Скачать 225.36 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ «Методика обучения игре на инструменте (тромбон)» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070109 «Музыкальное искусство эстрады» специализация 070109.01 «Инструменты эстрадного оркестра» (среднее профессиональное образование) Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………3 Цели и задачи……………………………………………………………………3 Учебно-тематический план……………………………………………………..5 Формы контроля…………………………………………………………………6 Содержание учебной дисциплины……………………………………………...6 Библиографический список……………………………………………………..13 Пояснительная записка Программа по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте» (тромбон) составлена в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Музыкальное искусство эстрады», специализации «Инструменты эстрадного оркестра», повышенного уровня, утверждённого Министерством образования в 2002 году. Цель курса. Методика обучения игре на тромбоне Тюменском колледже искусств является составной частью подготовки студентов и предусматривает овладение теоретическими и практическими основами обучения игре на тромбоне в объеме необходимом для дальнейшей практической деятельности студентов в качестве преподавателей ДМШ джазовых и эстрадных студиях. Такие дисциплины как «Основы психологии и педагогики», «Специальный класс тромбона» способствуют воспитанию у студентов сознательного отношения к своей работе, развивают внимание, повышают чувство самоконтроля, пробуждают интерес к педагогической деятельности. Важно, чтобы у студентов развивалось аналитическое мышление, способность к обобщению своего исполнительского опыта, умение пользоваться методической литературой и учебными пособиями, необходимо освоить педагогический репертуар. Методические занятия дают направление в педагогической работе студентов, помогают им осмысливать и обобщать первые шаги своего педагогического опыта. В первом разделе в самом сжатом виде изложен минимум сведений, позволяющих студентам приступить к работе с начинающими учениками и провести первые уроки обучения игры на тромбоне. Трудности каждого случая и его особенности поможет осознать и разрешить педагог по педагогической практике. Во втором разделе освещаются вопросы обучения в младших классах музыкальной школы. Теоретические положения подкрепляются примерами из практики самих студентов. В разделе переплетаются и взаимообогащаются теоретические и практические темы. В третьем разделе все об обучении в старших классах музыкальной школ. Большое значение имеют проблемы, связанные с самим процессом изучения музыкальных пьес и планированьем педагогической работы. Второй и третий отдел посвящен изучению репертуара ДМШ, творчеству русских и зарубежных классиков, произведениям российских и зарубежных композиторов. Изучение материала происходит в форме лекционно-семинарских занятий. На занятиях преподаватель, охарактеризовав наиболее ценные детские и юношеские сборники, проанализировав произведения различных музыкальных стилей и жанров, обосновав целесообразность использования их в педагогической практике, подчеркивает основные трудности в исполнении того или иного произведения, предлагает наиболее эффективные способы их преодоления, определяет уровень трудности произведений. Каждый студент должен в процессе занятий самостоятельно знакомиться с важнейшими сборниками, а так же знать наиболее ценные произведения из репертуара ДМШ. На занятиях, по заданию преподавателя, студенты разбирают и исполняют отдельные музыкальные произведения. Очень хорошо если студенты прослушивают учеников из сектора педпрактики, с последующим подробным обсуждением, желательно чтобы это были те произведения, которые изучаются в курсе методики. Всем студентам рекомендуется посещать открытые уроки и концерты, и проводить открытые уроки по методике рекомендованной преподавателям и наиболее подготовленным студентам. Четвертый раздел знакомит студентов с актуальными проблемами современного обучения игре на тромбоне. Задачи курса: изучить
К концу изучения курса учащийся должен знать;
Уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся, организовать обучение учащихся игре на выбранном инструменте с учётом их возраста и уровня подготовки; планировать развитие профессиональных навыков у учащихся музыкальных школ, студий. учебно-тематический план
Формы контроля Для того чтобы определить полноту и степень прочности знаний, умение применить эти знания на практике, выявить навыки самостоятельной работы с учебной литературой, необходимо проводить экзамены, контрольные уроки и зачеты. Студенты на контрольном уроке должны показать знание репертуара ДМШ (исполнить от 12 до 15 пьес и этюдов) На экзамене студент должен:
Содержание учебной дисциплины Раздел 1 Тема 1. Основные тенденции современной музыкальной педагогики. Основные тенденции современной музыкальной педагогики: включение музыки в общую систему гармонического воспитали: человеческой личности; осуществление всеобщего музыкального воспитания; широкие репертуарные тенденции; работа с учениками, основанная на формировании слухо-ритмических представлений; опора в воспитании и обучении на творческое музицирование; роль этих тенденций в обучении детей игре на тромбоне. Тема 2. Педагог-тромбонист-воспитатель подрастающего поколения. Роль активных занятий музыкой в становлении ребенка и подростка. Влияние музыки на развитие эмоциональности и творческих задатков ребёнка. Воспитание ученика на основе художественно полноценной музыки. Пробуждение активного интереса к исполнению музыки. Воспитание в процессе обучения ученика воли, дисциплины и трудовых навыков. Роль тромбона и родственных ему инструментов в современной музыкальной культуре, концертные сольные исполнения, игра со сцены в оркестрах, исполнение на тромбоне популярной и бытовой музыки. Развитие творческих навыков - неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы в классе по специальности. Необходимость систематического развития практических навыков: чтение с листа, игра в различных ансамблях и оркестрах, сольные выступления. Тема 3. Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка. Пение на уроках с детьми: пение знакомых песен, запоминание на слух новых песен, пение с аккомпанементом преподавателя. Подбор по слуху и воспроизведение выразительных, доступных для восприятия ребенка, попевок, простых и коротких мелодий, что способствует развитию внутреннего слуха. Поощрение инициативы, творческих задатков ребенка. Ознакомление с инструментом, его возможностями. Формирование первоначальных навыков звукоизвлечения. Исполнение преподавателем ярких контрастных пьес, способных пробудить в учениках интерес к музыке, а также способствующих развитию их музыкальных способностей. Знакомства с лучшими музыкальными произведениями, а так же с шедевр мирового изобразительного искусства и литературы, развитие ассоциативно мышления, это необходимые условия для успешного обучения. На первых уроках необходимо: разнообразие материала и форм занятий, доступность и живость объяснений преподавателя, ограничения в продолжительности уроков. Важным фактором на этом этапе является изучение ученика, выявление его музыкальных задатков, эмоциональной отзывчивости на музыку, наличие музыкального слуха, памяти, сообразительности, внимания, а так же способности воспринимать разъяснения, показы преподавателя. Определение уровня музыкального развития и склонностей ученика. Ознакомление с музыкальной средой ученика, с условиями его домашних занятий, возможности иного, более интенсивного, темпа обучения (при наличии некоторой музыкально подготовки). С первых уроков необходимо обучение основ нотной грамоты, систематически работать над звукоизвлечением, правильным исполнением штрихов, контролировать и развивать дыхание, укреплять амбушур, следить за правильной постановкой мундштука. Тема 4. Начальный период обучения. Начальные навыки игры на тромбоне: определение положения мундштук губах, его размер соответственно особенностям амбушура. Работа над четкостью атаки, протяжностью и мягкостью звука, при правильном держании тромбона и контроля над высотой звука. Основные виды дыхания. Ознакомление с основными штрихами исполнения академической и эстрадно-джазовой музыки. Нормы силы звучания тромбона «forte, piano», а так же другие нюансы. Воспитание внимания ученика к качеству звучания, слуховой контроль, связь качества звучания, постановки мундштука, дыхания и способов звукоизвлечения. Положение туловища, головы рук и ног при игре на тромбоне стоя. Положение туловища, головы рук и ног при игре на тромбоне сидя. Индивидуальные особенности стойки и посадки в зависимости от физического строения ученика. Особенности и трудности в исполнении приема legato, координация движения руки, задержки дыхания и положения амбушура при исполнении legato на тромбоне. Изучение позиций раздвижного тромбона с квакт-вентилем и без него. Интонирование на тромбоне с учетом строения тромбоновой кулисы различных фирм изготовителей. Особенности и трудности в исполнении штрихов. Исполнение простейших музыкальных фраз теми штрихами, которые указаны в нотном тексте. Воспитание исполнительской культуры ученика. Основы нотной грамоты. Ознакомление ученика с элементарными теоретическими понятиями. Нотная запись, как фиксация слуховых представлений. Неприемлемость формального метода изучения нотной грамоты в отрыве от музыкальных представлений. Восприятие, осознание и запись метроритма, счет во время игры на тромбоне. Узнавание знакомых мелодий по нотной записи и игра по нотам новых, для ученика произведений. Изучение всех видов ключей встречающихся в нотной литературе для тромбона. Систематическое развитие навыков тщательного разбора нотного текста в классе и дома. Сложности, возникающие при чтении нотного текста. Понятие «разбор» и «чтение с листа». Подбор музыкальных пьес и упражнений для развития у ученика навыков чтения с листа. Участие ученика в различных ансамблях. Формирование навыков ансамблевой игры. Рекомендуемая литература:
Тема 5. Развитие творческих навыков студентов. Первые опыты импровизации- и сочинения; продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на заданный «вопрос». Словесное выражение содержания прослушанного музыкального материала (рассказать о возникших ассоциациях, дать название прослушанному отрывку). Различные методы развития воображения и стимулирования детского творчества. Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», построение простейших ритмических рисунков и мелодических фраз, ритмизация различных слов, простейшее обыгрывание гармоний и т. д.) Раздел 2 Тема 6.1\1етоды обучения игры на тромбоне. Общедоступные методы, изложенные в курсе «Основы психолога педагогики». Применение этих методов с учетом наблюдений и личности ученика. Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию учет основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте. Дополнительные способы - словесные пояснения, показ двигательных приёмов, способов дыхания, исполнение педагогом в качестве показа концертных отрывков и т. д. Прямая и наводящая формы воздействия. Развитие мышления, творческой инициативы. Роль «исполнения» и «показа» преподавателя. Гибкость и многообразие «показа» в зависимости от конкретных задач данного момента работы с учеником. Разумное сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от способностей и уровня развития ученика, его характера, текущих задач в учебном процессе. Тема 7. Методика проведения урока по тромбону и организация самостоятельной работы ученика. Урок как основная форма процесса обучения. Различные типы уроков: «уроки восхищения», тематические, посвященные тем или иным способам самостоятельной работы и т. д. Точная формулировка посильного для ученика домашнего задания и обязательная его проверка. Различные формы проверки проделанной учеником работы. Подготовка преподавателя к уроку. Планирование урока. Урок - форма человеческого общения. Проблемы контактов ученика и преподавателя. Активность, доброжелательность, профессионализм преподавателя - залог успеха педагогической работе. Тема 8.Обучение в младших классах музыкальной школы. Прежде всего, необходимо научиться ухаживать за тромбоновой кулисой (практические советы в «Школе игры на тромбоне» В. Блажевича). Строение тромбона. Принципы звукоизвлечения на тромбоне. Система мышц, губных, ротовых и лицевых, местоположение мундштука на губах. Развитие мышц, управляющих амбушуром. Развитие дыхания. Выработка соединения грудного и брюшного дыхания. Разнообразные способы звукоизвлечения, «атаки», а так же звуковедения и окончания звука при игре на тромбоне. («Школа игры на тромбоне» В. Блажевич, «Работа с ансамблями» В. Кузнецов, «Аранжировка для эстрадных ансамблей» Г. Гаранян). Усложнение музыкального материала, работа над динамикой и фразировкой. Различие в силе звука, динамика. Выразительное форте, звучащее пиано, ровность крещендо и диминуэндо. Разграничение и выделение законченных звуковых образов (фразировка). Работа над различными типами мелодий, приёмы расчленения, объединения, выделения (цезуры, лиги, акценты, паузы, артикуляция, динамические, темповые различия и т.д.). Воспитание ритмической гибкости, естественности, свободы исполнения. Работа над легкостью амбушура. Упражнения с использованием широких интервалов легато, как основа в работе над легким амбушуром. Изучению музыкальных пьес трехчастной формы, анализ музыкальны х отрывков, работа над развитием способностей учащегося в определении темпов исполняемых произведений. Формирование понятия об исполнительской технике в широком смысле (включающей звуковые и ритмические средства выразительности), и в узком смысле (гаммы, арпеджио, упражнения и т. д.). Тема 9. Музыкальные способности и их развитие в процессе обучения игры на тромбоне. Выявление в процессе занятии индивидуальных музыкальных данных каждого ученика. Возможность развития способностей в процессе активной целеустремленной деятельности. Музыкальность – отзывчивость на музыку, способность к «сопереживанию» музыки. Развитие музыкальности под влиянием многообразных и ярких впечатлений. Воспитание силы и яркости воображения. Зависимость его развития от жизненного опыта: наблюдательности, богатства впечатлений, интенсивности эмоциональных переживаний. Конкретность детского воображения. Особенность воображение музыкантам опоре на слухомоторные представления. Музыкальный слух, его различные стороны. Абсолютный и относительный слух. Интенсивное развитие в процессе обучения игре на тромбоне и изучения теоретических дисциплин мелодического, гармонического и тембрового слуха, умения «слушать себя», контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному. Обучение элементарным приемам импровизации на тромбоне. Знакомство с основными гармоническими последовательностями и способами их обыгрывания. Арпеджирование, проходящие и вспомогательные звуки, гаммообразные движения в различных ладах, использование специальных проемов звукоизвлечения и т. д. Музыкальный ритм, его особенности. Накопление типичных ритмически: представлений (изучение ритмических рисунков различных стилей) – предпосылка развития чувства ритма. Анализ и осознание метроритма при разборе музыкального произведения. Дирижирование и счет на начальной стадии изучения произведения - вспомогательные способы работы. Диалектика метра и ритма. Некоторые типичные ошибки учеников в области ритма, способы их исправления. Музыкальная память; слуховые, моторные, зрительные, тактильные виды. Недостаточность быстрого непроизвольного (непосредственного) запоминания. Активное (произвольное) запоминание на основе вслушивания и всестороннего анализа произведения. Воспитание в процессе обучения произвольного внимания. Концентрация на звучании музыки (слуховое внимание). Постепенное расширение «круга внимания», его распределённости. Требования, предъявляемые к вниманию ученика при игре на тромбоне. Психологическое состояние ученика при публичном выступлении. Собранность и умение отключаться от любых помех – непреложное требование к исполнителю. Воспитание воли: целеустремленности, устойчивости, готовности к преодолению трудностей в игре на тромбоне. Выяснение и преодоление причин пассивности, безразличия, лени. Поощрение и порицание. Раздел 3 Тема 10 . Работа над музыкальным произведением. Работа над музыкальным произведением - «вживание» в образный мир произведения, постепенное формирование конкретного исполнительского замысла с учетом программных названий, образных и эмоциональных ремарок, а также собственных ассоциаций и конкретных образов, возникающих у учеников. Этапы работы: ознакомление «желательно самостоятельное, первоначально помощью внутреннего слуха» ученика с пьесой, возникновение «эскизного» представления о пьесе в целом. Тщательный разбор музыкального текста; внимательное прочтение всех нотных обозначений и терминов. Необходимость изучения редакций произведения. Практическое освоение произведения: вслушивание в ткань, многократное, тщательное проигрывание в замедленных темпах. Поиски большей выразительности игры. Чередование работы над фрагментами, деталями, элементами музыкальной ткани с объединением больших отрезков и попытками целостного исполнения. Периодическое возвращение к пройденным этапам. Своевременное - с учетом психологических особенностей ученика и сложности изучаемой музыки - запоминание наизусть. Проверка прочности запоминали путем мысленного проигрывания, а также игры в замедленном темпе, вступления с разных опорных пунктов. Постоянное возвращение к тщательной работе по нотам и без них. Исполнение произведения. Правомерность различных трактовок произведения на основе тщательного изучения авторского текста. Создание преподавателем в классе атмосферы публичного выступления. Публичные выступления - итог, обобщающей всей проделанной работы. Поощрение импровизационных моментов в исполнении учеников. Публичные выступления - важнейшая форма общественной деятельности учащихся. Проблемы творческого волнения. Анализ неудач на эстраде, пот их предотвращения. Изучение основной программы и ознакомление с разнообразной музыкой (для тромбона и переложениями) - две линии в развитии музыканта. Поощрение самостоятельного музицирования. Исполнение учащимися самостоятельных разученных произведений – один из методов воспитания и одновременно форма проверки музыкальных данных ученика и прочности усвоенных им навыков. Тема 11 .Обучение в старших классах музыкальной школы. Психологические сложности в работе со старшими школьниками. Возрастные особенности старших школьников. Раскрытие образного содержания произведения, целостный охват его. Овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами воплощения: звучностью, артикуляцией, разнообразными приемами фразировки, импровизации и т.д. Мелодические линии в импровизационной музыке. Мелодические линии в джазовой музыке, Джазовые приемы, характерные для джаза, разнообразных джазовых стилей. Исполнение джазовых штрихов в различных джазовых стилях. Тема 12. Специфические задачи и способы обучения на эстрадных отделах ДМШ. Одна из задач, стоящих перед педагогом специального класса - научить студентов анализировать произведение: представлять его стиль, форму, многообразные исполнительские приемы. Педагог должен привить учащемуся потребность самостоятельного музицирования, раскрыть его творческие способности. Поэтому, начиная с младших классов, необходимо поощрять работу учащегося над собственными композициями, исполнением и анализом импровизаций известных мастеров. Большое значение имеет контакт педагогов специального класса с педагогами класса ансамбля, оркестра (в старших классах). Тема 13. Эстрадно - джазовый репертуар в ДМШ. Выбор и изучение специального репертуара соответствующего индивидуальным особенностям ученика, уровню его общемузыкального развития. Прохождение произведений эстрадно- джазового жанра. Прохождение специального репертуара (рекомендуется начинать со второго года обучения). Приемы импровизации на заданную тему, различные варианты гармонизации мелодии. В старших классах - обязательное изучение цифровки. Анализ структуры произведения. Тщательное исполнение темы. Сохранение ее облика (фразировки, артикуляции) во всех проведениях. Необходимость обдуманного выбора редакции, четкого разграничения авторских и редакторских указаний, собственных уточнений и добавлений педагога. Специфические формы изложения современной музыки. Тема 14. Планирование педагогической работы. Обновление репертуара музыкальной школы. Текущее и перспективное планирование. Составление индивидуального плана. Выбор программы для каждого ученика в соответствии с всесторонней и глубоко продуманной характеристикой - одно из основных средств индивидуального воспитания. Изучение программы детской музыкальной школы, использование ее при составлении индивидуального плана. Обновление педагогического репертуара. Использование в педагогической практике высокохудожественных произведений современных композиторов. Тема 15. Влияние музыкально-общественной деятельности на формирование личности подростка. Профессиональная ориентация в старших классах школы. Поощрение активности и инициативы учеников в любой сфере общественной музыкальной деятельности. Концерты и лекции силами в общеобразовательных школах, клубах, библиотеках. Роль активного эстетического воспитания в жизни подростка. Профессиональная ориентация старших учеников. Комплекс способностей личных качеств, необходимых для выбора профессии музыканта. Ответственность музыканта-педагога за правильный выбор подростком своей будущей профессии. Раздел 4 Тема 16. Основные проблемы обучения игре на тромбоне. Проблемы, связанные с созданием кулисного тромбона ХШ в. Особенности Итальянской, Французской, Испанской, Немецкой школ игры на тромбоне конца ХШ в. Русская тромбоновая школа. Первые шаги тромбоновой педагогики конца ХШ века: ансамбль Пашкевича, концерт для тромбона Римского- Корсакова. Деятельность выдающихся тромбонистов- педагогов: В.Блажевича, Б. Григорь, Н. Вострякова. Особенности в исполнительских приемах различных джазовых школ. Единая общая направленность и, наряду с этим, своеобразие каждой школы. Выдающиеся джазовые тромбонисты их вклад в развитие тромбоновой шкот. Тема 17. Пути и методы повышения квалификации начинающих педагогов. Активное участие музыканта-педагога в культурной жизни страны. Расширение культурного кругозора, углубление знаний в смежных областях искусства и педагогики. Регулярные занятия на тромбоне, развитие своих исполнительских возможностей, повышение исполнительского уровня. Изучение новой музыкальной литературы для студентов, новых методов, использование современных технических средств обучения. Изучение методической литературы и умелое использование ее в работе. Этика поведения в коллективе. Обмен опытом, посещение занятий других педагогов. Активное участие в методической работе коллектива. Библиографический список Основная
|
Программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по группе специальностей... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»... «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню | ||
Программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История исполнительства... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Эстрадное пение»... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра»... Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника... | ||
Рабочая программа дисциплины Методика обучение игре детей с отклонениями... Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050705... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Государственным стандартом среднего профессионального образования государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение педагогического... Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство»,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ спектаклей и концертных... Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Музыкальное искусство эстрады»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Музыкальное искусство эстрады»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Музыкальное искусство эстрады»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки... |