Скачать 45.93 Kb.
|
Объедкова Анастасия Алексеевна – учитель биологии и химии высшей квалификационной категории Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» Методические рекомендации к разработке урока биологии в 7 классе по теме «Класс Насекомые» по учебнику Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Захаров В.Б., Сонин Н.И. – М.: Дрофа, 2009. Программа для основной общеобразовательной школы. Вариант 1. Биология. 5-9 классы. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов. Урок «Класс Насекомые» является текущим в разделе «Царство Животные». Поэтому в нём соблюдены все этапы обычного классического урока. Урок построен с использованием приёмов информационно-коммуникационной технологии, а также лекции, беседы, поиска информации и учительской проектной деятельности. На этапе мотивации к учебной деятельности важно спрогнозировать цели урока, чтобы дети знали к чему им стремиться на данном уроке. Чтобы проверить, как учащиеся усвоили предыдущий учебный материал о классе Паукообразные, на уроке были использованы творческие работы учащихся (презентация по теме «Внешнее и внутреннее строение Паукообразных и буклет по теме «Занимательно о пауках»). Подготовка творческих работ была домашним заданием, а на этапе актуализации знаний учащиеся защищали свои проекты. Работа велась в группах. При этом развиваются коммуникативные универсальные учебные действия, а именно:
На этапе объяснения нового материала рекомендуем использовать различные методы подачи информации. Словесные, то есть рассказ учителя о внешнем строении насекомых; наглядные (в презентации к уроку используются схема внешнего строения насекомого, фотографии насекомых с различными типами ротовых аппаратов), поиск информации при работе с электронным приложением к уроку. Урок разработан с использованием электронного приложения, которое представляет собой сайт, созданный учителем в программе Microsoft Office FrontPage. Учащимся предлагается начать работу с ним с открытия файла index.html. Изучая такой электронный учебник, ученик сам для себя выстраивает образовательный маршрут, учится работать с текстом, выбирая необходимое из всего предложенного массива информации. При этом педагог исполняет роль консультанта, а обучаемые, сидя за компьютером, индивидуально работают с учебным содержанием сайта. Думаю, что электронное приложение к уроку в виде сайта поможет педагогу разнообразить работу детей на учебных занятиях. Такие медиаматериалы, созданные в программе Microsoft Office FrontPage, имеют некоторые преимущества перед презентациями. Несомненно, оба вида электронных приложений несут определённую информативную и иллюстративную нагрузку. Но сайт при самостоятельной работе способен научить ученика пользоваться информацией. Этот вид деятельности помогает развить у обучающихся информационную и коммуникативную компетентность. При этом у учащихся развиваются общеучебные универсальным действия такие как:
Кроме того, сайт имеет более простую и удобную систему навигации. И ученик получает возможность приобрести навыки поиска необходимой информации на сайте. В дальнейшем это облегчает задачу поиска в сети Интернет. Думаю, что это особенно важно для работы с учащимися 5-7-ых классов. Такая наглядность не только иллюстрирует, но и «работает» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала. Ученики могут не успеть изучить весь электронный учебник. Ведь разные классы и работают по-разному, с различной скоростью. Но, в любом случае, учитель должен вовремя остановить работу детей, для того чтобы осталось время для этапа закрепления изученного, рефлексии деятельности на уроке и домашнего задания. В качестве домашнего задания учащимся предлагается выучить теоретический материал и выполнить творческое домашнее задания в виде составления кроссворда. Здесь перед учениками раскрывается возможность поработать на компьютере, проявить свою творческую активность. Тема «Класс Насекомые» слишком объёмна, чтобы её можно было изучить в течение одного урока. Поэтому в календарно-тематическом планировании на изучение этого материала отводится 3 часа. На первом уроке изучается внешнее и внутреннее строение насекомых, на втором – многообразие и значение, и на третьем – обобщение по этой теме в виде самостоятельной работы, тестирования, урока-игры и т. д. В данном конспекте представлен первый урок по этой теме. Поэтому переход к уроку о многообразии и значении насекомых получается довольно плавным и логичным. Тем более, что на втором уроке имеет место проверка знаний учащихся по внешнему и внутреннему строению насекомых на этапе актуализации знаний. У многих пользователей могут возникнуть сложности с открытием презентации, так как для этого нужно использовать программу mimio Studio, которая не у всех может быть. Поэтому среди материалов к уроку размещена презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, но в этом случае, конечно, будет утерян элемент интерактивности, и дети уже не смогут собрать кузнечика их отдельных частей и соотнести их с названиями. |