Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье)





Скачать 155.22 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье)
Дата публикации19.07.2013
Размер155.22 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ НА БАЗЕ 9 КЛАССОВ

для подготовки к вступительным испытаниям в ГАОУ СПО РБ Башкирский МК

(РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ)

Общие указания

На экзамене по биологии поступающий должен показать:

  1. знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни
    и развития растительного, животного и человеческого организмов; развития живой природы;

  2. знание строения и жизни растений, животных, человека; основных групп растений и
    классификации животных;

  3. умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы
    с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства,
    здравоохранения и т. д. Этому умению придается особое значение, так как оно свидетельствует об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала поступающим.

I. Растения

Ботаника — наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его раз­нообразие, распространение на Земле.

Цветковое растение и его строение.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растения). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней.

Типы корневых систем (стержневая и мочковатая).

Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Понятие о ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жиз­ни культурных растений. Корнеплоды (видоизменение корня). Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасполо­жение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Питание растений из воздуха. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых рас­тений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки листовые и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кро­ны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, древесина, серд­цевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневище, клу­бень, луковица; их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений посредством по­бегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйст­венное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и вен­чик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Цветки однополые и обое­полые. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов, се­мян в природе и жизни человека.

Растение -- целостный организм. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Основные группы растений.

Классификация цветковых растении. Многообразие дикорастущих и культурных цветко­вых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономиче­ских) категориях — вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений.

Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, паслено­вых, сложноцветных. Отличительные признаки растений основных семейств. Формула их цветка.

Класс однодольных растений. Семейство злаковых, семейство лилейных.

Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и хозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Ох­рана редких видов растений. Красная книга.

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распростра­нение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медици­не, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Надцарство. Ядерные организмы. Царство грибов.

Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размно­жение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрож­жи, Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Водоросли. Систематика низших растений. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Нитчатые водорос­ли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

Мхи. Высшие споровые растения (архегониальные). Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.

Папоротникообразные. Папоротник. Строение и размножение.

Хвощ. Плаун.

Семенные растения.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распро­странение хвойных, их значение в природе и хозяйстве.

Покрытосеменные ('цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным усло­виям жизни на Земле и господство в современной флоре. Ароморфоз и идиоадаптация в жизни покрытосеменных растений.

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений.

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и ус­ложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком. Достиже­ния ученых в выведении новых сортов растений. Отечественные селекционеры. Районированные сорта злаковых культур.

Растительные сообщества. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, микроорганизмов, неживой природы в сообществе. Цепи питания. Ярусность над­земная и подземная. Сезонные изменения сообщества.

II. Животные

Зоология — наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходст­во и отличие животных и растений. Классификация животных.

Простейшие. Общая характеристика. Класс корненожки. Обыкновенная амеба. Среда оби­тания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.

Класс жгутиковые. Зеленая эвглена — одноклеточный организм с признаками животного и растения.

Класс инфузории. Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятель­ности. Раздражимость.

Многообразие и значение простейших. Малярийный паразит — возбудитель малярии.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводная полип-гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, раз­нообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы), их значение.

Тип плоские черви. Общая характеристика типа.

Класс ресничные черви. Белая планария — представитель свободноживущих червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.

Класс ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внут­реннего и внешнего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры предупреждения зараже­ния.

Тип круглые черви. Общая характеристика типа. Человеческая аскарида. Внешнее строе­ние. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Вред аскариды. Меры предупреждения заражения. Острица. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа, их многообразие. Класс малощетинковые. Дождевые черви. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный меток. Полость тела. Систе­мы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нерв­ная система. Регенерация. Размножение. Значение дождевых червей в почвообразовании. Класс пиявки. Медицинская пиявка.

Тип моллюски. Общая характеристика типа.

Класс брюхоногие. Большой прудовик. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Морские и наземные брюхоногие, их значение.

Класс двустворчатые. Многообразие моллюсков (беззубка, виноградная улитка, слизни, устрица). Значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Общая характеристика типа.

Класс ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внут­реннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Класс паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Паразитические клещи — возбу­дители и переносчики болезней. Меры защиты человека от клещей.

Класс насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение.

Процесс жизнедеятельности. Размножение. Этапы развития.

Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха. Овод. Перепончатокрылые. Медо­носная пчела. Муравей. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча — опасный вредитель сельского хозяйства.

Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многооб­разия.

Тип хордовые. Общая характеристика типа.

Класс ланцетники. Ланцетник — низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

Класс рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее стро­ение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная сис­темы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеоб­разные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусст­венное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.).

Класс земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обита­ния. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обита­ния. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Мно­гообразие современных пресмыкающихся. Отряд чешуйчатые. Отряд черепахи. Древние пре­смыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Класс птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизне­деятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезон­ные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки, перелеты. Происхождение птиц. Приспо­собленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов, полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни' человека. Роль заповедников и зоопарков в сохране­нии редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.

Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строе­ние. Скелет и мускулатура. Полости тела. Системы органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищ­ные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашняя сви­нья. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Приматы. Роль млекопи­тающих в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видо­вое многообразие млекопитающих, их охрана.
III. Человек и его здоровье.

Биология как наука. Объект изучения биологии – живая природа. Основные свойства живого. Уровни организации живой природы. Формы существования живой природы. Неклеточные формы. Вирусы. Меры профилактики. Распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Клеточные формы. Наука о клетке. Развитие знаний о клетке, клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Строение и функции клетки. Химическая организация клетки. Деление клетки. Размножение клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Многообразие клеток. Прокориоты, эукариоты. Особенности их строения.

Экосистемы. Экологические факторы. Экологическая ниша. Межвидовые отношения. Пищевые связи в экосистеме. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, изучающие строение и функции ор­ганизма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружа­ющей среды.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и си­стемы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Реф­лекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединитель­ные, мышечные и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (ма­кроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуля­ция деятельности мышц. Движение в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное по­стоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови, значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лей­коциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И. И. Мечникова о защитных свойст­вах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автономия-сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосу­дам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппа­рат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Ферменты и их роль в пище­варении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеваре­ние в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисле­ние органических веществ в клетках. Пластический и энергетический обмен — две. стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы моче выделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание орга­низма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о ве­гетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение и функции органа зре­ния. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биоло­гическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И. М. Сече­нова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Зна­чение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вред­ное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и поло­вые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.

Наследственность и изменчивость организмов. Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Генная инженерия в селекции микроорганизмов. Биотехнология.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconПрограмма по биологии (растения, животные, человек и его здоровье)...
Алигьери Д. Божественная комедия Англ русс. Словарь Английский в картинках кн. 1 и 2
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconПрограмма по биологии пояснительная записка
В содержание программы включен материал из следующих разделов школьной биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»,...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconПрограмма по биологии для подготовки к вступительным испытаниям в...
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconРабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 8...
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconКурс «Человек и его здоровье» 8 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconРабочая программа по учебному курсу «Биология» для общеобразовательных...
Она основывается на сложившейся и оправдавшей себя системе изучения основ биологии: многообразие живого (растения, бактерии, грибы,...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconРабочие программы по биологии для общеобразовательных учреждений для обучающихся
В них сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого (растения, бактерии, грибы, животные,...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconЛитература Погрешности вычислений
Программа предназначена для подготовки к вступительным испытаниям в аспирантуру по направлению 02. 06. 01 «Компьютерные и информационные...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconПрограмма для подготовки к вступительным испытаниям для поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconВопросы для подготовки к вступительным испытаниям по русскому языку
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным испытаниям в гаоу спо рб башкирский мк (растения, животные, человек и его здоровье) iconДанная программа предназначена для подготовки детей к выпускным школьным...
Программа предназначена для подготовки детей к выпускным школьным экзаменам и вступительным экзаменам в вузы по биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск