Скачать 344.93 Kb.
|
Пояснительная записка «Биология». 8 класс (70 ч ) «Человек» Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7 классе и при изучении курса «Биология. Животные». Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по биологии. Цели и задачи курса: - Одна из основных задач при преподавании курса биологии в 8 классе ( раздел «Человек.») состоит в том, чтобы формировать у школьников научное понятие о единстве организма и среды обитания. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания природы. Овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры и поведения в природе. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни: предупреждение травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), профилактике нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах, кровотечениях, спасении утопающих, проведение наблюдений за состоянием собственного организма. Задачи. Обучения Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека через систему уроков, продолжить формирование у школьников предметных умений: умение проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашнего задания, продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников, умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий. Развития Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников памяти, мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков. Воспитание Способствовать воспитанию социально- успешных личностей, формирование валеологической и коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органической связи с их нравственным воспитанием через учебный материал уроков. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов. Материал курса разделен на 8 глав. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и их значением. Основные технологии: - проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности по их разрешению - исследовательские методы в обучении: возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в проблему и предполагать пути ее решений - проектные методы обучения: дает возможность развивать индивидуальные творческие способности - разноуровневое обучение - лекционно-семинарско-зачетная система - игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр - обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа - здоровьесберегающие технологии: использование данной технологии позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную и физическую деятельность Основное содержание: В первой главе «Введение». Учащиеся знакомятся с науками, изучающими организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования Во второй главе «Происхождение человека» Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Третья глава «Строение и функции организма» Общий обзор организма. Клеточные строение организма, ткани: строение и функции клетки и ее органоидов. Жизнедеятельность клетки, рост и развитие, основные физиологические процессы. Ткани, основные виды. Рефлекторная регуляция органов и систем организма Опорно-двигательная система: мышцы, скелет, химический состав, строение, виды соединения. Осанка, ее нарушения. Первая помощь при нарушениях костей Внутренняя среда организма: компоненты внутренней среды, их функции, состав. Иммунитет, его виды, борьба с инфекциями. Резус фактор, группы крови и переливание Кровеносная и лимфатическая система организма: органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения, строения сердца автоматия, круги кровообращения, пульс и давление. Гигиена сердечнососудистой системы. Заболевания и первая помощь при заболеваниях кровеносной системы и кровотечениях. Дыхательная система: значение, строения и функции органов. Газообмен. Механизм вдоха и выдоха. Функциональные особенности . Заболевания дыхательной системы .Выявления и предупреждения болезней. Влияние курения и других вредных привычек на органы дыхания. Пищеварительная система: пищевые продукты и питательные в-ва, их роль в обмене веществ. Значение пищеварительной системы, строение и функции органов, пищеварение в различных отделах. Регуляция деятельности. Гигиена и предупреждения заболеваний. Обмен веществ и энергии: Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Роль ферментов и витаминов. Нормы и режим питания. Энергетическая емкость пищи. Покровные органы. Теплорегуляция.: наружные покровы тела. Строения и функции кожи. Ногти и волосы. Уход за кожей, гигиена. Причина кожных заболеваний, их профилактика и лечение. Закаливание. Доврачебная помощь. Выделительная система: значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды. Органы мочеполовой системы, строение и функции, нефрон. Заболевания и предупреждения. Нервная система: значение, мозг и психика. Строение нервной системы: спинной мозг, головной и периферическая система. Отделы головного мозга. Анализаторы: значение. Иллюзии. Зрительный, слуховой, вкусовой и вестибулярный аппараты, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Гигиена. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика: вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД. Врожденные и приобретенные программы поведения. Биологические ритмы. Сон и сновидения. Речь и сознания. Познавательные процессы. Волевые действия. Эмоции, внимание, мышление. Железы внутренней секреции: внешний, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействия нервной и гуморальной регуляции. Профилактика заболеваний. Четвертая глава «Индивидуальное развитие организма» учащиеся изучают жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половая система. Сперматозоиды и яйцеклетки. Менструации и поллюции. Беременность, роды. Развитие ребенка. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания, заболевания передающиеся половым путем, их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Половое созревание, биологическая и социальная зрелость. Индивидуальность и личность. Темперамент и характер, самопознание и общественный образ жизни. Межличностные отношения. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Распределение учебных часов по темам курса Часы по темам распределены следующим образом: «Введение» - 2 часа Глава 1. «Происхождение человека» - 4 часа. Глава 2. «Строение и функции организма» - 58 часов. Глава 3. «Индивидуальное развитие организма» - 6 часов. .
|