Минкультуры россии





Скачать 171.14 Kb.
НазваниеМинкультуры россии
Дата публикации27.10.2014
Размер171.14 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Фомичева И.Г./

__________ _____________ 20__г.

ПРОГРАММА

Государственной (итоговой) аттестации

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 070109.52 Музыкальное искусство эстрады

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Специализации 070109.03 Звукооператорское мастерство

квалификация – звукооператор музыкальных программ, преподаватель звукооператорского мастерства
«ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Автор работы Соломатова Н.А. /Ф.И.О./

«______»___________20__г.

Рассмотрено на цикловой комиссии Эстрадного пения и звукооператорских технологий

« » , протокол № .

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________ стр.

Председатель цикловой комиссии _______________________/Соломатова Н.А./

«______»___________ 20__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Колледжа искусств

« » , протокол № .

Соответствует ФГОС СПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Смирнова С.Ю./

«______»_____________20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Директор научной библиотеки _______________/Соколова Н.П../

«______»_____________20_г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зам. начальника УМУ_________________/Засорина Н.П../

«______»_____________20__ г.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Утверждаю

Проректор

по учебной работе

_______________И.Г. Фомичёва

«___»______________20 г.

ПРОГРАММА
итоговой государственной аттестации

выпускников по специальности
070109.52 Музыкальное искусство эстрады

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Специализация 070109. 03 Звукооператорское мастерство

Квалификация - звукооператор музыкальных программ,

преподаватель звукооператорского мастерства

Тюмень

2011


  1. Общие положения




    1. Государственным образовательным стандартом по специальности 070109.52 Музыкальное искусство эстрады (повышенный уровень среднего профессионального образования), специализации 070109.03 Звукооператорское мастерство, утверждённым Минобразованием России «17» июня 2002г (регистрационный № 03-0505-П) предусмотрена итоговая государственная аттестация выпускников в виде:

а) итогового междисциплинарного экзамена по педагогической подготовке;

б) итогового экзамена – записи и демонстрации дипломных фонограмм, с приложением экспликации;

в) выпускной квалификационной работы – реферата.

    1. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:

1.2.1. Виды деятельности выпускников:

Основной образовательной программой по данной специальности предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

а) исполнительская;

б) культурно-просветительская;

в) преподавательская.

Выпускник готовится к работе в качестве звукооператора в профессиональных и самодеятельных концертных организациях, эстрадных ансамблях, музыкальных коллективах, кружках и студиях, а также в качестве преподавателя звукооператорского мастерства в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного профессионального образования.

1.2.2. Задачи профессиональной деятельности (профессиональные функции):

- осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы в качестве звукооператора; репетиционная и публичная технико-практическая работа в условиях концертного зала и студии звукозаписи;

- создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей; приобщение этой аудитории к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- учебно-методическое и социально-педагогическое обеспечение учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования.

1.2.3. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций:

Выпускник должен:

  • уметь обрабатывать звук, владеть навыками компьютерной обработки звука,

  • уметь создавать и обрабатывать фонограммы, инсталлировать концертное оборудование и озвучивать концерты;

  • знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере дополнительного музыкального образования;

  • знать особенности психологии различных возрастных групп обучающихся;

  • знать основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования;

  • знать основы звукотехники, звукорежиссуры, обработку звука.

2.Требования к выпускнику, проверяемые в ходе итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам и междисциплинарного экзамена

2.1.Итоговый междисциплинарный экзамен по педагогической подготовке

2.1.1. Порядок проведения экзамена

Экзамен носит комплексный характер и проводится по группе дисциплин: «Методика обучения звукооператорскому мастерству», педагогическая практика.

Итоговый междисциплинарный экзамен по педагогической подготовке проводится в два этапа.

1 этап – фрагмент урока.

2 этап - письменно-устный экзамен по билетам.

1 этап проводится в форме фрагмента урока с учеником из числа студентов младших курсов колледжа искусств, получающих другую специализацию. Подготовка урока осуществляется в рамках педагогической практики. Выбор ученика и темы для работы на открытом уроке определяет преподаватель-консультант.

К открытому занятию заранее готовится план урока: тема, цель, задачи, методы, виды практических заданий, выводы. Общая продолжительность урока 25 минут. После окончания урока члены комиссии задают практиканту вопросы, возникающие во время экзамена.

2 этап проводится в форме устного экзамена по билетам.

Экзаменующийся готовит ответ на предложенные ему два вопроса, защищается перед экзаменационной комиссией устно. Оба этапа экзамена проводятся в аудитории для проведения занятий по специальным дисциплинам. На подготовку ответа по билету дается не менее 30 минут. Время ответа для одного студента должно составлять 10-15 минут. Члены экзаменационной комиссии могут задавать дополнительные вопросы.

2.1.2. Второй этап включает программы нескольких дисциплин учебного плана по данной специальности, объединенных в два модуля:

1) специфика звукорежиссёрской профессии

2) технология обучения звукооператорскому мастерству

Модуль 1. Специфика звукорежиссёрской профессии

Дисциплина Методика обучения звукооператорскому мастерству

Перечень вопросов:

  1. Звукорежиссура, как способ самовыражения человека. Личность специалиста в звуке (характеристика, направленность).

  2. Сознательное и бессознательное в деятельности звукорежиссёра. Адекватность восприятия звука. Влияние звука на эмоциональную сферу человека.

  3. Роль мышления в различных видах деятельности звукорежиссёра.

  4. Внимание в деятельности звукорежиссера. Воображение в различных видах звукорежиссерской деятельности. Роль эмоций в деятельности звукорежиссера.

  5. Проблема музыкальности и развития музыкального слуха звукорежиссёра.

  6. Индивидуальные различия в прочтении звукового материала.

  7. Особенности музыкального восприятия и специфические формы звукорежиссерской профессии. Проблема возрастного восприятия музыки.

Модуль 2. Технология обучения звукооператорскому мастерству

Дисциплина Методика обучения звукооператорскому мастерству

Перечень вопросов:

  1. История развития, предметная область и специфика звукорежиссёрского мастерства.

  2. Формирование лекционного процесса по всем разделам звукооператорского мастерства.

  3. Формирование процесса индивидуальных занятий в тематике лекционного материала.

  4. Формирование навыков обучения учащихся: в записи моно, стерео и многомикрофонных систем.

  5. Формирование навыков обучения учащихся двухканальной, многоканальной аналоговой записи и сведение фонограмм.

  6. Формирование навыков обучения учащихся цифровой многоканальной компьютерной записи.

  7. Формирование навыков обучения учащихся обработке звука динамическими и эффект-процессорами.

Перечень рекомендуемой литературы:

  1. Алдошина, И. А. Музыкальная акустика / И. А. Алдошина, Р. Приггс. – Санкт- Петербург : Композитор, 2006.

  2. Шиффман, Х. Р. Ощущение и восприятие / Х. Р. Шиффман. – Санкт-Петербург : Питер, 2003.

  3. Меерзон, Б. Акустические основы звуковой режиссуры / Б. Меерзон. – Москва : Аспект-Пресс, 2004.

  4. Будилов, В. Работаем с Finale / В. Будилов. – Санкт-Петербург : Наука и техника, 2001.

  5. Маньковский, В. С. Основы звукооператорской работы / В. С. Маньковский. – Москва : Искусство, 1985.

  6. Ньюэлл, Ф. Акустика помещений / Ф. Ньюэлл. – Москва, 2004.

  7. Мошков, К. Индустрия джаза в Америке / К. Мошков. – Санкт-Петербург : Издательство «Лань» ; Планета музыки», 2008.

  8. Никамин, В. А. Цифровая звукозапись / В. А. Никамин. – Санкт-Петербург : Наука и техника, 2002.

2.1.3. Критерии выставления оценок на междисциплинарном экзамене:

Критерии оценки фрагмента урока:

- умение студента анализировать возникающие педагогические ситуации и решать их с учётом индивидуальных возможностей ученика;

- умение реализовать теоретические знания в практической работе;

- чёткость, точность, логичность построения урока;

- аргументирование предлагаемых ученику советов и требований;

- достижение конкретных результатов в этапе короткого времени (эффективность работы);

- характер общения с учеником.

«Отлично» выставляется за полный исчерпывающий ответ на все вопросы и практические задания с демонстрацией глубины знаний, понимания содержания предмета и умения свободно ориентироваться в звукорежиссёрской терминологии, грамотную педагогическую работу. Аттестуемый четко понимает специфику звукорежиссуры, особенности музыкальных программ, знает различные методы звукозаписи и соответствующие им технические приемы, имеет четкое представление об учебно-воспитательном процессе в учреждениях дополнительного образования.

На «хорошо» оценивается ёмкий и достаточно убедительный ответ на все вопросы, отражающий знание содержания предмета, звукорежиссёрской терминологии, но есть погрешности при практическом применении предмета. Имеется понимание сути специфики звукорежиссуры, знание основных технических приемов звукозаписи в контексте конкретного музыкального состава и направления. Есть общее представление о различных звукорежиссерских методиках без достаточного анализа их содержательной стороны.

При «удовлетворительной» оценке освещается не менее двух позиций экзамена. Выпускник имеет нечеткое представление о содержании предмета, путается в звукорежиссёрской терминологии, имеет неполные знания о различных звукорежиссерских методиках, демонстрирует частичное представление об учебно-воспитательном процессе в учреждениях дополнительного образования.

«Неудовлетворительно» оценивается беспомощность в освещении двух позиций экзамена. У выпускника нет представления о содержании предмета, имеется путаница в звукорежиссёрской терминологии, нет понимания особенностей звукорежиссуры, отсутствуют знания о различных звукорежиссерских методиках.


    1. Итоговый экзамен – запись и демонстрация дипломных фонограмм, с приложением экспликации

2.2.1. Порядок проведения экзамена:

Итоговый экзамен проходит в форме записи и демонстрации дипломных фонограмм с приложением экспликации. Запись фонограмм с детальным описанием процесса подготовки осуществляется заранее в течение 7 и 8 семестров под руководством педагога по специальности. На итоговом экзамене происходит непосредственно демонстрация дипломных работ.

2.2.2. Требования к программе итогового экзамена:

Демонстрируемый материал должен отвечать задачам художественного воспитания звукорежиссера, соответствующим современным требованиям по техническому и технологическому уровню. Озвучивание экзаменационной программы включает 5 фонограмм произведений, соответствующих природным и наработанным данным специалиста, его творческой одаренности и приобретенным за время учебы знаниям. Демонстрируемые работы должны быть разноплановыми и разнохарактерными, объединенными индивидуальной манерой звукорежиссера и отражающими уровень знаний в следующих направлениях работы звукорежиссера:

1. Аранжировка (авторская композиция или миди-проект).

2.Работа с вокальным коллективом.

3.Работа с акустическим инструментальным коллективом.

4.Работа с рок или поп-коллективом (электроинструменты).

5.Реставрация (две работы: исходная и реставрированная запись).

2.2.3. Критерии выставления оценок:

  • уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине «Звукооператорское мастерство»;

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • умение раскрыть художественные достоинства произведения, показать навыки владения техникой и технологией звукозаписи;

  • свободное владение компьютерными звуковыми программами;

  • чувство стиля;

  • индивидуальная манера специалиста.

На «отлично» оценивается понимание теоретического материала, умение профессионально грамотно обосновывать свои действия как специалиста, на примере иллюстраций, изложенных на CD. Аттестуемый знает технические характеристики используемого звукового оборудования, свободно и уверенно владеет компьютерными звуковыми программами, имеет ясное и четкое видение художественного звукового образа, демонстрирует его индивидуальную трактовку, уверенно излагает все стадии технологического процесса.

«Хорошо» выставляется за ответ, когда теоретические знания студента соответствуют норме материала, обозначенного в учебной программе. Компетентно обоснованы действия по подготовке иллюстраций, изложенных на CD, продемонстрировано владение компьютерными звуковыми программами, достаточно уверенное знание технической стороны звукового материала.

При «удовлетворительной» оценке теоретический материал усвоен студентом посредственно. Звуковые иллюстрации подготовлены, но не достаточно чётко обоснованы действия по их подготовке. Художественный образ обозначен, но имеется неуверенное владение технологическим процессом изготовления звукового материала. Неполное знание компьютерных звуковых программ. Студент имеет общие знания технических характеристик звукового оборудования.

«Неудовлетворительно» выставляется при низком уровне понимания теоретического материала. Звуковые иллюстрации к ответу подготовлены слабо. Нет четкого обозначения общей звуковой картины в художественном плане. Отсутствуют знания технологического процесса работы звукорежиссера и технических характеристик звукового оборудования.
2.3. Требования к выпускной квалификационной работе

2.3.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме реферата, имеет целью систематизацию, расширение и углубление теоретико-методических знаний по специальности, использование их при решении практических задач звукооператорской деятельности.

2.3.2. Порядок проведения

Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытых заседаниях аттестационной комиссии. Темы выпускной квалификационной работы утверждаются на заседании цикловой комиссии не позднее, чем за шесть месяцев до итоговой аттестации. Последующие уточнения формулировки темы или её изменение допускаются при наличии обоснованных причин и оформляются протоколом цикловой комиссии. Не позднее, чем за 2 недели до экзамена, реферат представляется студентом на рецензию профессиональному специалисту в области звукорежиссуры, работающему по специальности.

Защита реферата проходит в устной форме. На нее отводится от 10 до 15 минут в зависимости от темы и объема реферативной работы. Во время защиты реферата выпускник должен рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части и выводах, сделанных в ходе работы над избранной темой. После этого студенту предстоит ответить на ряд дополнительных вопросов членов государственной комиссии.

2.3.3. Примерная тематика и сроки утверждения тем выпускных квалификационных работ.

Темы для рефератов выбираются студентом совместно с преподавателем по специальности. Выбор темы зависит от уровня подготовки выпускника в различных областях профессиональных знаний и его личной заинтересованности. Материал по темам в период подготовки собирается, исследуется, тема реферата конкретизируется.

Примерные темы рефератов:

  1. «Специфические особенности работы звукооператора с исполнителями в студийной и концертной практике»

  2. «Проблема сохранения динамических и спектральных свойств естественного акустического звучания в условиях современной звукозаписи»

  3. «Эволюция технических средств записи и хранения информационного музыкального контента»

  4. «Сравнительный анализ современных технологий мастеринга в аналоговом и цифровом режиме»

  5. «Современные тенденции записи акустического коллектива в синхронном и пошаговом порядке»

2.3.4. Структура дипломной работы:

ОГЛАВЛЕНИЕ с указанием страниц начала глав и параграфов;
ВВЕДЕНИЕ, включающее актуальность темы реферата, её теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности темы и наличие различных подходов в ее решении.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ содержит материал, отобранный студентом для рассмотрения выбранной им проблемы. В этой части автор реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ подводит итог работы. Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения по дальнейшей разработке вопроса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ располагается в алфавитном порядке, библиографическое описание должно соответствовать установленным правилам.

2.3.5. Оформление дипломной работы:

Стандартный объём выпускной квалификационной работы (реферата) 10-15 страниц печатного текста, но отражение в ней темы должно быть полным.

Внешне работа должна иметь строгий академический вид. На странице работы вверху указывается номер страницы, слева справа, сверху и снизу оставляются поля по стандарту (30 мм слева, 20-25 мм сверху и снизу, 15 мм справа). При наборе на компьютере текст печатается через полтора интервала, размер шрифта - 14. Пишется работа на одной стороне листа и только на форматных листах белой писчей бумаги.

Титульный лист должен содержать полное наименование министерства, учебного заведения, название темы реферата, наименование места и год выполнения; ниже в правой половине листа указывается фамилия, инициалы автора, курс и название специальности.

Введение, главы основной части, заключение и список литературы должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце.

Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст работы распечатывается в двух экземплярах и переплетается.

2.3.6. Реферативная работа должна удовлетворять следующим требованиям:

Новизна реферированного текста (формулирование нового аспекта выбранной для анализа темы; актуальность проблемы и самостоятельность в её постановке; практическое значение; стилевое единство текста).

Степень раскрытия сущности проблемы (соответствие содержания теме реферата; раскрытие основных понятий проблемы; обоснованность способов и методов работы с материалом: умение работать с литературой, обобщать, делать выводы).

Обоснованность выбора источников (привлечение известных и актуальных работ по проблеме, журнальных публикаций, интернет-изданий и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению (оценка грамотности изложения; владение терминологией проблемы; соблюдение требований к объему и написанию реферата; культура оформления).

Критерии выставления оценок:

Итоговые баллы складываются из оценки самостоятельной реферативной деятельности студента (на основании рецензии) и итогов защиты реферата студентом перед аттестационной комиссией.

На «отлично» оценивается работа, в которой логически грамотно и заинтересованно обоснована актуальность темы либо с методической точки зрения, либо из практических соображений. Убедительно раскрыта сущность проблемы реферата с привлечением современных исследований по данной тематике. Студент показывает аргументированность, практическую значимость предложений и выводов, сделанных в работе. Он защищает реферат, продемонстрировав способность общения со слушателями. Выпускник способен понять суть задаваемых ему вопросов по теме, уверенно и быстро формулирует исчерпывающие ответы с демонстрацией полноты знаний и умения свободно ориентироваться в специальной терминологии.

На «хорошо» оценивается реферативная работа, имеющая убедительное обоснование актуальности темы. Поставленная проблема раскрыта, но не привлечены современные исследования по данной тематике. Студент показывает аргументированность, практическую значимость выводов, сделанных в работе, понимает задаваемые вопросы по теме представленного реферата, ориентируется в специальной терминологии. Однако имеются огрехи в отдельных формулировках, ссылках, списках источников и литературы.

На «удовлетворительно» оценивается работа, посвященная актуальной, практически значимой теме, но имеющая нечеткую постановку проблемы, неясно выраженные цели и задачи. Студент в реферате приводит плохо сформулированные аргументы, при защите понимает суть задаваемых ему вопросов по теме, но не уверенно формулирует ответы, слабо ориентируется в специальной терминологии.

Не аттестуется работа, в которой логически неграмотно обоснована актуальность темы, не раскрыта сущность проблемы. Студент не может предоставить аргументы и доказать практическую значимость выводов работы. При защите выпускник беспомощен в формулировке ответов, слабо ориентируется в специальной терминологии.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Минкультуры россии iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Минкультуры России за 2013 год

Минкультуры россии iconМинкультуры россии
Вступительные испытания по литературе на базе основного общего образования проводятся письменно в виде тестов
Минкультуры россии iconМинкультуры россии
Заведующий кафедрой актёрского искусства Самарской государственной академии культуры и искусств, доцент Шебуева О. М
Минкультуры россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 г. N 324 "Об утверждении статистического инструментария для организации...
Минкультуры россии iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Эффективность использования...
Отчет по теме № са-12-39 «Эффективность использования отраслевых информационных систем» Минкультуры России
Минкультуры россии iconПлан основных мероприятий республиканского месячника оборонно-массовой...
Минкультуры Чувашии, Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека, общедоступные библиотеки, образовательные учреждения...
Минкультуры россии iconМинкультуры одобрило список 50 мультфильмов для школьников Инициатива...
Об этом «Известиям» рассказал один из авторов письма в министерство, депутат Государственной думы и председатель Партии пенсионеров...
Минкультуры россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный план маоу дод «Детская школа искусств г. Печора» разработан на основе учебных планов, утверждённых и рекомендованных Минкультуры...
Минкультуры россии iconПоложение республиканского конкурса «Музыкальный эрудит»
Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, научно – методического...
Минкультуры россии iconПоложение V республиканского фестиваля-конкурса национальной музыки,...
Научно-методического отдела боу впо «чгики» Минкультуры Чувашии, Управления культуры администрации города Чебоксары Чувашской Республики....
Минкультуры россии icon12 июня в России отмечается День России
День России раньше, до 2002 года, имел название День принятия Декларации о государственном суверенитете России. День России государственный...
Минкультуры россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Государственный флаг России, Государственный герб России; Государственный гимн России ( аудиозапись), физическая карта...
Минкультуры россии iconМкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический 1 Добровольное присоединение Казахстана к России
России Герцена и Чернышевского, России В. И. Ленина. Именно с этих позиций рассматривало вопрос о присоединении Казахстана к России...
Минкультуры россии iconДоклад Начальника Отдела мвд россии по Новоалександровскому району
Директивой мвд россии от 31. 10. 12г. №1 дсп, решения коллегии мвд РФ и гу мвд россии по Ставропольскому краю, строилась в соответствии...
Минкультуры россии icon1. Начальники отделов анализа, планирования и контроля (в том числе...
Территориальные органы мвд россии на районном уровне как основное звено системы мвд россии
Минкультуры россии iconУрок по теме «Часовые пояса на карте России»
Сформировать понимание уникальности географического положения России через знакомство с современной схемой исчисления времени в России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск