Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края»





Скачать 109.45 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края»
Дата публикации02.01.2015
Размер109.45 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект

МОУ «Усть-Кубинская средняя общеобразовательная школа»

с.Устье Вологодской области

Конспект открытого урока

Окружающего мира

по теме:

«Водоёмы нашего края».

4 класс

Учитель – Козырева Ольга Борисовна

Цель:

Знакомство с водоемами нашего края и их значением в жизни человека.

Задачи:

  • Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.

  • Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.

  • Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.

Методы: Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, эвристические.

Оснащение урока: Физическая карта России, карта Вологодской области, глобус, индивидуальные карточки – карты Вологодской области, детские рефераты, карточки для самооценки, презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехали гости. Поприветствуем их, подарив свои улыбки и хорошее настроение.

Постарайтесь быть внимательными, активными. Желаю успешной работы. На прошлом уроке мы начали изучение темы - «Родной край – часть большой страны».
О чудесном нашем крае будет разговор

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём.

(Слайды о поверхности нашего края)

2.Повторение изученного

Графический диктант поможет нам узнать, хорошо ли мы знаем поверхность нашего края.

слайд «Графический диктант» – ответы дети обозначают на карточках знаками ( +), если согласен с утверждением, ( - ), если не согласен

1.Формы земной поверхности Вологодской области - равнины и низменности.

2.Самая большая возвышенность в Вологодской области – Андомская.

3.В Усть-Кубинском районе мало лугов и болот.

4. На территории Вологодской области нет длинных оврагов.

5.Вокруг Кубенского озера расположена Присухонская

низменность.

6.Более возвышенными в нашей области являются западные и юго-восточные районы.

Работа в парах: поменяйтесь своими работами, проанализируйте ошибки, если они есть.

Проверка: + - - + + +

Слайд: Игра «Узнай меня!»

(узнать по иллюстрации форму поверхности земли)

Слайд «Кроссворд ( повторение домашнего задания, итогом которого служит ключевое слово – ВОДОЁМЫ)

1.

5

2.

3.

4

6

7

Форма поверхности, имеющая

крутой осыпающийся склон.

  1. Место, где река берёт своё начало.

  2. Нижняя часть горы, холма.

  3. Есть у оврага, горы, холма.

  4. Самое тёплое море России.

  5. Форма поверхности.

  6. Вся территория земной

поверхности разделена

на природные …

3. Изучение новой темы:

- Сегодня мы будем говорить о воде, о водоёмах нашего края,

как о нашем богатстве.

- Что такое водоём? (дети высказывают свои предположения)

Водоём – место скопления и хранения воды.

Слайд

- Какие водоёмы вы знаете?

- Давайте разделим названные водоёмы на 2 группы по их происхождению.

Водоёмы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные)

Слайд «Искусственные и естественные водоёмы»

- Каким цветом обозначена вода на карте?

- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему?

Слайд «Голубая планета» - две трети поверхности Земли занято водой.

- Посмотрите на карту Вологодской области. Она многоводна. Среди зелени лесов, полей, лугов голубеют многочисленные блюдца озёр. Сверкает на солнце спокойная гладь рек. Среди кустарников петляют звонкие ручейки.

Почти 20 тысяч больших и малых рек и 5 тыс. озёр находится на Вологодчине.

- Где больше всего рек и озёр?

( В центре области и на западе)

- Реки несут свои воды до Белого, каспийского и Балтийского морей.

Каждому вологжанину необходимо знать, что собой представляют крупные реки и озёра его края.

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением от истока к устью.

- Какая самая крупная река нашей области?

(Сухона)

Слайд «Река Сухона».

- Жизнь реке даёт Кубенское озеро. Из озера она вытекает двумя рукавами - Сухона и Большой Пучкас. Через 21 км они соединяются и текут единым потоком на протяжении 560 км. Сухона впадает в Северную Двину. Сухона часто меняет направление течения. Сначала она несёт свои воды на юго – восток, затем на юг, после впадения рек Вологды и Лежи течёт уже на северо - восток.

Особенностью реки является то, что в большое половодье вода начинает течь обратно в Кубенское озеро. «Обратное» течение длится от 3 до 20 дней. На Сухоне из-за скопления льдин часто бывают наводнения.

На реке Сухоне расположены такие крупные города, как Сокол, Тотьма, Великий Устюг, районные центры – сёла Шуйское и Нюксеница.

- Какой приток Сухоны самый крупный?

Слайд «Река Юг».

Река Юг – крупный приток Сухоны. Длина её около 500 км. Берёт своё начало из небольшого болотца. В Сухону она впадает у города Великий Устюг. Берега реки высокие, крутые, изрезаны оврагами. Летом река сильно мелеет, поэтому судоходна только весной.

Слайд «Река Шексна».

Шексна берёт начало из Белого озера и впадает в Рыбинское водохранили-ще. По Шексне проходит Волго – Балтийский водный путь. Длина 139 км.

-На берегу какой реки расположено наше село?

Слайд «Река Кубена»

Рассказ ученика о реке Кубене.

Ку́бена - река в Архангельской и Вологодской области России, впадает в озеро Кубенское, принадлежит бассейну Северной Двины. Кубена берёт начало на Коношской возвышенности, расположенной на юге Архангельской области, неподалёку от посёлка Коноша. От истока течёт на юг. Русло извилистое, течение быстрое, в русле камни, перекаты. В половодье большая часть из них уходит под воду. Берега Кубены высокие, лесистые.

После Харовска течение реки успокаивается, перекаты исчезают. В нижнем течении река расширяется до 200—300 метров, при впадении в Кубенское озеро образует обширную дельту. У начала дельты расположено село Устье.

Богата наша область и озёрами.

- Что такое озеро?

Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоём), заполненный водой.

- Озёра образовались в очень далёкие времена, когда на нашей территории начал таять ледник. При постепенном таянии льда вода заполняла большие и малые углубления на поверхности. На востоке области ледник растаял раньше. Поэтому озёра там древние, но и более мелкие. А многие уже вовсе исчезли, превратившись в болота.

- В какой части нашей области их больше?

( В западной )

- Настоящим озёрным краем называют Вытегорский район. С Вытегорскими озёрами иногда происходят необычные изменения. Вода из них время от времени уходит, обнажая дно. Предполагают, что озёра под землёй соеди-нены между собой каналами. Вместе с водой не всегда успевает уйти рыба, и

тогда её ловят прямо руками. Дно этого озера однажды распахали и посеяли овёс, но через 2 года вода вновь заполнила озеро. Куштозеро объявлено заказником.

- Назовите самые большие озёра.

(Онежское, Белое, Кубенское, Воже).

Показ по карте.

Слайд «Белое озеро»

Самое крупное озеро Вологодской области – Белое. Форма его напоминает блюдце. Длина озера 43 км, ширина 32км. Глубина - до 6 метров. В озеро впадает 30 рек и речек.

Слайд «Озеро Воже».

Озеро Воже расположено на границе с Архангельской областью. Длина – 64 км, ширина – 7- 16 км. Глубина – до 5 метров. В озеро впадают 20 рек, а из него вытекает крупная река Свидь.

Одним из замечательных озёр области является и наше Кубенское озеро.

Слайд «Кубенское озеро»

Рассказ ученика об озере

Озеро Кубенское имеет вытянутую форму. Длина – около 60 км, ширина – 14 км. Площадь – 370 кв.км. В озеро впадает 30 рек, а вытекает река Сухона.

Основные реки – Кубена, Уфтюга. Озеро судоходно. Известно своим бурным нравом. Развито рыболовство

Рассказ о Каменном Спасе ( подготовленный ученик)

Спас-Каменный - православная жемчужина Кубенского озера, самый старый на севере России каменный монастырь - расположен посреди Кубенского озера на небольшом островке. По преданию, один из новгородских князей Глеб Василькович, попавший в шторм на Кубенском озере, спасся на острове, который чудесным образом вырос из воды. После этого остров назвали Спас-Каменным

В Средние века Спас-Каменный был духовным центром региона. И не только духовным, но и хозяйственным - у монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. Разрушение монастыря закончили люди. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века. В 1991 году объект был включён в план реставрации. Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Николаевич Плигин, инженер по образованию. Разрушенный монастырь начал возрождаться и восстанавливаться, во многом благодаря А.Н. Плигину, его семье и всем их добровольным помощникам.

С 1995 года остров часто посещает правящий архиерей – епископ Вологодский и Великоустюгский Максимилиан. Это стало началом духовного возрождения обители.

С середины 1999 года Спасо-Каменный монастырь включен в план реставрации. На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых.

Кроме рек, озёр, в Вологодской области очень много родников. Они встречаются чаще всего по берегам рек.

Источники, родники, ключи – естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой.

Прежде чем выйти на поверхность, вода несколько раз проходит различные слои земли и очищается. Вода из родников чаще прозрачная, чистая, приятного вкуса. Летом – всегда холодная, зимой, наоборот, не замерзает. Подземной водой можно лечить людей. В ней растворены многие вещества, которые благоприятно влияют на организм человека. Около таких источников строят больницы, санатории. Таких источников в нашей области более 100.

4.Физминутка ( слайд)

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в речку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Мы вернемся быстро в класс,

Там дослушаем рассказ.

Значение водоёмов.

- О какой роли водоёмов была наша физминутка?

- А ещё что вы знаете о роли водоёмов?

Слайд «Значение водоёмов».

- Почему без воды не может существовать ни человек, ни растения,

ни животные?

Слайд «Охрана водоёмов».

  • В нашем районе проводится большая работа по охране водоёмов.

  • По их берегам запрещено рубить лес.

  • Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу.

  • За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции.

  • Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.

- Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

( высказывания детей)

5.Творческая работа в четверках «Придумай название знаку».

кувшинкибутылка в водемашина и вода 2

6.Работа в парах: составление памятки «Охрана водоёмов».

Слайд «Памятка «Охрана водоёмов».

1. Не бросай мусор в воду,

не оставляй мусор на берегу реки.

2. Нельзя мыть транспорт в водоёмах.

3. Оберегай растения и животных

водоёмов.

4. Надо расчищать ручьи и родники.




7.Итог урока:

Почему так говорят: «Вода – это жизнь, красота и здоровье?»

Слайд «Вода – это жизнь….»

На нашей планете есть различные водоемы.

Все они очень красивы и необходимы для жизни не только человеку, но и всему живому на Земле. Не загрязняйте водоёмы! Берегите их!

8.Рефлексия:

-Что нового узнали?

-Где пригодятся эти знания?

-Кто из ребят больше всех нам помог?

-Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

-Какое настроение было на уроке?
9.Домашнее задание ( слайд)
1.Подготовить сообщения по своим наблюдениям,

а также с помощью карты края и краеведческой литературы

составить описание одного из водоёмов своего края.

2. Учебник с. 154 – 158

3. Тетрадь – с. 74-75

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconУрок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии...

Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект урока окружающего мира по теме «Звери»
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение»
Сегодня мы продолжаем разговор о типах речи. Познакомьтесь с планом нашего урока (Слайд 3)
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconУрок окружающего мира по теме "В гостях у Гигиены"
Значит, говорить мы сегодня будем о гигиене. Это тема нашего урока. Кто может сказать, что такое гигиена?
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"
Оборудование: презентация, рисунки детей, карточки с названиями природных сообществ, карточки букв для слова водоём, картина с водоемом,...
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconУрок по ознакомлению с окружающим миром. Водоемы нашего края. 4-й класс Цель урока
Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Живая природа. Животные»
Цели урока: продолжить знакомить детей с водными ресурсами и их использование в жизни
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа-2100"
Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа–2100" на тему:"Наши помощники – ум и память"
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconУрока: комбинированный Тема: Водоёмы и их обитатели
Цель: создание условий на уроке для знакомства с водоёмами, видами водоёмов, обитателями водоёмов; активизация лексики по теме «Водоемы»...
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Значение воды для жизни на Земле»
Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект урока по окружающему миру по теме: «Организация развивающей...
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03....
Конспект открытого урока Окружающего мира по теме: «Водоёмы нашего края» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск