Для проведения эксперимента мы использовали две мутации плодовых мушек Drosophila Melanogaster: с нормальным, обычным генотипом и с мутацией White (Белые Глаза). Рис.1 Дрозофилы с нормальным генотипом (справа) и дрозофилы с мутацией белые глаза (слева) Рис.2 Дрозофилы с мутацией белые глаза Рис.3 Дрозофилы с нормальным генотипом Для достижения нашей цели мы поставили себе следующие задачи:
2. Отработать механизм пересаживания дрозофил из одной пробирки в другую. 3. Уметь определять пол мух для точного их подсчёта, отбирать особей, наиболее подходящих для дальнейшего развития. 4. Изучить влияние ограничения количества питательных веществ в среде на плодовитость, скорость развития и выживаемость двух мутаций дрозофил. 5. Анализировать все получаемые результаты, выявлять зависимость количества потомства и его выживаемость от типа мутации и концентрации питательных веществ в среде.
Было предложено три рецепта приготовления: 1-ый РЕЦЕПТ. Главным элементом данной смеси являются дрожжи и вода, дополнительными элементами – сахар, изюм или меласса. Чтобы смесь имела желеобразную консистенцию, в нее добавляют агар или желатин. Необходимо соблюдать следующие пропорции: - дрожжи – 60 гр; - изюм – 40 гр; - агар (или желатин) – 6 гр; - манная крупа – 40 гр; - вода – 1 л. Смесь варят 1,5 часа, затем охлаждают и разливают по сосудам, после чего по поверхности разбрызгивают суспензию дрожжей. Для приготовления суспензии берут дрожжи, взбалтывают, и пока клетки дрожжей не осели, разбрызгивают приготовленную смесь. Поскольку личинки дрозофил быстро разжижают смесь и могут в ней утонуть, через 5-6 дней на поверхность питательного субстрата кладут куски поролона. Можно сделать смесь более плотной за счет увеличения количества агара (до 10-12 гр), тогда надобность в поролоне отпадает. 2-ый РЕЦЕПТ. Составляющие части: - дрожжи – 30 гр; - агар (или желатин) – 10 гр; - манная крупа – 110 гр; - сахарный сироп – 30 гр; - вода – 1 л. Для приготовления смеси манную крупу размешивают с водой, добавляют агар, дрожжи и сироп. Смесь уваривают на слабом огне, охлаждают и разливают по сосудам слоем высотой около 2 см. Периодическое разбрызгивание по поверхности этого субстрата суспензии дрожжей стимулирует откладывание яиц дрозофилами. На одной порции смеси можно вырастить 2-3 поколения мушек. Для такой питательной среды нет необходимости в поролоне, поскольку мы увеличили количество желатина (агара). Поролон может препятствовать вылуплению личинок и их выходу на поверхность питательной среды. 3-ый РЕЦЕПТ. Составляющие части: - дрожжи – 90 гр; - агар (или желатин) – 15 гр; - меласса – 90 гр; - вода – 1 л. В питательную среду можно также добавлять измельчённые кусочки фруктов (яблок, банан, груш), сладкую рисовую или пшенную кашу и т. д. Смесь уваривают до однородной массы, охлаждают, разливают по пробиркам. Мы остановились на втором рецепте, так как он оказался самый эффективный: легко готовится, быстро застывает, среда получается не слишком жидкая для мух. Другие рецепты либо были более трудоемкими, либо некоторые ингредиенты трудно найти в магазине (например, мелассу). Также на выбор повлияло то, что приготовленная нами среда была похожа по составу на изначальную, в которой находились привезённые из МГПУ дрозофилы. На этой среде дрозофилы жили около недели, после недели среда стала подсыхать и портиться.
Для пересадки в другие пробирки с питательной средой мух надо сначала усыпить. В качестве усыпляющего средства мы использовали диэтиловый эфир (Н5С2-О-С2Н5). При работе с диэтиловым эфиром важно соблюдать правила безопасности: не допускать попадания эфира на поверхность кожи и слизистых, избегать излишнего испарения эфира, так как, попадая через дыхательные пути в организм человека, может вызывать отравление. А так как дрозофилам хватало буквально капли эфира, чтобы заснуть, мы использовали обыкновенный медицинский шприц с иголкой, потому что игла легко проникала сквозь ватный слой, и можно было дозировать количество эфира. В случае если мухи не засыпали, мы помещали ватку, пропитанную диэтиловым эфиром в пробирку. Когда мушки засыпали, мы выкладывали их на стол и подсчитывали количество особей мужского и женского пола. Процесс первой пересадки проходил так: мы капнули каплю диэтилового эфира в пробирку, дождались, пока все мухи не упали на дно пробирки и не уснули, затем мы высыпали их на стол, подсчитали количество особей мужского и женского пола и пересадили попарно каждой особи в несколько пробирок. Большинство пересаживаний таким образом проходили удачно, однако бывали случаи, когда дрозофилы долго находились в активном состоянии, и их приходилось усыплять большим количеством диэтилового эфира.
Различить дрозофил по полу несложно: у самок длинное белое брюшко, у самцов короткое и серое/чёрное. Рис.3 Сравнение мужской и женской особей дрозофил Внешне самки и самцы дрозофилы очень различаются. Самки крупнее самцов: в длину они достигают максимум 5 мм, в то время как самцы - всего лишь 2-3 мм. Брюшко у самки удлиненное и несколько округлое с заостренным концом. Самцы дикого типа дрозофил имеют небольшое цилиндрическое брюшко с тупым концом, которое окрашено в серо-черный цвет. Дикий тип дрозофил также имеет красные глаза и нормальные крылья, то есть их признаки представлены доминантными генами. Drosophila White практически ничем не отличаются по внешности от Drosophila Melanogaster, за исключением цвета глаз: у мушек с нормальным генотипом они красного цвета, у мутантных – бесцветные. За выработку пигментов цвета глаз дрозофил отвечает несколько генов. Если же в одном из этих генов возникает мутация, влияющая на выработку пигмента (в диком типе цвет глаз – смесь красных и коричневых пигментов), то цвет глаз проявляется как белый. Рис.5 Сравнение мушек с нормальным генотипом и мутацией Белые Глаза После подсчёта мы отбирали наиболее здоровых, как нам казалось, дрозофил и сажали в новую среду. Сначала мы сажали каждую мутацию группами (по 6-8 особей сразу). Но для такого количества мух и их потомства пространство было слишком маленьким, и они в скором времени могли погибнуть. Тогда мы сажали их попарно, но и это оказалось неудачей, так как не всегда мухи скрещивались и давали потомство. Оптимальным оказалось помещать дрозофил по 2 самца и 2 самки, так больше вероятности получения потомства и снижение избыточного количества особей в среде. Это оказалось также оптимальным вариантом потому, что пространство для мух было небольшим и самих пробирок было ограниченное количество. Условия для содержания дрозофил должны быть определеными. Температура не должна превышать 25˚С, иначе мушки погибнут; при более низких температурах – затормозятся процессы жизнедеятельности мушек. Также воздух не должен быть слишком влажным, так как повышенная влажность – отличная среда для развития спор плесневых грибов, а они могут проникать куда угодно. Не смотря на соблюдение условий разведения дрозофил, иногда в пробирке с питательным субстратом и дрозофилами появлялась плесень, что являлось большой проблемой. Мы предпринимали меры по удалению плесени: пересаживали мух в другую чистую пробирку, но в большинстве случаев это не помогало, так как плесневые грибы переносились вместе с мухами, и среда заражалась снова. Заплесневевшие пробирки приходилось выбрасывать. Изучив диплом Екатерины Воробьёвой, мы узнали, что в борьбе с плесенью можно использовать пропионовую кислоту (Н3С-СН2-СНООН), добавляя её в питательную смесь. Она убивает споры плесневых грибов.
В течение трёх месяцев мы вырастили несколько поколений мух на нормальной среде, наблюдали за скоростью развития и количеством потомков. Дрозофилы с мутацией «Белые Глаза» погибли раньше, чем мы ожидали. Точных причин мы не можем установить, но есть предположение, что причиной гибели стал тот факт, что организм с какой - либо мутацией слабее организма с нормальным генотипом (если только эта мутация не является полезной). В январе эксперимент перешел на следующий уровень – с изменением концентрации питательных веществ в среде: мы уменьшали процент содержания манной крупы как основного источника питательных веществ на 15%, 30% и 50%; и смотрели на влияние изменений: меняется ли длительность жизни, количество потомков, и количество невылупившихся из куколок мух; пытались выявить закономерность получаемых результатов от концентрации питательных веществ в среде. Условия развития мух были одинаковы и соответствовали контрольной группе, пересаживали дрозофил по отработанной схеме. Мы приготовили по четыре пробирки с разной концентрацией субстрата, пересадили по четыре особи в каждую пробирку и наблюдали за развитием дрозофил, продолжительностью их жизни и количеством потомков. Как видно из диаграмм, дрозофилы с нормальным типом оказались более жизненно устойчивые, чем дрозофилы с мутацией "Белые Глаза", хотя условия и время развития были одинаковыми. Рис.6 Диаграмма, показывающая количество потомков дрозофил с диким генотипом, получившееся за определённый период Рис.7 Диаграмма, показывающая количество потомков дрозофил White, получившееся за определённый период Результатом эксперимента с уменьшением концентрации питательных веществ стало то, что дрозофилы жили дольше всего в среде с 30%-ым содержанием субстрата. В среде с 15%-ым содержанием выживаемость и количество потомков также повысились по сравнению со средой с нормальной концентрацией. Результатом обитания в 50%-ом субстрате явилась смерть всех взрослых особей. Рис.8 Диаграмма, показывающая зависимость количества потомков дрозофил от концентрации питательных веществ Рис.9 Диаграмма, показывающая количество потомков дрозофил в средах с разной концентрацией питательных веществ Также мы сравнивали результаты, которые получились у нас и украинских ученых. Есть несколько различий в нашем исследовании и их исследовании, что может объяснить небольшую разницу в полученных результатах:
|
Урок «Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ» Цель: по экспериментальным данным установить зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ | «Можно ли жить и не дышать?» Образовательная цель: сформировать знания о дыхании, состоящем из двух процессов: газообмена, процесса окисления питательных веществ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная цель: сформировать знания о дыхании, состоящем из двух процессов: газообмена, процесса окисления питательных веществ... | Наука, изучающая процессы жизнедеятельности живых организмов А нервной регуляции б транспорта питательных веществ в связи организма с внешней средой | ||
Темы рефератов физический и технический вакуум. Особенности сушки... Методы определения вязкости жидкости. Использование этих методов для исследования веществ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разъяснить работу нефронов, осуществляющих выделительную функцию наряду с ревизией питательных веществ | ||
Лекция 1 Предмет и задачи науки о кормлении. Химический состав кормов... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить особенности строения органических веществ, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов | ||
Тема урока: «Кристаллические решетки» «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявить зависимость свойств веществ от типов «кристаллических решеток», химической связи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучили состав семян, выработали практические умения по обнаружению питательных веществ в семени, на основе опытов выяснили, какие... | ||
Влияние содержания тяжелых металлов в кормах на плодовитость кобыл... Официальные оппоненты: Швецов Николай Николаевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры разведения и частной зоотехнии... | Метаболизм: фазы и стадии. Общий путь катаболизма Формирование представлений о метаболизме как совокупности взаимосвязанных ферментативных реакций в клетке, специфических и общей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: определить факторы среды обитания и выявить их взаимное влияние на живые организмы | Реферат. Исследовано влияние кратковременных ингаляций ксенона на... Влияние ксенона на некоторые показатели гормонального статуса и обмена веществ у здоровых лиц | ||
Урок Тема: «Календари и праздники» Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие... | Реферат с элементами исследования тема: «мифология и народные куклы древних славян» Цель исследования состоит в том, что бы представить мифологию в качестве способа осмысления природного и человеческого мира древних... |