Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 116.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.05.2014
Размер116.15 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
Программа элективного курса
« Электрический ток в разных средах» (12 часов)

Класс: 10

Пояснительная записка

Элективный курс «Электрический ток в разных средах» рассчитан на 12 часов. Курс рассчитан на уч-ся 10-11 классов основной средней школы.

Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физики в старших классах средней школы.

Данный курс, содержательно связанный с базовым курсом физики старшей школы, способствует углубленному изучению отдельного раздела основного курса, не входящего в обязательную программу курса физики.

Программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Обучение, воспитание и развитие ученика должны осуществляться как сознательно планируемые действия. При изучении этого курса выделяются три этапа организации усвоения материалов: выделение физического явления, описание явления физическими величинами, законами и другими средствами (используются различные модели, математический и экспериментальный методы), применение явления в технике как пример значения этого явления в жизни человека.

Описание физического явления связано с выяснением его природы. В данном случае это использование электронных представлений. Такой подход позволяет с единых позиций рассмотреть постоянный электрический ток в металлах, электролитах, газах, полупроводниках.
Цель курса: предоставить учащимся возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности. Формирование практических и интеллектуальных умений при изучении электрического тока в различных средах.

Задачи:

Приобретение учащимися знаний:

  • о природе электрического тока в разных средах,

  • об электронных представлениях при объяснении проводимости электрического тока в разных средах,

  • об истории развития физики в этих вопросах,

  • о применении электрического тока в разных средах в технике и народном хозяйстве.

Приобретение уч-ся предметных умений:

  • работать со средствами информации (учебной, справочной, научно-популярной, Интернетом),

  • .готовить сообщения, оформлять, представлять их,

  • планировать и выполнять эксперимент,

  • применять математические методы к решению теоретических задач,

  • участвовать в дискуссии.

Воспитание учащихся:

  • формирование научного мировоззрения,

  • развитие творческих способностей, памяти, воли и т.п.

  • нравственное.

Политехническое образование:

  • формирование представлений о применении электрического тока в разных средах в технике, в народном хозяйстве.

Основное содержание курса.( 12 часов)
Электрический ток в металлах:

Основные положения электронной проводимости металлов. Скорость упорядоченного движения электронов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Применение электрического тока в металлах в народном хозяйстве.
Электрический ток в полупроводниках:

Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Терморезисторы. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Применение полупроводниковых приборов

.

Электрический ток в вакууме:

Носители заряда электрического тока в вакууме. Электронная эмиссия. Диод. Триод. Электронно-лучевая трубка. Применение электрического тока в вакууме.
Электрический ток в жидкостях:

Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Законы электролиза. Применение электролиза.

Электрический ток в газах:

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме. Применение электрического тока в газах. Примеры проявления электрического тока в газах в природе.
Демонстрации:

  1. Зависимость сопротивления металлов от температуры.

  2. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры.

  3. Зависимость сопротивления полупроводников от освещенности.

  4. Устройство и действие электронно-лучевой трубки.

  5. Сравнение электропроводности воды и раствора соли или кислоты.

  6. Электролиз раствора сульфата меди.

  7. Несамостоятельный разряд.


Методы обучения.
При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекции, семинар, практические занятия по выполнению лабораторной работы и решению задач, самостоятельная работа учащихся ( групповая, индивидуальная), консультации.

Целесообразно использовать информационно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы изложения материала.

Средства обучения

  • Физические приборы.

  • Компьютерные обучающие программы «Открытая физика» и «Физика в картинках», «Живая физика».

  • Графические иллюстрации.

  • Дидактические материалы.

  • Учебники для старших классов средней школы.

  • Учебные пособия по физике.


Требования к подготовке учащихся.
Основные умения, формируемые при изучении темы.

Уч-ся должен научиться характеризовать электрический ток в среде по определенному плану: носители зарядов и механизм их образования, характер движения зарядов в электрическом поле, а также при его отсутствии, зависимость силы тока от напряжения, зависимость силы тока от внешних условий. Необходимо научить уч-ся определять ряд параметров при изучении электрического тока, например, сопротивления проводника, массу вещества при электролизе, скорость электронов и др., научить демонстрировать явление прохождения электрического тока в металле, газе, жидкости, полупроводниках.

Учащиеся должны знать:

Понятия: электрический заряд, электрическое поле, собственная и примесная проводимость полупроводников.

Законы: законны электролиза.

Практическое применение: электрический ток в металлах, электронно-лучевая трубка, полупроводниковый диод, терморезисторы, транзисторы, электрический ток в газах.

Учащиеся должны уметь:

  • Демонстрировать опыты,

  • Выполнять исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей.

  • Работать со средствами информации.

  • Готовить сообщения.

  • Выступать с сообщениями.

  • Участвовать в дискуссии.

  • Подбирать к сообщениям иллюстративный материал.

  • Оформлять сообщения в письменном или электронном виде.


Межпредметные связи.
Изучение основ молекулярно-кинетической теории осуществляется с использованием знаний следующих вопросов: моль, молярная и относительная массы, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ионная, атомная и молекулярная кристаллические решетки, производство и применение материалов технике (химия).

Законы электрического тока изучают с опорой на знания простейших электрических цепей, их схем и условных обозначений, правил техники безопасности при обращении с электрическими и бытовыми приборами ( 8-11класс физика, трудовое обучение.)

Материал об электрическом токе в растворах и расплавах электролитов изучается с учетом знаний вопросов: электролиты, электролитическая диссоциация и ее механизм, электролиз (химия).

При изучении электрической проводимости полупроводников используется понятие о ковалентной связи.

При выполнении лабораторных работ и решении количественных задач учитывается, что уч-ся умеют выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде, производить приближенные вычисления ( математика).

Знания основ молекулярно-кинетической теории используются в астрономии при изучении физической природы тел Солнечной системы, Солнца и звезд. Знания о кристаллических телах применяются в математике (10-11 классы) при изучении многогранников.

Тематическое планирование элективного курса

«Электрический ток в разных средах»

12 часов






Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Применение электрического тока в металлах.







2

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Решение задач.







3

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.







4

Электрический ток через p-n переход.

Решение задач.







5

Применение закономерностей протекания электрического тока в полупроводниках. Термисторы. Полупроводниковые приборы. Транзисторы.

Физический диктант




6

Электрический ток в вакууме. Диод. Решение задач.







7

Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. Применение электрического тока в вакууме.







8

Электрический ток в жидкостях. Законы электролиза.







9

Решение задач на законы электролиза. Применение электрического тока в жидкостях.

Сообщения по теме: Применение элект. тока в жидкостях.




10

Электрический ток в газах.

Самостоятельный и несамостоятельный разряд.

Составление таблицы: Применение самостоятельного разряда.




11

Плазма.

Обобщение и повторение по теме: Электрический ток в разных средах.

Составление обобщающей таблицы: Электрический ток в разных средах.




12

Итоговое занятие по курсу.

Зачет по теме: Электрический ток в разных средах.




Зачет: Электрический ток в разных средах














Организация и проведение контроля учащихся.

  1. Самостоятельное составление обобщающей таблицы по теме:


Электрический ток в разных средах.




Вопросы/среда

Металлы

Полупроводники

Жидкости

Вакуум

Газы

1

Носители зарядов
















2

Модель электрического тока
















3

Как образуются носители зарядов.

Концентрация носителей зарядов.
















4

Зависимость силы тока от напряжения.
















5

Зависимость силы тока от температуры.
















6

Применение электрического тока.



















  1. Составление таблицы: «Применение самостоятельного разряда».




Тип разряда

Чем обусловлен разряд (рисунок)

При каких условиях возникает разряд?

Что наблюдается при разряде?

Примеры проявления в природе, техническое применение

Тлеющий разряд













Коронный разряд













Дуговой разряд













Искровой разряд














3.Активное участие в итоговом обобщающем уроке по теме курса.

4. Зачет по теме курса.

Вопросы к зачету:

Электрический ток в металлах.

  1. Что является носителями электрического тока в металлах?

  2. Опыт, подтверждающий существование электронов в металлах?

  3. Зависит ли сопротивление от температуры?

  4. Как изменяется удельное сопротивление от температуры?

  5. Явление сверхпроводимости.

Электрический ток в полупроводниках:

  1. Что называют полупроводниками? Строение полупроводников.

  2. Электронная проводимость.

  3. Дырочная проводимость.

  4. Примесная проводимость.

  5. Донорные примеси.

  6. Акцепторные примеси.

  7. Что происходит в контакте двух проводников в p-n переходе?

  8. Применение полупроводников.

Электрический ток в вакууме:

  1. Что такое термоэлектронная эмиссия?

  2. Как устроен вакуумный диод?

  3. Свойства электронных пучков.

  4. Устройство электронно-лучевой трубки.

Электрический ток в жидкостях:

  1. Что называется электролитической диссоциацией?

  2. Что такое степень диссоциации?

  3. Электролиз.

  4. Закон Фарадея.

  5. Что такое электрохимический эквивалент?

Электрический ток в газах:

1. Электрический разряд в газе.

2. Ионизация газов.

3. Какими носителями осуществляется проводимость газов?

4. Самостоятельный разряд.

5. Несамостоятельный разряд.

6. Типы разрядов.
Список литературы:

Список литературы для уч-ся:


  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский Физика 10 класс. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2003.

  2. В.А.Касьянов.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2003.

  3. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2003.



Список литературы для учителя:


  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский Физика 10 класс. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2003.

  2. В.А.Касьянов.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2003.

  3. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2003.

  4. Ю.А.Сауров. Физика в 10 классе. Модели уроков. М. «Просвещение».2005.

  5. Газета « Приложение. 1 сентября. Физика».№12.1998, №7.1997,

  6. «Учительская газета», № 3,26 января,1993г.

  7. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. М. «Просвещение» 2003.

  8. Г.С. Ландсберг. Элементарный учебник физики. М. «Наука». 1980.

  9. И.В.Савельев. Курс общей физики. М. «Наука». М. 1999.

  10. И.Л.Касаткина. Мы повторяем физику. «Феникс».Ростов-на-Дону.1996.

  11. Журналы «Физика в школе».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск