Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №25
План-конспект
открытого урока
во 2 классе
по окружающему миру
на тему
«Строение тела человека»
| Разработала: учитель начальных классов
Волкова Наталья Владимировна
|
|
| Узловая 2012 г.
Оглавление
Пояснительная записка 2
Тема урока: Строение тела человека 3
Сценарий урока 5
Список использованных источников 10
Пояснительная записка Направление - учителя начальных классов
Тема урока – Строение тела человека
Программа, используемая в работе, её авторы, учебник и его раздел –
А.А.Плешаков Мир вокруг нас. Программа М.: «Просвещение» 2010г.
А.А.Плешаков Мир вокруг нас 2 класс. Часть 2. М.: «Просвещение» 2011г.
Количество часов в неделю, за год – 2 часа,70 часов
Место урока в изучаемой теме – первый
Этапы урока – 1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3.Сообщение темы урока и его целей.
4. Изучение новой темы.
5. Закрепление. Работа с тестом.
6.Выставление оценок. Домашнее задание.
7. Итог. Рефлексия.
Методики, применяемые на уроке: методика применения технических средств, развивающего обучения, сравнительного анализа, моделирования, здоровьесбережения, самостоятельной работы и взаимопроверки.
Активные формы обучения – применение компьютера, моделирование, разгадывание загадок, ситуации предположения, работа в парах.
Тема урока: Строение тела человека Прогнозируемые результаты
Ученики узнают, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему.
Научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.
Увидят связь между органами, их строением, функциями и значением для человека.
Более глубоко поймут слаженность работы всех органов человека как составных частей единого целостного организма.
Всё больше будет развиваться осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Цели:
Образовательные
Познакомить со строением тела человека: внешним и внутренним.
Дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Ввести понятия: части тела, конечности, органы, организм.
Развивающие
Способствовать развитию логического мышления.
Развивать умения работать со схемами, моделями.
Закреплять навыки самостоятельной работы с текстом, с тетрадями.
Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную речь учащихся.
Воспитательные
Прививать навыки здорового образа жизни.
Развивать способность работать в коллективе.
Задачи урока:
Включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность;
Сформировать у учеников навыки самообучения и самоконтроля.
Привить интерес к самопознанию.
Оборудование
Учебники, тетради, модели тела человека со съёмными внутренними органами, механические настольные часы, рисунки с внешним и внутренним строением тела человека, магнитная доска, магниты, цветные картинки с изображением частей тела человека, таблички с названиями частей тела, цветные карандаши, плакат с пословицей о здоровье человека.
Сценарий урока Организационный момент
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга.
Учитель обращает внимание учащихся на доску и просит подумать, для чего так всё беспорядочно на ней расположено.
Актуализация опорных знаний
Учитель: вы готовы к работе? Внимательно посмотрите на экран ноутбука.
Слайд №3. Анатомия – наука, которая изучает строение тела человека.
Учитель: человек – часть живой природы. Так же, как все живые существа, он рождается, растёт, развивается, питается, дышит. У него появляется потомство, затем он стареет и умирает.
Посмотрите, как мы все похожи друг на друга, и какие мы все разные! Но у нас много общего, одинакового.
Слайд №5. Загадка
Горшочек умён. Семь дырочек в нём. (Голова) [4, с.145]
Учитель: постарайтесь найти ответ, ведь подсказки перед вами на доске..
Слайд №6. Загадка
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)[4, с.143]
Слайд №7. Загадка
У одной матери - 5 детей.
Все дети разные
И все к матери привязаны. (Рука) [4, с.145]
Слайд №8. Загадка
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги) [4, с.149]
Учитель: вы увидели, что наши тела имеют различные части. Нам надо привести разбросанные части тела в порядок, то есть поместить их туда, где их природное место.
Для лучшего понимания мы используем приём сравнения.
Посмотрите на экран ноутбука.
Слайд №9. Часы. Внешнее строение. Внутреннее строение.
(Одновременно учитель показывает учащимся крупные настольные часы.)
Учитель: Что вы видите? (Часы)
Учитель: Какие части часов вы видите? (Корпус, стекло, стрелки, циферблат…)
-Это внешнее строение часов.
-Что нам не видно, находится внутри - это внутреннее строение. Что же нам не видно в часах? (При этом учитель постепенно открывает корпус часов, достаёт батарейки, вскрывает заднюю стенку и показывает механизм).
3. Сообщение темы урока и его целей.
-Так и у человека есть внешнее и внутреннее строение. Сегодня мы и будем его изучать. С внешними органами вы уже, наверняка, знакомы, но я проверю все ли умеют правильно называть свои части тела, а вот что внутри нас и зачем нужны эти органы – это мы откроем на сегодняшнем уроке.
4. Изучение новой темы.
Слайд №11. Внешнее строение тела человека.
Учитель: сопоставьте изображение на экране и собственное тело, а затем посмотрите друг на друга. Дотроньтесь до своей головы, шеи, туловища.
На туловище найдите участки: спину, грудь, живот. Поднимите и опустите руки, вытяните ноги. А теперь встаньте. Чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили названия внешних частей тела, выполняйте мои команды.
Физкультминутка:
Поднимите верхние конечности вверх, потянитесь. Погладьте себя по голове.
Обхватите ладонями шею. Слегка похлопайте себя по груди. Почешите себе спину. Погладьте себе живот. Вытяните в сторону правую нижнюю конечность и слегка потрясите ею. Теперь в сторону вытяните левую нижнюю конечность и тоже потрясите ею. Слегка подпрыгните, теперь потянитесь, как вы хотите.
Молодцы. Все правильно выполнили действия. Садитесь.
Учитель: Теперь один из вас выйдет к доске и выберет из беспорядка частей и органов те, какие относятся к внешнему строению, а остальные будут работать по рисункам в тетрадях.
- А теперь проверьте друг у друга работы. Правильно ли ваш сосед выполнил задание.
- Оля, ты какую бы оценку поставила бы Мише?
-А ты, Миша, как бы оценил работу Даши?
Учитель: мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А кто из вас знает, что находится внутри нас ?
Слайд №12. Внутреннее строение тела человека.
Слайд № 13. Головной мозг.
Учитель: согласует работу всего организма головной мозг. Располагается он внутри черепа. Он узнаёт о том, что мы видим, слышим, чувствуем и перерабатывает информацию, запоминает её, принимает решения о том, как поступить. Головной мозг состоит из миллиардов нервных клеток. Мозг растёт до 25 лет. Учёные рекомендуют получать образование именно в этом возрасте, так как после 25 лет становится труднее запоминать и обрабатывать новую информацию.
-Найдите на столах силуэты человека и закрасьте головной мозг фиолетовым цветом. А Максим выйдет к доске и из оставшихся органов выберет головной мозг и табличку с соответствующим названием. Он начнёт составлять другую колонку, где будут собраны внутренние органы человека.
Слайд № 14. Лёгкие.
Учитель: С чем сравниваются лёгкие? Из чего они состоят? Ответ на эти вопросы вы найдёте в тексте учебника.
Ответы учащихся после прочтения текста.
Учитель: Когда человек делает вдох – лёгкие расширяются, потому что они заполняются воздухом. У взрослого человека лёгкие вмещают в себя до 4 литров воздуха, а за сутки они перегоняют 20 тысяч литров воздуха.
-Голубым карандашом закрашиваем лёгкие в схеме, а с магнитной доской работает Карина.
Слайд № 15. Сердце.
- А теперь поработаем с текстами из энциклопедии, прочитав их, вы должны ответить на вопрос:
-почему этому мускулистому органу нельзя останавливаться ни на минуту?
Ответы учеников – сердце – мотор, он заставляет кровь пробегать по телу. При остановке сердца человек умирает.
Закрашиваем красным карандашом сердце в силуэте человека, а у доски работает Оля.
Слайд № 16. Желудок.
Учитель: Вы видите главное отделение внутренней кухни. Желудок находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Он похож на мешок, который растягивается по мере поступления пищи.
Работа учащихся со схемой и у доски. Желудок закрашиваем жёлтым цветом.
Слайд № 17. Печень.
Учитель: Печень располагается в правой части тела, примерно на уровне локтя. Печень выделяет желчь, которая необходима для пищеварения. Слово «печень» происходит от корня «печь». Печень – это внутренняя печка, согревающая наш организм. Если температура окружающей среды понижается, то печень начинает вырабатывать больше тепла. Это очень крупный орган – почти 2 килограмма. Каждую минуту через печень проходит 1,5 литра крови.
Ребята коричневым карандашом закрашивают печень на силуэте человека. Возле доски работает ученик.
Слайд № 18. Кишечник.
Ребята, смотрим на слайд и пытаемся ответить на вопросы:
- Где находится кишечник? (В животе).
Учитель: Какую длину имеет кишечник?
- Как же он помещается внутри живота? (Кишечник свёрнут).
Закрашиваем кишечник зелёным карандашом на силуэте человека, а Саша возле доски заканчивает работу со схемой «Внутреннее строение тела человека».
Физкультминутка.
Игра «Кручу верчу – назвать хочу»
Учитель называет часть тела, а показывает специально неправильно на себе. Учащиеся должны показать то, что словесно объявляет учитель.
5. Закрепление. Работа с тестом.
-Ребята, а теперь давайте соберём макет человека, а я посмотрю все ли усвоили тему сегодняшнего урока. Коллективная работа с макетом.
Слайд № 19. Внешнее и внутреннее строение тела человека.
6. Выставление оценок. Домашнее задание: подобрать пословицы о здоровье.
7. Итог. Рефлексия
Слайд №23.
Список использованных источников
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 класс. Часть 2. «Просвещение», 2011.
Чудинова Е.В. Демидова М.Ю.Окружающий мир. Учебно- справочные материалы для 1- 4 классов. «Просвещение», 2011.
Круглов Ю.Г.сост. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. «Просвещение», 1990.
5. Природа и человек. Естествознание для начальной школы. РС СD Издательство «Учитель», 2011.
6. Окружающий мир. Поурочные планы. СD Издательство «Учитель», 2010. |