Скачать 191.97 Kb.
|
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ… Архипова Т.М., учитель биологии МОУ «СОШ с. Привольное» Ровенского района Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ. М. Монтень. Пояснительная записка. Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов. В программе основной школы в курсе «Биологии» мало времени отводится на изучение вопросов гигиены, санитарии, здорового образа жизни. Данная программа является дополнением к основному курсу. Учащиеся мало знают о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из причин их низкого уровня здоровья. Цель курса - сформировать у учащихся грамотное отношение к своему здоровью; создание мотивации для осознанного выбора дальнейшего обучения по естественному профилю. Основные задачи курса:
Программа предусматривает знакомство учащихся с влиянием на организм вредных привычек, рассматриваются правила личной гигиены. Соблюдение правил гигиены не только уменьшает вероятность заболевания, но и дает возможность улучшить свой внешний вид. Основные вопросы курса - формирование понятий о здоровье и здоровом образе жизни, показателях здоровья, факторах риска, факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья. В процессе реализации программы предусматривается использование разных форм и методов организации и деятельности учащихся: теоретические, практические занятия, встречи с медицинским персоналом. В программу включены лекции, семинары, практические работы, уроки-конференции, дидактические игры. В ходе изучения курса «Если хочешь быть здоров…» учащиеся знакомятся с профессиями врача, медсестры, лаборанта. Завершает изучение курса - итоговая конференция. Содержание программы.
Практические работы.
Учебно-тематический план
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Литература для учащихся.
Литература для учителя.
Приложения Примерные темы рефератов для заключительной конференции.
Методические рекомендации. Практические работы. Практическая работа № 1. «Оценка состояния здоровья». Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели здоровья; выявить зависимость состояния здоровья от особенностей условий жизни и режима дня. Ход работы.
(Проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1 недели). Таблица 1. Самооценка психосоциальных условий жизни за текущий день.
Практическая работа № 2. «Антропометрические измерения». Цель: определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента. Ход работы.
Практическая работа № 3. «Токсическое воздействие этанола на организм человека». Цель: выявить причины токсичности этилового спирта, рассмотреть механизм действия спирта на клетки, органы и системы органов человека. Оборудование: 3 пробирки, яичный белок, вода, этиловый спирт, концентрированная азотная кислота. Ход работы.
Практическая работа № 4. «Изучение вредного воздействия сигарет». Цель: выявить состав табачного дыма и показать отрицательную роль табакокурения. Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет. Оборудование: сигарета, лабораторный штатив, груша, дистиллированная вода, стакан, колба, индикаторная бумага.
Опыт 2. Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет. Оборудование: 4-е пробирки, растворы табачного дыма, полученные в 1-ом опыте, 5% раствор FeCl3, 5%-й раствор KMnO4.
Опыт 3. Обнаружение непредельных соединений. Оборудование: 2-е пробирки, растворы табачного дыма, йодная вода.
Опыт 4. Обнаружение алкалоидов в табачном дыме. Оборудование: пробирка, раствор табачного дыма, раствор K[BiI4].
Делают вывод о содержании вредных веществ в табачном дыме сигарет. Для удаления маслянистого налета, образовавшегося на стенках стакана после растворения в нем сигаретного дыма, необходимо применять моющее средство. Использованная груша даже после многочисленных промывок водой имеет запах сигарет. Что же откладывается в легких человека после курения сигарет? Практическая работа № 5. «Чипсы: вред или польза?» Цель:
Опыт 1. Качественное определение жиров. Оборудование: чипсы, фильтровальная бумага.
Опыт 2. Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых веществ. Оборудование: чипсы, пробирки, дистиллированная вода, спиртовка, спички, держатель для пробирок, воронка, фильтровальная бумага, стакан.
Опыт 3. Качественное определение катионов натрия. Оборудование: фильтрат, полученный в предыдущем опыте, чашка для выпаривания, графитовый стержень, спиртовка, спички.
Опыт 4. Качественное определение хлорид-ионов. Оборудование фильтрат, 5% раствор нитрата серебра, 0.1 М раствор азотной кислоты.
Опыт 5. Качественное определение крахмала. Оборудование: фильтрат, 3% спиртовой раствор йода, пробирка.
Опыт 6. Определение калорийности продукта. Оборудование: мерный цилиндр, широкая пробирка, термометр, штатив, весы, чипсы, спички.
Q = (C (воды) m (воды) + C (стекла) m (стекла)) (t2 – t1), где Q - калорийность чипсов установленной вами массы; С – удельная теплоемкость веществ (вода и стекло); t1 и t2 - начальная и конечная температуры тел. (С(воды) = 4200 Дж/(кг ∙ 0С); С(стекла) = 840 Дж/(кг ∙0С).
Практическая работа № 6. «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья». Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья. Ход работы.
А) Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их. (Балл = +2) Б) Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, но иногда вы позволяете себе их нарушить. (Балл = +1) В) Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдая режим питания. (Балл = -1) Г) Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут повлиять на здоровье. (Балл = -2) 2. Особенности двигательной активности. А) Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения. (Балл = +2) Б) Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой. (Балл = 0) В) Выполняете физические упражнения очень редко. (Балл = -1) 3. Закаливание. А) Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем ит.д. (Балл = +2) Б) Производите закаливание организма нерегулярно. (Балл = +1) В) Вы никогда не закаливали свой организм. (Балл = 0) 4. Особенности режима дня, труда и отдыха. А) Вы всегда соблюдаете режим дня. (Балл = +2) Б) Вы стараетесь соблюдать режим дня, но иногда нарушаете его. (Балл = +1) В) Не соблюдаете режим дня. (Балл = -2) 6. Жизненные позиции. А) Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть его. (Балл = +2) Б) Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете. (Балл = -2) В) Ваше отношение к жизни меняется, и в разных ситуациях вы ведете себя по-разному. (Балл = 0) 7. Вредные привычки. Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них - курение, употребление алкоголя и наркотиков - оценивается в -4 балла.
Приложение 2 Как составить конспект Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания. Виды конспектов:
Основные требования к написанию конспекта:
Этапы конспектирования.
Приложение 3 Как подготовить реферат Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.
Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два листа для написания рецензии). |
Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс «Электрический ток в разных средах» рассчитан на 12 часов. Курс рассчитан на уч-ся 10-11 классов основной средней... | Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | ||
Конкурс рефератов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Предмет и история эмбриологии Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Никола тесла ржонсницкий Б. Н. Глава первая Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Сергей Владимирович Мясоедов Рыжов А. И., Мендрина Г. И., Логвинов С. В Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | Проректор по научной и инновационной работе гоу впо оргма росздрава Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс «Технология создания слайд-фильмов» предназначен для обучающихся 9 классов основной школы и рассчитан на 34 часа | ||
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Урок в начальной шк Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей... |