1 Музыкальное воспитание





Скачать 269.88 Kb.
Название1 Музыкальное воспитание
страница1/2
Дата публикации14.09.2014
Размер269.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
Педагогический опыт воспитания гражданского патриотизма и приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям в начальной школе



Приобщение развивающейся личности к богатствам национальной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям происходит, в первую очередь, в процессе нравственного и эстетического воспитания, частью которого является музыкальное образование. Воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине – прерогатива гражданского и, в какой-то степени, экологического образования. При этом одним из лучших средств достижения нравственных целей воспитательного процесса является трудовое воспитание.

Приобщение учителя к отечественному и зарубежному опыту этих видов воспитания, говоря иначе – снабжение его такой информацией, которая бы в наибольшей степени способствовала решению вышеперечисленных задач - цель данного пособия.

1.1. Музыкальное воспитание


Многолетний опыт убеждает, что в руках педагога есть могучее средство предупреждения грубости, бессердечности, морального бескультурья – это лечение музыкой. (В.А.Сухомлинский)
Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе, считал великий советский педагог А.В. Сухомлинский: «…человек овладевает и родной речью и азбукой музыкальной культуры - способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии - только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. ...».


Экспериментальные данные

Необходимо отметить, что положительное влияние музыки на развитие человека известно давно, к примеру, до эпохи Ренессанса музыка была одним из главных предметов в общей системе образования. Техническая цивилизация привела к тому, что искусство перестало играть ведущую роль в развитии ребенка: музыка и живопись уступили место математике и языкам. Однако, исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают следующее: увеличение количества занятий музыкой помогает ученикам в усвоении математики и языков [по материалам сайта www.pokoleniye.ru].

Так, американский ученый Мартин Гарднер в своих исследованиях показал, что дети пяти и семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению музыкальных занятий, догнали их в чтении и обогнали в математике. Швейцарские и австрийские исследователи ввели для детей от семи до пятнадцати лет занятия музыкой, уменьшив количество часов на математику и языки. Эти дети за три года не только не отстали от своих сверстников, обучавшихся по обычной программе, но, напротив, продемонстрировали такой же уровень математических знаний. В языках успехи этой группы детей были даже выше, чем у тех. кто именно языками занимался больше [там же].

Отечественные ученые утверждают следующее: игра на любом музыкальном инструменте требует точных движений и согласованной работы рук. Поэтому она может способствовать развитию кинестетического фактора и межполушарного взаимодействия и, следовательно, структур мозга, связанных с этими компонентами психической деятельности.

Занятия музыкой могут способствовать так же развитию пространственного фактора. Большинство музыкальных инструментов могут задавать возможность пространственных координат: флейта – «ближе-дальше» или «верх-низ», фортепьяно – «право-лево».

Как известно, оба эти фактора имеют первостепенное значение для формирования всех психических функций ребенка. Достаточное развитие кинестетического и пространственного факторов во многом определяет готовность ребенка к школе и успешность его обучения, особенно овладение навыками письма, чтения и счета [Глозман Ж.М., Павлов А.Е. Влияние занятий музыкой на развитие пространственного и кинестетического факторов у детей младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование.-2007, №3.-С.35-46].
Зарубежный и отечественный опыт

Существенное внимание музыкальному воспитанию детей уделяется в Японии. Так, в школе маленьких японцев обязательно учат играть на 2-3 музыкальных инструментах, чаще всего это традиционные японские инструменты – трехструнный щипковый сямисэн, кото (цитра), сякухати (бамбуковая флейта), а также фортепиано, гитара. [Современные концепции эстетического воспитания. Теория и практика. Институт философии. Российская академия наук. 1998]

Дворянское воспитание в дореволюционной России также включало в себя музыкальную составляющую. С самого раннего возраста музыка, обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте (чаще всего это было фортепиано), занятия пением (зачастую довольно основательные), занимали важное место в развитии детей, способствовали формированию чувств красоты и утонченности [там же].
Опыт школы Сухомлинского

Каковы вообще могут быть формы музыкального воспитания в начальной школе? Из опыта А.В.Сухомлинского:

«Ранней осенью, когда в прозрачном воздухе отчетливо слышится каждый звук, в предвечернюю пору мы сидели с детьми на зеленой лужайке. Я предложил прослушать мелодию "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова. Музыка нашла у детей эмоциональный отклик. Малыши говорили: "Шмель то приближается, то отдаляется. Слышно щебетанье маленьких птичек..." Еще раз слушаем мелодию. Потом идем к цветущей медоносной траве. Дети слышат пчелиную арфу, жужжанье шмеля. Вот он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается. Дети в восторге: ведь это почти такая же мелодия, как и записанная на пленку, но в музыкальном произведении есть какая-то своеобразная красота, которую композитор подслушал в природе и передал нам. Детям хочется еще раз услышать записанную на пленку мелодию. Через день идем на участок цветущего медоноса утром. Ребята вслушиваются в звучание пчелиной арфы, пытаются уловить жужжанье мохнатого шмеля. В том, что до сих пор казалось им обычным, открылась красота - такова сила музыки. Я подбирал для слушания мелодии, в которых в ярких образах, понятных детям, передано то, что они слышат вокруг себя: щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра... При этом я оберегал ребят от обилия впечатлений, ибо повторяю, что обилие музыкальных образов вредно для детей; оно может вызвать смятенье, а потом и совсем притупить эмоциональную отзывчивость. Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но в связи с каждой мелодией проводил большую воспитательную работу, цель которой - пробудить у детей желание еще и еще раз послушать музыку, добиться того, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту. Очень важно, чтобы между слушанием мелодий, которому придается определенное значение в овладении азбукой музыкальной культуры, не было никаких стихийных, беспорядочных впечатлений. После слушания мелодий дети должны вслушиваться в тишину полей и между восприятием двух мелодий познавать красоту природы. Вот мы идем в дубовую рощу. Тихий солнечный день "бабьего лета", под лучами солнца горит разноцветное убранство деревьев, слышится пение осенних птиц, доносится рокотанье трактора, в небесах лазури – ключ улетающих гусей. Мы слушаем "Осеннюю песню (Октябрь)" П. Чайковского. Мелодия помогает почувствовать неповторимую красоту того, что дети до сих пор не замечали в окружающей природе: тихого трепетанья листьев на желтеющих дубах, аромата прозрачного воздуха, увядания ромашки на обочине дороги. У ребят бодрое, радостное настроение, но мажорная мелодия навевает и легкую грусть. Дети чувствуют приближение пасмурных, дождливых дней, холодных метелей, ранних сумерек. Под впечатлением музыкальной мелодии они говорят о красоте лета, о первых днях золотой осени. Каждый ребенок запомнил что-то яркое, выразительное, и теперь образы лета и осени предстают в детском сознании во всей красоте».

«Без музыкального воспитания, заключает педагог, - невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь».


2.2. Экологическое воспитание
Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. (В.А.Сухомлинский). 
«Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая, солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину. (М.Пришвин).
Воспитание любви к окружающей природе начинается в детстве. Речка, море, поля, березовые рощи – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Именно поэтому, для каждого человека понятие Отечества неразрывно связано с родной природой.

К этому необходимо добавить то, что сегодня проблема, связанная с загрязнением окружающей среды, является одной из самых актуальных во всем мире. Истощение почв, загрязнение воздуха и воды, разрушение и загрязнение мест обитания животных и т.д. делает задачу экологического воспитания школьников одной из самых приоритетных среди всех других. Учитывая все это, принятый в июле 1992 г. Закон Российской Федерации "Об образовании" назвал "воспитание любви к окружающей природе" одним из принципов государственной политики в области образования (ст. 2).

Экологическое воспитание имеет ступенчатый характер, т. е. сначала происходит формирование экологических представлений, затем развитие экологического сознания и чувств, потом формируются убеждения в необходимости экологической деятельности, потом выработка навыков и привычек поведения в природе, и в заключении формируется преодоление в характере у учащихся потребительского отношения к природе [Ильина Л.И, Чернецкая Н.Ю. Преподавание экологии в младшей школе/ Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. / festival.1 september.ru].

У младших школьников экологические представления формируются в первую очередь на уроках природоведения. Именно здесь им рассказывают об экологических системах организмов, взаимовлиянии человека и природы, о естественных ресурсах и т.д. На основе этих представлений начинает формироваться экологическое сознание.
Опыт российской школы

Для формирования экологического сознания в современной отечественной школе нередко используют метод проектов. Приведем пример такого опыта, использованного в одной из школ Омска:

«Во 2 классе метод проектов мы предлагаем реализовать на уроках по темам: «Дикорастущие и культурные растения», «Дикие и домашние животные Омской области». Предлагаются следующие темы проектов: «Растения в моем доме», «Животные в моем доме». Учащиеся выбирают 1 тему по выбору, исходя из интересов, увлечений и жизненных потребностей. Проект может выполняться либо индивидуально, либо малыми группами от 2–4 человек. Проект среднесрочный. Темы проекта сообщаются ученикам заранее, учитель объясняет цели и задачи проекта, этапы его выполнения. Данные проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся дома. Все шаги по реализации проекта контролируются преподавателем (консультации, беседы) результатом проекта является доклад или сообщение, представленное на уроке по данной теме.

В 3 классе метод проектов мы предлагаем реализовать на уроке по теме «Вода». Предлагаемые темы проектов: «Влияние состава воды на здоровье человека», «Способы очистки воды», «Варианты отдыха на воде». Проекты исследовательский, выполняется малыми группами, краткосрочный, либо может реализоваться как проектная задача на 3 уроке по данной теме. На уроке подробно разбираются цели, задачи и этапы выполнения проекта. Реализация проекта осуществляется под постоянным контролем учителя. Результатом проекта является доклад или сообщение.

На уроке по теме: «Это зависит от тебя» предлагается выполнить проект по теме: «Куда поехать отдыхать летом в Омской области?» Проект выполняется по выбору, учитывая индивидуальную заинтересованность учащихся. Проект выполняется индивидуально, результат работы ребята представляют на уроке по указанной выше теме, в форме выбранной самостоятельно (сочинение, книжка-малышка, туристическая карта и т. д.)

В 4 классе на уроке по теме: «Виды почв» предлагаем к реализации проект «Влияние типа почвы на урожайность овощных культур моего дачного участка». Проект выполняется индивидуально или малыми группами. Проект долго срочный, выполняется в течение летних каникул. Проект рекомендуется выполнять всем учащимся. Результаты лучших проектов могут быть представлены на «Малых научных чтениях учащихся гимназий и лицеев». Консультантом по выполнению проектов может являться учитель биологии. Результатом выполнения проекта может являться доклад, сравнительная таблица, фотоматериал и т.д.

На уроке «Экологические проблемы нашего края» мы предлагаем выполнить проект по теме: «Влияние экологических проблем города Омска на моё здоровье». Проект краткосрочный. Возможно, также реализовать данный проект, поставив перед учащимися проектную задачу. Проект выполняется всеми учащимися самостоятельно в группе. Результат работы учащихся предоставляется на уроке по данной теме в форме, выбранной самостоятельно.

Класс

Дидактическая единица

Темы проектов (их варианты).

Варианты реализации

Виды проектов.

Примечание

2 класс

Дикорастущие и культурные растения Омской области.

Растения в моём доме.

индивидуальный, творческий проект среднесрочный.

Выполняется по выбору.

2 класс

Дикие и домашние животные Омской области.

Животные в моём доме.

индивидуальный или групповой творческий проект, среднесрочный.

Выполняется по выбору.

3 класс

Особенности состава воды в Омской области. Водоёмы и их охрана.

Влияние состава воды на здоровье человека.
1. Способы очистки воды.
2. Варианты отдыха на воде.

групповой, исследовательский краткосрочный проект.

Выполняют все уч-ся.

3 класс

Здравницы и санатории Омской области

Куда поехать отдыхать летом в Омской области

Индивидуальный среднесрочный исследовательский проект

Выполняется по выбору

4 класс

Виды почв Омской области

Влияние типа почвы на урожайность овощных культур моего дачного участка.

Индивидуальный или групповой долгосрочный исследовательский проект

Выполняют все учащиеся.

4 класс

Экологические проблемы нашего края

Влияние экологических проблем г. Омска на моё здоровье

Групповая  краткосрочная проектная задача.

Выполняют все учащиеся.



# Примеч. Проекты могут быть индивидуальными или выполняться малыми группами (2–5 чел.) По срокам исполнения могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочные или долгосрочные – выполняются в течении более длительного времени. [Там же].
Опыт школы Сухомлинского

В заключение еще один путь экологического воспитания - путь школы В.А.Сухомлинского. Вот, что он пишет об этом в своей книге «Сердце отдаю детям»:

«Пойдем, дети, в школу,- сказал я малышам и направился в сад. Дети с недоумением смотрели на меня. - Да, ребята, мы идем в школу. Наша школа будет под голубым небом, на зеленой травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зеленом лугу. Снимем вот здесь ботиночки и пойдем босиком, как вы привыкли ходить раньше.- Дети радостно защебетали; им непривычно, даже неудобно ходить в жаркую погоду в ботинках.- А завтра приходите босиком, в нашей школе это будет лучше всего. Мы пошли в виноградную аллею. В тихом, скрытом деревьями уголке разрослись виноградные лозы. Расстелившись на металлическом каркасе, они образовали зеленый шалаш. Внутри шалаша земля покрыта нежной травой. Здесь царила тишина, отсюда, из зеленого сумрака, весь мир казался зеленым. Мы расселись на траве. - Вот здесь и начинается наша школа. Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце. Дети притихли, очарованные красотой природы. Между листвой висели янтарные гроздья созревшего винограда. Детям хотелось попробовать вкусных ягод. Будет и это, ребята, но сначала надо полюбоваться красотой. Дети смотрят вокруг. Кажется, что сад окутан зеленым туманом, как в сказочном подводном царстве. Поверхность земли - поля, луга, дороги - как бы дрожит в малахитовом тумане, а на освещенные деревья сыпятся солнечные искорки. - Солнышко рассыпает искорки,-тихо сказала Катя.

Дети не могли оторваться от очаровавшего их мира, а я начал рассказывать сказку о солнце»…

Красота родного края,открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

3.3. Трудовое воспитание

Человеческая красота раскрывается ярче всего в труде.

(В.А.Сухомлинский)
Актуальная проблема сегодняшнего дня: школа выпускает людей, зачастую не  готовых к какой бы то ни было систематической деятельности. Что же делать? Усилить роль школьного трудового воспитания, заключающегося в активном участии ребенка в практических делах взрослых. Именно так воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются жизненные умения и навыки.

Один из классиков отечественной педагогики А.С.Макаренко, говоря о значении трудового воспитания, считал, что дети должны относиться к труду не как к принудительному бремени, а как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость. Последнее становится возможным в том случае, если в процессе трудового обучения у школьника постепенно формируется умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике. Данное обстоятельство становится значимым при организации многих уроков труда в современной российской школе.
Опыт российской школы

Вот как описывает опыт проведения уроков труда в начальной школе учитель Жукова Зоя Петровна [Жукова З.П. Использование технологии сотрудничества на уроках труда в начальной школе /Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. / festival.1 september.ru]: «Самостоятельная работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, когда школьник оказывается в позиции учителя. В современных условиях роль практики в трудовом обучении младших школьников приобретает особое значение. Стремительные темпы научно-технического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу “делай как я” изживает себя. Трудовое обучение повернулось лицом к творчеству. Главной его задачей стало развитие творчески активной личности, воспитание таких его качеств как самостоятельность, инициатива, коммуникабельность. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой его организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.

Методика проведения уроков трудового обучения в младших классах также должна отвечать новым требованиям. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся, необходимы специальные условия, которые учитель может создать на уроке путём расширения видов и форм работы детей.

Одним из таких видов работ, являются уроки взаимообучения: когда учителем становится сам ученик. Работу начали с третьего класса. Разработана программа. Учитель-ученик сам готовится к уроку трудового обучения, при этом тему уроков он выбирает сам, по желанию.

Для самостоятельного труда вызвались самые смелые ученики. В последующем и другие дети изъявили желания провести уроки труда.

В первое время некоторые дети затруднялись в поисках тем. Поэтому я вместе с учениками ходила в библиотеки, объясняла, как и где искать нужный материал. Неоценимую помощь в этом также оказали их родители, которые вместе с детьми окунулись в мир книг, журналов, в поисках интересных работ, изделий. Постепенно дети научились работать с литературой, находили они очень интересные и забавные изделия, которые с удовольствием захочет сделать любой ребёнок»…

Особенностью трудового обучения состоит в том, что задачи урока реализуются в процессе деятельности учащихся по моделированию и конструированию различных объектов труда. При этом для ученика очень важно осознать и принять предстоящую работу. Рассмотрим это на примере подготовки к урокам труда в 3 классе.

Работа с бумагой и картоном. Урок ведёт Марина.

Тема урока: Прищипанная мозаика.

Учитель: Марина, а что это за “прищипанная” мозаика?

Марина: Это когда бумагу не режут ножницами, а отрывают руками.

Учитель: Понятно. Теперь покажи, пожалуйста, материал, который ты нашла для этого урока. Значит у тебя карандашик из обрывной бумаги. А что ты узнала о бумаге?

Марина: Бумага бывает разных видов: писчая, газетная, пергаментная, бархатная. У меня есть эти бумаги.

Учитель: Молодец! Это ты узнала, а вот твои одноклассники ещё не знают и тебе надо будет им об этом рассказать и показать.

Итак, тема нашего урока мозаика “Карандашик”. Теперь нам надо поставить цель нашего урока. Чего ты должна добиться, чему должны научиться дети, что дети должны понять?

Марина: наверно, они должны понять, что для того, чтобы мозаика получилось, нужно полоски отрывать наискосок. Тогда только получится прищипанная мозаика.

Учитель: Да, правильно, но надо ещё и соблюдать правила работы: быть внимательным при работе с ножницами; не разбрасывать мусор; убирать рабочее место после работы.

Итак, цели нашего урока:

дети должны понять, что для “прищипанной мозаики” отрывают полоски не вдоль волокон, и не поперек, а наискосок; познакомить с видами бумаг;

повторить правила безопасной работы. Теперь напишем этапы урока, т.е. что надо делать первым, затем что и т.д.

Марина: Сегодня они должны принести цветную бумагу, картон, клей, ножницы, альбомный лист.

Учитель: Хорошо, но в начале урока немного расскажи о бумаге.

1) Из чего делают бумагу.

2) Какие виды бумаг бывают. Покопайся ещё в книгах, пусть мама поможет.

Затем скажешь тему урока. Обрати внимание, что мозаика не простая, а “прищипанная”.

Итак, что делаем в первую очередь?

Марина:

1) У меня есть шаблоны карандаша, они должны обвести в своих альбомных листах.

2) Вырезают и приклеивают на картон.

3) Теперь готовим полоски для мозаики. Для этого полоски отрываем наискосок (показ). Отрываем бумаги красного, желтого и черного цветов. Стараемся делать полоски поуже.

4) Намазываем кончик карандаша клеем и приложим кончик красной полоски, прижмем его карандашом и дёрнем. Так остаётся кусочек красной бумаги. Шишка шапочки карандаша красного цвета, колпачок – жёлтого цвета сам карандаш красного цвета, руки – черного. После того, как все приклеили, подождём, чтоб всё высохло, а потом приклеим петельку – подвеску с обратной стороны фигурки. Всё!»

Подводя итоги внедрения данной методики, автор делает следующие выводы: у детей стимулируется познавательная и практическая деятельность, расширяется кругозор, формируются практические умения, развивается внимание, фантазия, исследовательская деятельность, умение проектировать, а самое главное дети учатся быть самостоятельными.
Опыт школы Сухомлинского

«Нельзя представить полноценного, счастливого детства без того, чтобы трудовая деятельность не одухотворялась радостными, волнующими чувствами»- писал В.А.Сухомлинский. И в своей школе организовал такое трудовое воспитание, которое порождало у детей именно такие радостные чувства.

«Уже во 2 классе раз в неделю у нас был час любимого труда, и дети занимались тем делом, которое овладело их мыслями и чувствами. В 3 и 4 классах было два еженедельных часа любимого труда. Любимый труд... Это не означает, что учитель должен пассивно ждать, когда у ребенка появится увлечение. В трудовом воспитании, как и вообще во всей воспитательной работе, ничего нельзя предоставлять самотеку. Дети должны быть окружены атмосферой трудового увлечения. Вокруг моих воспитанников трудились подростки, юноши и девушки. Десятками интересных дел были увлечены все школьники. Они выращивали деревья и хлеб, конструировали модели машин и механизмов, создавали почвенные смеси, ухаживали за животными, строили новую теплицу или мастерскую, монтировали водопровод».

Анализируя свой опыт, педагог отмечал, что именно исследовательская деятельность и любознательность пробуждали у детей интерес к труду. При этом труд для самого Сухомлинского был не конечной целью, а средством достижения самих целей воспитательного процесса: нравственных, интеллектуальных, творческих, эстетических и эмоциональных.

Кроме этого, В.А.Сухомлинский много писал о связи эстетического, трудового и нравственного воспитания. «Жизнь убедила меня, - пишет он, - что если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Это один из очень сложных вопросов нравственного воспитания. Красота сама по себе не содержит никакой магической силы, которая воспитывала бы в человеке духовное благородство. Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего, проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта очеловеченность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности».

При этом сам педагог особо подчеркивает то, что в определенных условиях человек может выращивать цветы и восторгаться ими, но быть в душе циником, равнодушным и бессердечным. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума и чувств, насколько продуманы, эффективны и целенаправленны все средства педагогического воздействия.
4.4. Гражданское воспитание
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Музыкальное воспитание icon«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала...
1 Музыкальное воспитание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
1 Музыкальное воспитание iconРабочая программа «Музыка» 1 к ласс умк «Перспективная начальная школа»
Музыкальное воспитание детей одно из звеньев общей системы воспитания ребенка, музыкальное искусство обращено к духовному
1 Музыкальное воспитание iconРезюме михайлова Элена Александровна учитель высшей категории
Ташкентское музыкальное педагогическое училище им. Ю. Раджаби. Получен диплом о среднем специальном образовании по специальности...
1 Музыкальное воспитание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в 8 классе в специальном (коррекционном) общеобразовательном...
1 Музыкальное воспитание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 1990 году я окончила Азовское педагогическое училище по специальности «Музыкальное воспитание», мне была присвоена квалификация...
1 Музыкальное воспитание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного...
1 Музыкальное воспитание iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1 Музыкальное воспитание iconОбразовательная программа по классу фортепиано Срок реализации 7 лет
Эстетическое воспитание один из факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения....
1 Музыкальное воспитание iconПрограмма для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по группе специальностей...
1 Музыкальное воспитание iconПояснительная записка Музыкальное образование (воспитание, обучение...
Общение подрост-ков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения
1 Музыкальное воспитание iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям...
«Теория музыки», «Музыкальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» в 6-7 семестрах в объеме 53 часов (34 ч лекционные,...
1 Музыкальное воспитание iconПримерная программа итоговой государственной аттестации выпускников...
Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства по специальности 070109 Музыкальное искусство эстрады
1 Музыкальное воспитание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыкальное искусство- концепция «Начальная школа 21 века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой (авторы Усачёва, В. О. Музыкальное...
1 Музыкальное воспитание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хоровое дирижирование, Сольное и хоровое народное пение, Теория музыки, Музыкальное искусство эстрады (по видам), Музыкальное звукооператорское...
1 Музыкальное воспитание iconПрограмма по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте» (тромбон)...
«Музыкальное искусство эстрады», специализации «Инструменты эстрадного оркестра», повышенного уровня, утверждённого Министерством...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск