Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц





Скачать 124.34 Kb.
НазваниеЛ. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц
Дата публикации17.12.2014
Размер124.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Л.К. Бусловская

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Адаптация к школе – это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния центральной нервной системы организма. Нарушение адаптации школьника ведет к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности, к утомлению и переутомлению, что, в конечном счете, сказывается на здоровье.

В последние годы в средствах массовой информации, в дискуссиях ученых, педагогов, родителей и чиновников много говорят о так называемой «здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения», о том, что школа должна содействовать сохранению и укреплению здоровья детей. С одной стороны, педагоги согласны с тем, что дети должны быть здоровыми. С другой стороны, нередко считается, что главная задача школы – давать образование, учить и воспитывать, а здоровьем учеников должны заниматься врачи и родители. Нельзя не согласиться с тем, что условия современной жизни и существующая педагогическая система обеспечивают школьникам достаточный объём знаний, но не всегда выполняют социальный заказ общества – сохранение здоровья подрастающего поколения.

В то же время возможности школы как здоровьесберегающего пространства используются не полностью. Необходимо найти эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий. Работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Утверждение здорового образа жизни у школьников рассматривается как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Здоровье и физическая работоспособность являются условием и основой для раскрытия потенциала личности. Школьная дезадаптация препятствует полноценному личностному развитию ученика, затрудняет воспитательный процесс.

В документах Всемирной организации здравоохранения подчёркнуто, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья является ключевым фактором. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить валеологические ориентации и навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем поведение человека по отношению к своему здоровью.

Несмотря на большое практическое значение и широкое обсуждение, проблема школьной дезадаптации в настоящее время остается актуальной. Медики, психологи и педагоги, осознавая всю важность этой проблемы, разрабатывают каждый свои критерии, способы диагностики и коррекции, основываясь на профессиональном понимании главных причин развития дезадаптивных состояний у детей. Необходимость объединения усилий всех специалистов для создания единого подхода к предупреждению школьной дезадаптации и своевременной коррекции ее ранних проявлений назрела давно.

Статистические данные последних лет подтверждают значительное ухудшение состояния здоровья детей всех возрастных групп. Установлено, что около 90% детей имеют нарушения физического и психического здоровья. За время обучения в школе в два раза возрастает количество хронически больных детей. Наиболее значительный прирост нарушений состояния здоровья отмечен, прежде всего, у младших школьников. При этом выявляются школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды – это нарушения осанки, близорукость, нервно - психические дисфункции. Бороться с ними тем более важно, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье человека.

Начальная школа – первая ступенька школьной жизни выполняет в этом первостепенную роль. Ребенок, приступающий к систематическому обучению, находится в критическом периоде своего развития. Одной из причин ухудшения здоровья в этот период является незрелость основных функциональных систем организма. Общее функциональное состояние первоклассника и его здоровье во многом зависят от того, как проходит адаптация к школе, к учебной нагрузке.

Начало систематического обучения резко меняет условия жизни ребенка и сопровождается значительными изменениями в организации его жизненного пространства: изменяется образ жизни, распорядок дня, расширяется сфера общения, увеличиваются умственные и физические нагрузки. Школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации его физических, интеллектуальных и личностных сил, что вызывает необходимость напряжения адаптационных механизмов, и часто сопровождается затратой функциональных резервов организма. Все это негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии первоклассников и приводит к нарушению процесса адаптации к школе.

Институтом возрастной физиологии РАО и Центром образования и здоровья МО РФ была разработана и апробирована в более чем 1,5 тыс. школ система мониторинга, что позволило дать комплексную и всестороннюю оценку здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений и выявить наиболее существенные маркеры ее эффективности. Результаты мониторинга позволили изучить не только состояние здоровья и заболеваемость, но и психоневрологический статус школьников; уровень физического развития и физической подготовленности; санитарно-гигиенические условия организации учебного процесса; режим дня, двигательную активность, физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия; педагогическую деятельность в области ЗОЖ и т.д.

Первостепенную роль, по нашему мнению, имеет мониторинг здоровья и адаптации детей с дошкольного этапа жизни, осуществляемый комплексно, с учетом всех возможных аспектов дезадаптации. Такой мониторинг мы начинаем в группах подготовки будущих первоклассников, которые работают непосредственно на базе школы, в которой будут обучаться дети.

Анализ всей полученной в экспериментальной работе информации дает основание утверждать, что большинство детей подготовительных групп испытывают напряжение функциональных механизмов адаптации. При этом достаточно часто организм использует резервные силы, что не может не сказываться на здоровье ребенка. В группу «риска» попадают в основном дети с дисгармоничным развитием, с низким и ниже среднего уровнями соматического здоровья, со слабыми нервными процессами, с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями.

Необходимо отметить, что проблема оценки функциональных компенсаторно-приспособительных механизмов у детей до сегодняшнего дня стоит достаточно остро и требует дальнейшей разработки и совершенствования. Необходимы такие критерии, которые позволили бы давать количественную характеристику приспособительных процессов, позволяющих проводить сравнительный анализ.

В наших исследованиях в качестве критериев адаптации мы применяем степень и динамику напряженности адаптационных процессов. Параметрами для оценки адаптационных возможностей служат адаптационный потенциал организма и антистрессорные реакции. Адаптационный потенциал - важнейшая физиологическая характеристика процесса адаптации, отражающая приспособительные возможности организма, лежащие в основе поддержания оптимального функционального состояния организма. Расчет величины адаптационного потенциала проводится по параметрам гемодинамики. При этом существуют следующие виды оценок: удовлетворительная адаптация – характеризует высокие и достаточно высокие приспособительные возможности организма; напряжение адаптации - означает достаточные функциональные возможности организма, которые обеспечиваются за счет функциональных резервов; неудовлетворительная адаптация - характеризует истощение резервов организма и низкие функциональные возможности; срыв адаптации – функциональные возможности организма не обеспечивают эффективного приспособления.

Для более полной оценки степени напряженности адаптации детей мы применяем также такую характеристику, как тип адаптационных реакций организма по методу Л.Х. Гаркави, который основан на полном анализе лейкограммы крови и расчетах лейкоцитарных индексов, в частности, отношения лимфоцитов к сегментоядерным нейтрофилам.

Диагностика адаптационных реакций позволяет оценить гармоничность и напряженность ответа организма по степени и реактивности на разных этапах адаптации. Об уровне реактивности в этом случае судят по динамике содержания моноцитов, эозинофилов, базофилов, палочкоядерных нейтрофилов и лимфоцитов. Выделяют очень высокие реакции - IV уровня; высокие реакции - III уровня; средние реакции - II уровня; низкие реакции - I уровня и очень низкие - реакции 0 уровня.

По динамике напряженности адаптационных процессов характеризуют физиологическую адаптацию, напряжение адаптации и дезадаптацию. При этом физиологической адаптацией считают состояние, когда напряженность функциональных систем организма компенсируется в течение первой четверти учебного года, напряженной адаптацией – в течение первого полугодия, дезадаптацией – если значительные нарушения в физиологических параметрах нарастают от начала к концу учебного года, что говорит о не посильности учебных нагрузок для организма ребенка.

В наших исследованиях было установлено, что данные критерии оценки позволяют определять адаптационные особенности детей с достаточной степенью объективности. Так высокие приспособительные возможности организма, о чем свидетельствует удовлетворительная адаптация и гармоничные антистрессорные реакции средних и высоких уровней реагирования были свойственны около 40,0% первоклассников. Остальные дети имели выраженное в той или иной степени напряжение физиологических функций. Среднюю тяжесть адаптации при напряженных антистрессорных реакциях низких уровней реагирования имели до 50% детей. Среди дошкольников во время интенсивной подготовки к школе у большинства были достаточные функциональные возможности, но обеспечивались они за счет резервов организма.

Низкие приспособительные возможности детей дошкольного и младшего школьного возраста должны учитываться воспитателями, учителями, психологами и логопедами при организации учебно-воспитательной работы по профилактике дезадаптивных состояний, особенно при повышенных учебных нагрузках.

Физиологические аспекты приспособленности школьников к условиям жизни и обучения следует оценивать не только по адаптационным возможностям организма. Как показали наши исследования, для характеристики данных процессов необходим комплекс параметров функционального и эмоционального состояния организма, здоровья и развития детей. Прежде всего, это уровень и гармоничность физического развития, которые в целом отражают здоровье ребенка, их оценивают методами соматометрии, соматоскопии и физиометрии.

В наших исследованиях было установлено, что величины роста, массы и окружности грудной клетки большинства дошкольников и девочек, и мальчиков соответствовали средним возрастным нормам, уровень физического развития был средним. У школьников первого и второго классов преобладали высокий и выше среднего уровень физического развития. Средний уровень физического развития был характерен для 18-40% детей. При этом большинство детей дошкольников и младших школьников были развиты дисгармонично. Средние величины степени развития мускулатуры и жироотложения, мышечная сила кисти рук у большинства дошкольников и младших школьников соответствовали возрастным нормам. Жизненная емкость легких, жизненный и силовой индексы у всех детей были в основном ниже должных величин для данного возраста, только у второклассников жизненный индекс соответствовал средневозрастной норме.

Анализ медицинских карт и опрос родителей показал, что среди младших школьников здоровых детей всего 20%; около половины детей имели хронические заболевания; 25,8% - нарушения опорно-двигательного аппарата, прежде всего, сколиотическую осанку и плоскостопие; 5% детей - нарушения зрения: миопию, амблиопию и астигматизм; 4,2% - вегето-сосудистую дистонию и 3,3% - заболевания органов пищеварения и обменные нарушения.

Соматическое здоровье детей оценивали по методу Г.Л. Апанасенко, который предусматривает анализ основных физиологических параметров до и после дозированных функциональных нагрузок, что весьма важно для полноценного анализа адаптации. У 77% первоклассников соматическое здоровье оказалось низкого уровня, у 72% второклассников - ниже среднего.

Об устойчивости и уровне функциональных возможностей организма можно судить по скорости сенсомоторной реакции, которую изучали на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест». Ниже нормы такая скорость регистрировалась у 13% детей, для которых требования, предъявляемые к функциям организма, не соответствовали возрасту и вызывали напряжение функциональных систем; у 64% детей функциональный уровень нервной системы был средним; высокие показатели - у 23%. В результате функциональные возможности организма у детей были низкими у 46% младших школьников.

Продуктивность, устойчивость и распределяемость внимания у школьников определяют возможности их эффективного обучения. Анализ этих основных свойств показал, что продуктивность, распределяемость и устойчивость внимания у 47-59% первоклассников соответствовали возрастным нормам, у 28% детей были ниже нормы. Всего у 4-5% первоклассников были выявлены очень высокие продуктивность и устойчивость внимания. Эти дети способны сосредотачиваться на одном объекте и эффективно работать в течение длительного периода времени.

Рациональность организации учебного процесса и его соответствие возможностям ребенка отражает работоспособность, которая является интегральным показателем функционального состояния организма и его изменений. По мнению ряда авторов, работоспособность связана с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур. Для оценки работоспособности использовали вегетативный коэффициент, который характеризует вегетативный баланс организма и позволяет выявить переутомление и перевозбуждение. Для 24-37% первоклассников и второклассников были свойственны состояние усталости и низкая работоспособность. У 30% первоклассников обнаружили компенсируемое состояние усталости, у 3% - перевозбуждение, которое может привести к переутомлению и быстрому истощению функциональных резервов организма.

Одним из показателей процесса адаптации является эмоциональное состояние детей, которое определяет настрой и желание учиться. У 23% детей было выявлено преобладание отрицательных эмоций, неприятные переживания и плохое настроение. Положительные эмоции превалировали у 37% учащихся.

В процессе адаптации наиболее уязвимой оказывается та функциональная система, которая к моменту предъявления к ней повышенных требований является недостаточно зрелой. В наших экспериментах это было подтверждено на примере приспособления детей с нарушениями речи. Среди первоклассников, имеющих проблемы с речью, напряжение механизмов адаптации в начале учебного года испытывали 57% первоклассников, к середине учебного года - до 71%. Детей с физиологической адаптацией, то есть тех, которые адаптируются в течение первой учебной четверти, было в 3 раза меньше, чем сверстников без речевой патологии. Детей с дезадаптацией, которые испытывают напряжение функциональных механизмов в течение всего учебного года, оказалось в 6 раз больше. Мальчиков с нарушениями речи в группах адаптации средней тяжести и дезадаптации было в 2,1 раза больше, чем девочек.

У второклассников, имеющих речевую патологию, адаптационные возможности снижались к концу учебного года, происходило достоверное увеличение количества учащихся с реакцией переактивации, которая относится к напряженным реакциям низких уровней реагирования. Она менее всего подходит для эффективной адаптивной регуляции, и может стать основой для возникновения различных патологий.

Анализ данных мониторинга показал, что дети группы «риска» адаптируются к новым условиям только к концу учебного года. Для успешной адаптации таким детям требуется особое внимание со стороны педагогов и родителей, нередко и квалифицированная медицинская, психологическая и педагогическая помощь.

По результатам комплексных исследований нами составлена оздоровительная программа, которая предусматривает воздействие на организм на физиологическом, биохимическом и психологическом уровнях и позволяет повысить приспособительные возможности ребенка.

Цель данной программы: разработать и апробировать технологию мониторингов здоровья и адаптации школьников, профилактические и коррекционные мероприятия для преодоления дезадаптивных состояний и оценить их эффективность.

Задачи:

  • Провести мониторинг состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

  • Оценить степень и гармоничность физического развития.

  • Дать характеристику психофизиологических особенностей.

  • Изучить физиологические механизмы адаптации и выявить детей с напряжением механизмов адаптации и с дезадаптацией.

  • Провести комплексную коррекцию дезадаптивных состояний у детей и оценить ее эффективность.

Оценка здоровья детей включает заполнение личных анкет состояния всех основных систем организма; диагностические мероприятия: электрокардиография, общие анализы крови и мочи, мазки крови для оценки лейкограммы.

Оценка функциональных возможностей организма проводится на основе анализа ЭКГ, изучения напряженности центральных нервных механизмов регуляции работы сердечно-сосудистой системы и её адаптации к условиям окружающей среды по вегетативному индексу Кердо; определения межсистемных взаимоотношений в кардиореспираторной системе по коэффициенту Хильдебранта; оценки самочувствия, активности, настроения и утомляемости. Психофизиологическая характеристика включает особенности нервных процессов: свойств нервной системы, типов ВНД, анализ суточных биоритмов, оценку умственной работоспособности и др.

На первом этапе реализации программы были разработаны и внедрены технологии мониторингов здоровья и функциональных возможностей организма, проведена оценка степени и гармоничности физического развития и дана характеристика их психофизиологических особенностей детей. Обработка и анализ полученных результатов дали возможность представить полную картину здоровья, физического развития и функционального состояния организма.

На втором этапе реализации программы были разработаны и внедрены технологии оценки адаптации, выявлены и исследованы компенсаторные и приспособительные возможности организма, проведены мониторинги адаптации в разные периоды подготовки детей к школе и в течение учебного года и дан их сравнительный анализ.

На третьем этапе были сформированы группы детей с напряжением процессов адаптации и с дезадаптацией, проведена комплексная коррекция дезадаптивных состояний и оценена ее эффективность. Для коррекции таких состояний разработали и провели в течение месяца комплекс мероприятий, включающий дополнительную динамическую паузу, физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, занятия с логопедом, групповые психологические тренинги, арттерапевтические мероприятия. Было установлено, что после коррекционной работы у детей улучшилось эмоциональное состояние, повысилась работоспособность, увеличилось количество детей с гармоничной реакцией повышенной активации высоких уровней реактивности и в результате на 47% возросло количество детей с удовлетворительной адаптацией. По результатам работы были сформулированы практические предложения учителям, воспитателям, психологам, логопедам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconФгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский...
Фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconКонкурс научных молодежных работ «Молодежь Белгородской области»
Алексеевского филиала фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconХозяйственно-биологическая оценка некоторых сортов земляники fragaria...
Работа выполнена в фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconДоклад о ходе реализации
«Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный...
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconФгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский...
...
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconРаби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»:...
Работа выполнена на кафедре журналистики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconБелгородский государственный национальный исследовательский университет
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой дисциплины «Иностранный...
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconРеферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconРеферат по курсу энтомологии студентка медф гр. 13451. 1
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconОтчет о реализации программы развития
Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconКоррекция функционального состояния печени у кроликов и собак с использованием...
Ведущая организация: фгоу впо «Воронежский государственный аграрный университет им. Глинки»
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова»
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconНижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского...
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»
Л. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Адаптация к школе это психофизиологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния ц iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск