Скачать 275.39 Kb.
|
Отдел образования администрации г. Гуково Ростовской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23им. В.А.Шеболдаева ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТАна тему: «Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной медицинской группе с детьми школьного возраста» Зелинская С.В. учитель физической культуры второй квалификационной категории г. Гуково 2010 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Ж.-Ж. Руссо Сегодня, в ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение, создание профильных классов, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной творческой и трудовой деятельности [14, с 21]. Отмечаемый среди школьников рост количества функциональных заболеваний свидетельствует о снижении регуляторных функций организма, недостаточности адаптационных резервов для противостояния физическим и психическим нагрузкам [4, с 11]. В таких условиях возрастает роль физических упражнений прямо направленных на совершенствование систем саморегуляции организма и повышение его функциональных возможностей. Вместе с тем анализ литературных источников подтверждает недостаточную изученность проблемы оздоровительного значения физических упражнений для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Основное противоречие состоит в том, что, с одной стороны, государство постоянно проявляет заинтересованность в сохранении и повышении здоровья школьников, с другой стороны, ежегодно снижается уровень здоровья, физической и функциональной подготовленности, растет численность детей, отнесенных к специальной медицинской группе. Возникает необходимость более детальной разработки проблемы, связанной с совершенствованием организации и проведения оздоровительных занятий в специальной медицинской группе. Практика показывает, что постановка работы СМГ в школах пока серьезно отстает от требований времени. Многие учителя физической культуры не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний об особенностях организации и методики деятельности СМГ, проявляют пассивность и инертность в этой важной работе, ошибочно считая ее лишь дополнительной нагрузкой. Между тем комплексный характер физического воспитания ставит перед школой более сложные методические проблемы, в решении которых первостепенная роль принадлежит учителю физкультуры. Актуальность, значимость и недостаточность разработанности проблемы обусловили выбор темы моей работы: «Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной медицинской группе с детьми школьного возраста». Цель работы - показать эффективность организации и методики оздоровительных занятий школьников в специальной медицинской группе с различными диагнозами. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи: - изучить организационно-педагогические и методические аспекты работы учителей физкультуры с ослабленными школьниками с учетом современных требований; - разработать и экспериментально проверить эффективность логических действий педагога при организации оздоровительных занятий с учениками в специальной медицинской группе; - выявить и обосновать организационно-методические условия проведения оздоровительных занятий специальной медицинской группы с учащимися школьного возраста; - разработать на основе модернизации и использования статодинамических упражнений программу и методику оздоровительных занятий для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен. Лишь при глубоком осмыслении всех составных этого процесса можно эффективно и правильно использовать имеющиеся в школе возможности для успешной работы с такими учащимися. Сейчас особенно необходимо обновление форм и методов этой работы, использование современных педагогических технологий на становление физической культуры личности ослабленных детей. Глава 1. Особенности методики оздоровительной физкультуры, обусловленные клиническим диагнозом ослабленных детей Состояние здоровья детей и подростков России вызывает всеобщую обеспокоенность. По данным Министерства образования Российской Федерации в 2009 году только 12% детей, поступающих в первый класс, практически здоровы, растет количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам [3, с 37]. Доля здоровых детей неуклонно уменьшается. Особо это касается детей школьного возраста. Анализ отчетов школьной медсестры по МОУ СОШ №23 отразил следующую ситуацию. В результате обследования первоклассников у 45,1 % детей были выявлены отклонения в физическом развитии (рис.1). Рисунок 1 Наличие отклонений в физическом развитии у первоклассников МОУ СОШ №23 в 2009-2010 учебном году мальчики девочки Так, например, по результатам медосмотра, проведенного в сентябре 2008 г. видно, что 32% детей пятого класса имеет отклонения в развитии опорно-двигательной системы, а в 11 классе таких детей насчитывается 51%. Неутешительные результаты были получены и при исследовании остроты зрения учащихся. В 5 классе наблюдается снижение остроты зрения у 23% учащихся, а в 11 классе 27% детей нуждаются в коррекции зрения. Что касается других заболеваний, то тут ничуть не лучше картина: детей с диагнозом ВСД в 5 классе - 11%, в 11 классе - 24%. При обследовании детей в 2009 г. было установлено, что процент роста заболеваемости детей увеличился в среднем на 2,6 %. В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих учебные заведения [10, с 4]. 1.1. Критерии распределение школьников по группам здоровья На основании полученных данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности учащиеся распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (рис. 2). Рисунок 2 Распределение обучающихся МОУ СОШ №23 по группам здоровья Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года. Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД [2, с 38]. На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп. К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности [8, с 10]. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и т. д. При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом, так, например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом. Перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта. При круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются. К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет [8, с 12]. Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии). Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях. Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра. К специальной группе «А» (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителя физической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации. К специальной группе «Б» (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в общеобразовательных учреждениях [8, с 14]. Отнесенным к этой группе, рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов здорового образа жизни. 1.2. Обоснование организационно-методических условий занятий в специальной медицинской группе При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний. После острых или обострения хронических заболеваний учащиеся временно освобождаются от учебных занятий по физическому воспитанию, а затем строго индивидуально, с учётом клинического выздоровления и уровня физической подготовленности им определяется медицинская группа [4, с 27]. Последующие медицинские осмотры позволяют объективно учитывать влияние учебных занятий по физическому воспитанию, выявлять возможные изменения в состоянии здоровья и в физическом развитии, вносить необходимые коррективы в процесс физического воспитания, в том числе решать вопрос об изменении медицинской группы. При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:
Группы учащихся, отнесенных к СМГ, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача-педиатра и оформляются приказом директора школы к началу нового учебного года. Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в подготовительную, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врача-педиатра детской поликлиники. На основании этого документа директор школы издает приказ о переводе школьника в другую группу здоровья. Классный руководитель совместно с учителем физической культуры в классном журнале на странице «Листок здоровья» напротив фамилии учащегося делают отметку: «на основании приказа от … переведен в ….. группу». Учет посещаемости и успеваемости школьников СМГ и прохождение ими программного материала осуществляется на основании журнала учителя физической культуры, который хранится в учительской. В классном журнале напротив фамилии школьника, отнесенного к СМГ, делается пометка «специальная медицинская группа» и переносятся отметки из журнала учителя физической культуры (при этом дни проведения уроков могут не совпадать). В соответствии с инструктивным письмом МО РФ от 30 марта 2001 года №22-06-415 «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах для занятий по физической культуре» минимальное число учащихся – 10 человек, максимальное – 15. Комплектование СМГ осуществляется в зависимости от заболевания:
Однако относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по характеру заболевания. Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1-4; 5-8; 9-11 классов) [16, с 8]. Учебные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке. Посещения занятий учениками СМГ являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и врачом. Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений [11, с 31]. 1.3. Схема логических действий педагога по организации занятий Особенности состава занимающихся в специальных медицинских группах требуют от учителей физической культуры умения сочетать индивидуальный подход с групповым методом занятий. При подборе упражнений необходимо руководствоваться характером заболеваний, степенью его компенсации, уровнем функциональных возможностей организма, данными физического развития. Подлинный интерес, истинную активность, восстановление психофизической работоспособности и укрепление здоровья может обеспечить такая организация физкультурно-спортивной деятельности, которая направлена на активный отдых, содержательное развлечение и организацию свободного времени учащихся. Поэтому остро стоят вопросы развития и внедрения таких технологий проведения учебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь учеников, носят оздоровительно-профилактическую направленность, способствуют их адаптации к влиянию различных факторов окружающей среды, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся. Высокая эффективность занятий достигается мною правильным выбором методических приемов. На занятиях в СМГ придерживаюсь общепринятой структуры урока. Но мои занятия отличает одна особенность: занятие состоит из четырех частей. Вводная часть (3-4 мин) - это подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть (10-15 мин) начинается с ОРУ, выполняемых сначала в медленном темпе, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз, в дальнейшем - 6-8 раз. Одним из первых подготовительных упражнений является потягивание, которое облегчает выполнение последующих физических нагрузок, улучшая приспособление сердечно-сосудистой системы к условиям мышечной деятельности. В этой части занятий особое внимание следует уделить дыханию, специальным дыхательным упражнениям, которые позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом. Основная часть занятия составляет 15-18 минут и отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются основные образовательные задачи. Физиологическая кривая занятий должна иметь наибольший подъем во второй половине основной части. Очень важно в это время избегать утомления. Важно подбирать комплексы физических упражнений с учетом специфики заболеваний. Заключительная часть (5 мин) включает упражнения на расслабление и дыхательную гимнастику. Основная задача заключительной части - расслабление и правильное дыхание. Учащиеся должны уметь измерять частоту пульса по сигналу преподавателя в течение 10 сек. Такой подсчет производится 4 раза в течение каждого занятия: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части,- непосредственно (впервые 10 с) после занятия и через 5 мин восстановительного периода. Достижению поставленной цели служат регулярные занятия ритмической гимнастикой. Она располагает для этого средствами, уникальными по заключенным в них возможностям, вследствие комплексного воздействия на организм занимающихся, т.к. наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости), одним из ведущих показателей является аэробная производительность, которая связывается с развитием выносливости, как интегративного физического качества. Хорошо известно влияние ритмических упражнений на организм здорового человека, которое заключается в положительном их воздействии на сердечно-сосудистую и нервную системы после напряженной умственной работы и в профилактике различных заболеваний. Особое же достоинство этих средств состоит в их очевидной, бесспорной доступности, что позволяет учитывать индивидуальный подход к занимающимся; поддерживать интерес к занятиям, облегчать переход к самостоятельным занятиям и организации собственного отдыха [12, с. 23]. Специальных исследований по разработке системы эффективных технологий физического воспитания средствами ритмической гимнастики немного. Следует отметить ряд работ, которые раскрывают содержание и методику занятий ритмической гимнастикой с девочками школьного возраста; гимнастика, ритм, пластика; физическое воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся [12, с. 13]. Разработаны программы по использованию комплекса ритмической гимнастики с элементами атлетической гимнастики и комплекса ритмической гимнастики с элементами спортивных игр. Изучению влияния ритмической гимнастики на нервно-психическое состояние школьников посвящено исследование В.Н. Цветкова и Г.В. Булановой (1990) [6, с 11]. В указанных работах раскрыты отдельные аспекты ритмической гимнастики. Проблема комплексного воздействия ритмической гимнастики на успешную адаптацию школьников изучена недостаточно. Это послужило для нас предпосылками реализации научно-обоснованной технологии проведения учебных занятий средствами ритмической гимнастики, позволяющей успешно решать задачи адаптоспособности к стрессовым факторам, укрепления здоровья, улучшения физического состояния и повышения физической работоспособности школьников. |
К специальной медицинской группе для занятий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» | Инновационный педагогический опыт «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Информация об участнике фестиваля «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Решение тригонометрических уравнений, 10 класс «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
«утверждаю»: Проректор по учебной работе /Л. М. Волосникова «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Древесные растения в городских экосистемах карелии 03. 00. 05 ботаника 03. 00. 16 экология «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы исполнения судебных актов «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Т. Г. Шевченко сборник материалов VI международной научно-практической... «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее Положение определяет порядок организации учебных занятий по физическому воспитанию школьников, по состоянию здоровья, согласно... | Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Методическое пособие по ритмике для детей 5, 6, 7-летнего возраста сост преподаватель Музыкальный материал, опубликованный в этом пособии, накоплен в течении многолетней работы с детьми дошкольного и младшего школьного... | Положение об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию... Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения... | ||
Министерство образования и науки российской федерации технологический... «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Реферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: «Вопросы... Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста | ||
Конспект коррекционного занятия с детьми подготовительной группы Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;... | О. Ю. Ипатьева «1» декабря 2012г. Положение «об оценивании и аттестации... Рф «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической... |