Государственное образовательное учреждение Тульской области «Заокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю Согласовано
Директор________________ ЗД по УВР__________________
Г. Н. Смирнова Л. Н. Венина
Рабочая программа
по предмету «Музыка и пение»
для 6в класса VIII вида
2013-2014 год Рассмотрено на заседании МО учителей КЦ
(протокол от ____ августа 2013 года №1)
Составитель: учитель музыки Акимова М. А.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе для 6-ого класса
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в 8 классе в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и спокойного свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности;
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
Материально-техническое оборудование:
Музыкальные инструменты (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа);
магнитофон, видеопроектор и ноутбук, колонки;
музыкально-дидатктичесикими пособия.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010.-СБ.1.-224с.
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса
Учащиеся должны знать:
наизусть 8-10 песен и самостоятельно их исполнять;
примерное содержание прослушанных произведений;
основные музыкальные профессии, специальности;
инструменты с и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты ), струнные инструменты;
жанровые особенности программной музыки;
правила поведения при занятиях любимыми видами музыкальной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
сознательно, выразительно исполнять песни с использованием интонационно-смысловых ударений, пауз, динамических оттенков;
самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение;
выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого произведения;
пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношениям и явлениям;
осознавать причинно-следственные, временные последовательности и зависимости событий, изложенных в прослушанных произведениях.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн»
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Единая коллекция – http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/
14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка и пение» 6в
1 полугодие, 16 часов
№ урока
| Дата проведения урока
| Содержание (тема урока)
| Примечание
| 1
| 04.09.13
| Музыка и изобразительное искусство. Л. Бетховен «Adagio sostenuto». Из сонаты №14, ор. 27, №2. Разучивание песни «Наташка-первоклашка» – муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
|
| 2
| 11.09.13
| Картины природы и в живописи. Слушание «Весенняя» – муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской. Разучивание песни «В Подмосковье водятся лещи» из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»-муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.
|
| 3
| 18.09.13
| Знакомство с средствами музыкальной выразительности – ладом (мажор и минор). Музыкальная викторина «Угадай лад». Прослушивание фрагментов известных песен в мажоре и миноре. Сравнительный анализ цветов радуги с ладом. Отработка четкого, ясного произношения текстов выученных песен.
|
| 4
| 25.09.13
| Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. С. Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта». Разучивание песни «Веселый марш монтажников» из кинофильма «Высота» – муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова. Игра на цветных колокльчиках.
|
| 5
| 02.10.13
| Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Слушание «первый дождь» из кинофильма «Розыгрыш» – муз. А.Флярковского, сл. А. Дидурова. Разучивание песни «Ужасно интересно, все то, что неизвестно» – В. Шаинского, сл. Г. Остера. Игра на деревянных ложках.
|
| 6
| 09.10.13
| Картины природы в музыке и в живописи. Слушание А. Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года». Просмотр видео клипа на тему Грозы. Знакомство с средством музыкальной выразительности – динамическими оттенками. Разучивание песни «Морской капитан» – муз. В. Протасова, сл. А. Андреева.
|
| 7
| 16.10.13
| Формирование навыков кантиленного пения при разучивании песни «Лесной олень» из кинофильма «Ох, уж эта Настя» – муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
|
| 8
| 23.10.13
| Проведение музыкальной викторины «Угадай мелодию». Исполнение всех выученных песен за четверть.
|
| 9
| 30.10.13
| Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными – гобой, кларнет, фагот. Прослушивание фрагментов мелодий исполняемые этими инструментами. Разгадывание ребусов. Разучивание песни «Волшебная сказка» – муз. А. Морозова, Сл. Ю. Паркаева.
|
| 10
| 13.11.10
| Знакомство с духовыми медными музыкальными инструментами – туба, тромбон, валторна. Прослушивание фрагментов мелодий исполняемые этими инструментами. Собирание пазлов с изображением инструментов. Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» – муз. С. Намина, сл. И. Шаферанас . Знакомство с музыкальной профессией – трубач.
|
| 11
| 20.11.13
| Знакомство с ударными музыкальными инструментами – литавры, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты. Просмотр НИИ этих новых музыкальных инструментах. Игра на цветных колокольчиках. Знакомство с понятиями музыкант, композитор.
|
| 12
| 27.11.13
| Знакомство с ударными музыкальными инструментами – ксилофоном. Просмотр фрагментов выступлений лауреатов конкурсов на игре ударных инструментах. Разучивание песни «Три белых коня» из телефильма «Чародеи» – муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.
|
| 13
| 04.12.13
| Знакомство со струнными музыкальными инструментами – скрипкой, виолончелью. Прослушивание фрагментов мелодий исполняемые этими инструментами. Сравнительных анализ тембров. Игра на шумовых ударных инструментах. Разучивание песни «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простаквашино» – муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
|
| 14
| 11.12.13
| Знакомство со струнными музыкальными инструментами – альтом и контрбасом. Просмотр видео презентации об этих инструментах. «Облака из пластилина» – муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
|
| 15
| 18.12.13
| Проведение музыкальной викторины «Угадай инструмент». Концертное исполнение за четверть.
|
| 16
| 25.12.13
| Музыка и театр. Слушание: Д. Россини «Увертюра» из оперы «Вильгельм Телль». Разучивание песни «Воспоминанние о полковом оркестре» – муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского. Работа над сочинением собственного либретто к опере.
|
| 2 полугодие, 18 часов
№ урока
| Дата проведения урока
| Содержание (тема урока)
| Примечание
| 1
| 15.01.14
| Музыка и театр. Опера. Слушание: сага «Я тебя никогда не забуду…» из рок-оперы «Юнона и Авось» – муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского. Просмотр фрагмента из рок – оперы «Юнона и Авось». Разучивание песни « Ты у меня» – муз. и сл. Ю. Визбора. Знакомство с понятиями артист и певец.
| .
| 2
| 22.01.14
| Роль музыки в раскрытии содержания фильма. Слушание: Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада». Игра на музыкальных шумовых инструментах. Знакомство с понятиями солист и пианист.
|
| 3
| 29.01.14
| Сопоставление характера настроения прослушанных ранее произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений. Разучивание песни «погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых» – муз. Я. Франкеля, сл. Р. Рождественского.
|
| 4
| 05.02.14
| Музыка и киноискусство. Е. Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Творческое задание связанное с изображением красок, образа произведения. «Варяг» – русская народная песня. Игра на ложках.
|
| 5
| 12.02.14
| Музыка и киноискусство. Просмотр фрагментов фильма «Кино». Анализ соответствия музыки с тем что мы видим происходит в экране. Разучивание песни «Песенка про папу» – муз. В. Шаинского, сл. М. Танина.
|
| 6
| 19.02.14
| Роль музыки в изображении образов героев. Э. Григ «Песня Сольвейг» из музыки к драме «Пер Гюнт». Разучивание песни «Мерси боку» из телефильма «Дартаньян и три мушкетера» – муз. М, Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.
|
| 7
| 26.02.14
| Разгадывание музыкальных ребусов на тему названия фильмов и песен к ним. Игра на цветных колокольчиках. Повторение песни «Мерси боку». Инсценирование песни «Мерси боку».
|
| 8
| 05.03.14
| Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Разучивание песни «Три танкиста» из кинофильма «Трактористы» – муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.
|
| 9
| 12.03.14
| Музыка, как эмоциональный подтекст на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Игра на деревянных ложках и исполнение знакомых народных песен.
|
| 10
| 19.03.14
| Музыкальная викторина «Угадай мелодию». Повторение всех выученных за четверть песен.
|
| 11
| 02.04.14
| Особенности творчества композитора В. Моцарта. Прослушивание нескольких известных фрагментов произведений. Анализ характера звучащей музыки. Творческое задание: с помощью палитры красок отобразить настроение на ватмане всем классом. Разучивание песни «Дождь пойдет по улице…» из мультфильма «Речка, которая течет на юг» – муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
|
| 12
| 09.04.14
| Особенности творчества композитора В. Моцарта. Его настроение в его произведениях. Разучивание песни «Крылатые качели» из телефильма «Приключения Электроника» – муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. Игра на цветных колокольчиках.
|
| 13
| 16.04.14
| Особенности творчества композитора Л. Бетховена. Просмотр видео-презентации о жизни композитора. Повторение выученных песен в четверти. Разучивание песни «Священная война» – муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева- Кумача.
|
| 14
| 23.04.14
| Особенности творчества композитора Л. Бетховена. Просмотр короткого видео-сюжета о таланте Бетховена. Разучивание песни «Дружат дети всей земли» – муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова.
|
| 15
| 30.04.14
| Особенности творчества композитора Э. Грига. Знакомство с сюитой «Пьер Гюнт». Разучивание песни «Сурок» – муз. Л. Бетховен, сл. И. В. Гете, русский текст С. Спаского.
|
| 16
| 07.05.14
| Особенности творчества композитора Э. Грига. Продолжение знакомства с сюитой «Пьер Гюнт». Разучивание песни «Наша школьная страна» – муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
|
| 17
| 14.05.14
| Особенности творчества композитора Э. Грига. Продолжение знакомства с сюитой «Пьер Гюнт». Разучивание песни «Наша школьная страна» – муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
|
| 18
| 21.05.14
| Урок – викторина «Угадай мелодию». Повторение всех выученных песен за четверть.
|
|
|