Скачать 82.16 Kb.
|
Конспект открытого урока по биологии для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее характер" Цели: Общая дидактическая цель: Создать условия для формирования знаний об адаптации организмов, ее формах, характере, результатах. 1. Сформировать у учащихся знания об различных адаптациях как результате эволюционного процесса. 2. Способствовать развитию умений и навыков работать с разными источниками информации, анализировать, обобщать, критически осмысливать полученную информацию, сопоставлять увиденное и услышанное на уроке, уметь определять по описанию форму адаптации. 3.Способствовать формированию научного мировоззрения, познавательного интереса, коммуникативных навыков. Задачи: 1. Учащиеся должны усвоить понятия "адаптация, относительность адаптаций", знать механизм выработки адаптаций, иметь представление о предостерегающей, покровительственной окраске, мимикрии, морфологических, физиологических и поведенческих адаптациях живых организмов. 2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, использовать дополнительную информацию из разных источников, определять адаптивные признаки на природных объектах, рисунках, давать аргументированный ответ. Оборудование: Образовательные маршруты, Учебник, справочники, дидактические пособия. Презентация "Приспособленность организмов и её относительность», мультимедийная система. Тип урока: изучение новых знаний. Структура урока:
Ход занятия: Эпиграф урока: «Полны чудес неистощимых Природы вечные дела!»… И. Аксаков
Учитель: Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потрясает еще и тот факт, что каждый организм, независимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. Изучение главных факторов эволюции, позволяет объяснить этот феномен, появления новых форм живых организмов в изменяющихся условиях среды. Основные заслуги в объяснении возникновения адаптаций организмов принадлежат Чарльзу Роберту Дарвину. - Что такое эволюция? - Каковы движущие силы эволюции? - Что знаете вы по данной теме? Ответы учащихся. 4. Введение в тему. Учитель: В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? Ответы учащихся. Учитель: В борьбе за существование выживают особи наиболее сильные или приспособленные к условиям окружающей среды? Ответы учащихся. Учитель: Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность - результат действия естественного отбора в данных условиях существования. Сообщение темы урока. Обобщение целей учителем. Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, постараемся узнать механизм появления адаптаций. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 4.1. Работа с разными источниками учебной информации, поиск определения приспособленности, сопоставление с собственным определением. Запись в листе (Слайд). Подумайте и попытайтесь сформулировать, в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? Приспособленность организмов или адаптации (от латинского adaptatio - приспособление) - совокупность особенностей строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды. 4.2. Классификация адаптаций. Учитель: На сегодняшний день вопрос о классификации адаптаций - один из нерешенных в эволюционном учении. Существуют следующие классификации адаптаций: 1) пассивные и активные адаптации; 2) морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации; 3) сложные и простые адаптации; 4) устойчивые и неустойчивые; Невозможно дать полное их описание. Мы попробуем выявить только некоторые типы защитных приспособлений у животных и растений. 4.3. Многообразие адаптаций. Задание: используя разные источники информации, определите формы приспособленности, назовите их. /Ответы учащихся/ 1) Покровительственная окраска тела: Покровительственная окраска - такой вид окраски, при которой животные становятся незаметными на фоне окружающей среды. В природе распространены 3 вида покровительственной окраски: (слайд). 1. Окраска, скрадывающая противотень. У некоторых животных происходит быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах покровов тела (камбала, хамелеон). Велика роль окраски в сезонно меняющихся условиях (белая окраска животных зимой в средних и высоких широтах делает их незаметными на снегу, как это бывает у песца, зайца, горностая, белой куропатки). 2. Криптическая окраска - это окраска, характерная для организмов, обитающих в определенной природной зоне, например, в пустыне - это желтая окраска, в лесу – зеленая. 3. Расчленяющая окраска создается чередованием на теле темных и светлых пятен. Например, зебры и тигры плохо видны на расстоянии 50-70 метров на открытой местности из-за совпадения полос на теле чередованием тени и света в окружающей местности. 2. Предостерегающая окраска: Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением. 3. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд). /Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек/. 4. Мимикрия сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (крапива двудомная и яснотка белая, муха - осовидка, уж, цветки львиного зева похожи на шмелей - насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл (Слайд). 5. Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях).
6. Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров): у северных животных увеличены размеры печени и сердца нерпа, морской заяц; обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара); копыта широкие, ложкообразные, могут раздвигаться; волос заполнен воздухом; (северный олень, лось); совместное гнездование гусей и хищных птиц (гусь-гуменник и канюк); перепонки между пальцами у водоплавающих животных ; густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай); плоское тело у придонных рыб; стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах. 7. Физиологические адаптации: Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза. накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд) способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие смена пищи в зависимости от сезона (летом - листья, цветки, ягоды /вороника, брусника, голубика), зимой - веточный корм, хвоя сосны, хвоя ели, можжевельник, береза, почки и сережки ольхи) птицы отряда куриных: тетерев, рябчик, глухарь, куропатка расположение вен вблизи артерий "чудесное сплетение" (обогрев венозной крови в лапах у волка) изменение обмена веществ (способность зимой обходиться без пищи до 40 дней, используя жировой слой) у полярной совы. железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря. восковой налёт на листьях брусники, голубики. для сохранения влаги листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку. состояние частичного или полного анабиоза. Спасибо за ответы. Сформулируйте вывод, ответьте на вопрос: Каково значение приспособлений? Вывод: Разные виды адаптаций помогают организмам выживать и оставлять плодовитое потомство. Итак, вы узнали о некоторых приспособлениях организмов к различным условиям обитания. ?Учитель: От чего зависит формирование того или иного приспособления? Ответ: от действия факторов окружающей среды. Механизм возникновения адаптаций. Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование густой шерсти у песца с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. Задание. Какое объяснение более реально? Попробуйте описать механизм возникновения приспособлений (Слайд). Задание: работая с текстом, определите какой характер имеют адаптации? Ответ: Относительный характер. Вывод: Не существует идеальных приспособлений. Ч.Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Пример: заяц (зимой и летом), незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков и летят на огонь, хотя гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи. Если кактус обильно поливать - он погибнет. 5. Обобщение Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей. Давайте посмотрим на слайдах разные формы адаптаций, а затем вернемся к словам И.Аксакова. Как вы их понимаете? 6. Закрепление Прочитайте примеры и определите форму приспособленности. Как вы понимаете слова Грассэ? 7. Домашнее задание. 1. Подготовить кроссворд по теме "Приспособленность организмов". 2. Составьте синквейн. Итог. Рефлексия. Оценки. - Что узнали на уроке? - Что запомнилось на уроке? - Что еще хотите узнать? |
Конкурс «Педагогическая мастерская» Урок биологии в 11 классе Тема... Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности» | «три среды обитания» Цели урока: Учащиеся конкретизируют свои знания о средах обитания организмов, их особенностях, выясняют приспособленность организмов... | ||
Конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить с понятием «природные зоны», природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой, приспособленность... | ||
План-конспект открытого урока во 2 классе по окружающему миру Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты,... План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Домашнее задание по биологии на период с 08. 02 по 14. 02 План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | ||
Рабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е.... | Конспект открытого урока по теме «плотность вещества» ... | ||
Литература Работу ученик 10 класса План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов среде обитания» Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания | ||
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Рабочая программа по биологии 7 класс 70 часов (2 часа в неделю)... Ммы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования «Многообразие живых организмов» авторов В.... | ||
План-конспект открытого урока по гимнастике для учащихся 5 класса... Цель урока: Содействовать развитию скоростно-силовых качеств по средствам изучения кувырка назад | Литература по микробиологии. Ход урока Организация класса Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка |