Минкультуры россии





Скачать 252.54 Kb.
НазваниеМинкультуры россии
Дата публикации08.08.2014
Размер252.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Институт музыки, театра и хореографии


«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ Л.В.Дёмина

__________ _____________ 2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины: Сценическое движение



По направлению подготовки: 070301.65 Актерское искусство
По профилю подготовки: Артист драматического театра и кино

Кафедра актёрского искусства

Квалификация (степень) выпускника специалист

Тюмень— 2011

Разработчик:

Заведующий кафедрой актёрского искусства, доцент Архипов В.В.
Рецензент:

Заведующий кафедрой актёрского искусства Самарской государственной академии культуры и искусств, доцент Шебуева О.М.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры актёрского мастерства 15 декабря 2011 г., протокол № 5.

Зав. кафедрой ________________/Архипов В.В. /


Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии института музыки, театра и хореографии

201 года, протокол №
Председатель УМК______________/ Петрова В.В.\



Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

С 3.Б.3.2

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










Математический и естественнонаучный цикл










Профессиональный цикл



*










Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


1-4

1-7

504

458

-

458

-

-

46

зачёт

Очно-заочная

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Заочная


-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Целью изучения дисциплины «Сценическое движение» является формирование высокопрофессионального специалиста (артиста драматического театра и кино) в области игрового (театрального) вида искусства, воспитание основ пластической культуры будущего актёра. «Так развить тело и движения и всё то, что даёт возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция». (К.С. Станиславский)

К задачам освоения дисциплины относятся:

а) формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций;

б) всестороннее развитие тела путём разнообразной тренировки;

в) выработка специальных сценических навыков;

г) воспитание творческого мышления в области движения;

д) воспитание творческих качеств, связанных с движением;

е) освоение основных навыков сценической выразительности.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Сценическое движение» относится к профессиональному циклу и является, наряду с дисциплиной «Танец», составной частью модуля «Пластическое воспитание», формирующего пластические возможности и пластическую культуру будущего артиста.

К необходимым требованиям для изучения дисциплины «Сценическое движение» относятся:

а) наличие физической возможности и надлежащего состояния здоровья для занятий игровыми (движенческими) формами искусства и физической культуры;

б) наличие пластических способностей, соответствующих профессиональным критериям;

в) системность и последовательность в освоении дисциплины, трудолюбие и способность к самостоятельной работе.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

общекультурных - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической

подготовленности для обеспечения полноценной социальной и

профессиональной деятельности (ОК-9);

профессиональных - способность самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения

сценических навыков (ПК-5);

готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и

мастерства (ПК-9);

в художественно-творческой деятельности:

готовность к созданию художественных образов актерскими

средствами (ПК-10);

умение использовать при подготовке и исполнении ролей свой

развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи,

требующие сочетания высокого уровня координации движений,

пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия,

включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики,

сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных

культурно-исторических эпох (ПК-17);

готовность к преподаванию основ актерского мастерства и

смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных

учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также

в рамках образовательных программ повышения квалификации и

переподготовки специалистов (ПК-24).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: общие основы теории и практики сценического движения, методы тренинга и самостоятельной работы над пластической выразительностью в роли.

Уметь: использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, свободно выполнять двигательные задачи, требующие

сочетания высокого уровня координации движений, пластичности,

гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох.

Владеть: мастерством проведения актерских тренингов, преподавания основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 16 зачётных единиц.











Вид учебной работы


Всего часов


Семестры







1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

458

























В том числе:

-
















-




-

Лекции




-

-

-

-

-

-

-

-

Практические занятия, мелкогрупповые занятия




72

68

72

34

72

68

72

-

Семинары




























Лабораторные работы, индивидуальные занятия




























Самостоятельная работа (всего)

46

























В том числе:

-
















-




-

Курсовой проект (работа)




























Расчетно-графические работы




























Реферат




























Другие виды самостоятельной работы (репетиция)




6

6

6

6

6

6

10

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Зач.

Экз.

Зач.

Зач.

Зач.

Экз.

Зач.

-

Общая трудоемкость, час

зач. ед.

504

78

74

78

40

78

74

82

-

16

2,2

2,1

2,2

1,1

2,2

2,1

2,3

-




5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Семестр

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Виды деятельности

1

1

Физический тренинг актёра.


Коррекция.

Повышение уровня физической силы, подвижности и активности тела.

Осознание тела.


2

1

Основы пластической выразительности.


Движение точки. Понятие и принципы.

Движение точки (точек), как метод создания пластической характеристики и характерности образа.

Движение точки – контроль за движением тела – повышение выразительности и пластичности тела.


3

2

Основы пантомимы

Принципы пантомимы. Основные шаги и перемещения. Жест. Мимика. Постановочные этюды.

4

3-4

Основы акробатики и эксцентрики.


Прыжки. Кувырки. Стойки. Поддержки.

Падения. Перенос партнёра. Жонглирование.


5

4-6

Сценический бой.

Принципы безопасности.

Сценическая пощёчина и самоблокирующиеся удары. Удары и блоки. Партнёрская реакция, реакция на удар, озвучивание удара.

Захваты и броски. «Болевые приёмы».

Использование предметов в бою.

Постановочные сцены боя.



6

6-7

Сценическое фехтование.


Принципы безопасности.

Стойки.

Перемещения.

Постановка блоков и нанесение ударов.

Укол и уход от укола.

Приёмы обезоруживания.

Фехтование с использованием второго оружия.

Использование плаща при фехтовании.

Ритуальные действия с использованием холодного оружия.

Особенности фехтования на мечах и саблях.

Принципы ножевого боя.

Постановочные сцены.


7

7

Стилевое поведение.


Манеры и этикет древнего мира.

Манеры и этикет средневековья.

Манеры и этикет 16 – 19 веков.

Манеры и этикет 20 века и современности.




5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7







1.

Актёрское мастерство

*

*

*

*

*

*

*







2.

Мастерство артиста драматического театра и кино

*

*

*

*

*

*

*







3.

Практика

*

*

*

*

*

*

*







5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.,

мелкогрупповые

Лаб.

зан.,

индивидуальные

Семин

СРС

Все-го

час.

1

Физический тренинг актёра.





50







3

53

2

Основы пластической выразительности.





42







3

45

3

Основы пантомимы




48







6

54

4

Основы акробатики и эксцентрики.




106







12

118

5

Сценический бой.




120







10

130

6

Сценическое фехтование.





72







10

82

7

Стилевое поведение.





20







2

22


6. Образовательные технологии

  1. % - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

п/п

семестра

Виды учебной работы

Образовательные технологии

1

2

3

4



1-7

Практическое занятие

тренинг


7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценка ставится на основе:

а) качества индивидуальной работы;

б) качества работы в творческой группе;

в) % посещаемости занятий.

Оценка «отлично» соответствует полному знанию и отличному владению навыками соответствующей темы (тем) курса обучения, с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «хорошо» соответствует достаточно полному уровню знаний и владений навыками, с небольшим количеством недоработок и с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «удовлетворительно» соответствует неполному уровню знаний и слабому уровню владения навыками, с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «плохо» соответствует слабому уровню знаний и полному (почти полному) отсутствию приобретённых профессиональных навыков по темам, оцениваемым на экзамене (зачёте).
7.1 Задания для текущего контроля освоения дисциплины студентами.

Раздел 1: Физический тренинг актёра

1.1 Тема: Коррекция.

Задания:

а) объяснить значение термина;

б) рассказать о направлениях коррекции;

в) продемонстрировать примеры коррекционной техники (упражнения).

1.2 Тема: Повышение уровня физической силы, подвижности и активности тела.

Задания:

а) продемонстрировать разминочный комплекс;

б) дополнительные способы и упражнения по теме;

в) объяснить необходимость хорошей физической формы для артиста;

г) рассказать о значении правильного дыхания и способах релаксации.

1.3 Тема: Осознание тела.

Задания:

а) рассказать о собственном опыте преодоления страхов;

б) рассказать о понимании возможностей своего тела и о работе над их расширением.

Раздел 2: Основы пластической выразительности.

2.1.Тема: Движение точки. Понятие и принципы.

Задания:

а) объяснить понятие «движение точки»;

б) показать пример по теме.

2.2. Тема: Движение точки (точек), как метод создания пластической характеристики и характерности образа.

Задания:

а) объяснить понятие «движение точек»;

б) продемонстрировать примеры в форме упражнений;

в) пример создания характерной пластики на основе движения точки (точек).

2.3 Тема: Движение точки – контроль над движением тела – повышение выразительности и пластичности тела.

Задания:

а) объяснить взаимосвязь по теме;

б) продемонстрировать примеры в форме упражнений.

Раздел 3. Основы пантомимы.

3.1. Тема: Принципы пантомимы.

Задание:

а) рассказать об отличиях пантомимы от других видов пластического (движенческого) творчества;

б) рассказать об основных принципах построения пантомимического образа.

3.2. Тема: Основные шаги и перемещения.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

3.3. Тема: Жест. Мимика.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

3.4. Тема: Постановочные этюды.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

Раздел 4. Основы акробатики и эксцентрики.

4.1 Тема: Прыжки.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

4.2 Тема: Кувырки.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

4.3 Тема: Стойки.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

4.4 Тема: Поддержки.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

4.5 Тема: Падения.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

4.6 Тема: Перенос партнёра.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

4.7 Тема: Жонглирование.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

Раздел 5. Сценический бой.

5.1. Тема: Принципы безопасности.

Задание:

а) Рассказать о принципах безопасности.

5.2. Тема: Сценическая пощёчина и самоблокирующиеся удары.

Реакция партнёра на удар, озвучивание удара.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.
5.3. Тема: Захваты и броски. Задание:

а) продемонстрировать варианты.

5.4. Тема: «Болевые приёмы». Задание:

а) продемонстрировать варианты.

5.5. Тема: Использование предметов в бою.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

5.6. Тема: Постановочные сцены боя.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

Раздел 6. Сценическое фехтование.

6.1. Тема: Принципы безопасности.

Задание:

а) Рассказать о принципах безопасности.

6.2. Тема: Стойки.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.3. Тема: Перемещения.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.4. Тема: Постановка блоков и нанесение ударов.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.5. Тема: Укол и уход от укола.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.6. Тема: Приёмы обезоруживания.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.7. Тема: Фехтование с использованием второго оружия.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.8. Тема: Использование плаща при фехтовании.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.9. Тема: Ритуальные действия с использованием холодного оружия.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.10. Тема: Особенности фехтования на мечах и саблях.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

6.11. Тема: Принципы ножевого боя.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.
6.12. Тема: Постановочные сцены.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

Раздел 7: Стилевое поведение.

7.1. Тема: Манеры и этикет древнего мира.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

7.2. Тема: Манеры и этикет средневековья.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

7.3. Тема: Манеры и этикет 16 – 19 веков.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

7.4. Тема: Манеры и этикет 20 века и современности.

Задание:

а) продемонстрировать варианты.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Козлов, Н. И. Пластическая выразительность как один из определяющихкомпонентов в создании художественного образа : учеб. пособие / Н.И.Козлов. - СПб. : Композитор · Санкт-Петербург, 2006. - 20 с. – 2 экз.

2. Кох, Иван Эдмундович. Основы сценического движения [Текст] : учебник / И. Э. Кох. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Планета музыки, 2010. - 509, [1] с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). – 47 экз.

3. Пантомима ХХ века : учеб. пособие / сост. Е. В. Маркова. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2006. - 160 с. – 4 экз.
б) дополнительная литература

  1. Карпов, Н. В. Уроки сценического движения / Карпов, Н. В. – Москва: ГИТИС, 1999. – 180 с.

  2. Кудашева, Т. Руки актера: учеб. пособие / Т. Кудашева. – Москва: Просвещение, 1970. – 190 с.

  3. Немеровский, А. Пластическая выразительность актера: учеб. пособие. – Москва: Искусство, 1976. – 126 с.

  4. Пластика и пантомима: учеб. программа / сост. Л. Ю. Лешукова. – Тюмень, 2005. – 15 с.

  5. Тышлер, Д. А. Искусство сценического фехтования / Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович. – Москва: СпортАкадем Пресс, 2004. – 272 с.


в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.

  2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.

  3. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.

  4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.art-world-theatre.ru.

  5. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

  6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

  7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles.

  8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
  9. Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06


  10. Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru.

  11. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru.

  12. Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.

  13. История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php.

  14. Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat.

  15. Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/

  16. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru.

  17. Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat.



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

а) Спортивный зал:

необходимый набор гимнастического оборудования (спортивные маты, гимнастические скамейки, «шведские стенки», гимнастические станки, подкидная доска, гимнастические палки), комплекты защиты для фехтования (маски, нагрудники), спортивные шпаги (по 2 шт. на 1 студента), тренировочные ножи, теннисные мячики (по 3 шт. на 1 студента), столы, стулья, музыкальный центр (CD\MP3).

Головные уборы и плащи для занятий по фехтованию и стилевому поведению берутся из костюмерной учебного заведения.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «Сценическое движение», вместе с дисциплиной «Танец», входит в междисциплинарный модуль «Пластическое воспитание» и относится к практическим занятиям, работа в которых строится по технологии тренинга. Освоение модуля направлено на воспитание гармоничной личности и формирование широкого диапазона пластических возможностей артиста в сфере профессиональной деятельности. Изучение модуля происходит с ориентацией на основной вид деятельности артистов драматического театра и кино, с учётом особенностей этой специализации.

Курс обучения дисциплине строится по принципу «от простого к сложному»

и последовательно формирует навыки и умения, так что пропуск в изучении одной из тем обнаружит слабость владения последующими, что требует от студента системности, работоспособности и отсутствия прогулов.

Раздел «Стилевое поведение», по усмотрению преподавателя, может изучаться параллельно с другими разделами, исходя из целесообразности.

Для занятий дисциплиной «Сценическое движение» требуется удобная, лёгкая практичная одежда и обувь спортивного или танцевального образца (конкретные рекомендации даёт преподаватель дисциплины).

Для постановочных сцен и стилевого поведения можно использовать театральные костюмы, их элементы и детали реквизита.
Рабочая учебная программа по дисциплине "Сценическое движение” составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 070301.65 «Актёрское искусство» и учебного плана по профилю подготовки «Артист драматического театра и кино», в соответствии с Программой для студентов актёрского факультета театрального института имени Б. Щукина по сценическому движению (составитель–профессор А.Б. Дрознин. Программа рекомендована Учёным советом института 04.10.2005г. протокол №1) с учётом педагогического и профессионального опыта составителя.

Автор ___________________ ( Архипов В.В. )

Согласовано: ________________ зав. Научной библиотекой (Соколова Н.П.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Минкультуры россии iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Минкультуры России за 2013 год

Минкультуры россии iconМинкультуры россии
Музыкальное искусство эстрады (повышенный уровень среднего профессионального образования), специализации 070109. 03 Звукооператорское...
Минкультуры россии iconМинкультуры россии
Вступительные испытания по литературе на базе основного общего образования проводятся письменно в виде тестов
Минкультуры россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 г. N 324 "Об утверждении статистического инструментария для организации...
Минкультуры россии iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Эффективность использования...
Отчет по теме № са-12-39 «Эффективность использования отраслевых информационных систем» Минкультуры России
Минкультуры россии iconПлан основных мероприятий республиканского месячника оборонно-массовой...
Минкультуры Чувашии, Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека, общедоступные библиотеки, образовательные учреждения...
Минкультуры россии iconМинкультуры одобрило список 50 мультфильмов для школьников Инициатива...
Об этом «Известиям» рассказал один из авторов письма в министерство, депутат Государственной думы и председатель Партии пенсионеров...
Минкультуры россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный план маоу дод «Детская школа искусств г. Печора» разработан на основе учебных планов, утверждённых и рекомендованных Минкультуры...
Минкультуры россии iconПоложение республиканского конкурса «Музыкальный эрудит»
Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, научно – методического...
Минкультуры россии iconПоложение V республиканского фестиваля-конкурса национальной музыки,...
Научно-методического отдела боу впо «чгики» Минкультуры Чувашии, Управления культуры администрации города Чебоксары Чувашской Республики....
Минкультуры россии icon12 июня в России отмечается День России
День России раньше, до 2002 года, имел название День принятия Декларации о государственном суверенитете России. День России государственный...
Минкультуры россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Государственный флаг России, Государственный герб России; Государственный гимн России ( аудиозапись), физическая карта...
Минкультуры россии iconМкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический 1 Добровольное присоединение Казахстана к России
России Герцена и Чернышевского, России В. И. Ленина. Именно с этих позиций рассматривало вопрос о присоединении Казахстана к России...
Минкультуры россии iconДоклад Начальника Отдела мвд россии по Новоалександровскому району
Директивой мвд россии от 31. 10. 12г. №1 дсп, решения коллегии мвд РФ и гу мвд россии по Ставропольскому краю, строилась в соответствии...
Минкультуры россии icon1. Начальники отделов анализа, планирования и контроля (в том числе...
Территориальные органы мвд россии на районном уровне как основное звено системы мвд россии
Минкультуры россии iconУрок по теме «Часовые пояса на карте России»
Сформировать понимание уникальности географического положения России через знакомство с современной схемой исчисления времени в России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск