Скачать 402.4 Kb.
|
Пояснительная записка «Биология». 7 класс (70 ч ) «Животные» Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы. Бактерии». Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по биологии. Цели и задачи курса: - познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные; - систематизировать знания учащихся о животных организмах, их многообразии; - продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; - развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям; - продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Материал курса разделен на 8 глав. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и их значением. Основные технологии: - проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности по их разрешению - исследовательские методы в обучении: возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в проблему и предполагать пути ее решений - проектные методы обучения: дает возможность развивать индивидуальные творческие способности - разноуровневое обучение - лекционно-семинарско-зачетная система - игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр - обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа - здоровьесберегающие технологии: использование данной технологии позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную и физическую деятельность Основное содержание: В первой главе «Введение» учащиеся знакомятся с общими сведениями о животном мире, истории развития зоологии, методах изучения животных, сходствах и различиях животных и растений, систематике животных. Во второй главе «Простейшие» учащиеся знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей простейших, их многообразии, образе жизни и поведения, биологических и экологических особенностях, значении в природе и жизни человека. Третья глава «Многоклеточные животные», знакомит учащихся с особенностями строения, многообразием, значением в природе и жизни человека, биологическим и экологическим особенностям типа Губок; Кишечнополостных; Плоских, Круглых, Кольчатых червей; Моллюсков; Членистоногих; Хордовых: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающих. Четвертая глава «Эволюция строения и функций органов и их систем у животных» посвящена изучению покровов тела; опорно-двигательной системы; полостей тела; органов: дыхания, пищеварения; обмену веществ и превращению веществ; кровеносной системы, крови; органов выделения; органов чувств, нервной системы, инстинктам, рефлексам; регуляции деятельности организма; органов размножения, продолжения рода. Пятая глава «Индивидуальное развитие животных», посвящена изучению продлению рода, органам размножения, способам размножения и оплодотворениям, развитию животных, периодизации и продолжительности жизни. Шестая глава «Развитие и закономерности размещения животных на Земле», рассматривает доказательства эволюции, основные положения теории Чарльза Дарвина, усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции, миграции, ареалы обитания, закономерности размещения животных. Седьмая глава «Биоценозы», посвящена изучению естественных и искусственных биоценозы, факторов среды, цепей питания, потоков энергии и взаимосвязи компонентов биоценоза. Восьмая глава «Животный мир и хозяйственная деятельность человека», посвящена изучению влияния деятельности человек на животных, промыслу, одомашниванию, разведению и содержанию животных, а также изучению охраны животного мира и его рациональному использованию. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Лабораторные работы имеют большое значение в обучении биологии, стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес к естественным наукам в целом. Учащиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2-х часов в неделю. Распределение учебных часов по темам курса Часы по темам распределены следующим образом: «Введение» - 2 часа Глава 1. «Простейшие» - 3 часа. Глава 2. «Многоклеточные животные» - 34 часа. Глава 3. «Эволюции строения и функций органов и их систем у животных» - 12 часов. Глава 4. «Индивидуальное развитие животных» - 4 часа. Глава 5. «Развитие и закономерности размещение животных на Земле» - 4 часа. Глава 6. «Биоценозы» - 5 часов. Глава 7. «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» - 6 часов. Требования к уровню подготовки учащихся Достижение планируемых результатов оценивается на базовом уровне, свидетельствующим о сформированности знаний, умений, способов деятельности по биологии, которые необходимы для успешного продолжения обучения в старшей школе, и предполагает освоение опорной системы знаний и правильного выполнение учебных действий при решений простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижений этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач(заданий) с очевидным способом решения. Чаще всего это задания, в которых необходимо узнать биологические объекты, процессы, явления и/или привести их примеры; применить знания в знакомой ситуации. Называть: - общие признаки живых организмов - признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных. - причины и результаты эволюции - приводить примеры: усложнения животных в процессе эволюции, природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде обитания, наиболее распространенных видов и пород животных Характеризовать: - строение, функции клеток, животных; деление клетки - размножение, рост и развитие животных - среды обитания организмов, экологические факторы - природные сообщества, пищевые связи, приспособленности организмов к жизни в сообществе - дыхание, передвижения веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельностях в живом организмов Распознавать: - организмы животных - клетки, ткани, органы и системы органов животных - наиболее распространенные виды животных своего региона, разных классов, типов Сравнивать: - представителей разных типов животных Применять знания: - о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выведения, мер охраны - о видах, популяциях природных сообществ для обоснования мер их охраны Наблюдать: - сезонные изменения в жизни животных Соблюдать правила: - приготовления микропрепаратов и рассмотрения их под микроскопом - проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности животных - поведения в природе Делать выводы: - о клеточном строении всех царств - об усложнении животного мира в процессе эволюции Планируемые результаты освоения курса биологии Предметные: - выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов - доказывать биологические закономерности появляющиеся в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды - осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека - объяснить общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов - сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты - знать и аргументировать основные правила поведения в природе - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе - описывать и анализировать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними - знать и соблюдать правил работы в кабинете биологии УУД: познавательные - находить информацию (в текстах, таблицах и т.д.) - анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать(делать выводы) на основе на основе фактов и абстрактных понятий - классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления - сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия - устанавливать причины и их следствия - устанавливать аналоги ( в т.ч. создавать модели объектов)с помощью учителя и самостоятельно - представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, план) в т.ч. используя ИКТ Регулятивные: -определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе - панировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно -оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами - быть готовым изменить свое точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки - участвовать в диалоге: слушать и слышать другого - понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) - создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно -использовать речевые средства с в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей - работать в паре, в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения - предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться Личностные - отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях - отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои) - объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях - осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели - строить отношения с людьми не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления - пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов - выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях - признавать свои плохие поступки и отвечать за них ( принимать наказание, определять для себя наказание) Календарно-тематическое планирование 7 класс
|