Скачать 57.46 Kb.
|
Организационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование» Класс: 11 (углубленного изучения биологии) Тема: Видообразование. Типы видообразовательного процесса. Тип урока: изучение нового материала. Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
План урока.
Изучение нового материала.
Учебный текст. Причины, затрудняющие изучение видообразования:
1. Видообразование и его пути. Видообразование – это процесс возникновения новых видов в природе в результате взаимодействия движущих сил эволюции. Э. Майр определил три основных пути, ведущих к появлению новых видов.
2. Принцип расхождения (дивергенции) признаков. В книге «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвин описал схему видообразования принципов монофилии и дивергенции. Монофилия – происхождение потомков от одного родоначального предка. Дивергенция – расчленение родоначальной формы на несколько дочерних, внучатых видов. Наиболее острая конкуренция должна происходить между сходно устроенными особями одного вида. Поэтому в более благоприятных условиях окажутся уклонившиеся от среднего состояния особи, они получат преимущества для выживания и оставления потомства. 3. Изоляция как пусковой механизм видообразования. Наиболее изученный путь образования видов – это постепенное видообразование (постепенная дивергенция популяций внутри вида до полного разобщения молодых дочерних видов). Чем эффективнее изоляция, тем ощутимее результаты дивергенции. В зависимости от типа изоляции дивергенция и последующее видообразование будут протекать на одной или разных территориях.
Каждый вид имеет свой особенный комплекс генов, дающих ему возможность приспособится к природной среде. Поэтому при видообразовании главным является формирование нового комплекса генов, отличного от исходного. Этот процесс затруднен тем, что исходный набор генов обладает достаточной устойчивостью и стабильностью.
Изолированная популяция содержит малую часть изменчивости популяций родительского вида. Малая численность таких популяций приводит к близкородственным скрещиваниям, появлению генотипов с пониженной жизнеспособностью. Далеко не все изоляты преодолевают первые этапы независимой эволюции, высока вероятность их гибели.
Дивергенция часто сопровождается изменением числа хромосом или их формы. Даже у близкородственных форм хромосомные наборы отличаются друг от друга. Это подтверждает важность хромосомных перестроек в процессе видообразования. Перемещение фрагментов и целых хромосом могут вызвать многочисленные изменения активности генов.
Оно связано с изменением ареала исходного вида (расширение территории, географическая изоляция, изменение климата, появление естественных преград). Результатом этого является разделение вида на изолированные популяции, что ведет к изменению генофонда, усилению различий между популяциями, репродуктивной изоляции.
Происходит в тех случаях, когда популяции одного вида оказываются в разных условиях обитания, хотя и в пределах своего ареала. Чаще всего это связано с действием дизруптивной формы естественного отбора. Приложения. Схема дивергенции (сходные организмы связаны узами родства и возникли от общего предка) редька дикая редька полевая редис сладкий брюква репа редька посевная редис сахарный редька черная редис красный редька белая редис белый Домашнее задание. Заполните пропуски в предложении. Возникновение________________ видов из смежных популяций разных___________________ – это географическое или____________________ видообразование; внутри ареала исходного вида видообразование называют________________ или ____________________. Карточки к уроку.
|
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу... Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... | Конкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование» ... | ||
Рабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии... Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов | Урока: Воспитывающие Учитель: Проворченко Галина Михайловна, учитель информатики высшей категории, победитель пнпо 2008 г. (Почетная грамота моин рф) | ||
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование... Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012 г Победитель областного конкурса детского творчества «Голос ребенка – 2013» в номинации «Птица радость» | ||
Тема: Формула цветка Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, моу «сош №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского... | Образовательный квест-проект Кульман Е. Г., учителя химии и биологии высшей квалификационной категории маоу сош «Диалог» | ||
Конспект открытого урока по биологии для 9-го класса "Приспособленность... Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан | Аннотация к проекту «Мой олимпийский сувенир» Авторы: Гаранина Анна, Якушева Елизавета Маркова Татьяна Григорьевна, учитель технологии начальных классов, педагог дополнительного образования, Почётный работник общего... | ||
Храмова Маргарита Юрьевна Учитель высшей категории лицей №131 Вахитовского... Об утверждении правил учета и хранения драгоценныхметаллов, драгоценных камней и продукции из них,а также ведения соответствующей... | Никонова Галина Ивановна учитель биологии высшей категории сош №33 ст. Архангельской Чтобы получать высокие урожаи овощных и полевых культур, необходимо уметь практически применять знания биологии и физиологии растений,... | ||
Анатомия 9 кл Зюхина Лариса Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории школы №887 зао | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республиканского семинара учителей биологии и химии 02. 2008г., в 6д классе учителем биологии высшей категории | ||
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского... Шабуниа О. П., учитель высшей категории, учитель биологии моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №25 г о. Самара | Элективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,... Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный... |