Скачать 0.72 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (ГОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ГСЭ.В.3.1 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050303 (033200) Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки Утверждено на заседании кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики факультета филологиии, журналистики и межкультурных коммуникаций протокол № 4 от 23.12.2010 г. Зав. кафедрой ___________________О.Н. Иванищева Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Т.А. Короткова, к.п.н., доцент кафедры культурологии 1.2 Рецензенты: Сапрыкин В.П., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ. Кириллова А.В., канд.пед.наук, учитель МХК , завуч гимназии № 10 1.3. Пояснительная записка Цель учебной дисциплины: дать представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомить с выдающимися достижениями искусства в разных странах в различные исторические периоды. Задачи курса: - дать представление о развитии художественной культуры от первобытного общества до наших дней; - охарактеризовать значительные достижения в области культуры и искусства, деятельность выдающихся деятелей культуры и искусства; - охарактеризовать значительные культурные центры и цивилизации мира; - дать представление о направлениях и стилях. В ходе изучения курса студент должен знать: особенности культурного развития общества, основные достижения культурного развития и творчество лучших представителей культуры и искусства, историю культуры стран. В ходе изучения курса студент должен уметь оценивать достижения культуры, анализировать отдельные произведения искусства. Данный учебный курс тесно связан с такими дисциплинами как «История литературы», «История религии», «История искусства» и др. При составлении программы были использованы следующие учебные материалы: Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. – М.: Академия, 1998. – 448 с.; Культурология. История мировой культуры / под. ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 600 с.; Садохин, А.П. Мировая художественная культура: учеб.пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевская. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 559 с. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов Региональный компонент 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры Понятие культуры и характеристика ее структуры. Понятие художественной культуры. Художественная культура личности и общества. Искусство как явление культуры. Роль искусства как самосознания культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Проблема восприятия. Виды искусства, их взаимосвязь. Понятия "стиль", "жанр", "творческий метод", "художественный вкус". Тема 2. Изобразительное искусство в системе культуры Возникновение и развитие изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика как пространственные искусства. «Язык» изобразительного искусства (рисунок, колорит, пластика, фактура, символика цвета и др.). Общая характеристика разновидностей и жанров изобразительного искусства с использованием методов анализа произведений изобразительного искусства. Тема 3. Архитектура в системе культуры Архитектура - искусство организации пространства для жизни и деятельности людей. Здание как вариант формирования архитектурной среды. Понятие функции в архитектуре. Художественный язык в архитектуре. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства (живописью, скульптурой, музыкой, театром). Тема 4. Музыка в системе культуры Музыка как вид искусства и явление культуры. Античные концепции толкования музыки. Разновидности и жанры музыкального искусства. Изобразительное и выразительное в музыкальном образе. Выразительные средства музыкального языка. Функции музыки в культуре. Тема 5. Зрелищные искусства в системе культуры Синтетическая природа зрелищных искусств: поэзия, танец, музыка. Основные компоненты зрелищных искусств: драма, актер, сценографии. Литературная основа, режиссура, звуковая структура, визуальная образность, актерское мастерство. Спектакль как художественное целое. Характеры и их взаимодействие в спектакле. Маска, тип, герой. Тема 6. Искусство балета в системе культуры Балет как вид искусства. Русская балетная школа: истоки и особенности развития. Балетный спектакль 19 в. и его особенности. Образ в балете. Мариинский театр и творческие судьбы великих артистов балета. Тема 7. Художественная культура первобытного общества Синкретическая целостность культуры первобытного общества. Формирование мифологического сознания, его основные характеристики. Типы и разновидности «мифологических моделей мира» народов Востока и Запада. Генезис искусства и основные этапы развития изобразительной деятельности. Понятие традиционной культуры. Типы традиционных культур в современном мире. Тема 8. Искусство в культуре Древнего Востока Культура Древнего Египта. Мифология и религия, их связь с изобразительным искусством и архитектурой. Этапы развития архитектуры. Символический язык древнеегипетского искусства. Особенности жанрово-видовой системы искусств арабо-мусульманского мира. Принципы древнекитайской живописи. Музыка и театр. Влияние культурных традиций Китая на становление художественной культуры Японии и других стран Азии. Общие черты художественной культуры стран восточного мира. Тема 9. Художественная культура античности Генезис античной культуры и основные этапы ее развития. Греческая мифология. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Античный космос и художественная картина мира. Образ человека. Скульптура и трагедия в Греции, архитектура и зрелищные искусства в Риме: искусство как самосознание культуры. "Телесность" космоса, античная философия как эстетика. Тема 10. Художественная культура западноевропейского средневековья Падение римской империи, роль феодализации и христианизации, возникновение городов. Хронология и периодизация средневековой культуры. Субкультуры: религиозная, светская, карнавальная, городская, рыцарская. Карнавал и площадной театр, повествовательный принцип в театре, формы и жанры. "Малые формы" в средневековом искусстве. Храм как образ мира. Литургия как синтез искусств. Замок, его структура, изменения во времени. Городской собор и гражданское строительство. Книгопечатание и его роль в развитии культуры. Утверждение новых ценностей, познавательная ориентация. Тема 11. Художественная культура Византии и Древней Руси Образование византийского государства, периодизация. Генезис византийской художественной культуры, ее философские основания: слово, свет, символ, образ, гностический смысл изображения, космогоническая символика храма. Сложение канона. Светская культура Византии. Христианство на Руси, взаимодействие языческой и христианской культур. Освоение византийского канона в живописи и архитектуре Древней Руси. Православная литургия. Русская литература, народная музыка. Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Возрождения Эпоха Возрождения и ее периодизация. Переходный характер эпохи Возрождения. Город и его развитие. Естественнонаучное освоение мира. Мир как картина и роль индивида. Антропоцентризм художественной картины мира. Апофеоз красоты и культ художественного творчества в искусстве. Синтез искусств. Теоретические трактаты об искусстве. Тема 13. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение Формирование новой парадигмы культуры: естественнонаучный переворот (от Коперника до Ньютона) и становление гносеологической философской парадигмы (Декарт). Антиномизм барочной картины мира. Понятие "барокко" и барочного синтеза. Взаимодействие искусств. Основные направления развития культуры эпохи, различие поэтики и стилистики. Становление профессионального искусства. Просвещение, понятие и роль эпохи; рационализм и индивидуализация сознания. Просветительское мировоззрение и классицистский синтез искусств. Доминирующая роль театра. "Cовершенный человек" в искусстве Просвещения. Основные направления в искусстве: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Становление и роль критики. Своеобразие русского Просвещения, его роль в развитии культуры страны. |
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк... | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу) | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа отражает актуальную проблематику дисциплины. При подготовке программы использованы труды отечественных и зарубежных культурологов,... | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Цель изучение курса – сформировать основополагающие знания в области социокультурного менеджмента и обеспечить будущему специалисту... | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Макарова О. А. к б н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог... | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Целью курса является привить к студентам интерес к современному литературному процессу, дать представление об основных этапах его... | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу |