Скачать 0.75 Mb.
|
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 53» г. Кирова
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г. город Киров Курс «Человек и его здоровье». Авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса « Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы .-М.; Вентана-Граф, 2009 .- 166 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Драгомилов А.Г. , Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2- М.; Вентана-Граф, 2009. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и\или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: учебник, 2009; а также методических пособий для учителя:
Цели изучения предмета - освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Межпредметные связи: химия, история, география, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), информационно-коммуникативные технологии. Формы организации образовательного процесса: Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером. Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером. Технологии обучения: Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра) Виды и формы контроля: Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой \на усмотрение учителя\: Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 — М.:Вентана-Граф, 2006. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Учебно-методические средства обучения 1. Федеральный Государственный стандарт. 2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). 3. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. 4. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007. - 336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ). 5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с. а также методических пособий для учителя: 1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005; 2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.; Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе. Знать:
Уметь:
Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях. Планирование составлено на основе: примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.) Содержание программы Введение 1 час Биологическая природа и социальная сущность человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды, ее преимущества и издержки. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Глава 1. Организм человека. Общий обзор. 5 час. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Структура тела. Сходство и отличия человека от животных. Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Уровни организации организма. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Нервная регуляция. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. . Лабораторная работа № 1,2
Практическая работа 1
Глава 2. Опорно-двигательная система. 7 часов. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет, строение, состав и соединение костей. Скелеты отделов тела. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Типы мышц, их строение и значение. Энергетика мышечного сокращения. Нарушение осанки. Развитие ОДС. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Демонстрации: скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др., Практическая работа 2,3
Глава 3. Кровь и кровообращение. 8 часов. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Значение крови и ее состав. Свертываемость крови. Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор. Резус-конфликт. Иммунитет. Органы иммунной системы. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Сердце, строение и функции. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Болезни ССС и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Демонстрации: торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования. Лабораторная работа № 3
Практическая работа 4,5,6
Глава 4. Дыхательная система. 5 часов. Дыхание. Дыхательная система, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Легкие. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Демонстрации: торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха. Практическая работа 7
Глава 5. Пищеварительная система. 7 часов. Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Регуляция пищеварения. Форма и функции зубов. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Питание и здоровье. Демонстрации: торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат) Лабораторная работа № 4
Глава 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. 3 часа. Обмен веществ и превращение энергии. Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека. Энергетический баланс, определение норм питания. Качественный состав пищи. Витамины. Значение витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Гипо- и гипервитаминозы. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения, лечение. Практическая работа 8,9
Глава 7. Мочевыделительная система. 2 часа. Выделение. Мочеполовая система. Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование мочи. Удаление конечной мочи из организма. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. Гигиеническая оценка питьевой воды. Глава 8. Кожа. 3 часа. Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Волосы и ногти-роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Демонстрации: рельефная таблица строения кожи. Глава 9. Эндокринная система. 2 часа. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Болезни, связанные с нарушением работы гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы. Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы. Глава 10. Нервная система. 6 часов. Нервная система. Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Демонстрации: модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга. Практическая работа 10
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. 5 часов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Орган зрения. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Нарушения зрения, их профилактика. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат- орган равновесия. Органы осязания и обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико- синтетической деятельности коры больших полушарий. Демонстрации: модели черепа, глаза и уха. Практическая работа 11
Глава 12. Поведение и психика. 6 часов. Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Воля, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Демонстрации: модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки. Глава 13. Индивидуальное развитие человека. 8 часов. Размножение и развитие. Гены и хромосомы. Наследование признаков у человека. Женская и мужская половая система. Нарушения в строении функционирования клеток – одна из причин заболеваний организма. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, предающиеся половым путем , их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей. Практическая работа 12
Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.
|
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7... Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов | Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень... Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов | ||
Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | Курс «Человек и его здоровье» 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии... Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса... | ||
Рабочая учебная программа по биологии для 10 класса Рабочая учебная... Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11... | Рабочая программа основного общего образования по географии для 9... Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего... | ||
Рабочая программа курса биологии для 7 класса (базовый уровень) рабочая... Программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов Д. И | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена с учетом примерной... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №597 | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:... | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | Рабочая программа по биологии 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... |