Скачать 122.76 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММАдля специальности 070109 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Москва 2005
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВладение основами оркестрового мышления необходимо для музыканта, связанного со сферой эстрадно-джазового искусства. Это обусловлено тем, что большинство эстрадно-джазовых стилей неотъемлемо от оркестрового изложения. Более того, многие стили и направления (например, «эсид-джаз»), вне оркестрового звучания теряют музыкальный смысл. Кроме того, если в академических жанрах исполнитель стремится к раскрытию музыкальных идей композитора (сегодня Гайдн, завтра Равель), то в джазе он должен раскрыть свои собственные идеи. Именно потому не владеющий основами оркестрового мышления студент не может состояться как исполнитель. Сказанное обязывает каждого музыканта иметь навык аранжировки, невозможной без хорошего знания инструментоведения: оно помогает понять, как та или иная музыкальная мысль прозвучит в оркестре. Сегодня каждому музыканту, работающему в эстрадном жанре, необходимо знать, как в аранжировке (в зависимости от инструмента - духовой, струнный, электронный и другие) будет меняться мелодический рисунок, ритмическая структура мотива. Кроме того, он должен знать ответ на следующие вопросы:
Музыкальные идеи в эстрадно-джазовом искусстве имеют ярко выраженный инструментальный характер, они присущи часто лишь данному инструменту и могут оказаться неисполнимыми на другом. Таковы, например, глиссандо тромбонов, губная трель («шейк») труб и другие. Вот почему любой эстрадно-джазовый аранжировщик, исполнитель должен хорошо знать специфику и возможности каждого инструмента, его функцию в партитуре. Важно и то, что некоторые стили не могут существовать без аранжировочного развития, такого, например, как «тембральное противостояние групп». Так, для стиля «свинг», в биг-бенде, - это треугольник, взаимодействие трех групп:
В рок-музыке – это взаимодействие мелодической и аккомпанирующей линий. (голос и ритм-секция ). В современном джазе возросла тембральная составляющая аранжировки, когда та или иная тембральная находка становится «визитной карточкой» стиля или группы. Так, невозможно себе представить стиль биг-бенда Г. Миллера без «кристалл-хоруса» саксофонов, а стиль группы «Битлз» - без гитарного звучания ансамбля. Особенный смысл в этом жанре имеет обработка звука, ибо разные обработки неузнаваемо меняют смысл аранжировки. И, конечно, нужно отдельно сказать о значении ударных инструментов, важности энергетики, которую несут те или иные барабанные «паттерны», важности ритмической связки с басом и клавишами в разных стилях. Несовершенство и неопределенность музыкального письма не дают возможности обозначить микросмещения, присущие такому понятию, как «свинг». Вследствие этого, в эстрадной аранжировке некоторые детали и части композиции доверяют музыкантам (например, создание энергии свинга - барабанщику), а в импровизационных частях оставляют в партитуре «окна». Это буквенная гармония для импровизатора, играющего соло, "окно" для басиста, который сам сыграет «шагающий бас» в джазовой композиции, сольные филлы барабанов на границе частей, которые импровизирует барабанщик и другие. Порой тембральная переоркестровка старой композиции (например, замена живых инструментов электронными) - «ремикс», делает новую версию «мегахитом», в отличие от скромного успеха первоначального варианта. Для решения этих задач в учебных заведениях эстрадно-джазового профиля изучается предмет «Инструментоведение». Целью данной программы по предмету "Инструментоведение" является:
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Приобретение необходимых знаний в области инструментоведения: изучение технических возможностей инструментов, способов транспонирования; приобретение навыков слушания эстрадно-джазовой музыки разных жанров. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Занятия имеют две основные части: теоретическую и практическую. В теоретическую входит объяснение той или иной темы с демонстрацией звуковых примеров и партитур. В практическую часть входит приобретение элементарных навыков игры на каждом инструменте. Программа предусматривает:
В некоторых случаях, при наличии компьютерной студии или ансамбля, допускается показ работы в виртуальной партитуре (на аудио- или CD носителях). Курс должен сопровождаться показом партитур, а также аудио-иллюстрациями. Изучая каждую тему, студент представляет аудиокассету с фонограммой оркестровых примеров, которые он должен найти в своей фонотеке. Учебный курс рассчитан на 36 часов. По окончании каждой темы студент выполняет контрольную работу, (ритм-секции, группы саксофонов, медная, струнная). Некоторым студентам можно разрешить самостоятельно выбирать тематический материал для инструментовки и аранжировки, в том числе авторский. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 семестр
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
18. Чугунов Ю. Гармония в джазе. М., 1981 19. Чугунов Ю. Эволюция гармонического языка джаза. М., 1997 20. Эстрадные оркестры и ансамбли. Партитура. Сост. Ю. Чугунов. М., 1986 |
Примерная программа итоговой государственной аттестации выпускников... Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства по специальности 070109 Музыкальное искусство эстрады | Программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История исполнительства... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Эстрадное пение»... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Минкультуры россии Музыкальное искусство эстрады (повышенный уровень среднего профессионального образования), специализации 070109. 03 Звукооператорское... | ||
Программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по группе специальностей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки... | ||
Программа по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте» (тромбон)... «Музыкальное искусство эстрады», специализации «Инструменты эстрадного оркестра», повышенного уровня, утверждённого Министерством... | Основная образовательная программа по специальности 070214 Музыкальное искусство эстрады Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 070214 Музыкальное искусство... | ||
Основная образовательная программа по специальности 070214 Музыкальное искусство эстрады Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 070214 Музыкальное искусство... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070109.... Квалификация артист, руководитель эстрадного вокального коллектива, преподаватель по классу вокала | ||
Программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» ... | Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Андреенкова Е. П. председатель предметно-цикловой комиссии «Вокальное искусство» гоу спо сызранского колледжа искусств и культуры... |