Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г





Скачать 81.28 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г
Дата публикации19.09.2013
Размер81.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»


Учитель биологии Гончарова Н.М.
2009г.


Тема урока:   Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

    Цели и задачи:

1.                  Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение», выяснить роль питательных веществ в организме, сформировать знания о морфофизиологическом строении пищеварительной системы человека, ее функциях.

2.                  Развивать умения работать творчески, логически мыслить и рассуждать, доказывать свою точку зрения, умения работать с учебником и дополнительной литературой.

3.                  Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, компьютер, мультипроектор, таблица, корзина с продуктами.

1. Организационный момент. (1 мин.)

-                  Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Наталья Владимировна Герцева. Я провожу у вас сегодня конкурсный урок. Мне сказали, что вы самые активные, умные ученики, смелые. Не стесняйтесь высказывать свои суждения, отстаивайте их.  Я надеюсь, что у нас все получится.

2. Вводная часть. (2 мин.)

-                  Итак, тема сегодняшнего урока «Пищевые продукты, питательные вещества и их  превращения в организме». Цель урока: выяснить, что такое пищевые продукты, питательные вещества, мы поговорим о строении пищеварительной системы человека и о том, как происходит пищеварение в нашем организме.

Работаем по следующему плану:

1.                  Пищевые продукты.

2.                  Питательные вещества и их роль в организме.

3.                  Пищеварение.

4.                  Строение пищеварительной системы и ее функции.

5.   В конце урока мы обсудим следующий проблемный вопрос: ПОСТ -  вред или польза?

3. Пищевые продукты. (5 мин.)

-                  Эпиграфом, пожалуй, ко всему разделу «пищеварения» можно выбрать следующую пословицу «Полноценное питание – залог здоровья». В устном народном творчестве существует огромное множество пословиц о питании. Скажите, ребята, а вы знаете какие – нибудь пословицы?

Послушайте несколько из них:

-                  Тощий живот ни в пляску, ни в работу.

-                  Сытый голодного не вразумит.

-                  Кто ест скоро, тот и работает споро.

-                  Много есть, невелика честь.

-                  Сытое брюхо на ученье глухо.

-                  Любимая весть, как скажут, что пора есть.

-                  Добрый повар стоит доктора.

Из пословиц мы видим как важно значение питания для человека. Последний раздел, который вы изучили – «Дыхание». Наш сегодняшний урок – это логическую цепочку, связывающую эти два процесса – дыхание и питание.

-                  На что тратится энергия?

-                  Скажите, может ли человек использовать энергию солнечного света? Сделайте вывод, что же является источником энергии для человека? Раскройте понятие «Пищевые продукты».

-                  Я не случайно принесла эту корзину с пищевыми продуктами. Посмотрите на меня внимательно. Я раскладываю продукты на две группы. По какому принципу я это делаю? Продолжите, пожалуйста, начатую мной работу. Сделайте вывод, на какие две группы делятся пищевые продукты?

4.Питательные вещества. (9 мин.)

-                  Переходим к следующему этапу нашего урока. Посмотрите на рисунок на странице 148  учебника и назовите химический состав тела человека в процентном отношении.

-                  Каких веществ больше в организме? Как вы полагаете, каково значение воды? А сколько воды человек должен употреблять в сутки?

Сколько суток человек может прожить без воды?

-                  Знаете, ребята, ученые утверждают, что наша умственная работоспособность напрямую зависит от количества выпитой воды. Поэтому я вам рекомендую носить с собой небольшие пластиковые бутылочки с водой и пользоваться ими при необходимости. Только помните, пожалуйста, о личной гигиене.

-                  К неорганическим веществам помимо воды относятся и минеральные соли. Они играют немаловажную роль в распределении воды в организме и участвуют в создании органических соединений. При недостатке или избытке даже очень малой доли тех или иных минеральных солей происходит нарушение обмена веществ. Например, когда повышается уровень содержания Na в организме, начинает снижаться уровень К и задерживаться вода, что приводит к повышению давления крови, т.е. мы видим зависимость обмена веществ от минеральных солей.

-                  А теперь поговорим об органических веществах. Назовите орг. вещества. Как вы думаете, все эти вещества входят в состав пищевых продуктов?

-                  Итак, ребята, что мы называем «питательными веществами»? Сформулируйте понятие.

-                  Обратимся к таблице в вашем дополнительном материале. Скажите, различается ли количество питательных веществ в растительной и животной пище? Какую вы заметили закономерность? Приведите примеры пищевых продуктов, которые содержат больше белка, т.е. пример белковой пищи. А теперь углеводной и жировой пищи.

-                  Как вы считаете, одинаковые ли функции выполняют белки, жиры и углеводы? А какие именно функции выполняют питательные вещества?

-                  Посмотрите на суточную норму потребления питательных веществ в граммах (таблица). Вы видите, что преобладать должны углеводы, а содержание жиров и белков приблизительно одинаковое.

-                  Мы поговорили практически обо всех веществах, которые должны содержаться в полноценной пище. Но о чем - то мы забыли сказать. О чем?

-                  Конечно же, это витамины, которые являются ферментами или входят в состав ферментов. А что такое фермент? Давайте заглянем в словарик. Прочитайте определение.

-                  И еще в пище должны содержаться грубые растительные волокна – клетчатка. Для чего нужна такая пища?

-                  У меня для вас, ребята, есть загадка. Чем пища человека отличается от пищи животных? Что означает кулинарная обработка? Для чего обрабатывают пищу?  К тому же эстетичный вид пищи,  и приятный запах вызывают аппетит.

-                  А сейчас давайте сделаем обобщение. Перечислите вещества, которые должна содержать полноценная пища.

5. Пищеварение.(2 мин.)

-                  Предположим наш организм, получил все необходимые вещества. А может ли организм в неизменном виде усваивать какие – либо вещества? Да,  только вода и минеральные соли в растворенном виде. Почему же питательные вещества не могут усвоиться организмом? Что же с ними должно произойти? А как называется процесс превращения сложных органических соединений в простые вещества?

-                  Найдите в словарике определение «пищеварения». Исходя из определения, назовите мне функции пищеварения.

-                  А теперь с помощью дополнительного материала запишите  функции пищеварительной системы  в задание №122 стр.47 рабочей тетради. Давайте проверим.

6. Строение пищеварительной системы человека, ее функции.(10 мин.)

-                  Итак, мы с вами подошли к вопросу о морфофизиологических особенностях строения пищеварительной системы.  Посмотрите на слайд и назовите органы пищеварительной системы человека.

-                  Давайте вспомним, каково строение пищеварительной системы млекопитающих животных. Перечислите все органы этой системы (уч-ся показывает строение пищеварительной системы собаки). Сравните пищеварительную систему млекопитающего со строением пищеварительной системы человека. Вы заметили сходство? Чем его можно объяснить?

-                  А теперь мы должны выяснить, какие превращения происходят с пищей в различных органах пищеварительной системы. Один ученик должен показать и  назвать органы, а вы по очереди комментируете.

-                  Сегодня на уроке мы создаем  дидактический материал для последующего изучения пищеварения. На схеме различными цветами вы должны обозначить, какие изменения происходят с питательными веществами в органах пищеварительного тракта. Углеводы обозначаем зеленым цветом, белки – красным, жиры – синим. Если расщепления не происходит – рисуем сплошную линию, если вещества расщепляются – пунктирную, если всасываются – точки.

7. Историческая справка.(2 мин.)

- А теперь небольшая историческая справка. Говоря о пищеварительной системе нельзя не сказать о человеке, который всю свою жизнь посвятил ее изучению. Это выдающийся русский физиолог, человек создавший учение о высшей нервной деятельности на основе рефлекторной теории. Догадались кто это?     И. П. Павлов(1849 – 1936). В 1904 году он одним из первых русских ученых был удостоен Нобелевской премии за открытия в области физиологии и медицины. Его любимым подопытным животным была собака. Признательность ей была выражена в сооружении памятника. Я думаю, на последующих уроках вы еще будете говорить об этом ученом.

8. Обсуждение проблемного вопроса(3 мин.)

-                  А сейчас вернемся к нашей проблеме. Она актуальна сейчас.  Возможно, вы знаете, что с 6 марта начинается 40-дневный пост. Попробуем порассуждать, нужно ли соблюдать пост вам , подросткам. Назовите все плюсы и минусы поста.

Я думаю вам можно снова вернуться к этой проблеме на заключительном уроке.

9. Закрепление.(2 мин.)

-                  Теперь, ребята, мы закрепим полученные вами знания. Я задаю вопрос, и каждый из вас мне отвечает да или нет (с помощью «светофориков»).

Вопросы:

1.          В теле человека менее 50% воды.

2.          Животная пища богата жирами.

3.          В неизменном виде человек усваивает воду и минеральные соли.

4.          Углеводы выполняют структурную функцию.

5.          В процессе механической обработки пища измельчается, увлажняется и перемешивается.

6.          Витамины являются ферментами.

ДЕЛАЮ ВЫВОД ОБ УСВОЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

10. Домашнее задание.(1 мин.)

-Запишем домашнее задание двух уровней:

Iуровень - стр. 148 –149 учебника, №121 в рабочей тетради. Это задание для всех.

II уровень – для желающих. Вы можете сделать реферативное сообщение об опытах И. П. Павлова.

11. Итоги урока.(3 мин.)

-                  Подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Что вам понравилось, что показалось интересным? Достигли мы поставленных целей?

-                  Если вас заинтересовали какие-то вопросы, вы можете обратиться к следующей литературе: «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» А.Д.Зверева, «Про тебя самого» А.Дорохова, Клаус Обербайль «Чудо – вода», Н.Е. Макарова «Раздельное питание», сборник Ридерз Дайджест «15 минут в день для здоровья»

-                  А на прощание маленький секрет. Дотроньтесь языком верхнего нёба. Почувствовали поперечные полоски? А знаете что это? Это небные валики – остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается у всех зародышей млекопитающих закладываются зубы в несколько рядов, а развивается только один ряд. Вот о зубах вы и поговорите на следующем уроке.

-                  Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconДомашнее задание по биологии на период с 08. 02 по 14. 02
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconСегодняшнего урока «Пищевые продукты, питательные вещества, пищевые...
Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение», выяснить роль питательных веществ в организме
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconХарактеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconТематическое планирование по биологии Класс: 10 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).;на основе программы общеобразовательных...
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе Автор: Почекина Е. Н., учитель биологии
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconКонспект открытого урока по биологии для 9-го класса "Приспособленность...
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconУчитель: Сенюкович Г. А. Предмет: химия. Класс
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н. М. 2009г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для получения учащимися системы знаний по теме: «Питательные вещества и продукты питания»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск