Пояснительная записка





Скачать 282.37 Kb.
НазваниеПояснительная записка
страница1/2
Дата публикации27.01.2015
Размер282.37 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка
Руководитель: Мухамадеева Е.А.

Срок реализации: 2 года (6 час в нед.)

Составитель программы: Мухамадеева Е.А.

Направление: Эколого-биологическое

Актуальность: «Наука как один из сложнейших феноменов нашего бытия нуждается в постоянном развитии, в постановке и решении все более и более сложных проблем. Следовательно, в науку должны приходить неслучайные, преданные ей люди» [7,с.7]. Поэтому сейчас необходимо включать «исследовательскую деятельность» образовательный маршрут учебных заведений.

Кроме того на занятиях секции экологии предусмотрено изучение основ экологии, т.к. экология, экологические проблемы уже давно вышли на первый план. «Критерием экологической культуры также выступает такая характеристика, как знание основ экологии»[7,с.5]

В отличие от научно-исследовательской работы в НИИ и ВУЗов целью НИД школьников является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методах исследования, обучения целенаправленной работе над темой, логическому представлению материала и получению аргументированных выводов.

В обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу, предполагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

Программа разделена на две ступени, часть занятий проходит для всех членов НОУ, часть для членов секции «экология».

Цель программы: Развитие исследовательской грамотности учащихся посредством освоения ими методов и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Научить школьников методами организации и проведения учебно-исследовательской деятельности.

2. Изучить требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению исследовательской работы;

3. Сформатировать умение формулировать тему, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу;

4. Развивать навыки работы с различными источниками информации, систематизации и получения научных данных;

5. Развивать навыки публичного представления результатов своего исследования;

6. Углубить знания по основам экологии.

Форма организации работы по программе: учебные лекции и практические занятия, конференции, самостоятельная работа.

Ожидаемые результаты:

По окончанию учащиеся должны знать:

- Методы организации учебно-исследовательской работы;

- Принципы организации работы с литературными источниками;

- Виды информационных источников;

- Основные понятия экологии, определения терминов.

Должны уметь:

- Формировать тему УИР, выделять объект, предмет, определять цели и задачи работы.

- Работать с различными источниками информации, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки и библиографический список по теме исследования;

- Оформлять теоретические и практические результаты5

- Публично представлять результаты исследования.

- Давать оценку тем или иным экологическим фактам.

Форма проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Представление научных работ на конкурсы, конференции, семинары различного уровня, лекции.

Учебно-тематические планирования «Logos» 1 ступени

1. Как написать реферат (для всех членов НОУ) – 16ч.

2. Экология растений (секция экология) – 34ч.

3. Индивидуальная работа с учащимися (секция экология) – 39ч.

4. Участие в олимпиадах и конференциях – 10ч.

Итого 99 ч.

Учебно-тематические планирования «Логос» 2 ступени

1. Основные принципы планирования и организации УИР– 22ч.

4. Экология животных (секция экология) – 34ч.

5. Индивидуальная работа с учащимися (секция экология) – 39ч.

6. Участие в олимпиадах и конференциях – 10ч.

Итого 105 ч.
Учитель может вносить коррективы в программу кружка в течение учебного года. С учетом изменений количество программных часов может варьировать.

Тематическое планирование общих групповых занятий 1 ступени


№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма провед.

Теор.

Практ.

1

Что такое школьный реферат? Каковы требования к объему реферата?

1




Лекция

2

С чего начать или какую выбрать тему?

1




Лекция

3

Можно ли написать реферат за неделю?

1




Лекция

4

Список литературы или библиография.

Что такое первоисточник?

1

2

Лекция и пр.занятие

5

Каковы требования к структуре реферата? Как оформить титульный лист?

1

2

Лекция и пр.занятие

6

Что такое цитата, ссылка на источник? Какие требования к содержанию реферата?

1

2

Лекция и пр.занятие

7

Каковы особенности стилевого и языкового оформления реферата?

1

2

Лекция и пр.занятие

8

Как проходит защита реферата?

1




Лекция

9

Олимпиады, конференции




10







итого

8

8+10




26
Содержание программы
Тема Что такое школьный реферат?

Особенности написание школьного реферата.

Тема С чего начать или какую выбрать тему.

Выбор темы для реферата.

Тема Можно ли написать реферат за неделю?

Почему нельзя написать «качественный» реферат за неделю

Тема Что такое первоисточник?

Первоисточник. Что является первоисточником.

Тема Каковы требования к структуре реферата?

Основные элементы структуры.

Тема Как оформить титульный лист?

Требования к оформлению титульного листа

Тема Какие требования к содержанию реферата

Языковой стиль, формирование структурных частей реферата

Тема Что такое цитата, ссылка на источник?

Оформление цитаты, плагиат, оформление ссылок на источник.

Тема Список литературы или библиография

Требования к оформлению, принципы оформления списка литературы.

Тема Каковы особенности стилевого и языкового оформления реферата?

Языковые стили оформления реферата.

Тема Как проходит защита реферата?

Подготовка к защите и защита реферата

Тематическое планирование групповых занятий секции «экология» 1 ступени




Наименование разделов

и тем

Содержание тем

учебного курса

Требования к уровню

подготовки учащихся

Примечание

Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2 часа)

1

Предмет изучения экологии растений.

Экология как наука.

Экология растений и животных как учебный предмет.

Знать что такое экология.

Что изучает экология растений.




2

Среда обитания и условия существования.

Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

Знать основные понятия: среда обитания, условия существования.

Уметь характеризовать взаимосвязи растений с условиями существования.




Свет в жизни растений (3 часа)

3

Свет как экологический фактор.

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор.

Уметь давать определение таким понятиям как: свет и фотосинтез.




4

Экологические группы растений по отношению к свету.

Экологические группы растений по отношению к свету.

Уметь: работать с микроскопом.

Делать выводы о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.

Знать характеристику основных экологических групп по отношению к свету.




5

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения

Знать:

- что такое растения длинного дня, растения короткого дня;

-влияние прямого солнечного света, рассеянного света.

Уметь:

- характеризовать влияние света на рост и развитие растений;

-объяснять сущность процесса фотосинтеза;

-давать классификацию растениям по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.




Тепло в жизни растений (3 часа)

6

Тепло как необходимое условие жизни растений.

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле.

Знать: - что тепло является необходимым условием жизни растений

Уметь:

- характеризовать тепловые пояса.





7

Температура как экологический фактор.

Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Знать: - о влиянии температуры на растения.

Уметь:

- характеризовать состояние растения от температуры окружающей среды.




8

Приспособление растений к высоким и низким температурам.

Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам.

Знать: - как приспосабливаются растения к высоким и низким температурам.

Уметь: - характеризовать экологические группы растений по отношению к температуре.




Вода в жизни растений (3 часа)

9

Вода как необходимое условие жизни растений.

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.

Знать: - что вода, есть необходимое условие для жизни растений;

Уметь: характеризовать влияние воды на рост и развитие растений.





10

Экологические группы растений по отношению к воде.

Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.

Знать:- значение влажности для растений.

Уметь: - характеризовать экологические группы растений по отношению к воде ( влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты).




11

Приспособление растений к меняющимся условиям влажности.

Приспособление растений к меняющимся условиям влажности.

Знать: - как приспосабливаются растения к недостатку влаги.

Уметь: - характеризовать приспособление растений к меняющимся условиям влажности




Воздух в жизни растений (3 часа)

12

Газовый состав воздуха в жизни растений.

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

Знать: -газовый состав воздуха , каково значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа.

-Влияние кислотных дождей на рост и развитие растений.

Уметь: характеризовать приспособления растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.





13

Ветер в жизни растений. Опыление.

Приспособление растений к опылению.

Знать: о роли ветра в опылении растений.

Уметь: - характеризовать приспособление растений к опылению ветром.




14

Приспособления растений к распространению ветром.

Приспособление растений к распространению ветром.

Знать: о роли ветра в распространении растений.

Уметь: характеризовать приспособление растений к распространению ветром.




Почва в жизни растений (3 часа)

15

Почва как необходимое условие жизни растений.

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.

Знать: что такое почва; состав почвы; значение минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для растений;

Уметь: характеризовать почвенное питание растений;

Доказывать, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.




16

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Знать: Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Уметь: характеризовать солевыносливые (солеустойчивые) растения.




17

Улучшение почв человеком. Плодородие.

Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает человек плодородие почвы (органические и минеральные удобрения).

Уметь: объяснять влияние человека на плодородие почв, характеризовать эрозию почв.




18

Значение животных для опыления и распространения растений.

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.

Знать: о взаимное влияние животных и растений. О значение животных для опыления и распространения растений.

Уметь: характеризовать растительноядных животных, животных-опылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать способы распространения плодов и семян.




19

Значение растений для животных.

Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных. Растения – хищники.

Знать: о растениях – хищниках.

Уметь: характеризовать дополнительный способ питания у растений и приспособления к нему у растений- хищников.




Влияние растений друг на друга (1 час)

20

Влияние растений друг на друга.

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Знать: Как влияют растения друг на друга.

Уметь: характеризовать типы взаимоотношений растений друг с другом: конкуренцию, растения-паразиты.





Грибы и бактерии в жизни растений (2 часа)

21

Роль грибов и бактерий в жизни растений.

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.

Знать: о роли грибов и бактерий в круговороте веществ; о роли микоризы для растений и грибов.

Уметь: характеризовать способы питания грибов и паразитов (сапротрофы, паразиты);




22

Бактериальные и грибковые болезни растений.

Бактериальные и грибковые болезни растений.

Знать: о грибковых заболеваниях злаков; о способах распространения бактериальных и грибковых болезней растений.

Уметь: характеризовать бактериальные и грибковые болезни растений (фитофтороз, Фруктовую гниль, ржавчину, мучнистую росу).




Сезонные изменения растений (2 часа)

23

Приспособления растений к сезонам года. Осень и зима. Листопад.

Приспособления растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Глубокий и вынужденный покой.

Знать: как приспосабливаются растения к сезонам года; о значении листопада; лесной подстилки;

Уметь: характеризовать глубокий и вынужденный покой;




24

Приспособления растений к сезонам года. Весна и лето.

Приспособления растений к сезонам года. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Знать: что такое озимые однолетники, весеннее сокодвижение.

Уметь:

Характеризовать яровые однолетники;

Давать понятие фенологии, фенологическим фазам.




Изменение растений в течение жизни (1 час)

25

Периоды жизни и возрастные состояния растений.

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительности возрастных состояний растений.

Знать: периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости).

Уметь:

Характеризовать периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости).




Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2 часа)

26

Разнообразие условий существования растений.

Разнообразие условий существования растений.

Знать: о разнообразных условиях существования растений.

Уметь: давать характеристику растениям с широкой и узкой экологической приспособленностью.




27

Уровни жизненного состояния растений.

Жизненное состояние растений как показатель условий жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Знать: что такое жизненное состояние растений, вторичный покой растений.

Уметь: характеризовать жизненное состояние растений (высокое, среднее, низкое).




Жизненные формы растений (1 час)

28

Разнообразие жизненных форм растений.

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Знать: Разнообразие жизненных форм растений (широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья- душители и деревья-рощи)

Уметь:

Давать характеристику разнообразию жизненных форм растений.




Растительные сообщества (3 часа)

29

Растительные сообщества, их видовой состав.

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества.

Знать: характеристику растительного сообщества.

Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество.




30

Устойчивость растительных сообществ.

Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

Знать: характеристику растительного сообщества.

Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество.





31

Строение растительных сообществ.

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Знать: что такое ярусность.

Уметь: характеризовать смену растительных сообществ.





Охрана растительного мира (3 часа)

32

Обеднение видового разнообразия растений.

Обеднение видового разнообразия растений.

Знать: причины обеднения видового разнообразия растений

Уметь: наблюдать за состоянием растений.




33

Редкие и охраняемые растения.

Редкие и охраняемые растения. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Знать: меры охраны растительного мира, что такое Красные книги.

Уметь: наблюдать за состоянием растений.




34

Охраняемые территории.

Охраняемые территории.

Знать: классификацию охраняемых территорий (заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы).

Уметь: характеризовать охраняемые территории.





  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск