Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 143.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.05.2014
Размер143.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Инновационный (творческий) педагогический опыт учителя технологии МОУ «Лицей №31» Козлова В.Д.
«…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде» (О. Роден).

Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе.

В своей работе учитываю индивидуальные особенности учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки. При разноуровневом обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать познавательную деятельность.

Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. В своей педагогической практике стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное.

В качестве основной программы по технологии, использую программу под редакцией В. Д. Симоненко.

В настоящее время одним из принципов образования является гуманизация, которая требует конкретных инновационных технологий, обеспечивая ее реализацию. Я использую технологию личностно – ориентированного обучения, которая помогает создать условия для самопознания, самоопределения и самореализации учащихся. Метод проектов является одним из ведущих направлений в личностно – ориентированном подходе к обучению учащихся. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Технология проектирования в преподавании технологии рассматривается как часть образовательной технологии, как способ организации деятельности субъектов проектирования с целью их выхода на позиции самоопределения и самопрограммирования. Осуществляя проектную деятельность в преподавании курса технологии, учитель целенаправленно на творческом уровне осваивает новые профессиональные приемы и способствует получению качественно новых результатов в развивающем обучении школьников.

Тема инновационного педагогического опыта. «Метод творческих проектов в преподавании технологии».

В своей деятельности использую проектную технологию, так как она синтезирует все серьезные достижения других технологий в нечто единое, целостное, включая компьютер, как естественный элемент. Компьютер – инструмент управления учебным процессом, средство телекоммуникации, а для моих учеников не только обучающая машина, но и прежде всего способ развития интеллекта и кругозора. Овладеть им – задача каждого. Сегодня учебный процесс невозможен без использования информационно – коммуникативных технологий. В своей работе применяю ИКТ при подготовке к уроку, для контроля знаний, умений и навыков, для получения новой информации, а также при защите и презентации учащимися проектов школьного, городского и республиканского уровня.

Цель проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности учащегося

  • Вдохновлять детей на развитие такого необходимого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

  • Развивать критическое мышление, умение искать пути решения поставленной задачи.

  • Развивать у учащихся исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Проектная деятельность по технологии имеет свои особенности. Она включает ряд этапов:

  • Поисково–исследовательский. К ним относятся такие виды работ учащихся: формулировка задачи, составление плана, сбор информации. Каждый ученик изучает методические рекомендации «Как создать проект».

  • Технологический. Изучение проблемы, работа с документами. Самый сложный момент – оформление работы, написание проекта, где необходимо связать весь материал в единое целое, сделать вывод. Важно помнить особенности деятельности учителя: учитель выступает в роли консультанта. Действия его направлены на то, чтобы выявить возможности учащихся, помочь им, пробудить интерес к изучаемому предмету, раскрыть разнообразие содержания изучаемого материала, указать пути и методы самостоятельного, индивидуального исследования, выполнять действия и исправлять ошибки выполненной работы. Особенности деятельности учащегося: всю работу учащиеся выполняют самостоятельно, учебная работа выходит за рамки классно–урочной системы строгого расписания, выполненная работа оценивается по реальным результатам.

  • Заключительный. Анализ и оценка качества реализации проекта, испытание возможностей использования результатов проектной деятельности, спрос на рынке товаров, презентация, участие в конкурсах и выставках.

При изучении образовательной области «Технология» видится возможность использования трёх вариантов работы над проектами.

  • Ученику предоставляется идеальная модель в виде проекта, разработанного другими учащимися и ставится задача скопировать этот проект, внести в него ,по необходимости ,изменения и выполнить соответствующую реальную модель. В ходе такой работы у ученика формируется знание о проекте и проектной деятельности. При оценке работы рассматривается готовое изделие ,но оценивается только уровень технологических умений и навыков.

  • Ученик самостоятельно заниматься идеальным моделированием и разрабатывает проект как соответствующий пакет документов. Учителем оцениваются знания, умения и навыки проектной деятельности.

  • Ученик самостоятельно разрабатывает проект и выполняет соответствующую реальную модель. Совершенно очевидно, что в данном случае будут оценивается уровни сформированности проектных и технологических знаний, умений и навыков. Критерии оценки для каждого варианта работы должны быть различны.

Наличие трех вариантов работы над проектом даёт возможность дифференцированного подхода к учащимся с учетом их возраста и способностей, ибо способности к проектной работе есть далеко не у каждого.

Результаты работы над проектом.

Личностные изменения:

  • Уверенность в себе,

  • Целеустремленность, самостоятельность, независимость,

  • Самоуважение, реальная самооценка,

  • Интерес к себе ,к людям, к организации, к социальной жизни,

  • Интерес к управлению, к психологии людей,

  • Индивидуальная ответственность за результат,

  • Психологическая устойчивость.

Групповые изменения:

  • Чувство команды,

  • Общие ценности,

  • Взаимосвязанность сработанность,

  • Психологическая совместимость,

  • Удовлетворенность членством в группе.

Компететносные приобретения:

  • Навык планирования,

  • Умение искать ресурсы,

  • Умение искать возможности и преодолевать трудности,

  • Умение рационально строить работу группы, планировать, делегировать полномочия, выбирать лучших в своем амплуа, создав условия для лидеров и исполнителей,

  • Навык совместного взаимодействия,

  • Умение понимать других,

  • Умение рационально строить свое время.

Исследования влияния проектной деятельности на уровень самооценки и притязаний был осуществлен с помощью школьного психолога.

На этапе констатирующего эксперимента использовались следующие методы и диагностические методики: наблюдение, проективная методика "Автопортрет", модификация методики определения уровня самооценки по таблице "полярных профилей", методика определения самооценки и уровня притязаний.

Методика "Автопортрет" проводилась со всем классом, в результате чего был выявлен уровень самооценки ребят, их представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями завышенная самооценка, адекватная и заниженная. Анализ результатов свидетельствует о том, что 43 % ребят имеют завышенную самооценку; 19 % имеют адекватную самооценку; 38 % - заниженную. Большинство ребят имеют неадекватную самооценку, и, следовательно, недостаточный уровень сформированности рефлексивных способностей. Это показатель того, что дети только продолжают развивать свои рефлексивные способности, учатся адекватно оценивать свои достижения, работу сверстников, сопоставлять результаты своей работы с оценкой учителя. У большинства ребят завышенная самооценка, что является нормальным для данного возраста. Высокий процентный уровень также составили дети с заниженной самооценкой. Такие дети войдут в группу риска, так как заниженная самооценка снижает адаптацию детей, различные учебные ситуации выступают для них как стрессогенные, затрудняется общение, как со сверстниками, так и с учителем. С этими детьми необходимо проводить специальную работу, создавать ситуацию успеха, что возможно осуществить, используя метод проектов.

Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод наблюдения. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых.

В объективности результатов наблюдения была разработана карта по следующим параметрам:

- умеет планировать и организовывать собственную деятельность;

- умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы;

- умеет адекватно оценить собственный вклад в дело;

- умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело;

- умеет достичь поставленные цели, приложить волевые усилия.

По результатам наблюдения было выяснено, что 33 % ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность; 38 % - умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению какой-либо проблемы; 43 % - умеют адекватно оценить собственный вклад в дело; 48 % - умеют сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело; 33 % - умеют достичь поставленные цели, приложить волевые усилия.

Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют сотрудничать, умеют высказывать отношение к работе других ребят, адекватно оценивать вклад других в дело. Гораздо сложнее ребятам оценить себя, не завышая и не занижая действительных результатов собственного труда, сравнить свои новые достижения с уже имеющимися, оценить уровень собственного продвижения в деле. Дети могут поставить цель для достижения определенного результата, с некоторыми затруднениями, при помощи наводящих вопросов и рассуждений выделить соответствующие задачи. Однако для того, чтобы достичь определенного результата в деле, необходимо выполнять определенные действия, прилагать волевые усилия. Именно в этом ребята испытывают некоторые трудности.

Таким образом, на основе анализа полученных результатов исследования актуального уровня развития рефлексивных способностей учащихся можно сделать вывод о том, что для большинства детей характера неравномерность в развитии рефлексивных способностей, различные компоненты которых представлены с неодинаковой степенью выраженности.

В соответствие с задачами опытно-экспериментального исследования все учащиеся условно были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В состав экспериментальной группы вошли дети, которые пожелали заниматься проектной деятельностью – 5 человек. Контрольная группа составила – 7.

Для более детального анализа особенностей развития рефлексивных способностей участников экспериментальной группы была использована модификация методики нахождения количественного выражения уровня самооценки по таблице "полярных профилей". Полученные результаты были занесены в таблицу с критериями самооценка завышена, адекватная, занижена.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 43 % ребят имеют завышенную самооценку; по 29 % имеют адекватную и заниженную самооценку. Можно сделать вывод, что большинство ребят имеют неадекватную самооценку.


Затем для участников экспериментальной группы была проведена методика определения самооценки и уровня притязаний, где ребята выполняли учебное задание в письменной форме и оценивали работу до ее выполнения и уже готовый результат. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями: уровень самооценки; уровень притязаний.

По результатам проведенной диагностической методики, было выяснено, что по 29 % ребят имеют адекватную и заниженную самооценку; 42 %, т. е. большинство – завышенную самооценку. По 29 % детей имеют средний и высокий уровень притязаний; 42 % - низкий уровень притязаний. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что большинство ребят имеют неадекватную самооценку, низкий уровень притязаний.

Дополнительно проведенная диагностика показала, что участники экспериментальной группы имеют наименьший уровень развития рефлексивных способностей, возможно потому, что данную группу составили ребята, которые не проявляли особой активности на уроках, не занимались в творческих объединениях и различных секциях, которые в целом являлись не занятыми, но пожелавшие проявить себя в какой-либо деятельности. Поэтому они приняли предложение поучаствовать в работе над проектом, составили проектную группу.

На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент. На данном этапе была организована проектная деятельность с учащимися, в которую были включены специальные задания, направленные на развитие рефлексивных способностей.

Последним этапом опытно-экспериментального исследования стал контрольный эксперимент, целью которого является проверка эффективности использования метода проекта для развития рефлексивных способностей с помощью повторного проведения некоторых диагностических методик.

После реализации проекта была повторно заполнена карта наблюдения по уже известным критериям, отражающая уровень развития рефлексивных способностей всего класса и участников экспериментальной группы.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 38 % ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность; 48% - умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы; 62% - умеют адекватно оценить собственный вклад в дело; 52% - умеют сотрудничать и адекватно оценить вклад других в дело; 43% - умеют достичь поставленные цели, приложить волевые усилия.

Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют адекватно оценивать себя, свою работу, свой вклад в общее дело, дети умеют сотрудничать и оценивать работу других ребят. Сложнее для ребят проходит процесс постановки целей и соответствующих задач по их достижению, а, следовательно, имеются затруднения при планировании и организации собственной деятельности в приложении волевых усилий для достижения этих целей.

Результат проделанной работы можно оценить при сравнении начальных результатов наблюдения с результатами контрольного наблюдения. Сравнительный анализ результатов наблюдений занесен в диаграмму.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень развития рефлексивных способностей участников экспериментальной группы значительно повысился по сравнению с ребятами всего класса. Дети научились адекватно оценивать себя и свои достижения, свой вклад в общее дело, стали успешнее в сотрудничестве, стали внимательнее относиться друг к другу, научились адекватно оценивать работу других. Дети стали испытывать меньшие трудности при постановке целей и задач на пути к достижению этих целей, при организации и планировании собственной деятельности. Ребята стали прилагать больше волевых усилий для достижения поставленных целей.

Для более детальной проверки эффективности использования проектной деятельности с участниками экспериментальной группы была повторно проведена методика определения самооценки и уровня притязаний Полученные данные были занесены в таблицу с критериями: уровень самооценки; уровень притязаний.

По результатам проведенной диагностической методики, было выяснено, что 66 %, т. е. большинство ребят имеют адекватную самооценку; 29 % – завышенную самооценку и 5% - заниженную. По 43 % детей имеют средний и высокий уровень притязаний; 14 % - низкий уровень притязаний.

Уровень самооценки




Уровень притязаний


Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что работа над проектом способствовала становлению у детей адекватной самооценки и повышению их уровня притязаний, а, следовательно, развитию рефлексии.

Результаты контрольного эксперимента показали, что использование проектной деятельности способствует развитию рефлексивных способностей младших школьников.

В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способности относятся к общим способностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределяться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникающие трудности, намечая план их решения.

Проектный метод, который включает в себя полный цикл выполнения проекта – от замысла до его реализации и оценки – является органичным их личностному и профессиональному становлению и росту.

В своей деятельности я использую проектную технологию, так как она синтезирует все серьезные достижения других технологий в нечто единое, целостное, включая компьютер, как естественный элемент. Компьютер – инструмент управления учебным процессом, средство телекоммуникации, а для моих учеников не только обучающая машина, но и прежде всего способ развития интеллекта и кругозора. Овладеть им – задача каждого. Сегодня учебный процесс невозможен без использования информационно – коммуникативных технологий

В силу длительного личностного погружения педагога в значимую для себя проблемную совместную деятельность со значимыми другими, проектный метод дает значительно большее понимание контекста, смысла и мотивов деятельности, обеспечивает качественный скачок, переход от одного уровня понимания своей профессии и себя в ней (поверхностного, начетнического, схоластического, мифологического), к совершенно другому уровню (глубокому, живому, диалектическому, реальному, творческому).

Результативность опыта.

Проектная деятельность увлекает меня и моих учеников. Создание востребованных проектов в школе помогает в формировании научно – исследовательских умений и навыков учащихся. Проектированием в своей школе я начал заниматься с 2000 года. За это время, проекты, выполненные учащимися, нашли широкое применение не только в школе, в городе, но и на республиканских олимпиадах по технологии:

  • Коротин Александр и Тихонов Виталий - победители Муниципального этапа и участники Республиканского этапа 2002-2003уч. год.

  • Юртаев Антон - победитель Муниципального этапа и участник Республиканского этапа 2003-2004 уч. год.

  • Трифонов Дмитрий - победитель Муниципального этапа и участник Республиканского этапа 2004-2005 уч. год.

  • Агафонов Максим и Чашин Олег - призёры Муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2005-2006 уч. год

  • Горячев Алексей и Ельмеев Максим - победители Муниципального этапа и участники Республиканского этапа 2006-2007уч. год.

  • Аблисимов Никита призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2006-2007 уч. год.

  • Ежовкин Дмитрий и Сидоров Антон - призёры Муниципального этапа и участники Республиканского этапа Всероссийской олимпиады 2008-2009уч. год.

  • Курзаев Михаил - победитель Муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2011-2012 уч. год.

  • Морозов Виктор - призёр Муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2012-2013 уч. год.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск