Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения





Скачать 214.58 Kb.
НазваниеЧеревко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения
Дата публикации16.10.2013
Размер214.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Черевко Елена Алексеевна,

учитель биологии высшей категории
Формирование универсальных учебных навыков

на уроках биологии в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Анализируя особенности стандартов второго поколения ориентированных на результат образования и формирование системы универсальных учебных действий (УУД), осуществляя системно-деятельностный подход, на каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащихся. УУД можно подразделить на:

личностные;

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. самопознание и самоопределение осознание смысла учения, формирование нравственно – этических целей.

Познавательные УУД обеспечивают общеучебный комплекс компетенций.

Общеучебные компетенции включают в себя:

постановку познавательных целей;

определение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

работа с источником информации;

создание алгоритма деятельности.

Логические компетенции включают в себя:

анализ;

синтез

установление причинно – следственных связей;

обобщение, выводы.

Регулятивные УУД – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Их можно представить в виде логической цепочки: целеполагание – гипотезирование – планирование - контроль – коррекция – оценка (саморегуляция).

Коммуникативные УУД подразумевают планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Мы познаем мир лучше, когда действуем. Один мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю». То же можно сказать о всех графических формах работы с информацией: о схемах, таблицах, графиках, условных знаках и конечно, рисунках - используя их мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.

Как начать внедрение технологии критического мышления уже в 5 классе?

У человека есть потребность в самовыражении через рисунки, каракули, зарубки. А нельзя ли использовать эту естественную потребность в процессе обучения? Возможно, тогда не придется к концу занятия делать в дневниках учеников подобные записи: «Отвлекается на уроках». После объявления темы урока в 5 классе, учащимся предлагают нарисовать все что придет в голову, слушая объяснение новой темы. Графические формы можно использовать не только как рефлексию (обобщение) пройденного материала, но и как способ пробуждения у учеников интереса к теме занятия.

Чтобы работа над текстом прошла более плодотворно, во-первых, детей (учащихся 5-х классов) просят зарисовать, что им приходит в голову при прослушивании темы, а во-вторых, поговорить в парах о том , что означают рисунки.

Фактически при парном обсуждении рисунков происходит подведение итогов. И рисунки, помимо того что способствовали более плодотворной работе с текстом, помогли детям лучше обобщить услышанный материал (ведь каждый зарисовал что-то свое, а вместе- получилась общая картина так как все рисунки выставляются на доске в конце урока).

Следующим этапом этой работы является составление детьми карточек – опросников по теме . Карточка может состоять только из рисунка, а может и включать в себя вопросы по рисунку. Согласитесь, трудно составить такую карточку не зная темы. (п, р, к - УУД)

Развитие личностных качеств учащихся начинается с применения приемов ассоциативного мышления в процессе, усвоения научного материала курса биологии шестого класса. При этом учащиеся зарисовывают свое понимание излагаемого учителем материала в течение объяснения учителя. Каждый из них рисует в удобной для него форме, манере, стиле, материале (учитель не устанавливает форму, цвет, размер, материал, другие параметры рисования). Эти рисунки учащиеся в дальнейшем используют при ответе как зрительные опоры абстрактного материала, наглядные образы (аудиовизуальное, кинетическое восприятие материала в комплексе восприятия).

При изучении темы “Строение клетки”, учащимся предлагается, используя любой удобный для них материал, изготовить модели клетки (аппликация, изделия из пластилина, вышивка).

Для развития познавательного интереса, самооценки и взаимооценки, можно использовать игровую мозаику. (л, п, к -УУД)

Учащийся получает конверт с разрезанным рисунком объекта. За определенное время он должен сложить мозаичный рисунок и рассказать соседу по парте о данном объекте. После составления рисунка ученик сам оценивает свои знания об объекте и ставит оценку в тетрадь. Затем, в тетрадь ставится оценка работающего с ним в паре ученика. Учитель может выставить итоговую оценку.

Такие задания могут выполняться как индивидуально, так и в парах.

При формировании понятийного аппарата в шестых и седьмых классах можно использовать и такие задания: “Зарисовать слова (понятия) диктуемые учителем”. Это еще один прием развития ассоциативного мышления. Такие задачи можно использовать при изучении тем: “Органы цветкового растения”, “Строение клеток”, “Строение простейших”, “Строение систем органов”. Для развития монологической речи можно предложить следующие виды заданий.

Учащимся предлагают рисунок корня и предлагают рассказать все, что они знают о корнях. Если работа по данному заданию проводится впервые, можно предложить вместе с учителем составить план ответа (в дальнейшем план составляется самостоятельно. (р -УУД)

К окончанию шестого класса и далее, в среднем звене школы, можно предлагать учащимся не только отгадывать кроссворды, составленные учителем, но и самим попытаться составить кроссворд.

При этом определяется тема, по которой составляют кроссворд и минимальное количество слов в нем. Оценку дети получают, как за составление кроссворда, так и за его разгадывание. Лучше всего кроссворд, составленный в одном классе, предложить разгадать учащимся другого класса, как показывает опыт, самым сложным для ребят оказывается правильная формулировка вопросов. Они должны составляться кратко, точно и понятно, соблюдая правило: “А я сам, смог бы ответить на этот вопрос?”.

В 6классе вводится следующая образовательная технология-«Лаборатория учебного исследования». «Лаборатория учебного исследования» основывается на интенсификации учебной деятельности учащихся, интеллектуальной работе ученика.

Например, при выполнении лабораторных работ в 6 классе на одной из первых таких работ при изучении химического состава растительной клетки «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» учащиеся вместе с учителем составляют таблицу, в которую заносят наблюдения и выводы:


Программа исследования

(программа учебных действий)

Результаты исследования

(выводы из наблюдений)









В первой графе подробно определяется, что необходимо выполнить в работе, как это следует сделать, какой должна быть последовательность выполнения учебных действий ( то есть осуществляется поэтапное целеполагание и определение способов исследования и обработки информации). Результаты опытов и выводы отражаются во второй графе. При выполнении таких работ возможно отражение результата в виде рисунка, схемы, символа... для выполнения подобной работы учащиеся должны актуализировать знания по природоведению. При проведении последующих лабораторных работ ученик самостоятельно составляет программу исследования.

При изучении темы «Органы цветковых растений» ребятам предлагается выступить в роли ученых исследователей (элементы ролевой дидактической игры). Ученикам раздаются гербарии, которые необходимо исследовать, провести анализ в соответствии с темой. Рассмотрев их, учащиеся составляют индивидуальные программы учебных действий. После того как каждый выполнит данную работу, предлагается обсудить варианты программ исследования, то есть создаются условия корректировки индивидуальной программы, ее уточнения, конкретизации.

Затем ставятся следующие цели работы, например, выполнение программы, фиксация результата, анализ результата, выводы на основании исследования. И только после этого учащимся предлагается открыть научную статью учебника и проверить правильность и степень научности своих выводов в сопоставлении их с законами фундаментальной науки, выписать из учебника точные определения понятий, формулировки законов.

Ценность такого вида учебной работы не только в исследовательском творческом мышлении ученика, но и в обучении шестиклассников умению поэтапного целеполагания (осмыслении методологии умственного труда).

Как известно , от цели зависят и все мыслительные операции, определение их последовательности. При таком варианте работы не бывает детей, « отсиживающих» урок, а затем переписывающих готовый вариант у соседа по парте.

В 7 классе навыки исследовательской работы можно отработать, например, при изучении эволюции систем органов у хордовых методом укрупнения дидактических единиц – крупным теоретическим блоком. Чаще всего такая работа выполняется в исследовательских группах. В сущности, это и есть собственно учебная исследовательская лаборатория. При этом ученики, разделившись на группы, самостоятельно определяют свои роли в группе и исследовании, в целях наиболее полной и эффективной реализации индивидуальных способностей, интеллектуальных и социальных запросов личности (процесс социализации знаний и исследовательского опыта учащихся).При выполнении работы ребята проводят самооценку и взаимооценку, анализируя и оценивая работу каждого члена учебной лаборатории, его долю в получении качественного результата, коэффициент полезного участия в общем деле. В процессе работы учащиеся добывают материал из учебной, справочной, дополнительной научной и научно- популярной литературы, используют модели, муляжи, влажные препараты, таблицы. Итоговый результат исследования может быть представлен в виде свободной таблицы с комментариями к ней, структурированного конспекта. Данную работу можно усложнить и предложить отдельным учащимся выполнить всю работу самостоятельно. При этом можно увидеть совершенно разные подходы, различные - индивидуальные программы учебных действий, в соответствии с уровнем сформированности мыслительных операций ученика, его индивидуального стиля мышления. В исследовательской работе учащиеся начинают осознавать, что учение – это процесс поиска знаний, а не просто созерцание или запоминание готовой, преподнесенной учителем или учебником информации.

В 6-7 классах можно проводить диктанты, где требуется исключать мнимые понятия, не относящиеся к данной теме.

Очень нравятся детям “интеллектуальные атаки”. Учитель в быстром темпе задает вопросы, а учащиеся моментально на них отвечают (может быть произведено в виде игры с мячом).

Кроме перечисленных приемов и методов, в этих же параллелях можно использовать метод аналогии. Например, подобрать необходимые по смыслу слова: “Корень -> питание -> корневые волоски -> вода -> минеральные вещества.”

После такого варианта работы учащиеся готовы к составлению логических цепочек (по заданной теме, структуре изучения тем, эволюции). Учащиеся шестого класса, например, могут изобразить в виде логической цепочки эволюцию органов движения или органов дыхания.

При работе на этих уроках проверяется скорость мыслительных операций, сформированность общеучебных навыков.

Примером применения вышеуказанной методики может служить

изучение темы “Тип хордовых.”

В этой теме дается обилие материала по внутреннему строению животных, который регулярно повторяется при изучении каждого класса, зачастую дублируя сходные системы органов, например строение скелета рыб, земноводных, птиц, млекопитающих, хотя в трех последних случаях налицо гомология в строении. Тоже самое можно сказать о пищеварительной, кровеносной и других системах органов.

Поэтому вышеуказанные темы лучше давать в виде блоков, что дает возможность разгрузить учебную программу для изучения особенностей образа жизни, местообитания различных видов животных, т.е. (в связи с отсутствием экологии как учебного предмета в гимназии) включить вопросы экологической направленности.

При таком варианте изучения темы, материал для преподавания можно расположить следующим образом:

- “Сравнительный обзор скелетов хордовых”;

- “Сравнительный обзор кровеносной и дыхательной систем хордовых”;

- “Сравнительный обзор пищеварительной системы”;

- “Сравнительный обзор мочеполовой системы хордовых”;

Алгоритм изучения систем хордовых одинаков. Учащиеся добывают материал из учебной и дополнительной литературы, используют муляжи, макеты, влажные препараты, таблицы. Итоговым результатом является вычерчивание итоговой таблицы, куда представители групп заносят полученную информацию об особенностях строения данной системы органов и комментарии к ней. При таком варианте работы учащиеся лучше осваивают материал, формулируют выводы о направлении эволюции данной системы органов у хордовых и ее значении.

При изучении темы “Основные этапы формирования органического мира на Земле” учащиеся самостоятельно выбирают форму записи материала (схема, таблица, краткий конспект), это является подготовкой к составлению структурированных конспектов в 8 классе. Основная цель данной работы - выделить этапы формирования органического мира и доказательно объяснить предложенное деление, распределить по этапам крупнейшие ароморфозы.

Следующим этапом формирования мыслительных операций, является составление таблиц, где необходимо самостоятельно осуществлять выбор материала из учебной и дополнительной литературы в сжатом виде. При этом учащиеся сами составляют таблицы. В результате получается несколько разных вариантов таблиц и как правило все они разного уровня сложности, что определяется индивидуальным интеллектуальным развитием. Такие таблицы не ориентированы на репродуктивный уровень, а обязательно несут в себе вопросы анализа, синтеза, необходимость сделать вывод о сходстве, либо различии объектов изучения, установить связь органа с выполняемой функцией.

В 8 классе продолжается работа с графическими вариантами записи учебного материала. В отличии от вариантов работы с младшими школьниками по зарисовке изучаемого материала, восьмиклассникам предлагается записывать материал любыми символами, понятными может быть только самому автору. главное, что такой прием сворачивания материала способствует его заучиванию.

К восьмому классу ученики уже хорошо владеют и приемом записи любого материала в виде схем, что дает возможность ввести следующую образовательную технологию – моделирование.

При изучении курса «Человек» можно часто давать задания на моделирование процессов, протекающих в организме и составление моделей строения органов.

Кроме того, можно вернуться к отработке, предложенной в шестом классе образовательной технологии – проектирования.

При изучении темы «Скелет человека» ребятам предлагают составить проект « Строения скелета человека в конце двадцать первого века», учитывая, развитие научно – технического прогресса. Учащиеся должны обосновать с точки зрения анатомии и физиологии человека свои проекты, то есть отрабатываются так же навыки дискутирования.

В восьмом классе окончательно вводится прием составления структурированных конспектов, подготовка к введению которого была проведена 6- 7 классах.

Проведя такую работу по внедрению образовательных технологий, можно уже в восьмом классе осуществить процесс их интеграции. Например, при изучении темы «Скелет человека» предложить ребятам разделиться на группы и выбрать с помощью какой технологии они будут самостоятельно изучать тему:

1.моделирования

2.проектирования

3.лаборатории учебного исследования

какие приемы сворачивания материала будут использованы:

а) таблицы,

б) схемы,

в) структурированный конспект,

г) изображение символами,

д) создание моделей.

и в каком виде представят результат своей работы.

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач.

Прежние “детские” мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, “взрослые” мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Налицо стремление к саморегуляции.

В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.

Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

Учащиеся старших классов могут самостоятельно на уроке составить свою программу учебной деятельности для изучения определенной темы. Так как владеют навыками целеполагания с 6 класса . В среднем звене по результатам нулевого среза, проводимого по пяти параметрам:

а) знание фактического материала,

б) владение понятийным аппаратом предмета,

в) логика изложения материала,

г) установление причинно-следственных связей,

д) обобщение и выводы,

ребята на каждом уроке формулирую свои индивидуальные цели, зная, что конкретно из этих пяти параметров им необходимо отрабатывать. Одним из условий при осуществлении такого целеполагания , является ограничение в их количестве на один урок, так как ребята стремятся как можно быстрее отработать « самые слабые места» и переоценивают свои возможности.

В старшем звене подобного уже не случается, учащиеся могут реально оценивать свои возможности.

Проверить результат усвоения можно разными способами: тестами, использованием само- и взаимооценки, просчитыванием коэффициента усвоения материала и выбором вариантов работы по усвоению материала по результатам самооценки.

Не новым, но достаточно эффективным приемом при изучении биологии являются словесные схемы. Этот прием может быть использован в процессе изложения учителем содержания данного урока или целого блока по теме. Работу по составлению схем в среднем звене может сначала выполнять учитель, а затем сами учащиеся. Учащиеся старших классов такую работу выполняют сами, ознакомившись с общими требованиями к работе:

1. Продумать форму и систему записи.

2. Запись должна быть точной и краткой.

3. Запись должна отражать основное содержание материала.

4. Запись должна легко и быстро восприниматься и обеспечивать усвоение, воспроизведение материала, показывать логические связи между этапами.

При выполнении такой работы самостоятельно, учащиеся сами выбирают опорные слова (понятия), составляющие основу схемы, а также пояснительные слова. Необходимо отметить, что по полученному результату можно судить о сформированности понятийного аппарата, мыслительных процессов. При недостаточной сформированности мыслительных операций, учащиеся пытаются заменить схему конспектом.

Вариантом выполнения творческих работ с умением самостоятельно подобрать материал, аргументировано вести дискуссию, являются уроки - конференции, семинары, уроки - диспуты по темам: “Происхождение жизни на Земле”, “Происхождение человека”, “Причины вымирания динозавров” и т.д.

Учащиеся 5 классов с огромным интересом готовят различные гипотезы о причинах вымирания динозавров. Каждый учащийся готовится самостоятельно, а в начале урока, те, у кого исходные варианты гипотез, - объединяются в группы. Если разделить учащихся на группы заранее, то возможен вариант пассивного присутствия некоторых ребят в группе т.к. инициативу по подготовке материала возьмут на себя другие. Кроме того, при такой подготовке каждый из ребят находит свой источник информации и сам выбирает материал из него. Затем ему нужно проанализировать материал, выбрать нужную информацию, подготовить ее в виде доказательного сообщения. В результате бывает очень много дополнений ответов друг друга. Приверженцы других гипотез могут задавать уточняющиеся вопросы. Задача группы - доказательно, аргументировано ответить на них. Так изложить материал и ответить на вопросы, чтобы убедить весь класс, что именно эта гипотеза наиболее достоверно объясняет причину гибели динозавров.

В старших классах урок проходит аналогично, с той разницей, что могут быть даны вопросы к уроку.

В этом же возрастном звене необходимо использовать прием сворачивания материала в структуированные конспекты. Они будут отличаться от словесно-логических схем большим количеством входящего в них материала. Такое конспектирование является хорошей подготовкой к экзамену по любому предмету и подготовкой к восприятию и умению быстро и точно сворачивать материал на уроках-лекциях, что явится подготовкой к учебе в высшем учебном заведении.

Для развития познавательного интереса на уроках могут быть использованы задачи исследовательского характера. Каждая такая задача представляет собой конкретную ситуацию, требующую своего разрешения путем логического анализа, с привлечением имеющихся у учащихся знаний по биологии и другим предметам.

В тексте задачи, после краткого описания ситуации следуют вопросы и задания, направляющие мыслительную деятельность ребят. Разрешение проблемы осуществляется в процессе эвристической беседы учителя с учащимися.

В задачах другого типа учащимся может быть предложено дать объяснение конкретным фактам.

В процессе поисковой беседы, проводимой учителем, ребята самостоятельно анализируют и исследуют ситуацию, уясняют внутренние связи и отношения между различными ее элементами.

Познавательная активность школьников в данной ситуации очень высока. В ответах надо подчеркнуть неординарность мышления, гибкость и аргументированность в анализе ситуации, точность обобщения и биологическую эрудицию учащегося.

Таким образом, в процессе решения учащимися биологических задач, исследовательского характера, главное внимание учителя должно быть обращено на создание наиболее оптимальных условий для проявления и развития у школьников исследовательского мышления.

Варианты задач.

1. К уроку по теме “Внешнее строение, Среда обитания и образ жизни рыб.”

Аквариумные рыбы, купленные в зоомагазине, были привезены покупателем домой и выпущены в аквариум. Через несколько часов они погибли.

Вопрос. Каковы возможные причины гибели рыб?

Предложите , возможно большее число гипотез и обоснуйте их.

2. К уроку по теме “Численность популяции.”

Численность белых мышей в большой клетке ежемесячно изменялось следующим образом: 2 - 9 - 25 - 44 - 14 животных.

Корм всегда давался в изобилии.

Вопрос. Чем можно объяснить такое изменение численности мышей? Изложите свои гипотезы и обоснуйте их.

В старшем звене продолжается работа по технологии «лаборатория учебного исследования». При этом усложняется вариант работы, за счет гипотезирования результата. Например, при изучении плазмолиза в растительной клетке. Для построения гипотезы, в данном случае, учащимся требуется актуализация знаний по физике и химии, экологии (системного знания и мышления) – и на это необходимо ориентировать ученика. Чтобы предложить один из вариантов гипотезы при ответе на вопрос « что произойдет с растительной клеткой, если ее поместить в раствор поваренной соли -10%? (Обсудите увиденные процессы, попробуйте дать им научное объяснение). Необходимо вспомнить что такое диффузия, натриево-калиевый « насос» и другие процессы, то есть необходимо выделить систему целей, программу учебных действий и продвигаться по ней.

В старшем звене активно используется на уроках «технология критического мышления» , особенно часто ее элементы могут быть использованы при чтении материала в учебнике.

Так же осваивается еще один прием сворачивания материала – это составление синквейнов, что требует осуществлять системный подход к обработке материала.

В связи с экономическим профилем образования в учебном учреждении, учащимся шестых - одиннадцатых классов предлагается ролевая игра “Я - фермер”. Она включает в себя элементы новой образовательной технологии “Проектирование”, внедряемой в педагогическую практику образовательного учреждения.

Например, учащимся дается задача по применению агротехнических приемов при выращивании картофеля.

Для решения этой учебной задачи ученики должны:

1. Применить свои знания по минеральному, органическому питанию растений, процессу фотосинтеза, знание строения корневой системы растений.

2. Обосновать экономический эффект выбранных агротехнических приемов.

3. Спланировать предполагаемую прибыль от полученного в результате решения задачи урожая, либо отсутствие таковой.

4. Сделать вывод о правомерности использования предложенных агротехнических приемов.

Мониторинг .

Что касается мониторинга по биологии в гимназии № 63, можно разделить его на мониторинг “классический” и “иновационный”.

Проведение “классических” мониторинговых исследований делится на несколько этапов:

1- й этап - подготовительный:

а) постановка цели - проследить эффективность используемых приемов и методов обучения по промежуточной и итоговой аттестации;

б) сроки проведения - окончание года, триместра;

в) форма проведения - переводные, итоговые экзамены, анализ годовых оценок.

2 - й этап - практическая часть мониторинга, сбор информации.

3 - й этап - аналитический:

а) систематизация полученной информации;

б) анализ имеющихся данных;

в) корректировка работы.
Экспертный лист

Программа деятельности учащихся при изучении биологии




Параметры экспертизы

Экспертная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Усвоение фактического материала

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

Степень владения понятийным аппаратом































3

Навыки целеполагания































4

Планирование учебной деятельности































5

Самоконтроль, самооценка































6

Взаимооценка































7

Навыки лабораторного учебного исследования































8

Умение устанавливать причинно- следственные связи































9

Навык выделения всеобщего, особенного, единичного































10

Умение объяснять эволюцию органического мира































11

Навык работы с научно- популярной литературой































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconСтатья «Формирование вычислительных навыков при изучении темы логарифм»....
В проекте представлены результаты мониторинга формирования и развития универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями...
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объедкова Анастасия Алексеевна – учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconСтатья на тему: Формирование личностных ууд на уроках
Фгос второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном....
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconРабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии...
Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconПояснительная записка в соответствии с требованиями стандарта второго...
Перед учителем ставится задача запланировать развитие универсальных учебных действий и достижение результатов освоения образовательных...
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconЧухрий Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей квалификационной категории...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных...
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) для 5- 6 классов....
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения. Курс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю). Планирование...
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconИспользование икт на уроках биологии
Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной...
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconОрганизационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии...
Электроотрицательность(Лайнус Полинг, 1932г) –способность атомов притягивать к себе электроны
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных умений при изучении биологии в основной школе (для школ пилотного проекта по фгос)
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconМастер-класс «Картина-пейзаж» Огаркова Е. Ю. Учитель изобразительного...
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7 классе и при изучении курса «Биология. Животные»....
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 9 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 8 классе и при изучении курса «Биология. Человек»....
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconКацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу...
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconЗаведующий : учитель высшей категории
Работа учебных кабинетов средней общеобразовательной школы организуется и осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми...
Черевко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование универсальных учебных навыков на уроках биологии в соответствии с требованиями фгос второго поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск