Скачать 126.07 Kb.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Генетика» Специальность 050102.65 – Биология к.б.н., доцент Трошина А.И. Содержание методических рекомендаций по организации изучения дисциплины для студентов Генетика занимает центральное место в современной биологии, является в определенном смысле ее методологическим содержанием. При изучении генетики необходимо сочетать принцип историзма и современного состояния науки. Генетический подход важен во всех областях биологии, так как объяснение любых природных явлений, процессов, а также формирование основных биологических понятий в биологии без знаний генетики невозможен. При изучении генетики применяется комплекс общих и частных методов. Используются методы не только биологических наук, но и биохимии, математики, физики и т.д. Курс « Генетики» в блоке предметной подготовки занимает центральное место и является научной и методологической основой современной биологии. « Генетика» преподается в течение 8 - 9 семестра на 4- 5 курсах (ОЗО) и 7, 8 семестров на 4 курсе (ОДО). На изyчение курса « Генетика» отводится 140 часов (из них лекционных - 30 (ОДО),14 (ОЗО), лабораторных - 44 (ОДО),12 (ОЗО) и для самостоятельной работы -66 (ОДО), 114 (ОЗО) часов. Изyчение данного курса предполагает проведение промежyточного зачета и заканчивается экзаменом. На ОЗО в 8 семестре предусмотрено выполнение контрольной работы, по завершению курса проводится экзамен и зачет, на ОДО и зачет и экзамен на ОЗО. В лекционном кyрсе объемом 44 (ОДО),14 (ОЗО) часов рассматриваются следyющие разделы и темы: Раздел 1. Основные этапы развития генетики, методы и задачи. Тема:1. Генетика, как наука. Основные этапы развития материальной основы наследственности. Раздел 2. Клеточный цикл. Механизмы бесполового и полового размножения. Тема I. Митоз – основа бесполого размножения эукариот, мейоз – основа полового размножения эукариот. Раздел 3. Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Тема 1. Наследование признаков при моногибридном и полигибридных скрещиваниях. Тема 2. Наследование признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов. Нехромосомное наследование. Раздел 4. Генетика пола. Наследование сцепленных и сцепленных с полом признаков. Тема 1.Хромосомная и балансовая теории определения пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Тема 2. Явление сцепления генов. Генетические карты растений, животных и человека. Раздел 5. Особенности генетического анализа у микроорганизмов. Тема. Особенности генетического анализа у микроорганизмов. Генетика микроорганизмов. Генная инженерия, биотехнологии и их значение. Раздел 6. Изменчивость, классификация изменчивости, методы изучения, значение. Тема 1: Изменчивость, ее причины, методы изучения. Тема 2. Мутационная изменчивость, ее классификация и значение. Тема 3. Спонтанный и индуцированный мутагенез. Модификационная изменчивость, методы изучения. Значение. Раздел 7. Природа гена. Эволюция представлений о гене. Реализация наследственной информации. Тема 1.Развитие представлений о гене. Современное понятие гена. Представление о гене от Г. Менделя - Т.Моргана и до настоящего времени. Тема 2. Молекулярные механизмы реализации наследственной информации. Тема 3. Регуляция генной активности, система оперона. Структура лактозного оперона кишечной палочки и механизм регуляции генной активности в системе оперона прокариот. Раздел 8. Генетика человека. Методы изучения, проблемы медицинской генетики. Генетика онтогенеза. Тема 1. Генетика человека. Методы изучения, проблемы медицинской генетики. Человек, как объект генетических исследований. Раздел 9. Генетика популяций генетические основы эволюции. Тема. Генетика популяций генетические основы эволюции. Факторы генетической динамики популяции. Раздел 10. Генетические основы селекции, методы, значение. Тема 1. Генетические методы селекции, системы скрещиваний в селекции. Методы отбора. Рекомендуемая литература Основная:
2003.-256с.; УМО. - (Высшее образование) Дополнительная 1. Лобашев М. Е., Ватти К. В., Тихомиров М. М. Генетика с основами селекции. М. Просвещение, 1979. 2. .Алиханян С. И., Акифьев А. П., Чернин Л. С. Общая генетика. М., Высшая школа. 1985. 3. Пак И. В., Цой Р. М. Введение в биотехнологию. Тюмень, ТГУ. 2002. Приходченко Н. Н., Шкурат Т. П. Основы генетики человека. Ростов на Дону, «Феникс», 1997. Литература к лабораторным занятиям 1. Ватти К. В., Тихомирова М. М. Руководство к практическим занятиям по генетике. М. Просвещение, 1979. 2. Методическое руководство к решению задач по основным разделам генетики. Тобольск ТГПИ им Д.И. Менделеева, 2004. 3. Методическое пособие к проведению полевой практики по генетике, авт-сост. Трошина А.И., Тобольск, 2004 4.Трошина А. И. Методическое пособие к решению задач по генетике: Пособ. для студ. биол. фак. пединститута и учителей биологии/Авт.-сост. А.И. Трошина.-Тобольск:ТГПИ,2004.-138с.;УМЦ 5..Топорнина Н.А.Генетика человека: Практикум для вузов/Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская.-М.:ВЛАДОС,2001.-96с. 6.Трошина А. И. Методическое пособие к проведению полевой практики по генетике.-Тобольск:ТГПИ,2004.-74с. 7.Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов:учеб. пособ. для студ. мед. вузов/ В. Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский, А.Н. Яцковский.-5-е изд., перераб. и доп.-М.:Медицина,2004.-448с. ил.; УМО Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену
Перечень тем курсовых работ
Перечень тем дипломных работ (ВКР) 1. Изучение наследственной и ненаследственной изменчивости у клевера ползучего в разных экологических условиях. 2. Изучение онтогенетической и модификационной изменчивости у дикой и садовой земляники. 3. Изучение онтогенетической и модификационной изменчивости у трех раннеспелых сортов пшеницы. 4. Изучение онтогенетической и модификационной изменчивости у трех среднеспелых сортов пшеницы. 5. Изучение онтогенетической и модификационной изменчивости у 5 сортов ячменя. 6. Влияние модификационной изменчивости на злаковые (тимофеевка луговая и пырей ползучий). Полиморфизм 7. Изучения разных форм олигофрении у детей Зареченской школы – интерната, Вагайского района, использование полученных данных на уроках биологии человека 8. Изучение особенностей (каких) моно-и-дизиготных близнецов детей и подростков г. Новый Уренгой, использование полученных данных во внеклассных мероприятиях 9. Изучение модификационной изменчивости у одуванчика лекарственного произрастающего в разных экологических условиях, применение полученных данных в школьном курсе общей биологии 10. Изучение генотипической и модификационной изменчивости студентов Тобольского государственного педагогического института и использование полученных данных на уроках общей биологии 11. Изучение монозиготных и дизиготных близнецов среди учащихся г. Тобольска и использование полученных данных в работе биологического кружка. 12. Изучение генетического полиморфизма в разных популяциях клевера ползучего и использование полученных данных на уроках биологии 13. Цитологические особенности крови у разных возрастных групп и при некоторых наследственных и ненаследственных заболеваниях жителей г. Тобольска и использование полученных данных в школьном курсе биологии. Методика проведения контрольных мероприятий Цель данных методических указаний активизировать процесс усвоения учебного материала по « Генетике », выработать четкость изложения знаний, умение актуализировать, обобщить, проводить сравнения и умозаключения. Освоения учебного материала осуществляется в трех направлениях:
План самостоятельной работы:
Форма отчетности - оформление реферата. Работа над рефератом. Реферат – краткое изложение в письменной форме или в форме публичного доклада содержания научных трудов, периодической литературы по определенной теме. Цель написания – научиться самостоятельно отбирать, анализировать и обобщить материал, выявить общие закономерности биологических процессов. Для написания реферата необходимо:
Работа с литературными источниками.
Работа при подготовке к коллоквиуму, зачету, экзамену.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности... | Биологическая химия Биохимия : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 050102 – Биология, со специализацией 032418 – Фитодизайн /... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1 Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | Учебно-методический комплекс психология (заочной формы обучения)... Квасова Ю. А. – кандидат психологических наук, доцент Института экономики, управления и права (г. Казань) | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного... Специальность — 050101. 65 «Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология» Форма подготовки (очная) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «права человека» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематические... | Учебно-методический комплекс дисциплины нормативно-правовое обеспечение... Константинова Наталья Ивановна, к п н., доцент, директор филиала чоу впо биэпп в г. Мурманске | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских... Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного... Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная) | ||
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного... Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная) | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного... Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная) |