Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье»





НазваниеРабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье»
страница1/6
Дата публикации25.06.2014
Размер0.75 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53» г. Кирова



Утверждаю

Директор

МБОУ «СОШ №53» г. Кирова

________(Грехнева М.В.)

«…» ________ 2013 года

Приказ № ________














Рассмотрено на заседании

МО естественных наук

(методической комиссии)

« » августа 2013 года

Протокол №

Руководитель МО

_________Воробьева Г.Г.





Рабочая программа

основного общего образования по биологии

для 8 класса

(уровень: базовый)

Составитель:

Наговицына Татьяна Александровна,

учитель биологии



2013 г.

город Киров
Курс «Человек и его здоровье».
Авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса « Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы .-М.; Вентана-Граф, 2009 .- 166 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Драгомилов А.Г. , Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2- М.; Вентана-Граф, 2009.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и\или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: учебник, 2009;

а также методических пособий для учителя:


  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. . Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. –М. Вентана-Граф, 2009;

  2. Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. – М. Вентана – Граф, 2009. – 72с.


Цели изучения предмета
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

 

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбини­рованных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Межпредметные связи:

химия,

 история,

 география,

 основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ),

 информационно-коммуникативные технологии.
Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой \на усмотрение учителя\:

Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 — М.:Вентана-Граф, 2006.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, не­мых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения уз­навать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма чело­века. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Учебно-методические средства обучения

1.      Федеральный Государственный стандарт.

2.      Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3.      Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

4.      Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007. - 336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

5.      Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.

а также методических пособий для учителя:

1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.

Знать:


  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющих здоровье,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, ставить опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.

Планирование составлено на основе: примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)

Содержание программы
Введение 1 час

Биологическая природа и социальная сущность человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды, ее преимущества и издержки.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Глава 1. Организм человека. Общий обзор. 5 час.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Структура тела. Сходство и отличия человека от животных.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Уровни организации организма. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Нервная регуляция. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция.
.

Лабораторная работа № 1,2

  • Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание

  • Изучение микроскопического строения тканей


Практическая работа 1

  • Распознавание на таблицах органов и систем органов человека


Глава 2. Опорно-двигательная система. 7 часов.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет, строение, состав и соединение костей. Скелеты отделов тела.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Типы мышц, их строение и значение. Энергетика мышечного сокращения.

Нарушение осанки. Развитие ОДС.

Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.


Демонстрации: скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.,

Практическая работа 2,3


  • Изучение внешнего вида отдельных костей

  • Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц


Глава 3. Кровь и кровообращение. 8 часов.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Значение крови и ее состав. Свертываемость крови. Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор. Резус-конфликт.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Сердце, строение и функции. Круги кровообращения.

Движение крови по сосудам. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Болезни ССС и предупреждение.

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Демонстрации: торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования.
Лабораторная работа № 3

  • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)


Практическая работа 4,5,6


  • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

  • Измерение кровяного давления

  • Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений


Глава 4. Дыхательная система. 5 часов.
Дыхание. Дыхательная система, ее связь с кровеносной системой.

Верхние дыхательные пути. Легкие. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения.

Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Демонстрации: торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.
Практическая работа 7


  • Определение частоты дыхания


Глава 5. Пищеварительная система. 7 часов.
Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Регуляция пищеварения.

Форма и функции зубов.

Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Питание и здоровье.
Демонстрации: торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат)
Лабораторная работа № 4

  • Изучение действия желудочного сока на белки, слюны на крахмал


Глава 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. 3 часа.
Обмен веществ и превращение энергии. Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека. Энергетический баланс, определение норм питания. Качественный состав пищи.

Витамины. Значение витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Гипо- и гипервитаминозы. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения, лечение.
Практическая работа 8,9

  • Измерение массы и роста своего организма

  • Определение норм рационального питания


Глава 7. Мочевыделительная система. 2 часа.
Выделение. Мочеполовая система. Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме.

Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование мочи. Удаление конечной мочи из организма.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Глава 8. Кожа. 3 часа.
Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий.

Волосы и ногти-роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Уход за кожей, волосами, ногтями.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрации: рельефная таблица строения кожи.
Глава 9. Эндокринная система. 2 часа.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Болезни, связанные с нарушением работы гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы.

Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.
Глава 10. Нервная система. 6 часов.
Нервная система. Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации: модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.
Практическая работа 10


  • Изучение строения головного мозга (по муляжам)



Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. 5 часов.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы.

Орган зрения. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Нарушения зрения, их профилактика.

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха.

Вестибулярный аппарат- орган равновесия.

Органы осязания и обоняния, вкуса, их анализаторы.

Взаимосвязь ощущений - результат аналитико- синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.
Практическая работа 11


  • Изучение изменения размера зрачка


Глава 12. Поведение и психика. 6 часов.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Воля, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли.
Демонстрации: модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
Глава 13. Индивидуальное развитие человека. 8 часов.
Размножение и развитие. Гены и хромосомы. Наследование признаков у человека. Женская и мужская половая система.

Нарушения в строении функционирования клеток – одна из причин заболеваний организма. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, предающиеся половым путем , их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Практическая работа 12


  • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье


Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 7...
Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconКурс «Человек и его здоровье» 8 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии...
Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса Рабочая учебная...
Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа основного общего образования по географии для 9...
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа курса биологии для 7 класса (базовый уровень) рабочая...
Программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов Д. И
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии для 8 класса составлена с учетом примерной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №597
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8 класса (уровень: базовый) Составитель: Наговицына Татьяна Александровна, учитель биологии 2013 г город Киров Курс «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск