Мггу учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 264.85 Kb.
НазваниеМггу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/2
Дата публикации21.01.2015
Размер264.85 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Р.4 ИСТОРИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям

020201 Биология

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 13 от 2 апреля 2008 г.)
Зав. кафедрой

______________________М.Н. Харламова
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Н.В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии МГПУ

1.2 Рецензенты: Воскобойников Г.М.– доктор биологических наук, заведующий лабораторией альгологии Мурманского морского биологического института КНЦ РАН

Луппова Е.Н. – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии МГПУ

1.3 Пояснительная записка:

Цель: формирование системы знаний об истории развития биологической науки Задачи:

  1. Изучение развития биологических знаний в древних цивилизациях

  2. Изучение развития биологических наук в 16 – 19 веках

  3. Формирование системы знаний о современных биологических науках

Курс ОПД.Р.2 «История и методология биологии» является курсом, дающим целостную картину развития биологических наук в истории человеческой цивилизации. Учебно-методический комплекс «История и методология биологии» предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 020201 Биология. Комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Курс включает лекции и семинарские занятия по основным разделам истории биологии: развитие представлений о природе в Древнем мире, от средневековья до конца 17 века, наука нового времени (18 - начало 19 века), возникновение дарвинизма, развитие биологических наук в ХХ веке.
По окончании курса студенты должны знать:

  • знать основные этапы развития биологических наук;

  • знать имена известных ученых биологов;

  • основы методологии науки.

По окончании курса студенты должны уметь:

рассказать об основных событиях в истории развития биологической науки;

оперировать основными методологическими категориями.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020201 – Биология



5

9-10

100

30

10

10

8

2

-

70

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

Всего ауд

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

Раздел I. Развитие представлений о природе в Древнем мире


4

2

2

-

14
















2

Раздел II. Развитие представлений о природе от средневековья до конца 17 века. Наука нового времени (18 - начало 19 века)

6

4

2

-

14
















3

Раздел III. Возникновение дарвинизма и его влияние на развитие

биологической науки.


6

4

2

-

14
















4

Раздел IV. Развитие биологических наук в ХХ веке.

6

4

2

-

14
















5

Раздел V. Основы методологии биологической науки


8

6

2




14






















30

20

10

-

70

















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел I. Развитие представлений о природе в Древнем мире

Представления древнего человека в эпоху палеолита и мезолита о разнообразии растений и животных, их распростанении. «Неолитическая революция». Представления о природе в Месопотамии. Представления о природе в Древнем Египте. Биологические знания и философия Древней Индии и Китая. Развитие биологических и географических наук в Древней Греции и Риме. Взгляды философов Ионической школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена) на природу живого. Представления атомистов (Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита) о происхождении и строении живых организмов. Анропоцентризм Платона Аристотель – основатель биологии. Теофраст – основатель ботаники. Ученые – естествоиспытатели в период эллинизма

Раздел II. Развитие представлений о природе от средневековья до конца 17 века. Наука нового времени (18 - начало 19 века)
Развитие естественных наук в позднем Средневековье. Зарождение тематической картографии. Возрождение естественных наук в эпоху Ренессанса. Развитие ботаники и зоологии в 16-17 веках..Эпоха Великих географических открытий. Карл Линней и его работы в области систематики растений и животных. Естественные системы в конце XYIII - начале ХIХ веков. Работы Ж. Кювье в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Развитие идеи «катастрофизма». А.Гумбольдт и его работы в области ботанической географии. Развитие эволюционных взглядов в XYIII веке ( Г.Лейбниц, Ж.Бюффон, Э.Дарвин). Эволюционные взгляды и учение Ж.Б.Ламарка
Р аздел III. Возникновение дарвинизма и его влияние на развитие

биологической науки.

Ботанические, зоологические, палеонтологические исследования Чарльза Дарвина во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Формирование классического дарвинизма. Сторонники Ч.Дарвина в Англии, Германии, России и других европейских странах. Эволюционное направление в палеонтологии. Работы В.О.Ковалевского. Эволюционное направление в систематике. Работы Э.Геккеля. Развитие эволюционных идей в зоогеографии (Т. Гексли, А.Уоллес)
Раздел IV. Развитие биологических наук в ХХ веке.

Возникновение генетики. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Развитие генетики в России в 20-30 – годы ХХ века. Возникновение и развитие молекулярной биологии и молекулярной генетики в ХХ веке. Основные направления и достижения молекулярной биологии. Возникновение экологии как науки в начале ХХ века. Основные направления исследований общей экологии. Аутэкология и синэкология. Развитие экспериментальных направлений в биологии.
Раздел V. Основы методологии биологической науки
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Раздел I. Развитие представлений о природе в Древнем мире



Вопрос для самостоятельного изучения


14


Заслушивание докладов

2.

Раздел II. Развитие представлений о природе от средневековья до конца 17 века. Наука нового времени (18 - начало 19 века)


Вопрос для самостоятельного изучения



14


Заслушивание докладов


3

Раздел III. Возникновение дарвинизма и его влияние на развитие

биологической науки.


Вопрос для самостоятельного изучения


14


Заслушивание докладов



4

Раздел IV. Развитие биологических наук в ХХ веке.

Тема. Развитие генетики и молекулярной биологии



вопросы для самостоятельного изучения


14


защита рефератов


5

Раздел V. Основы методологии биологической науки



вопросы для самостоятельного изучения, индивидуальные задания


14

представление проекта


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Тематика и планы семинарских занятий для студентов, обучающихся

по специальности 020201 Биология
Семинар 1. Развитие представлений о природе в Древнем мире

План

Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Представления о природе в Месопотамии.

2. Представления о природе в Древнем Египте.

3. Биологические знания и философия Древней Индии.

4. Биологические знания и философия Древнего Китая.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклады по темам:

1. Искусство врачевания в Древнем мире.

2. Достижения древних цивилизаций в использовании и изучении растений.

3. Достижения древних цивилизаций в использовании и изучении животных.

4. Экологические последствия воздействия человека на окружающую среду в Древнем мире.

Основная литература

  1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002

  2. История биологии с древних времен до начала ХХ века ( под ред. Микулинского) М., 1972. Т. 1.

Дополнительная литература

  1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

  2. Наумов Г.В. Краткая история биогеографии. Л., 1969

  3. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003 Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003


Семинар 2. Развитие представлений о природе в философских концепциях Древней Греции и Рима

План

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Взгляды философов Ионической школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена) на природу живого.

2. Представления атомистов (Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита) о происхождении и строении живых организмов.

3. Анропоцентризм Платона

4. Аристотель – основатель биологии

5. Теофраст – основатель ботаники

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклады по темам:

1. Ученые – естествоиспытатели в период эллинизма

2. Развитие представлений о природе в трудах ученых Древнего Рима

Основная литература

  1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002

  2. История биологии с древних времен до начала ХХ века ( под ред. Микулинского) М., 1972. Т. 1.



Дополнительная литература

  1. Волков Г. У колыбели науки. М., 1971

  2. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.,1999.

  3. Уранов А.А. Методологические основы систематики растений (в их историческом развитии).М.: МГПИ, 1979. 139 с.

  4. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003


Семинар 3. Развитие представлений о природе от средневековья до конца 17 века. Наука нового времени (18 - начало 19 века)

План

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Представления о природе в средневековой Европе.

2. Возрождение естественных наук в эпоху Ренессанса

3. Развитие ботаники и зоологии в 16-17 веках.

4. Карл Линней и его работы в области систематики растений и животных.

5. Естественные системы в конце XYIII - начале ХIХ веков.

6. Развитие эволюционных взглядов в XYIII веке ( Г.Лейбниц, Ж.Бюффон, Э.Дарвин)

7. Эволюционные взгляды и учение Ж.Б.Ламарка
Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклады по темам:

1. Леонардо да Винчи и его работы в области естественных наук.

2. Эпоха Великих географических открытий.

3. Работы Ж.Кювье в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Развитие идеи «катастрофизма»
Основная литература

1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002

2. История биологии с древних времен до начала ХХ века ( под ред. Микулинского) М., 1972. Т. 1.
Дополнительная литература

  1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.,1999.

  2. Колчинский Э.И., Сытин А.К., Смагина Г.И. Естественная история в России. Очерки развития естествознания в России в XYIII веке). С-Пб. 2004.

  3. Культиасов И.М., Павлов В.И. История систематики и методы филогении покрытосе­менных растений.М.: МГУ, 1972. 107 с.

  4. Уранов А.А. Методологические основы систематики растений (в их историческом развитии).М.: МГПИ, 1979. 139 с.

  5. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003


Семинар 4. Возникновение дарвинизма.

План

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Предпосылки возникновения дарвинизма.

2. Ботанические, зоологические, палеонтологические исследования Чарльза Дарвина во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

3. Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина.

4. Формирование классического дарвинизма. Сторонники Ч.Дарвина в Англии, Германии и других европейских странах.

5. Эволюционное направление в палеонтологии. Работы В.О.Ковалевского.

6. Эволюционное направление в систематике. Работы Э.Геккеля.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклады по темам:

1. Эволюционные взгляды и работы Альфреда Уоллеса.

2. Последователи эволюционной теории Чарльза Дарвина в России.

Основная литература

1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002

2. История биологии с древних времен до начала ХХ века ( под ред. Микулинского) М., 1972. Т. 1.

Дополнительная литература

  1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.,1999.

  2. Колчинский Э.И., Сытин А.К., Смагина Г.И. Естественная история в России. Очерки развития естествознания в России в XYIII веке). С-Пб. 2004.

  3. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003

  4. Щербакова А.А. История ботаники в России (дарвиновский период, 1861-1917 гг.) Новосибирск: Наука. 1983. 365 с.

  5. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.,1998


Семинар 5. Развитие биологических наук в ХХ веке.

План

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Возникновение генетики. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.

2. Развитие генетики в России в 20-30 – годы ХХ века.

3. Возникновение и развитие молекулярной биологии и молекулярной генетики в ХХ веке. Основные направления и достижения молекулярной биологии.

4. Возникновение экологии как науки в начале ХХ века. Основные направления исследований общей экологии.

5. Аутэкология и синэкология.

6. Развитие экспериментальных направлений в биологии.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклады по темам:

1. Трансгенные растения и животные. Проблема генетического загрязнения среды.

2. Экология человека. Современные проблемы экологии человека.

Основная литература

1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002

2. История биологии с древних времен до начала ХХ века ( под ред. Микулинского) М., 1972. Т. 1.

Дополнительная литература

  1. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции, и сообщества. М. 1989.

  2. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.,1999.

  3. Гиляров А.М. Популяционная экология. М. 1990.

  4. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003

  5. Шилов И.А. Экология. М. 1997.

  6. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.,1998


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:
Основная литература

  1. Азилов А. Краткая история биологии: от алхимии до генетики. – М.: Центр полиграф, 2002. – 221 с.

  2. Канаев И.И. Избранные труды по истории науки: Сб. тр. – СПб: Алетейя, 2000. – 491 с.

  3. Лымарев В.И. Отечественные исследователи прибрежных зон морей и океанов: Монография / В. И. Лымарев; Под ред.Б.В.Ермолина; М-во образования РФ, Поморский гос.ун-т. - Архангельск, 2002. - 268 с.

  4. Юсуфов А. Г. История и методология биологии : учеб. пособие для студ. биол. спец. вузов / Юсуфов А. Г., Магомедова М. А. - М. : Высшая школа, 2003. - 238 с. :


Дополнительная литература

  1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002

  2. Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н. Биогеография. М., 2003

  3. Баглай Е.Б. Формирование представлений о причинах индивидуального развития. М.: Наука. 1979. 155 с.

  4. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции, и сообщества. М. 1989.

  5. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

  6. Волков Г. У колыбели науки. М., 1971

  7. Гиляров А.М. Популяционная экология. М. 1990.

  8. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника, систематика высших, или наземных, растений. М. 2001. С.6-30

  9. История биологии с древних времен до начала ХХ века (под ред. Микулинского) М., 1972. Т. 1.

  10. Колчинский Э.И., Сытин А.К., Смагина Г.И. Естественная история в России. Очерки развития естествознания в России в XYIII веке. С-Пб. 2004

  11. Культиасов И.М., Павлов В.И. История систематики и методы филогении покрытосе­менных растений.М.: МГУ, 1972. 107 с.

  12. Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие. М., 2004

  13. Наумов Г.В. Краткая история биогеографии. Л., 1969

  14. Уранов А.А. Методологические основы систематики растений (в их историческом развитии).М.: МГПИ, 1979. 139 с.

  15. Шилов И.А. Экология. М. 1997.

  16. Щербакова А.А. История ботаники в России (дарвиновский период, 1861-1917 гг.) Новосибирск: Наука. 1983. 365 с.

  17. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.,1998



1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств.

Мультипроектор для демонстрации презентаций, проектор для показа слайдов

1.9.2 Перечень используемых пособий.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

Не используется

1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Тестовые задания в факультативном курсе не используются

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

Вопросы к зачету по курсу «История биологии » для студентов 1 курса

специальности «Биология»

1. Представления о природе и биологические знания в Месопотамии и Древнем Египте.

2. Биологические знания Древней Индии и Китая.

3. Достижения древних цивилизаций в использовании и изучении растений.

4. Достижения древних цивилизаций в использовании и изучении животных.

5. Экологические последствия воздействия человека на окружающую среду в Древнем мире.

6. Взгляды философов Ионической школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена) на природу живого.

7. Представления атомистов (Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита) о происхождении и строении живых организмов.

8. Анропоцентризм Платона

9. Аристотель и Теофраст, их труды в области биологии и ботаники.

10. Ученые – естествоиспытатели в период эллинизма

11. Развитие представлений о природе в трудах ученых древнего Рима

12. Представления о природе в средневековой Европе.

13. Развитие представлений о природе на арабском Востоке в средние века.

14. Возрождение естественных наук в эпоху Ренессанса

15. Развитие ботаники и систематики растений в 16-17 веках.

16. Развитие зоологии в 16-17 веках.

17. Леонардо да Винчи и его работы в области естественных наук.

18. Карл Линней и его работы в области систематики растений и животных.

19. Естественные системы в конце XYIII - начале ХIХ веков.

20. Развитие эволюционных взглядов в XYIII веке ( Г.Лейбниц, Ж.Бюффон, Э.Дарвин)

21. Эволюционные взгляды и учение Ж.Б.Ламарка

22. Ж. Сент Илер и его «теория аналогов».

23. Работы Ж.Кювье в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Развитие идеи «катастрофизма»

24. Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Сторонники Ч.Дарвина в Англии, Германии и других европейских странах.

25. Эволюционное направление в палеонтологии. Работы В.О.Ковалевского.

26. Эволюционное направление в систематике. Работы Э.Геккеля.

27. Основные открытия в области биологических наук в ХХ веке.

28. Развитие ботаники и зоологии в ХХ веке.

29.Возникновение генетики как науки. Хромосомная теория наследственности Т.Моргана.

30.Возникновение и развитие молекулярной биологии и молекулярной генетики в ХХ веке. Основные направления и достижения.

31. Возникновение и развитие генной инженерии. Достижения в области генной инженерии. Трансгенные растения и животные.

32. Возникновение экологии как науки в начале ХХ века.

33. Основные экологические дисциплины и проблемы современной экологии.
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии)

Вопросы к зачету хранятся на кафедре биологии и химии МГПУ

1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Популяционная генетика

  2. Использование молекулярно-генетических методов в систематике

  3. Развитие молекулярной биологии в ХХ - ХХI вв.

  4. Методы молеукулярной биологии

  5. Трансгенные растения: за и против

  6. Трансгенные животные: за и против

1.14 Примерная тематика курсовых работ.

Курсовые работы по данной дисциплине не выполняются

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Дипломные работы по данной дисциплине не выполняются

1.16 Методика(и) исследования (если есть).

Исследования в рамках курса не проводятся

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Бально-рейтинговая система для оценивания знаний студентов по данной дисциплине не используется
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и

контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Занятия со студентами заочной формы обучения по данной программе не проводятся

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы педагогической диагностики дн(М). В. 1
Рецензент: к п н., доц. Авдеева Н. А. (Сзф мгэи), к п н., проф. Манухин В. П.(Мггу)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор: Выдрин В. Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск