Скачать 0.76 Mb.
|
Инновационный педагогический опыт «Использование информационно- коммуникационных технологий при обучении в школе» учителя биологии Белецкой Юлии Валерьевны 2012 год Содержание Автобиография………………………………………………………….4 Введение ………………………………………………………………. 5-10 Глава 1. Теоретические основы использования информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе (Раздел «Животные) 1.1. Информатизация системы российского образования. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Информационные технологии обучения…………………...........................1-16 1.2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в биологическом образовании………….17-20 1.3. Формы представления учебного материала по биологии, ЦОР для обучения биологии в школе: электронные учебники, виртуальные лаборатории, энциклопедии, их преимущества по сравнению с другими……………………………………………………………………….20-22 1.4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки, мониторинга учебных достижений учащихся. Тренировочные электронные системы……………………………………..23-25 1.5. Основные виды ЦОРов. Интерактивные схемы, рисунки и тестовые задания……………………………………………………………..25-32 1.6. Виды обучения биологии в школе ……………………………33-42 1.8. Компьютеризированный учебник. Образовательные услуги сети Интернет………………………………………………………………………43-46 Глава 2. Использование различных информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе 2.1. Использование ИКТ в обучении биологии в разделе «Животные» (тема «Тип Членистоногие»)……………………………………………….47-49 2. 2. Описание эксперимента…………………………………………50-53 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы………………54-58 Заключение…………………………………………………………….59 Список использованной литературы…………………………………60-64 Приложение …………………………………………………………...65-90 Автобиография Белецкая Юлия Валерьевна, учитель химии и биологии в МОУ Неплюевская СОШ. В 2002 году закончила нашу школу и сразу поступила на очное отделение Челябинского Государственного педагогического университета, естественно- технологический факультет по специальности химик –биолог. Выбор профессии был осознан. В школе с большим интересом изучала химию и биологию и хотела быть похожей на Попову Галину Александровну, это бывший учитель этих предметов в школе. В 2008 году пришла работать в МОУ Неплюевская СОШ учителем химии и биологии. Работаю по второй категории. В 2010 – 2011 учебном году получила должность завуча по воспитательной работе. Работаю по первой категории. В школе на протяжении трех лет являюсь ответственной за проведение олимпиад. Награждена дипломами за проведение и активное участие во Всероссийских «Молодежных предметных чемпионатах», олимпиады УРФо. Имею благодарности от регионального оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех-2009,2010», от оргкомитета конкурса «Инфознайка» и «Инфознайка – спасатели». Награждена грамотой директора школы в 2010 учебном году за активный и добросовестный труд. В 2011 году наша школьная команда, капитаном которой была я, заняла 2 место в мероприятии, посвященном проводам зимы. Глава Неплюевского сельского поселения Данилов В.А. наградил нас грамотой и денежной премией. И вообще веду активный образ жизни. Награждена грамотой управления образования Карталинского муниципального района, как финалист муниципального конкурса «Педагогический дебют – 2012 год». Введение В своей работе применяю методы проектов, исследовательские работы, методы информационно-коммуникационных технологий. Так как считаю, что образовательное учреждение должно быть привлекательным для учащихся, для этого необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности. В аспекте выше перечисленных задач наиболее приемлемым и успешным считаю использование интерактивных и информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе. Эти методы могут использовать учителя различных предметов для достижения более качественного и наглядного обучения. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных форм и методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем - либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Основные характеристики: специальная форма организации познавательной деятельности учащихся. Её цели – создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения – это организация мною учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Преимущества, связанные с применением интерактивных методов в образовательном процессе, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность моей деятельности, как педагога, так и самих учащихся за счёт целого ряда факторов. Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес школьников к конкретной теме урока по экономической и географической дисциплинах, а, следовательно, и к наукам в целом. Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учеников, их поведение при этом контролируется педагогом и одноклассниками. В-третьих, дух соревновательности и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. В-четвёртых, в процессе игрового урока развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между мною и обучаемыми. В-пятых, повторяется поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности. Таким образом, интерактивные способы взаимодействий по линии субъект (обучающий) – объект (обучаемый) превращаются в трехуровневую систему образовательного процесса в следующем виде: Схема наглядно показывает, что интерактивные методы обучения – это система комплексных, многосторонних, учебно-творческих контактов всех участников образовательной деятельности. Использование таких методов позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующей на учеников. На мой взгляд, немаловажным в плане изучения предметов в школе в интерактивном режиме является формирование навыков работы с ИКТ. Моя задача -научить грамотно работать с разнообразными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки. Я выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках биологии. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по предмету вне школьных занятий. И, в-третьих, это применение ИКТ для обеспечения познавательного досуга. Этапы подготовки урока с использованием ИКТ: 1 – й этап – технологический (определяю способ использования ИКТ: работа учащихся за компьютером ); 2-й этап – содержательно – организационный (выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую деятельность учителя и учащихся, оцениваю эффективность использования выбранных методов и форм изучения материала); 3-й этап – процессуальный (проведение урока и реализация замыслов на основе использования ИКТ); 4 й- этап – аналитико – рефлексивный ( анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использования ИКТ, оценка качества знаний учащихся. Несомненным прогрессом педагогической практики биологического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий, например «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Для подготовки тематических презентаций по предмету использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Информационные технологии позволили добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание компьютерной презентации. Поэтому превращаю эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. Одним из главных и масштабных источников информации является сеть Интернет. Интернет – ресурсы активно используются школьниками при подготовки рефератов и докладов по предмету. Для проверки знаний я очень часто использую тесты в режиме «Онлайн». Мне это позволяет сохранить время на уроке и уменьшает нагрузку, так, как после проведения тестирования результат выходит на экран сразу. При подготовке выпускников к экзаменам я их регистрирую на различных сайтах, где они выполняют задания. На уроках химии, чтобы сократить время, показываю различные опыты на цифровых носителях. Ребята могут не только наглядно увидеть эксперимент, но и прослушать его объяснение. На уроках биологии с помощью методов ИКТ мы можем с ребятами посмотреть движения животных, их поведение, услышать издаваемые звуки. По результатам психологического мониторинга выявлено повышение уровня мотивации учащихся к предмету, изменилось время подготовки учащихся к урокам, улучшилось качество ЗУН. Свой педагогический опыт я распространяю среди коллег, выступая на школьных методических объединениях и педсоветах. Провожу открытые уроки. Документальное изложение моего педагогического опыта располагается на сайте МОУ Неплюевская СОШ. Информационные технологии позволяют: 1.Рационально организовывать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса. 2. Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. 3. Изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования. 4. Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические и биологические процессы, реально протекающие с очень большой и малой скоростью. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. В 2009-2010 учебном году на базе МОУ Неплюевская СОШ мною было проведено исследование. Цель исследования: выявление и анализ мотивации у учащихся к использованию компьютерных технологий в процессе обучения биологии в школе. Объект исследования: образовательный процесс в основной школе. Предмет исследования: педагогические условия организации учебной деятельности на уроках биологии в 7 классе с применением информационно – коммуникационных технологий. Исходя из цели, объекта и предмета была выявлена гипотеза исследования: процесс организации обучения учащихся на уроках биологии, а также развитие их индивидуальных особенностей, будут качественными, успешными и продуктивными, если будут учитываться следующие условия: 1. В учебной работе ЭВМ будет использоваться учителем как компьютерная поддержка. 2. При подготовке домашнего задания будут использоваться компьютерные программы (энциклопедии, обучающие программы и т.д.), Интернет. 3. Работая на ЭВМ, полученные знания учащихся будут закреплены и будет проверена степень их усвоения. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи: 1.Изучить достижения педагогической, психологической и методической литературы по применению информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе. 2.Определить возможность применения информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе. 3. Экспериментально проверить разработанную методику в целях оценки ее эффективности и применения на практике. Для реализации указанных задач применялись следующие методы: Теоретический: изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, теории и методике обучения биологии по использованию информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе. Методы экспериментального исследования: 1.Педагогическое наблюдение учебно–воспитательного процесса. 2.Проведение различных работ с применением ЭВМ. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика использования информационно – коммуникационных технологий на уроках биологии в разделе «Животные». Апробация работы проведена в ходе эксперимента, проведенном в МОУ Неплюевская СОШ Карталинского района Челябинской области. Цель и задачи исследования определили структуру моей работы. 1.Теоретические основы использования информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе . 1.1. Информатизация системы российского образования. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Информационные технологии обучения. Информатизация образования – часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва с середины ХХ века, что дает основание, по мнению П.И. Пидкасистого, характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информатизация образования - это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий. Информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения и как направление в науке. В настоящее время в России разработана Концепция информатизации образования. В ней определены основные направления научной и практической работы: - освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием; - формирование информационной культуры школьников; - изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий; - подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами. |
Инновационный педагогический проект Безусловно, в этом процессе нужно стараться ориентироваться на передовой опыт, необходимо идти в ногу со временем и создавать инновационные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Инновационный (творческий) педагогический опыт учителя технологии моу «Лицей №31» Козлова В. Д | ||
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | Примерная тематика рефератов по курсу «Инновационный менеджмент» Опыт инновационной деятельности (положительный, отрицательный) российских предприятий | ||
Программа VII конференции «Инновационный опыт основа системных изменений» Организационно-методическое обеспечение (сопровождение) перехода к фгос на школьном и муниципальном уровнях | Педагогический опыт по теме Опыт формировался в условиях преподавания предмета «Физика» учащимся 7-11 классов, обучающимся в данном учебном учреждении по базисному... | ||
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я Инновационный опыт учителя мокшанского языка и литературы Учкиной Валентины Васильевны | Мбоу «Гимназия №1» инновационный опыт работы по теме: «Экологические проекты в начальной школе» Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | ||
Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический... Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» | Педагогические требования к открытым урокам На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи,... | ||
1 Музыкальное воспитание ... | Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» «Инновационный менеджмент» является формирование у студентов системных экономических знаний, навыков владения методами научного решения... | ||
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» «Инновационный менеджмент» является формирование у студентов системных экономических знаний, навыков владения методами научного решения... | Отчет о научно-исследовательской работе фгоу впо «Кемеровский гсхи» Ключевые слова: наука, инновации, инновационный потенциал, инновационный проект, финансирование научно-исследовательской работы,... | ||
Фгбоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет» (Россия) Педагогический факультет «Интеллектуальное развитие дошкольников и младших школьников: опыт, проблемы, перспективы» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Результативный педагогический опыт – это образец педагогической деятельности, который |