Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс





Скачать 84.23 Kb.
НазваниеКацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс
Дата публикации23.07.2013
Размер84.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРАВДИНСКИЙ РАЙОН

Любовь к знанию –

любовь к жизни…




Кацер Валентина Николаевна,

учитель биологии высшей

категории МОУ СОШ

пос.Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурса ПНП «Образование»

(региональная премия)


(региональная премия)



2009 год

Слайд № 1

Любовь к знанию – любовь к жизни…
Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий 

Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии  – я учитель биологии.    На вопрос, что изучает биология, каждый ответит не задумываясь. Биология – это наука о жизни.

Слайд № 2

А что такое жизнь?

Есть множество определений длинных и коротких, сложных и попроще, но чёткого и точного, которое представляло бы жизнь во всех её проявлениях, поверьте, не существует. Вы знаете, как звучит определение жизни, которое сейчас предлагает школьный учебник биологии под редакцией Сонина Н.И.?  «Жизнь – это активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры». Конечно, биологически всё верно. Но где жизнь во всех её проявлениях?

Для меня понятие «жизнь» неразрывно связано с идеей плода. Жизнь сама есть некий таинственный плод, и жизнь – это изобилие её собственных плодов. Плодов творчества самой природы. Чем насыщеннее и полнее жизнь, тем изобильнее и прекраснее ее плоды. Бесплодность же, напротив, признак болезни и жизненного упадка. (Либо у меня в руках, либо на слайде презентации - яблоко). Вот это яблоко обозначает не только плод биологический, но и библейский символ жизни. Это яблоко – плод, результат полноценной жизни яблони. Яблоня соединила множество компонентов, для того, чтобы дать миру этот прекрасный плод. Глядя на это яблоко можно познать мир, наше яблоко не только символ, но и средство познания.    

Биология, наука о жизни, дает шанс человеку не только постигнуть всю сложность органического мира, но, в первую очередь, позволяет приоткрыть завесу тайны над самим понятием «жизнь».       

Чем внимательнее мы всматриваемся в тайну живой клетки, чем значительнее наши усилия в этом направлении, тем бездоннее становится тайна нашего существования.      

Что может быть более невероятным, более загадочным и необъяснимым в истории вселенной, чем чудо зарождения живого в неживом? Мы с неустанным вниманием вглядываемся в ночное небо в надежде отыскать хотя бы ничтожный признак, указывающий на внеземную жизнь, однако в очередной раз с сожалением констатируем, что пока наша дивная планета одинока. Разве это не заставляет задуматься о смысле и предназначении жизни на Земле? Разве не возникает после этого чувство высочайшей ответственности человека, хранителя жизни, за все живое? Моя задача – взрастить в ребенке веру и любовь к жизни, чувство бережного и осторожного отношения ко всему живому, ибо живое сколь хрупко, столь и бесценно.

  И, наверное, неслучайно сам глагол «растить» в латинском языке имеет свой точный аналог, а именно – слово «культ», от которого и произошло «культура». Культура – вот истинный плод человеческой жизни. Только культура впервые отделила человека от животного. Только культура подарила нам разум, дух, чувство прекрасного. И потому воспитание в школе не должно осуществляться по ту сторону обучения. Воспитание, взращивание, культивирование в ребенке любви и нежности к жизни -  разве это не достойнейшая миссия на земле?  

Я не могу утверждать, что о работе учителя и воспитателя мечтала с детства. В выборе профессии, возможно, был элемент случайности, а возможно, и ряд вполне закономерных событий. Первое время работы в школе я часто задавала себе вопрос: «А на своём ли я месте?». Смогу ли я разрешить то огромное противоречие, которое мне открылось. С одной стороны, хрупкость и уникальность жизни – объекта изучения, а с другой – учебник биологии, в котором сухо перечислена информация  о строении и процессах жизнедеятельности живых объектов и представлены общебиологические теории на языке сложнейших научных терминов (это и кроссинговер, и ароморфоз, и редупликация и т.д. и т.п.). Смогу ли я наполнить содержание этих учебников чувством уважения, восхищения, бережного отношения, смогу ли я, учитель биологии, стать продолжателем природы в человеческом обществе? Человек ведь не растение! Сам по себе расти не может, его надо взрастить, культивировать.      

К пониманию и осознанию того, что я всё-таки на своём месте, пришла лишь тогда, когда начали обнаруживаться плоды – результаты моей работы. СЛАЙД №3. К плодам моего учительского труда начали добавляться и добавляются плоды моих учеников. И это изобилие, несомненно, радует. Это Гордеев Алексей: с 1998 по 2000 годы неизменный победитель областной олимпиады по биологии и довольно успешный участник зонального тура; отличный студент РГУ им. Канта, затем студент, а в настоящее время – сотрудник Института Белка РАН в г. Пущино Московской области. Есть среди моих учеников выпускники и Смоленского медицинского института, и Московского стоматологического университета, и Лесотехнической и Сельскохозяйственной академий, что в г. Санкт-Петербурге. Двенадцать человек – студенты и выпускники РГУ им. Канта, причём две выпускницы работают в школе, преподают биологию. Более двадцати человек, окончив Калининградский медицинский колледж, посвятили себя профессии медика. СЛАЙД № 4. Это и те ребята, которые в настоящее время стали призёрами областной олимпиады по биологии и экологии, лауреатами областной конференции исследовательских работ «Юные исследователи природы и истории родного края».     

Однако, не все плоды бывают полновесными, неповреждёнными, к сожалению, они могут вовсе не завязаться. Причины тому могут быть различные: генетический дефект, неблагоприятные воздействия внешней среды да мало ли ещё чего… Если хилые и больные саженцы посадить на неготовую почву, каких плодов стоит ожидать?      

Что предпринять? Ведь плоды получать нужно.

И вот ты собираешься с мыслями, включаешь второе дыхание и начинаешь всё сначала, индивидуально: либо жёстко, либо с юмором, либо как это делал И.В.Мичурин, по-спартански или методом ментора, – растить, взращивать, культивировать.        

А где взять энергию, где найти этот включатель второго дыхания? Как  научить любви к жизни, любви к живому? Как получить плоды своего труда?    

СЛАЙД №5. В этом мне помогают мои собственные учительские заповеди. Не только те дидактические принципы, которым нас учили в учебных заведениях, а то, что наработано с годами и прошло успешное испытание на практике.      

(2 клика) Прежде чем учить, сам стань профессионалом!

В основе профессионализма, я считаю, лежит компетентность. Именно компетентность позволяет выполнять работу творчески и получать при этом достойные плоды. Но разве может один человек быть компетентным во всём?     К учителю зачастую отношение такое, что он должен уметь всё: быть не только  прекрасным специалистом в своей области, но и психологом, актёром, организатором, ланшафным дизайнером, человеком с незаурядным интеллектом. Так не бывает, и нельзя принимать это априори.      

Компетентный учитель – это человек, обладающий жаждой знаний – этим плодом, результатом долгих лет учения, это человек, который хочет быть интересным для всех «почемучек» и влюбить их в свой предмет.

Мы учимся всю жизнь. Поэтому профессионализм – не возрастная категория.  Это как идеал, к которому нужно стремиться, но полностью достичь его невозможно, всегда откроются новые грани, новые подходы и новые возможности.        

(2 клика) Учить интересно, учить с интересом!

Мне интересно, пока я удивляюсь. Мне интересны все ученики, но особенно те, которые умеют искренне удивляться и радоваться своим маленьким и большим открытиям. А для этого я должна уметь удивляться сама. Вот так, удивляясь и с большим интересом, я овладеваю информационно-коммуникативными технологиями. Без их применения современный урок биологии просто не может обойтись.   

  • "Жить - значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально"

(Дж. Гилфорд американский психолог, автор модели структуры интеллекта)      

Я стараюсь не давать готовых ответов на все те «почему?», которые возникают при общении с детьми и на уроке, и вне его. Поэтому в своей работе я, при малейшей возможности, использую методы из технологии проблемного обучения. Обозначив  проблему, почему именно так, а не иначе происходит тот или иной процесс; как связаны строение и функции органа, сообщаю необходимую информацию или её источник. И о чудо, на моих глазах совершатся открытие! Умение удивляться нужно формировать с самого раннего детства, и об этом необходимо помнить всем родителям, воспитателям, учителям.      

(2 клика) Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться. Мой ученик – мой учитель! 

Каждый продвигается индивидуально. Но успех всех складывается из успешного продвижения каждого. При существующем объеме информации ученик озабочен не тем, чтобы расти, а чтобы успеть, т.е. не отстать. Ценятся, как правило, успевающие, а не растущие. Растущие, но неуспевающие нередко становятся трудными. Поэтому надо работать так, чтобы растущие успевали, а успевающие росли. И если в процессе роста вдруг кто-то опередит тебя, самому пойти за ним – не в этом ли смысл нашей работы?      

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. (Пример Гордеев Алексей. Партнёрство ученик - учитель)

Бернард Шоу 26 июля 1856

(2 клика) Никогда не терять чувство юмора!

Юмор, по-моему, это проявление оптимизма и жизнелюбия. Я считаю, что чувство юмора в нашей профессии поможет выжить во все времена.

СЛАЙД № 6. Ну как не посмеяться такой шутке (это случай с моего урока): Проверочная работа по теме «Скелет». Вопрос: «Какую функцию выполняет череп»? Ученик отвечает: «Череп слышит, череп видит, череп нюхает». Я говорю: «Ответ неполный, череп ещё и думает».     

Учитель биологии – профессия особая, требующая от педагога чрезвычайной осторожности. Урок биологии не должен исчерпываться абстрактной схемой жизни, он должен вызывать в ученике понимание ее возвышенной гармонии. Она должна вспыхнуть и очаровать ребенка своей глубокой и странной улыбкой, исходящей из тьмы веков.       

Научить любви к жизни – значит научиться жить, ведь только тот, кто ценит каждое мгновение этого кратковременного дара, способен ценить и уважать жизнь ближних и дальних. Прожигатели жизни ее не ценят, и в этом, отчасти, лежит вина на нас, учителях и родителях. Несомненно, жизненный опыт приходит со временем, однако первые шаги в живой мир совершаются уже здесь, сегодня, сейчас, на уроке биологии. 

СЛАЙД №7.

Воспитание – компетентность, профессионализм

Взращивание – учиться с интересом, удивляться открытиям, учиться друг от  друга (учитель-ученик)

Культивирование - учить любви к жизни

За́поведь — религиозно-нравственное предписание. Заповеди, данные Богом, составляют основу религии. Обычно это краткое назидание в виде изложения основных тезисов.

Принцип — в практической философии, этике, есть норма, правило поведения. Эта норма поведения может быть всеобщей (моральной) и частной.

Принцип или начало (лат. principium, греч. αρχή) — в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

Сегодня диплом о высшем образовании подтверждает не знания, а лишь факт, что предъявитель сего посещал данное учебное заведение в течении нормативного времени.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма профориентационного курса «Мой выбор»
Составила: Сакенова Валентина Николаевна, учитель высшей категории моау «сош №5 г. Соль – Илецка»
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconТема: Формула цветка
Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, моу «сош №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского...
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПопков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош...
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПопков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош...
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Винокурова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник образования рс(Я), Николаева Софья...
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconОрганизационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии...
Электроотрицательность(Лайнус Полинг, 1932г) –способность атомов притягивать к себе электроны
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского...
Шабуниа О. П., учитель высшей категории, учитель биологии моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №25 г о. Самара
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconОганесян Наталья Юрьевна, учитель географии и обществознания высшей...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города тихорецка муниципального образования...
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Матросова Светлана Николаевна – учитель информатики высшей категории моу «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Е....
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский...
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий
Автор программы: Курышева Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории моу сош №226, г. Заречный, Пензенской области
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шишмарёва С. Л., учитель химии высшей категории моу сош п. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconПрограмма дополнительного образования по английскому языку автор...
Автор Калашник Нелли Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconНекоторые особенности биологии восточносибирской волнянки
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу сош пос. Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурс iconУрока: Воспитывающие
Учитель: Проворченко Галина Михайловна, учитель информатики высшей категории, победитель пнпо 2008 г. (Почетная грамота моин рф)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск