Скачать 0.55 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.1 Теория и история хореографического искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071301 – Народное художественное творчество
Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор: Выдрин В.Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества 1.2 Рецензенты: Смирнов Я.И., директор Мурманского областного Центра творчества и досуга, засл. работник культуры РФ Ковалева В.В., ведущий специалист по хореографии Мурманского областного Центра творчества и досуга. 1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главная задача курса определяется его названием: дать представление об истории хореографии, ее истоках, самоопределении как вида искусства, разделении на жанры и подвиды, особенностях искусства танца в разные эпохи. В лекционном курсе выделены те проблемы, которые представляются главным для понимания специфики хореографии и хореографического процесса, где ведущую роль играет развитие профессионального танца – восточного и западного в Древнем мире, начиная со Средних веков – его западной ветви. Наряду с этим в лекционном курсе, семинарских занятиях затрагиваются проблемы бытовой танцевальной культуры, массовых развлекательных жанров, причем, рассматриваются они как взаимодействующие с профессиональным «высоким» искусством. Вызвано это и необходимостью полной освещенности исторического процесса, и актуальной проблемой современной культуры – кризисным состоянием бытового танца. Курс «Теория и история хореографического искусства», рассматривая исторически органичную связь бытового и профессионального танца, призван разъяснить причины и пути преодоления критической ситуации. Особенностью курса является соотношение материала по зарубежной и русской хореографии. В разных темах оно различно. Вплоть до XVIII века речь идет о зарубежной культуре – восточной и западной. Это обусловлено исторически более ранним становлением цивилизаций и государств Европы, степенью освещенности в специальной литературе той или иной области культуры. Как известно, почти без изменений до нас дошло профессиональное искусство танца Древнего Востока (Индия), в памятниках материальной культуры, литературы, научных трудах сохранились сведения о танце Древней Греции и Рима. С XV века начинается запись танцев в различных странах Западной Европы. О русском профессиональном искусстве отдаленных эпох почти ничего не известно. Крайне драматично, например, сложилась судьба не зафиксированного средневекового профессионального искусства скоморохов, уничтоженного в XVII веке. Известная о них информация относится уже к Новому времени. Начиная с XVIII века, культурная ситуация в России резко меняется. Начинаются серьезные сдвиги и в судьбе профессионального танцевального искусства. Богатства танцевального фольклора, пластическая одаренность нации обусловили уникальную восприимчивость к искусству западного классического танца в России, а исключительно благоприятные условия его бытования обусловили стремительный рост и развитие. С XIX века центр классического танца постепенно перемещается в Россию. Феномен русской школы хореографии, русского балета обусловил иное соотношение материала по отечественной и зарубежной культуре второй половины XIX-XX века. Хотя и здесь отмечаются важнейшие явления и процессы зарубежного искусства. Жанровым стержнем в курсе по истории хореографического искусства закономерно стал балет. Именно со становлением балета связано развитие профессиональной хореографии с XV по XVII век, именно балет с XVIII века и до настоящего времени был самым значительным явлением в искусстве танца, его пластической и содержательной стороны. Наша страна обладает уникальным богатством в области хореографии - лучшей в мире школой классического танца и балетным театром, что и является основой решения проблем профессиональной и бытовой танцевальной культуры. Данная программа опирается на новейшие исследования и творческие достижения в области хореографического искусства. Желательно, чтобы студенты, по мере возможности, знакомились с постановками классического и современного репертуара, идущим на сценах мира. Это поможет связать происхождение теоретического курса с познанием существующей в данное время художественной практики балетных спектаклей. Полезно вовлекать студентов в активную работу, поручать им составление докладов по периодике, написание рефератов, на практических занятиях приглашать их к активному обсуждению просмотренных фильмов-балетов, выступлений хореографических ансамблей. Наряду с этим следует, приучать учащихся регулярно знакомится с текущей литературой, газетными статьями и рецензиями по балету, не говоря уже о чтении литературы, рекомендованной в программе. Курс «История хореографического искусства» рассчитан на 72 аудиторных часа, из них – 42 ч. – лекционные занятия, 30 ч. - практические занятия. Проверка знаний предлагается на семинарских занятиях, к зачету студенты пишут реферат по творчеству выдающихся хореографов или танцовщиков. Так же предусмотрена возможность написанием курсовых исследовательской работы по выработанной теме. К программе прилагаются темы курсовых, рефератов, список выдающихся хореографов, вопросы к зачету, планы семинарских занятий, список литературы. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО СД.Ф.04.01 Теория и история хореографического искусства Теоретические основы хореографического искусства. Связь истории хореографии с развитием мировой культуры. Основные этапы эволюции русского и зарубежного хореографического искусства от зарождения до современности. Деятельность выдающихся хореографов и танцовщиков. Основные проблемы развития хореографического искусства. Связи танца с музыкой. Становление и развитие хореографических форм. Эволюция выразительных средств хореографии. Связи балетного театра с педагогической и исполнительской деятельностью. Творчество современных отечественных и зарубежных хореографов. Состояние и проблемы развития современных направлений хореографического искусства. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы.
|
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу) | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк... | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу | Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки | Учебно-методический комплекс дисциплины Авторы программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины основы педагогической диагностики дн(М). В. 1 Рецензент: к п н., доц. Авдеева Н. А. (Сзф мгэи), к п н., проф. Манухин В. П.(Мггу) | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу |