Скачать 252.54 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Институт музыки, театра и хореографии «УТВЕРЖДАЮ»: ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА _______________________ Л.В.Дёмина __________ _____________ 2012г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины: Сценическое движениеПо направлению подготовки: 070301.65 Актерское искусство По профилю подготовки: Артист драматического театра и кино Кафедра актёрского искусства Квалификация (степень) выпускника специалист Тюмень— 2011 Разработчик: Заведующий кафедрой актёрского искусства, доцент Архипов В.В. Рецензент: Заведующий кафедрой актёрского искусства Самарской государственной академии культуры и искусств, доцент Шебуева О.М. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры актёрского мастерства 15 декабря 2011 г., протокол № 5. Зав. кафедрой ________________/Архипов В.В. / Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии института музыки, театра и хореографии 201 года, протокол № Председатель УМК______________/ Петрова В.В.\
1. Цель и задачи освоения дисциплины: Целью изучения дисциплины «Сценическое движение» является формирование высокопрофессионального специалиста (артиста драматического театра и кино) в области игрового (театрального) вида искусства, воспитание основ пластической культуры будущего актёра. «Так развить тело и движения и всё то, что даёт возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция». (К.С. Станиславский) К задачам освоения дисциплины относятся: а) формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций; б) всестороннее развитие тела путём разнообразной тренировки; в) выработка специальных сценических навыков; г) воспитание творческого мышления в области движения; д) воспитание творческих качеств, связанных с движением; е) освоение основных навыков сценической выразительности. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Сценическое движение» относится к профессиональному циклу и является, наряду с дисциплиной «Танец», составной частью модуля «Пластическое воспитание», формирующего пластические возможности и пластическую культуру будущего артиста. К необходимым требованиям для изучения дисциплины «Сценическое движение» относятся: а) наличие физической возможности и надлежащего состояния здоровья для занятий игровыми (движенческими) формами искусства и физической культуры; б) наличие пластических способностей, соответствующих профессиональным критериям; в) системность и последовательность в освоении дисциплины, трудолюбие и способность к самостоятельной работе. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: общекультурных - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9); профессиональных - способность самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения сценических навыков (ПК-5); готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ПК-9); в художественно-творческой деятельности: готовность к созданию художественных образов актерскими средствами (ПК-10); умение использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох (ПК-17); готовность к преподаванию основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов (ПК-24). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие основы теории и практики сценического движения, методы тренинга и самостоятельной работы над пластической выразительностью в роли. Уметь: использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, свободно выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох. Владеть: мастерством проведения актерских тренингов, преподавания основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 16 зачётных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Образовательные технологии
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценка ставится на основе: а) качества индивидуальной работы; б) качества работы в творческой группе; в) % посещаемости занятий. Оценка «отлично» соответствует полному знанию и отличному владению навыками соответствующей темы (тем) курса обучения, с учётом вышеперечисленных критериев. Оценка «хорошо» соответствует достаточно полному уровню знаний и владений навыками, с небольшим количеством недоработок и с учётом вышеперечисленных критериев. Оценка «удовлетворительно» соответствует неполному уровню знаний и слабому уровню владения навыками, с учётом вышеперечисленных критериев. Оценка «плохо» соответствует слабому уровню знаний и полному (почти полному) отсутствию приобретённых профессиональных навыков по темам, оцениваемым на экзамене (зачёте). 7.1 Задания для текущего контроля освоения дисциплины студентами. Раздел 1: Физический тренинг актёра 1.1 Тема: Коррекция. Задания: а) объяснить значение термина; б) рассказать о направлениях коррекции; в) продемонстрировать примеры коррекционной техники (упражнения). 1.2 Тема: Повышение уровня физической силы, подвижности и активности тела. Задания: а) продемонстрировать разминочный комплекс; б) дополнительные способы и упражнения по теме; в) объяснить необходимость хорошей физической формы для артиста; г) рассказать о значении правильного дыхания и способах релаксации. 1.3 Тема: Осознание тела. Задания: а) рассказать о собственном опыте преодоления страхов; б) рассказать о понимании возможностей своего тела и о работе над их расширением. Раздел 2: Основы пластической выразительности. 2.1.Тема: Движение точки. Понятие и принципы. Задания: а) объяснить понятие «движение точки»; б) показать пример по теме. 2.2. Тема: Движение точки (точек), как метод создания пластической характеристики и характерности образа. Задания: а) объяснить понятие «движение точек»; б) продемонстрировать примеры в форме упражнений; в) пример создания характерной пластики на основе движения точки (точек). 2.3 Тема: Движение точки – контроль над движением тела – повышение выразительности и пластичности тела. Задания: а) объяснить взаимосвязь по теме; б) продемонстрировать примеры в форме упражнений. Раздел 3. Основы пантомимы. 3.1. Тема: Принципы пантомимы. Задание: а) рассказать об отличиях пантомимы от других видов пластического (движенческого) творчества; б) рассказать об основных принципах построения пантомимического образа. 3.2. Тема: Основные шаги и перемещения. Задание: а) продемонстрировать варианты. 3.3. Тема: Жест. Мимика. Задание: а) продемонстрировать варианты. 3.4. Тема: Постановочные этюды. Задание: а) продемонстрировать варианты. Раздел 4. Основы акробатики и эксцентрики. 4.1 Тема: Прыжки. Задание: а) продемонстрировать варианты. 4.2 Тема: Кувырки. Задание: а) продемонстрировать варианты. 4.3 Тема: Стойки. Задание: а) продемонстрировать варианты. 4.4 Тема: Поддержки. Задание: а) продемонстрировать варианты. 4.5 Тема: Падения. Задание: а) продемонстрировать варианты. 4.6 Тема: Перенос партнёра. Задание: а) продемонстрировать варианты. 4.7 Тема: Жонглирование. Задание: а) продемонстрировать варианты. Раздел 5. Сценический бой. 5.1. Тема: Принципы безопасности. Задание: а) Рассказать о принципах безопасности. 5.2. Тема: Сценическая пощёчина и самоблокирующиеся удары. Реакция партнёра на удар, озвучивание удара. Задание: а) продемонстрировать варианты. 5.3. Тема: Захваты и броски. Задание: а) продемонстрировать варианты. 5.4. Тема: «Болевые приёмы». Задание: а) продемонстрировать варианты. 5.5. Тема: Использование предметов в бою. Задание: а) продемонстрировать варианты. 5.6. Тема: Постановочные сцены боя. Задание: а) продемонстрировать варианты. Раздел 6. Сценическое фехтование. 6.1. Тема: Принципы безопасности. Задание: а) Рассказать о принципах безопасности. 6.2. Тема: Стойки. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.3. Тема: Перемещения. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.4. Тема: Постановка блоков и нанесение ударов. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.5. Тема: Укол и уход от укола. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.6. Тема: Приёмы обезоруживания. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.7. Тема: Фехтование с использованием второго оружия. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.8. Тема: Использование плаща при фехтовании. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.9. Тема: Ритуальные действия с использованием холодного оружия. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.10. Тема: Особенности фехтования на мечах и саблях. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.11. Тема: Принципы ножевого боя. Задание: а) продемонстрировать варианты. 6.12. Тема: Постановочные сцены. Задание: а) продемонстрировать варианты. Раздел 7: Стилевое поведение. 7.1. Тема: Манеры и этикет древнего мира. Задание: а) продемонстрировать варианты. 7.2. Тема: Манеры и этикет средневековья. Задание: а) продемонстрировать варианты. 7.3. Тема: Манеры и этикет 16 – 19 веков. Задание: а) продемонстрировать варианты. 7.4. Тема: Манеры и этикет 20 века и современности. Задание: а) продемонстрировать варианты. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Козлов, Н. И. Пластическая выразительность как один из определяющихкомпонентов в создании художественного образа : учеб. пособие / Н.И.Козлов. - СПб. : Композитор · Санкт-Петербург, 2006. - 20 с. – 2 экз. 2. Кох, Иван Эдмундович. Основы сценического движения [Текст] : учебник / И. Э. Кох. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Планета музыки, 2010. - 509, [1] с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). – 47 экз. 3. Пантомима ХХ века : учеб. пособие / сост. Е. В. Маркова. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2006. - 160 с. – 4 экз. б) дополнительная литература
в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: а) Спортивный зал: необходимый набор гимнастического оборудования (спортивные маты, гимнастические скамейки, «шведские стенки», гимнастические станки, подкидная доска, гимнастические палки), комплекты защиты для фехтования (маски, нагрудники), спортивные шпаги (по 2 шт. на 1 студента), тренировочные ножи, теннисные мячики (по 3 шт. на 1 студента), столы, стулья, музыкальный центр (CD\MP3). Головные уборы и плащи для занятий по фехтованию и стилевому поведению берутся из костюмерной учебного заведения. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Дисциплина «Сценическое движение», вместе с дисциплиной «Танец», входит в междисциплинарный модуль «Пластическое воспитание» и относится к практическим занятиям, работа в которых строится по технологии тренинга. Освоение модуля направлено на воспитание гармоничной личности и формирование широкого диапазона пластических возможностей артиста в сфере профессиональной деятельности. Изучение модуля происходит с ориентацией на основной вид деятельности артистов драматического театра и кино, с учётом особенностей этой специализации. Курс обучения дисциплине строится по принципу «от простого к сложному» и последовательно формирует навыки и умения, так что пропуск в изучении одной из тем обнаружит слабость владения последующими, что требует от студента системности, работоспособности и отсутствия прогулов. Раздел «Стилевое поведение», по усмотрению преподавателя, может изучаться параллельно с другими разделами, исходя из целесообразности. Для занятий дисциплиной «Сценическое движение» требуется удобная, лёгкая практичная одежда и обувь спортивного или танцевального образца (конкретные рекомендации даёт преподаватель дисциплины). Для постановочных сцен и стилевого поведения можно использовать театральные костюмы, их элементы и детали реквизита. Рабочая учебная программа по дисциплине "Сценическое движение” составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 070301.65 «Актёрское искусство» и учебного плана по профилю подготовки «Артист драматического театра и кино», в соответствии с Программой для студентов актёрского факультета театрального института имени Б. Щукина по сценическому движению (составитель–профессор А.Б. Дрознин. Программа рекомендована Учёным советом института 04.10.2005г. протокол №1) с учётом педагогического и профессионального опыта составителя. Автор ___________________ ( Архипов В.В. ) Согласовано: ________________ зав. Научной библиотекой (Соколова Н.П.) |
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минкультуры России за 2013 год | Минкультуры россии Музыкальное искусство эстрады (повышенный уровень среднего профессионального образования), специализации 070109. 03 Звукооператорское... | ||
Минкультуры россии Вступительные испытания по литературе на базе основного общего образования проводятся письменно в виде тестов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 г. N 324 "Об утверждении статистического инструментария для организации... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Эффективность использования... Отчет по теме № са-12-39 «Эффективность использования отраслевых информационных систем» Минкультуры России | План основных мероприятий республиканского месячника оборонно-массовой... Минкультуры Чувашии, Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека, общедоступные библиотеки, образовательные учреждения... | ||
Минкультуры одобрило список 50 мультфильмов для школьников Инициатива... Об этом «Известиям» рассказал один из авторов письма в министерство, депутат Государственной думы и председатель Партии пенсионеров... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный план маоу дод «Детская школа искусств г. Печора» разработан на основе учебных планов, утверждённых и рекомендованных Минкультуры... | ||
Положение республиканского конкурса «Музыкальный эрудит» Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, научно – методического... | Положение V республиканского фестиваля-конкурса национальной музыки,... Научно-методического отдела боу впо «чгики» Минкультуры Чувашии, Управления культуры администрации города Чебоксары Чувашской Республики.... | ||
12 июня в России отмечается День России День России раньше, до 2002 года, имел название День принятия Декларации о государственном суверенитете России. День России государственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: Государственный флаг России, Государственный герб России; Государственный гимн России ( аудиозапись), физическая карта... | ||
Мкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический 1 Добровольное присоединение Казахстана к России России Герцена и Чернышевского, России В. И. Ленина. Именно с этих позиций рассматривало вопрос о присоединении Казахстана к России... | Доклад Начальника Отдела мвд россии по Новоалександровскому району Директивой мвд россии от 31. 10. 12г. №1 дсп, решения коллегии мвд РФ и гу мвд россии по Ставропольскому краю, строилась в соответствии... | ||
1. Начальники отделов анализа, планирования и контроля (в том числе... Территориальные органы мвд россии на районном уровне как основное звено системы мвд россии | Урок по теме «Часовые пояса на карте России» Сформировать понимание уникальности географического положения России через знакомство с современной схемой исчисления времени в России... |