Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"





Скачать 99.16 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"
Дата публикации10.09.2014
Размер99.16 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"

Цель: формировать понятие о природном сообществе "Водоем".

Задачи:

  • познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов;

  • расширить представление обучающихся о природных сообществах;

  • выявить связи между обитателями пресного водоёма;

Оборудование: презентация, рисунки детей, карточки с названиями природных сообществ, карточки букв для слова ВОДОЁМ, картина с водоемом, картинки с животными и растениями водоёма, тест.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний

1 мин

9 мин

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

На уроках окружающего мира мы узнаем много нового и познавательного, бываем в интересных местах, а потом вы рассказываете о своих впечатлениях родным и близким. Но природа открывает свои тайны только добрым сердечным людям Давайте поздороваемся с ней. Слайд 1,2,3,4

А куда же мы путешествовали на прошлом уроке? (карточка лес на доске перевернуть)

А что такое лес ?

Дайте определение природному сообществу.

В каком ещё природном сообществе мы побывали? (карточка луг на доске перевернуть )

Знаниями о лесе поделитесь друзья, повесьте свои рисунки на доску.

Молодцы, дома потрудились хорошо. Проверим наши знания о лесе по тесту. Приступайте к работе.

Проверяем как вы справились с заданием? Слайд 5(тест) Под какой буквой у тебя получился ответ на первый вопрос?

Какое слово у вас получилось?

Кто справился без ошибок, не исправляя во время проверки поставьте себе отметку 5 в конце теста. Кто исправил неверный ответ ничего страшного, ваши 5 ещё впереди.

Проверим, правильно вы выполнили тест? ( перевернуть карточку со словом водоемы и убрать буквы)


Здравствуй, природа!
Здравствуй, степь,
Здравствуйте, горы,
Здравствуй, лес.
Ты о чем шумишь листвою
Темной ночью грозовою?
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы - свои.

В лес

Природное сообщество

Природное сообщество это группа связанных между собой организмов, которые живут на одной территории, влияют друг н6а друга и на окружающую среду.

На лугу

Дети вешают рисунки на доску.

Дети выполняют тест.

Вызванный ученик выходит с тестом, находит нужную букву

ВОДОЁМ

Открытие новых знаний (ОНЗ)

4 мин

Кто догадался куда мы сегодня отправимся путешествовать?

Слайд 6

Это пресный водоём.

Давайте вспомним какие типы пресных водоёмов вы знаете?

Мы остановимся с вами на 3 типах Слайд 7 Река озеро и пруд

В воде как и на суше есть все условия для жизни. А какие же нужны условия?

Солнечные лучи проникают в толщу воды и освещают дно, при этом солнце нагревает воду. В воде растворено много минеральных веществ и кислород

Как вы думаете существует ли взаимосвязь между растениями и животным миром в водоемах?

Как называется такая взаимосвязь?

А является ли водоем природным сообществом мы выясним это в конце урока.

К водоёму

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник,

Есть лягушка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит.

(река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище).

Свет , тепло, воздух и минеральные вещества

Ответы детей

Природное сообщество

Включение в систему знаний

25мин

-И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. Слайд 8На что вы сразу обратите внимание?

– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения -тростник Слайд 9

Тростник достигает до 4 метров в длину . Его стебель сильно сгибается, но не ломается

Очень часто путают растения рогоз и камыш. Слайд 10 У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. + со сайда

– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть самое красивое водное растение

Кувшинку Слайд 11

Откройте учебник на стр.75. Найдите информацию о кувшинке. Читай .....

А вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”.

– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение. Слайд 12

У ряски внутри есть полости. Осенью они заполняются водой, и ряска опускается под воду. Так она зимует. Весной полости заполняются воздухом, и она поднимается.

Среди растений пресного водоёма можно встретить много разных интересных красивых и даже опасных растений это такие как рдест, Элодия ,Телорез, Стрелолист, о них вы сможете узнать из учебника и различных источников информации

Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

Молодцы!

(На растительность).

Сообщение ученика

Листья у тростника тонкие и узкие, а стебель внутри пустой. Вверху стебля находится густая метелка тёмно-фиолетовых колосков. Листья тростника поворачиваются ребром к ветру.

Чтение со слайда ученик

Читает ученик

Сообщение ученика

Ряска состоит из маленького плоского кружочка - стебля, плавающего на поверхности воды, вниз свешивается корень. Цветёт ряска очень редко. Всё лето ряска растет, размножается и покрывает весь водоем.

Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб. насыщают воду кислородом, очищают водоём)

Физкультминутка

1 мин

Слайд 13 А сейчас все встали. и немного отдохнем

Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Выполняют движения по тексту







– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма. Богат и животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт

Золотые глаза,

Кто же это?

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Слайд 14 Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло.

Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров. Стрекозы — самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает 57 км/ч.

Немало в наших пресных водах различных жуков. Слайд 15 Самый большой из них – жук-плавунец.

Жуки плавунцы плавают, одновременно взмахивая обеими задними ногами, как вёслами.

– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Слайд 16 Эти насекомые очень проворны, они скользят по поверхности воды на длинных тонких ногах.

Кто на дне реки во мРАКе
Затевает вечно драки?
Чьих клешней боится враг?
Кто гуляет задом? ...

Слайд17Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак.

Поедая остатки мертвых растений и животных, они выполняют роль санитаров.

В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Слайд 18 Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру.

На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить - улиток- прудовиков Слайд 19

А еще улитки могут вмерзать в лед и затем оживать при оттаивании.
– Отгадайте загадку

У родителей и деток,

Вся одежда из монеток Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп. Слайд 20

Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель. Слайд 21 Они питаются зелеными частями растений, семенами, улитками и насекомыми. Цапли охотятся на лягушек, рыб ужей.

Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом. Отгадайте загадку:

Эти строители речные жители

Пилят древесину, строят плотину.

Слайд 22 А также нутрию, ондатру и выдру Давайте прочитаем информацию об этих животных в учебнике на стр. 78-79

У животных пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.


Стрекоза

Сообщение ученика У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету.

Сообщение ученика

Длина тела жука -плавунца больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

(Рак )

СообщениеЕго длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

Сообщение Тело улиток находится в спиральной раковине и состоит из головы, туловища и ноги. Иногда они поднимаются к поверхности воды, чтобы набрать запас воздуха 6-9 раз в час. Питается прудовик гниющими остатками растений и животных.

Рыбы

Бобры

Читает ученик.

Рефлексия

5мин

Слайд 24 Ребята, а интересно путешествовать?

А куда мы путешествовали сегодня на уроке?

Что нового узнали сегодня?

Кто ответит является ли пресный водоем природным сообществом и почему?

А сейчас я проверю, кто был самым внимательным на уроке. У вас на столе лежат картинки, найдите ей место на этой картине. (На доске лист с нарисованным водоёмом)

А почему вы не повесили свои картинки?

Сколько природных сообществ мы изучили? назовите их?

А как вы думаете все ли мы узнали о природных сообществах?

Что надо сделать чтобы узнать больше? Да, это и будет ваше домашнее задание . открыли дневники. записали стр. 75-78.Урок окончен. Всем спасибо!

Да

Пресный водоём

Ответы детей

Да , потому что и растения и животные которые там обитают взаимосвязаны между собой

Потому что они относятся к сообществу лес

Луг, лес и водоем.

Нет

Прочитать информацию в учебнике, найти новую информацию в интернете ,или других источниках.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру во 2 классе по теме
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме: Какие бывают растения?
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему...
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект открытого урока по окружающему миру Учитель
Оборудование: глобус, компьютер, проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: Если хочешь быть здоров…
Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье и здоровом образе жизни, определим, кто из вас знает лучше правила здорового образа...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого урока по окружающему миру по программе А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 1 «А» классе мбоу сош №2 п Чернянка...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе
Цели и задачи изучения темы
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconКонспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края»
...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconРаботу
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме \"Водоемы\" iconПлан-конспект открытого урока во 2 классе по окружающему миру
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск