Тема: Формула цветка





Скачать 115.25 Kb.
НазваниеТема: Формула цветка
Дата публикации30.08.2014
Размер115.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Предмет: биология

Класс: 6

Тема: Формула цветка

Тип урока: рефлексия

Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, МОУ «СОШ №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края.

Основные цели.

Образовательные:

1) повторить и закрепить отличительные признаки растений ранее изученных семейств;

2) сформировать умение читать формулу цветка и применять ее для определения семейства.

Деятельностные:

тренировать умение фиксировать места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

Д−1 план работы на уроке самопроверки;

Д−2 алгоритм самопроверки работ и работы над ошибками;

Д−3 карточка с заданиями для этапа актуализации знаний;

Д−4 образец выполнения самостоятельных работ 1.

Д−5 правило чтения формулы и его применение:
1. Все имеющиеся части цветка обозначены по первой букве (чашелистики – Ч, лепестки – Л, пестики – П, тычинки – Т …);

2. После каждой буквы указано количество таких частей (знак бесконечности - ∞ означает, что частей очень много);

3. Символ «*» - цветок правильной формы; символ «↑» - цветок неправильной формы.
Д−6 отличительные признаки растений ранее изученных семейств.

Раздаточный материал

Р-1 алгоритм самопроверки и исправления ошибок;

Р-2 таблица результатов;

Р-3 карточка для этапа рефлексии;

Р-4 самостоятельная работа 1;

Р-5 эталон для самопроверки самостоятельной работы 1;

Р-6 задания для тренинга;

Р-7 образец выполнения заданий для тренинга;

Р-8 самостоятельная работа 2;

Р-9 эталон для самопроверки самостоятельной работы 2;

Р-10 образец выполнения дополнительных заданий.


  • Ход урока

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

  • На доске демонстрационный материал Д-1 – Д-3.

  • Здравствуйте, ребята, вы познакомились с основными семействами цветковых растений. Назовите основной признак на основании, которого выделяют семейства растений. (Важнейшим из них является особенность строения цветка).

  • Сегодня мы продолжим говорить о строении цветка различных семейств растений.

  • Что надо сделать, чтобы утверждать, что хорошо усвоен материал по этой теме? (для этого надо проверить себя.)

  • Верно, сегодня на уроке у вас будет возможность провести анализ своих знаний. Какая задача стоит перед каждым из вас? (Проверить, отличительные признаки изученных семейств растений, если выясниться, что есть затруднения, то определить их причины, научиться исправлять свои ошибки.)

  • По какому плану вы будете работать?

  • Учащиеся проговаривают план урока:

  1. Подготовка к самостоятельной работе.

  2. Самостоятельная работа 1.

  3. Самопроверка самостоятельной работы 1 по образцу.

  4. Самопроверка самостоятельной работы 1 по эталону для самопроверки.

  5. Фиксация места и причины затруднения или фиксация отсутствия затруднений.

  6. Постановка цели деятельности.

  7. Работа над ошибками или работа с дополнительными заданиями.

  8. Самостоятельная работа 2 и самопроверка по эталону для самопроверки.

  9. Повторение.

  10. Подведение итогов.

  • Приступим к работе.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

  • Для того чтобы, описать разное строение цветков не обязательно их рисовать с натуры или по памяти. Что придумали ученые ботаники? (Схематический способ изображения цветов, т. е. формулу.)

  • Давайте вспомним, как правильно составлять формулу цветка? (Мы будем записывать все его части, двигаясь от внешних элементов цветка к его центру: чашелистики обозначаются буквой «Ч», лепестки – «Л», тычинки - «Т», пестик - «П». После каждой буквы указывается количество элементов. Если лепестков, или чашелистиков, или тычинок много, то мы ставим знак бесконечности - ∞.)

  • Подготовку к самостоятельной работе проведём, проверяя домашнее задание.

Задание. Запишите в тетради формулу цветка тюльпана, растения семейства лилейных, используя следующее описание: цветок тюльпана с простым раздельнолистным околоцветником, ярко окрашенные листочки расположены двумя кругами – 3 в наружном и 3 в внутреннем. Обоснуйте свой ответ.

  • Ответ записывается на доске *О3+3 Т3+3 П1

  • Что обозначает символ «О»? (Простой околоцветник, чашечка отсутствует, есть только лепестки венчика.)

  • Что означает 3+3? (Лепестки венчика расположены в два круга по три, тоже самое тычинки.)

  • А что значит данный символ «*» (Цветок правильной формы.)

  • Как обозначить цветок не правильной формы? (Символом «↑».)

  • С какой целью выполняли данное задание? (Чтобы повторить строение цветка и вспомнить запись формулы цветка.)

  • Для чего необходимо выполнить самостоятельную работу? (Чтобы проверить, знаем ли мы систематику растений, основные признаки, на основании которых выделяют растения в самостоятельные семейства, проверить и понять, есть ли затруднения.)

  • Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Эталоны.)

  • Ученикам раздаются карточки с самостоятельной работой № 1, на выполнение работы отводится 5-7 минут.

Самостоятельная работа 1:




  • После окончания работы.

  • Что теперь вы должны сделать? (Мы должны проверить свои работы по образцу.)

  • Как будете фиксировать результат? (Если ответ совпадает, поставим «+», если нет, то «?».)

  • Учащиеся проводят самопроверку своих работ по образцу (Д−4):

Образец выполнения самостоятельной работы:




  • Результаты фиксируются в карточках (Р−2) или тетрадях.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

  • Вы проверили работы по образцу, что вы определили? (Есть ли у нас затруднения при определение формул цветка предложенных семейств.)

  • Что теперь вы должны сделать? (Надо сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)

  • С какой целью вы будете это делать? (Чтобы определить место и причины затруднений.)

  • Учащимся предлагается открыть эталоны для самопроверки:

Эталон для самопроверки самостоятельной работы 1.

1. Розоцветные

Данная формула цветка *Ч5 Л5 Т∞ П1 обозначает, что цветок имеет двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков, 5 лепестков, тычинок в цветке много, пестик – 1. Это строение свойственно для растений семейства розоцветных.

2.

6, расположенных в два круга:

2 - в нижнем и 4 - в верхнем.

Тычинок 6 (2 короткие и 4 длинные)

3.

4 Л4 Т2+4 П1

Для растений крестоцветных характерны цветки одинакового строения, с крестообразно расположенными лепестками, чашечкой из 4 чашелистиков, венчиком из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестиком.

4.

↑Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

Цветок мотыльковых имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков. Лепестки имеют особые названия: верхний, обычно самый большой – парус, боковые – весла, 2 сросшихся нижних – лодочка. Пестик, расположен внутри лодочки, окружен 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются, а 1 остается свободной.


4. Коррекция выявленных затруднений.

  • У кого задание 1 вызвало затруднение?

  • В каком месте у вас возникло затруднение?

  • Почему у вас возникло затруднение при выполнении этого задания?

  • Аналогичные вопросы задаются при проверке следующих заданий.

  • Кто все задания выполнил без ошибок?

  • Кто зафиксировал затруднения? Что вы будете делать? (Будем исправлять свои ошибки.)

  • Кто все сделал правильно, что вам следует делать дальше? (Будем работать с заданием со звёздочкой, и будем учиться применять свои знания в заданиях повышенного уровня сложности.)




  • Задания для учеников, не допустивших ошибок



Ребята, выявившие затруднения, что вы будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок и эталоны, тренировочные задания.)

Тренировочные задания.

  • Данное задание выполняют учащиеся, допустившие ошибки на значение символов формулы цветка:

1. Какой формулой описывается следующее строение цветка: цветок имеет двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков, 5 лепестков, тычинок в цветке много, пестик – 1.

  1. 5 Л5 Т∞ П1

  2. 4 Л4 Т2+4 П1

  3. ↑Ч5 Л5 Т10 П1

  4. 3+3 Т3+3 П1

2. Цветок имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков. Лепестки имеют особые названия: верхний, обычно самый большой – парус, боковые – весла, 2 сросшихся нижних – лодочка. Пестик, расположен внутри лодочки, окружен 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются, а 1 остается свободной. Какая из формул описывает этот цветок?

  1. Ч5 Л5 Т∞ П1

  2. ↑Ч5 Л5 Т10 П1

  3. *Ч(5) Л(5) Т(9)+1 П1

  4. ↑Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1


  • Данное задание выполняют учащиеся, которые ошиблись при определении отличительных признаков ранее изученных семейств:





1. Цветок имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков. Лепестки имеют особые названия: верхний, обычно самый большой – парус, боковые – весла, 2 сросшихся нижних – лодочка. Пестик, расположен внутри лодочки, окружен 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются, а 1 остается свободной. Назовите семейство растений?
2. Растениям какого семейства свойственна формула цветка ↑Ч(5) Л 1+2+(2)Т(9)+1 П1?

1) Бобовые 2) Крестоцветные

3) Злаковые 4) Розоцветные
3.Цветок одинакового строения, с крестообразно расположенными лепестками, чашечкой из 4 чашелистиков, венчиком из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестиком. Назовите семейство растений?
4.Растениям какого семейства свойственна формула цветка 4 Л4 Т2+4 П1

1) Бобовые 2) Крестоцветные

3) Злаковые 4) Розоцветные


  • После выполнения тренировочных заданий учащиеся проводят самопроверку своих работ по образцу.

Образец выполнения тренировочных заданий: значение символов формулы цветка.



Образец выполнения тренировочных заданий: определение отличительных признаков ранее изученных семейств.

.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

  • Какие ошибки были допущены при выполнении работы?

  • Какие эталоны вам необходимо повторить?

  • Вы самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод? (Ответы детей.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Мы должны выполнить самостоятельную работу № 2, пользуясь эталоном.)

  • Учащимся раздаются карточки с самостоятельной работой № 2, и они выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки.

Самостоятельная работа 2.



  • После выполнения работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.

Эталон для самопроверки самостоятельной работы 2.


А) Ч4Л4Т4+2П1

Для растений крестоцветных характерны цветки одинакового строения, с крестообразно расположенными лепестками, чашечкой из 4 чашелистиков, венчиком из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестиком.

Б)

↑Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

Цветок мотыльковых имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков. Лепестки имеют особые названия: верхний, обычно самый большой – парус, боковые – весла, 2 сросшихся нижних – лодочка. Пестик, расположен внутри лодочки, окружен 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются, а 1 остается свободной.

В) (5)Л(5)Т5П1

Цветок пасленовых имеет двойной околоцветник: чашечка из 5 сросшихся чашелистиков и венчик из 5 сросшихся лепестков. Тычинок у них по 5, а пестик 1.

Г) 5 Л5 Т∞ П1

Данная формула цветка свойственна для растений семейства Розоцветных. Цветок розоцветных имеет двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков, 5 лепестков, тычинок в цветке много, пестик – 1.

Д) ↑О(2)+2Т3П1

Цветки большинства злаков имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и один пестик с двумя мохнатыми рыльцами.

Е)3+3 Т3+3 П1

Цветок тюльпана, растения семейства лилейных, с простым раздельнолистным околоцветником, ярко окрашенные листочки расположены двумя кругами – 3 в наружном и 3 в внутреннем. Шесть тычинок также расположены по 3 в двух кругах. Центр цветка заканчивается трехлопастным рыльцем.




  • Кому удалось справиться с затруднениями?

  • В это время учащиеся, работающие с дополнительными заданиями, проводят самопроверку.

Образец проверки заданий для учеников, не допустивших ошибок





  • Кому удалось без ошибок справиться с дополнительным заданием?

7. Включение в систему знаний и повторение

  • Вы хорошо научились приминать знания по классификации растений. Теперь я предлагаю выполнить следующие задания.





  • Задания выполняются фронтально с проговариванием результатов.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Какова была цель урока? (Повторить и закрепить отличительные признаки растений ранее изученных семейств.)

  • Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась.)

  • Как исправляли ошибки? (Определяли место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)

  • Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?

  • Оцените свою деятельность на уроке.

  • Учащимся предлагается заполнить карточки для рефлексии.

Карточка для этапа рефлексии.




  • После заполнения карточек анализируется самооценка учащихся.

Домашняя работа: составить краткую характеристику растений семейства сложноцветных используя §51.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Формула цветка iconРеспублики Татарстан «Цветок генеративный орган. Строение цветка»
Форма организации учебной деятельности: комбинированный, лабораторная работа «Строение цветка»
Тема: Формула цветка icon«Строение цветка»
...
Тема: Формула цветка iconТема урока: Цветок. Строение и значение. Цель: ознакомление со строением...
Э. в программе широко освещаются основы теории государственных и муниципальных финансов: их место в экономики России, структура финансовой...
Тема: Формула цветка iconКонспект урока Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула...
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Тема: Формула цветка iconУрок Цель урока : сформировать биологические понятия о генеративных...
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Тема: Формула цветка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: Формула цветка iconОтчет изложен на 15 страницах машинописного текста, содержит 8 таблиц...
Объект исследования – вода после фильтрации системой очистки воды «Золотая Формула zf-2» (ту 3697-001-96144318-2008) производства...
Тема: Формула цветка iconТема урока: «Цветок»
Цель урока: формирование знаний о строении цветка как сложного органа растений, участвующего в образовании плодов и семян
Тема: Формула цветка iconТема урока: Цветок
Наличие цветка – главный признак покрытосеменных (цветковых) растений. Преобладание на Земле цветковых растений
Тема: Формула цветка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таблицы “Формула корней квадратного уравнения”, “Формула корней приведенного квадратного уравнения”
Тема: Формула цветка iconКонспект урока по алгебре в 9-м классе по теме "Формула суммы n первых...
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Тема: Формула цветка iconТема урока: Формула n-го члена арифметической прогрессии. Цели
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
Тема: Формула цветка iconТема: Повторение и закрепление знаний о букве
Формула для расчета численности производственного персонала по методу трудоемкости выглядит так
Тема: Формула цветка iconТема урока: Формула суммы п-первых членов геометрической прогрессии
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
Тема: Формула цветка iconКонспект урока «Рождение цветка». Тема «Цветок и его строение. Опыление растений»
Цель урока: дать представление о мифе, его природе; приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии
Тема: Формула цветка iconКраткое содержание Владимирская служба новостей (Владимир) 10. 10....
Форум «Формула успеха нашей новой школы» продолжает работу во Владимире. В мероприятии принимают участие более ста педагогов и руководителей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск