Скачать 123.06 Kb.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения при подготовке к занятиям по биологии первой установочной сессии
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГЕНЕТИКЕ выполняется после первой установочной сессии и доставляется в деканат до 1 декабря Рекомендации по выполнению контрольной работы:
Рекомендации к решению задач по медицинской генетике I. При решении задач на моно- и дигибридное скрещивание:
II. При решении задач на составление и анализ родословных, посмотрите образец оформления решения в теме №3. ВАРИАНТ 1 Задача №1. Семейная форма болезни Альцгеймера проявляется при точечной мутации в длинном плече 21 аутосомы. Болезнь наследуется по доминантному типу. Определите вероятность заболевания в семье, где все родственники жены по материнской и отцовской линии здоровы, а отец и дед мужа страдали болезнью Альцгеймера. Задача №2. Фенилкетонурия передается по наследству как аутосомно-рецессивный признак. Определите степень генетического риска рождения детей с аномалиями в семье, где отец болен, а мать не страдает фенилкетонурией. Задача №3. У людей темные и курчавые волосы - доминантные признаки, а светлые и прямые - рецессивные признаки. Гены этих признаков локализованы в разных хромосомах. Определите вероятность рождения ребенка с темными и прямыми волосами, если родители гетерозиготны по данным признакам. Задача №4. Ген, определяющий признак вьющихся волос, доминирует над геном, детерминирующим развитие прямых волос. Другой ген в рецессивном состоянии приводит к развитию глухоты, в доминантном- к развитию нормального слуха. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, в которой женщина хорошо слышала и имела прямые волосы, а мужчина хорошо слышал и имел вьющиеся волосы, родились два ребенка. Один был глухим и имел прямые волосы, второй хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность рождения глухих детей с вьющимися волосами? Задача № 5. У человека гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья. Обнаружится ли у внуков гемофилия? Задача № 6. Каких сыновей и дочерей можно ожидать в семье, если у отца имеется гипертрихоз края ушной раковины (сцепленное с Y-хромосомой наследование)? Задача № 7. У людей одна из форм дальтонизма обусловлена сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Способность различать вкус фенилтиокарбамида определяется аутосомным доминантным геном. Женщина с нормальным зрением, но различающая вкус фенилтиокарбамида, вышла замуж за дальтоника, не способного различать вкус фенилтиокарбамида. У них было две дочери, не страдающие дальтонизмом, но различавшие вкус фенилтиокарбамида, и четыре сына, ни один из которых не страдал дальтонизмом, но двое различали вкус фенилтиокарбамида, а двое не различали. Определите вероятные генотипы родителей и детей. Задача №8. У родителей со II группой крови родился сын с I группой крови и гемофилик. Оба родителя не страдают этой болезнью. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и возможные группы крови его. Гемофилия наследуется как рецессивный сцепленный с Х-хромосомой признак. Задача №9. Пробанд здоров. Отец пробанда болен буллезным эпидермолизом. Мать и ее родственники – здоровы, один брат болен. Три дяди со стороны отца и их дети здоровы, а три дяди и одна тетка – больны. У одного больного дяди от первого брака есть больной сын и здоровая дочь, а от второго брака – больные дочь и сын. У второго больного дяди есть две здоровые дочери и больной сын. У третьего больного дяди – два больных сына и две больные дочери. Бабушка по отцу больна, а дедушка – здоров, здоровы были три сестры и два брата бабушки. Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда при условии, что он вступит в брак со здоровой женщиной. Задача №10. По данным собранного у пробанда (отмечен стрелкой) анамнеза для семьи с наследственным заболеванием составлена родословная. Как наследуется болезнь? Где возможно, определите генотипы членов родословной. Задача № 11. Для семьи с наследственным заболеванием составлена родословная. Как наследуется болезнь? Какие члены родословной гетерозиготны? Задача № 12. Определите тип наследования признака и, где возможно, определите по данному признаку генотип каждой особи, встречающейся в родословной. ВАРИАНТ 2 Задача №1. Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по анализируемому признаку? Задача №2. Одна из форм врожденной глухоты наследуется аутосомно-рецессивно. В брак вступают здоровая женщина и глухой мужчина. Какова вероятность рождения у них больных детей? Задача №3. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные аутосомные признаки, а пятипалость и нормальное зрение- как рецессивные аутосомные признаки. Какова вероятность рождения детей без патологии в семье, где оба родителя болеют, но гетерозиготны по обоим парам генов? Задача №4. Близорукий (доминантный признак), альбинос (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Их первый ребенок нормален, второй - близорукий альбинос. Определите генотипы родителей и детей. Задача № 5. Синдром ОФД (оро-фацио-дигитальный синдром) приводит к гибели эмбрионов мужского пола. Характеризуется множественными пороками развития. У гетерозиготных женщин признаки ОФД выражены слабо. У женщины со слабо выраженными признаками синдрома здоровая дочь и было 2 спонтанных выкидыша плодов мужского пола. Каков ее генотип? Каковы генотипы погибших эмбрионов? Какова вероятность рождения у этой женщины второй здоровой дочери? Задача № 6. Каких сыновей и дочерей можно ожидать в семье, если у отца имеется перепончатость пальцев ног (сцепленное с Y-хромосомой наследование)? Задача №7. Потемнение зубов может определяться двумя доминантными генами, один из которых расположен в аутосоме, другой в Х-хромосоме. В семье родителей, имеющих темные зубы, родились девочка и мальчик с нормальным цветом зубов. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка без аномалии, если удалось установить, что темные зубы матери обусловлены геном, сцепленным с Х-хромосомой, а темные зубы отца - аутосомным геном, по которому он гетерозиготен. Задача № 8. Родители имеют II и III группы крови. У них родился ребенок с I группой крови и больной фенилкетонурией (наследование аутосомнорецессивное, несцепленное с группами крови). Определите вероятность рождения больных детей с IV группой крови. Задача № 9. Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было еще две сестры, нормально владеющие правой рукой и три брата-левши. Мать женщины правша, отец-левша. У отца есть сестра и брат-левши и сестра и два брата-правши. Дед по линии отца правша, бабка-левша. У матери женщины есть два брата и сестра-все правши. Мать мужа-правша, отец-левша. Бабки и деды со стороны матери и отца мужа нормально владели правой рукой. Составьте родословную для этой семьи. Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой. Где возможно, определите генотипы. Задача № 10. Определите тип наследования признака и, где возможно, определите по данному признаку генотип каждой особи, встречающейся в родословной. Задача №11. Определите тип наследования признака и, где возможно, определите по данному признаку генотип каждой особи, встречающейся в родословной. Задача №12. Определите тип наследования признака и, где возможно, определите по данному признаку генотип каждой особи, встречающейся в родословной. Реферат по одной из заданных тем выполняется после первой установочной сессии. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
|
Методические указания для самостоятельной работы и практических занятий... Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского... | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ||
К м. н., доцент Писарев Михаил Владимирович Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского... | Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... Характеристика курса | ||
Анатомическая структура годичных колец у гетеропластических прививок... Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского... | Аннотации программ учебных полевых практик: «Ботаника», 1 часть (анатомия... Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского... | ||
Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной... Право интеллектуальной собственности: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения/ Авт сост... | Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной... Адвокатура: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост. Иванов А. И. – г. Калининград:... | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Теория и практика применения наказаний: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост ст преподаватель... | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Финансовый менеджмент: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент В. И. Андреева;... | ||
Программа дисциплины, темы рефератов и вопросы к зачету для студентов... Безопасность жизнедеятельности: Программа дисциплины и вопросы к эачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост к ф н. Меднис... | Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами... | ||
Методические указания для изучения курса философии для студентов... Печатается по рекомендации совета гуманитарного факультета углту, протокол № от г | Методические рекомендации и контрольные работы по дисциплине Немецкий... Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих немецкий язык |