Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики»





НазваниеРабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики»
страница1/4
Дата публикации11.01.2015
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России)


УТВЕРЖДАЮ

Декан медико-биологического факультета

____________ С.И. Карась

«17 » января 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Биология с экологией»

Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика»

Форма обучения очная

Кафедра: «Биологии и генетики»

Курс 1, 2

Семестр (ы) 1, 2, 3, 4

По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 442 часа

По учебному плану 453 часа

Томск 2011 г.
Составители:

доцент кафедры биологии и генетики, канд. биол. наук Н.А. Королёва,

доцент кафедры биологии и генетики, канд. мед. наук Д.П. Кудрявцев
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры биологии и генетики

Протокол № 7 от «29 » августа 2011 года

Заведующий кафедрой, д-р биол. наук, профессор

Н.Н. Ильинских __________________ «29 » августа 2011 г.

Согласовано:

1. Библиотечно-информационный центр научно-медицинской библиотеки,

заведующий Г.Н. Вишнякова _________________ «16 » января 2012 г.
2. Председатель методической комиссии по специальности

060114 (041000) «медицинская кибернетика» ________________ С.И. Карась

Протокол № 11 от «17» января 2012 года


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика», утвержденным «10» марта 2000 г. и примерной программой, рекомендуемой Управлением учебных заведений Минздравмедпрома Российской Федерации (1995 г.).

Дисциплина медицинская кибернетика относится к циклу ОПД наук.

В рабочей программе сохранены основные принципы построения ГОС ВПО: системность, научность, преемственность, гуманистичность, прогностичность, практическая значимость, позволяющие обеспечить возможность усвоения студентами теоретических основ дисциплины и формирования практических умений и навыков.


  1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика».

2. Учебный план СибГМУ по направлению специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика», утвержденный «25» мая 2010 г.

3. Учебный план на текущий учебный год.

4. Примерная программа учебной дисциплины, утвержденная УМО по медицинской кибернетике.


  1. НОРМАТИВНАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


1. По государственному образовательному стандарту 442 часа

2. По учебному плану 453 часа.


Трудоемкость

Количество часов

1 семестр
(20недель)

2семестр
(18недель)

3 семестр
(19недель)

4 семестр
(18 недель)

Всего

Общая

140


127



114

72

453

Обязательная аудиторная,

в том числе:

Лекции

Практические занятия


100
40
60


90
36
54


76
38
38


36
18
18


302
132
170

Самостоятельная работа


40



37


38


36


151

Курсовая работа

-

-

-

-

-

Дипломная работа

-


-


-

-

-

ИТОГО

140

127

114

72

453

Цели и задачи изучения дисциплины:

Биология занимает одно из ведущих мест среди предметов, которые изучают студенты медико-биологического факультета. Это обусловлено тем, что биология является фундаментальной наукой и имеет большое значение в подготовке врача-лаборанта.

1. Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины: Приобретение студентами общетеоретических знаний в области биологии, необходимых для формирования еcтеcтвенно-научного мировоззрения и практической деятельности врача-лаборанта.

1.2. Основная задача курса биологии с экологией: дать студентам широкое общебиологическое образование, которое позволило бы им успешно изучать другие теоретические и клинические дисциплины.

2. Задачи преподавания дисциплины:

2.1. Изучить многоуровневую организацию биологических систем, закономерности эволюции органического мира, функционирования биологических систем.

2.2. Выделить человека, как центральный объект изучения медицинской биологии.

2.3. Показать его биосоциальную природу, подчиненность общебиологическим законам развития, единство человека со средой обитания.

2.4. Изучить современные экосистемы, действие в них антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания. Для современного врача-лаборанта большое значение имеет биологическое образование.

Исходя из Государственного образовательного Стандарта по специальности «медицинская кибернетика», учитывая требования учебного плана, студенты должны овладеть следующими практическими навыками:

- Определение митотической активности в разных типах тканей.

- Идентификация различных периодов онтогенеза человека, отдельных стадий в каждом периоде.

- Решение генетических задач, расчет степени риска проявления

признака (заболевания) в поколении.

- Использование вариационно-статистического метода для определения «нормы реакции», среднего значения признака и отклонения от среднего значения.

- Идентификация паразита на разных стадиях развития.

- Решение ситуационных задач по паразитологии.

Студент должен знать:

- свойства биологических систем, сложную многоуровневую организацию живой природы, основные особенности организации клеточного уровня: строение клетки, организацию наследственного материала и его реализацию в клетке, воспроизведение клеток;

- биологические особенности воспроизведения организмов, в том числе и человека, закономерности наследования признаков, виды изменчивости, норму реакции. Мутагенез и его значение в развитии патологии;

- современные методы, используемые в изучении генетики человека, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, принципы медико-генетического консультирования;

- генетические основы врожденных нарушений организма человека и животных;

- основные этапы онтогенеза человека и животных: особенности сперматогенеза и овогенеза, оплодотворения, закономерности эмбриогенеза, периоды постнатального онтогенеза человека и животных;

- систематику беспозвоночных и позвоночных животных;

- особенности строения беспозвоночных и позвоночных животных;

- циклы развития паразитов животных и человека;

- основные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека и животных;

- влияние на организм человека биотических факторов (паразитических организмов), адаптации человека к среде обитания;

- морфологические особенности паразитов человека, их жизненные циклы, географическую распространенность, способы заражения человека.

- систематику беспозвоночных и позвоночных животных. Особенности их морфологии и процессов жизнедеятельности.

Студент должен уметь:

- Использовать полученные базовые теоретические знания на всех последующих этапах обучения и в будущей практической деятельности.

- Определять тип и характер наследования признаков; прогнозировать вероятность проявления в потомстве человека нормальных и патологических признаков.

- Использовать понятие нормы реакции в практике врача.

- Анализировать кариотип человека и на его основе прогнозировать проявления болезней, связанных с нарушением числа и структуры хромосом.

- Применять знания основных закономерностей эмбриогенеза и его нарушения на последующих этапах обучения.

- Использовать знания по паразитологии для идентификации паразитов человека, диагностики и профилактики паразитарных болезней.

- Дифференцировать представителей различных типов и классов позвоночных животных.

Студент должен иметь представление:

Об уровнях и свойствах биологических систем, об эволюции животных, их происхождении, индивидуальном развитии, организации генетического материала, закономерностях наследственности и изменчивости. Иметь представление о животных, как участниках большинства природных экосистем, их роли в деятельности антропобиоэкосистем.

Основной целью изучения дисциплины студентами является детальное изучение вопросов, связанных с гистогенезом, оплодотворением, процессами дробления и раннего развития, а также с нейруляцией и закладкой провизорных органов у позвоночных животных. Кроме того, в данном курсе рассматриваются вопросы, связанные с ранним развитием млекопитающих, с взаимоотношениями между плодом и материнским организмом у человека. Основной целью изучения дисциплины студентами является рассмотрение и усвоение исторических аспектов становления эволюционного учения, этапов дивергентной эволюции и вопросов филогенетического развития животного мира. Именно в наши дни появилась возможность начать разговор о синтезе эмбриологии и генетики в изучении механизмов эволюции живого. Несомненно, что эволюционные изменения всегда начинаются с изменений генетических, которые, изменяя ход развития, реализуются в фенотипе. Только после этого, а именно на уровне фенотипов, может вступить в действие естественный отбор.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи, связанные с:

1. изучением раннего развития различных классов животных, формированием ряда жизненно-важных систем организма, а именно, нервной системы, органов чувств, мочеполовой, выделительной и кровеносной систем.

2. получением представления о филогенетическом аспекте раннего развития различных классов животных.

3. рассмотрением механизмов различных генетических изменений, которые могут служить материалом для морфологической и молекулярной эволюции.

4. изучением филогенетических связей в животном мире, этапами становления самой жизни на Земле и эволюцией некоторых внутренних систем животных.

3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения биологии:

Обучение биологии с основами экологии студентов медицинских вузов осуществляется на основе преемственности понятий, полученных в курсе биологии общеобразовательных учебных заведений, а также знаний химии, физики, математики, информатики, гистологии, анатомии.

Требования к студентам, которыми должен он обладать, приступая к изучению биологии.

№ п/п



Разделы курса биологии

Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения биологии

1

2

3

1.1



Характеристика представителей Типа Простейших. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Физика. Характеристика и классификация биологических систем. Понятие о биологических системах высшего порядка.

1.2

Биология клетки.

Физика. Понятие о микроскопии (интерференционный, поляризационный). Недостатки приборов оптических (хроматическая, сферическая аберрация). Разрешающая способность микроскопов. Иммерсионная система. Измерение размеров малых объектов. Микроскопия, микрофотография. Метод фазового контраста, метод темного поля.

Высшая математика с информатикой и медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.

1.3

Размножение.

Общая биология. Митоз. Морфология хромосом на разных стадиях митоза, спирализация хромосом. Мейоз. Половые клетки, их строение. Прогенез. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение.

Характеристика эмбрионального развития животных и человека.

1.4

Наследственность и изменчивость.

Общая биология. Строение хромосом. Строение метафазных хромосом. Кариотипы человека. Тонкое строение хромосом. Аутосомные и половые хромосомы. Половой хроматин в лейкоцитах, эпителиальных и нервных клетках. Влияние факторов внешней среды на цитогенетические процессы.

Физика. Ионизирующее излучение, физико-химические основы биологического действия ионизирующего излучения. Защита от излучения.

1.5

Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний.

Зоология. Курс средней школы.

1.6

Распространение паразитических форм в животном мире.


Зоология. Курс средней школы.

1.7

Организация, морфология и происхождение основных типов животных.

Зоология. Курс средней школы.

4. Формы организации обучения и виды контроля.

Программа обучения по дисциплине «Биология с экологией» для студентов медико-биологического факультета по специальности «медицинская кибернетика» включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение четырёх семестров и включает в себя 66 лекций (132 часа в 1, 2, 3 и 4 семестрах) и 170 часов аудиторных практических занятий (1, 2, 3 и 4 семестры), самостоятельная работа студентов – 151 час. В процессе обучения используется текущий, тематический и итоговый контроль знаний и умений, только в этом случае можно добиться объективных результатов усвоения программы дисциплины и правильно оценить достижения конечных результатов.

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя пять итоговых занятий в 1 семестре и три итоговых занятия во 2 семестре. Каждое итоговое состоит из оценки выработанных студентами во время практических занятий навыков, тестового контроля теоретических знаний и устного опроса по пройденным темам. Итоговый контроль осуществляется в форме зачёта (1семестр) и экзамена (2 семестр).

2. Методика формирования результирующей оценки. Рейтинг по дисциплине формируется на кафедре в соответствии с внутрикафедральным положением о рейтинге. Нами предложена вторая модель, основанная на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в семестре.

Методика подсчета среднего балла за семестр.

· знания и работа студента на практических и итоговых занятиях оцениваются по классической 5-бальной системе;

· в конце семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;

· Рдс = баллы за текущую успеваемость + бонусы – штрафы;

· Рд = (Рдс1 + Рдс2 + Рэ) / 3;

o Рд – рейтинг по дисциплине;

o Рдс1 – рейтинг по дисциплине за 1 семестр;

o Рдс2 – рейтинг по дисциплине за 2 семестр;

o Рэ – балл за ответ на экзамене.

1. В конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;

2. Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 61.

3. Помимо среднего балла учитываются показатели, дающие штрафы и бонусы.

4. Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.

5. При неудовлетворительном ответе на экзамене Рд=Рэ (0–40 баллов);

6. При повторной сдаче экзамена Рэ = 61–75 баллов.

На заключительном этапе предлагается проведение трехэтапного экзамена.

1 этап - предэкзаменационное тестирование, обеспечивающее объективность и независимость оценки знаний студентов.

2 этап – проверка и оценка практических навыков, определение макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач по генетике.

3 этап – устный ответ на три вопроса билета.

Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе»

Таблица. Вариант оценки зачетного тестирования.

% выполнения задания тестирования

Балл 100-балльной по системе

91-100

91-100

81-90

81-90

71-80

71-80

61-70

61-70

0 - 60

0

Итоговая оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей.

Таблица. Итоговая оценка по дисциплине в семестре.

Оценка по 5-балльной системе

Оценка по 100-балльной системе

5.0 превосходно

96-100

5.0 отлично

91-95

4.0 хорошо

81-90

4.0 хорошо с недочетами

76-80

3.0 удовлетворительно

61-75

2.0 неудовлетворительно

41-60

Неудовлетворительно 2.0 (необходимо повторное изучение)

0-40


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «Общая и медицинская генетика» Для...
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 315 часов
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «биология» Для специальности «060103...
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности...
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «биология» Для специальности «060103...
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности...
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «Биология» Для специальности «060201...
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности...
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «Биология» Для специальности «060201...
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности...
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «Гематология» Для специальности «060112...
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 0 часов
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа по дисциплине: «химия» для специальности: 060602...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «Акушерство» Для специальности «040400»...
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 54 часа
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа по дисциплине: гигиена, экология человека для специальности...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «Акушерство» Для специальности «060101...
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования – 242 часа
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине «Акушерство» Для специальности «060101...
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования – 242 часа
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:...
Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),...
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа По дисциплине молекулярная фармакология для специальности...
Основные законы РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией...
Дзуев Руслан Исмагилович, д б н., профессор, зав кафедрой общей биологии, экологии и природопользования
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРабочая программа по дисциплине: История медицины для специальности...
Целью освоения дисциплины является изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности...
Рабочая программа По дисциплине «Биология с экологией» Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика» Форма обучения очная Кафедра: «Биологии и генетики» iconРоссийской Федерации Российский государственный медицинский университет...
Методическое пособие предназначено для преподавателей кафедры общей патологии мбф. Оно объединяет преподавание патофизиологии и патологической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск