Скачать 116.15 Kb.
|
Программа элективного курса « Электрический ток в разных средах» (12 часов) Класс: 10 Пояснительная записка Элективный курс «Электрический ток в разных средах» рассчитан на 12 часов. Курс рассчитан на уч-ся 10-11 классов основной средней школы. Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физики в старших классах средней школы. Данный курс, содержательно связанный с базовым курсом физики старшей школы, способствует углубленному изучению отдельного раздела основного курса, не входящего в обязательную программу курса физики. Программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Обучение, воспитание и развитие ученика должны осуществляться как сознательно планируемые действия. При изучении этого курса выделяются три этапа организации усвоения материалов: выделение физического явления, описание явления физическими величинами, законами и другими средствами (используются различные модели, математический и экспериментальный методы), применение явления в технике как пример значения этого явления в жизни человека. Описание физического явления связано с выяснением его природы. В данном случае это использование электронных представлений. Такой подход позволяет с единых позиций рассмотреть постоянный электрический ток в металлах, электролитах, газах, полупроводниках. Цель курса: предоставить учащимся возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности. Формирование практических и интеллектуальных умений при изучении электрического тока в различных средах. Задачи: Приобретение учащимися знаний:
Приобретение уч-ся предметных умений:
Воспитание учащихся:
Политехническое образование:
Основное содержание курса.( 12 часов) Электрический ток в металлах: Основные положения электронной проводимости металлов. Скорость упорядоченного движения электронов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Применение электрического тока в металлах в народном хозяйстве. Электрический ток в полупроводниках: Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Терморезисторы. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Применение полупроводниковых приборов . Электрический ток в вакууме: Носители заряда электрического тока в вакууме. Электронная эмиссия. Диод. Триод. Электронно-лучевая трубка. Применение электрического тока в вакууме. Электрический ток в жидкостях: Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Законы электролиза. Применение электролиза. Электрический ток в газах: Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме. Применение электрического тока в газах. Примеры проявления электрического тока в газах в природе. Демонстрации:
Методы обучения. При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекции, семинар, практические занятия по выполнению лабораторной работы и решению задач, самостоятельная работа учащихся ( групповая, индивидуальная), консультации. Целесообразно использовать информационно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы изложения материала. Средства обучения
Требования к подготовке учащихся. Основные умения, формируемые при изучении темы. Уч-ся должен научиться характеризовать электрический ток в среде по определенному плану: носители зарядов и механизм их образования, характер движения зарядов в электрическом поле, а также при его отсутствии, зависимость силы тока от напряжения, зависимость силы тока от внешних условий. Необходимо научить уч-ся определять ряд параметров при изучении электрического тока, например, сопротивления проводника, массу вещества при электролизе, скорость электронов и др., научить демонстрировать явление прохождения электрического тока в металле, газе, жидкости, полупроводниках. Учащиеся должны знать: Понятия: электрический заряд, электрическое поле, собственная и примесная проводимость полупроводников. Законы: законны электролиза. Практическое применение: электрический ток в металлах, электронно-лучевая трубка, полупроводниковый диод, терморезисторы, транзисторы, электрический ток в газах. Учащиеся должны уметь:
Межпредметные связи. Изучение основ молекулярно-кинетической теории осуществляется с использованием знаний следующих вопросов: моль, молярная и относительная массы, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ионная, атомная и молекулярная кристаллические решетки, производство и применение материалов технике (химия). Законы электрического тока изучают с опорой на знания простейших электрических цепей, их схем и условных обозначений, правил техники безопасности при обращении с электрическими и бытовыми приборами ( 8-11класс физика, трудовое обучение.) Материал об электрическом токе в растворах и расплавах электролитов изучается с учетом знаний вопросов: электролиты, электролитическая диссоциация и ее механизм, электролиз (химия). При изучении электрической проводимости полупроводников используется понятие о ковалентной связи. При выполнении лабораторных работ и решении количественных задач учитывается, что уч-ся умеют выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде, производить приближенные вычисления ( математика). Знания основ молекулярно-кинетической теории используются в астрономии при изучении физической природы тел Солнечной системы, Солнца и звезд. Знания о кристаллических телах применяются в математике (10-11 классы) при изучении многогранников. Тематическое планирование элективного курса «Электрический ток в разных средах» 12 часов
Организация и проведение контроля учащихся.
Электрический ток в разных средах.
3.Активное участие в итоговом обобщающем уроке по теме курса. 4. Зачет по теме курса. Вопросы к зачету: Электрический ток в металлах.
Электрический ток в полупроводниках:
Электрический ток в вакууме:
Электрический ток в жидкостях:
Электрический ток в газах: 1. Электрический разряд в газе. 2. Ионизация газов. 3. Какими носителями осуществляется проводимость газов? 4. Самостоятельный разряд. 5. Несамостоятельный разряд. 6. Типы разрядов. Список литературы: Список литературы для уч-ся:
Список литературы для учителя:
|