Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников





Скачать 152.26 Kb.
НазваниеИнновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников
Дата публикации19.09.2013
Размер152.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Инновационный педагогический опыт «Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Информационная карта собственного педагогического инновационного опыта

1. Общие сведения.
Ф.И.О. автора опыта

Лобарева Надежда Ивановна

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»

430028, Р М, г. о. Саранск, ул. Пушкина, д. 50

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

Стаж работы 12 лет
2. Тема инновационного опыта

«Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

- Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия совершенным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии познавательных психических процессов, а познавательная активность появляется и осуществляется на их основе. Учитывая то, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается отставание в развитии психических процессов, усугубляющее речевое недоразвитие, а также недостаточность научно-методических рекомендаций по формированию словесно – логического мышления детей с ОНР, влияющего на успешность учебной деятельности, определи значимость работы по данной теме. Возникла необходимость спланировать работу по устранению недостатков речи, совершенствовать методы и приемы по активизации познавательных психических процессов.

- Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Новый подход к организации коррекционно-развивающей деятельности с использованием современных педагогических технологий с целью коррекции речи и развития познавательных психических процессов. Разработка методического и дидактического сопровождения по коррекции речи и развитию словесно-логического мышления.

В основу всего педагогического опыта положен принцип единства формирования речи и психических процессов на одном и том же познавательном материале.
- Наличие теоретической базы

  • Концептуальные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.);

  • Концепция проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, В.Т Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие);

  • Психологические исследования об использовании проблемного обучения в работе с дошкольниками (С.Л. Рубинштейн); по проблеме взаимосвязи мышления и речи (Л. С Выготский);

  • Психолого-педагогические исследования проблемы формирования познавательной деятельности у детей с недорозвитием речи (И.Т. Власенко, Ю.А. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, В.В. Юртайкин и др.); проблемы сущности понятия "творческое мышление" (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Е.Е. Сапогова и др.);

  • Современные программы обучения и воспитания дошкольников с ОНР в условиях специального детского сада (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

  • Современные технологии по использованию мнемотехники (Т.Б. Полянская, Т.В. Большева, Т.В. Малетина и др.); использование ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т.А. Сидорчук, Л.А. Шарапова, Н.Н.Хоменко и др.), логических упражнений (Т.А. Ткаченко.).

- Ведущая педагогическая идея

Возможность использования инновационных технологий в совместной и свободной деятельности детей в коррекционных группах: проблемного и проектного обучения, ТРИЗ, системы методов и приемов мнемотехники, что положительно повлияет на сознательное овладение детьми программным материалом.

- Оптимальность и эффективность средств

Разумное сочетание традиционных и современных подходов. Создание условий для развития памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения позволит активизировать познавательную деятельность детей с ОНР.

- Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение воспитанников)

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, психических процессов позволяет обеспечить полноценную готовность детей, посещающих группу компенсирующей направленности, к обучению в школе.

- Возможность тиражирования

Участие в работе Всероссийской научно-практической интернет-конференции, опубликована статья на тему: «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи».

Размещение на мини-сайте в социальной сети работников образования «Наша сеть» инновационного педагогического опыта по проблеме: «Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»; конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему: "Зиму провожаем, а весну встречаем"; мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ «Осень, осень в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам).

- Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми

Программа экологического кружка дополнительного образования "Юный натуралист

Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»

Мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ «Осень, осень в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам)

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему: "Зиму провожаем, а весну встречаем"

Методическое пособие (развивающие игры)
3. Описание инновационного опыта воспитателя
С 2004 года я работаю в коррекционной группе и постоянно взаимодействую с логопедом по проблемам речевого недоразвития детей.

На современном этапе развития отечественной системы специального образования разрабатывается новое содержание воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Каждому ребенку нужно обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально-психологических особенностей детей с целью использования всех их потенциальных возможностей, а также разработку и внедрение коррекционно-развивающих технологий, направленных на полноценное формирование как речевой, так и других видов деятельности.

Поэтому приоритетом в моей работе стала тема: «Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи». Необходимость выбора такой темы появилась, так как опыт работы выявил, что наличие речевых недостатков создает препятствие свободного общения не только в дошкольном возрасте, но и при обучении в школе. К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: наблюдается отставание в развитии психических процессов, усугубляющее речевое недоразвитие. Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволило мне определить пути педагогической коррекции психических процессов. Так как старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии познавательных психических процессов, а познавательная активность появляется и осуществляется на их основе, возникла необходимость в изучении новейших технологий и их апробации. Таким образом, актуальность и значимость этих вопросов в коррекционно-развивающей деятельности, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему и поставить цели: спланировать работу по устранению недостатков речи, совершенствовать методы и приемы по активизации познавательных психических процессов.

Цель инновационного педагогического опыта: создать максимально благоприятные условия, направленные на коррекцию нарушенного у детей речевого звена и обеспечивать максимально возможный уровень психического развития.

Задачи:

- изучить особенности развития познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

- апробировать нетрадиционные технологии в коррекционно-развивающей деятельности: методы проблемного и проектного обучения, ТРИЗ, система методов и приемов мнемотехники;

- совершенствовать традиционные методы и приемы работы по развитию речи с детьми с ОНР.

- разработать методическое и дидактическое сопровождение по коррекции речи и развитию словесно-логического мышления.

В основу всего педагогического опыта положен принцип единства формирования речи и психических процессов на одном и том же познавательном материале.

В основу инновационной деятельность положены следующие принципы:


  • Принцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Роль обучения - создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

  • Принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника.

  • Принцип доступности. Излагаемый педагогом материал, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития.

  • Принцип систематичности, последовательности и постепенности.

  • Принцип активности и сознательности. Усвоить материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии.

  • Принцип учета индивидуальных особенностей.

Реализовать указанные выше задачи стало возможно на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей, изучения особенностей развития познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Возникла необходимость также апробировать возможность использования современных педагогических технологий с целью коррекции речи и развитии познавательных психических процессов, поэтому теоретико-методологическую основу опыта составили:



  • Концептуальные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.);

  • Концепция проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, В.Т Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие);

  • Психологические исследования об использовании проблемного обучения в работе с дошкольниками (С.Л. Рубинштейн); по проблеме взаимосвязи мышления и речи (Л. С Выготский);

  • Психолого-педагогические исследования проблемы формирования познавательной деятельности у детей с недоразвитием речи (И.Т. Власенко, Ю.А. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, В.В. Юртайкин и др.); проблемы сущности понятия "творческое мышление" (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Е.Е. Сапогова и др.);

  • Современные программы обучения и воспитания дошкольников с ОНР в условиях специального детского сада (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

  • Современные технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т.В. Большева, Т.В. Малетина и др.); использование ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т.А. Сидорчук, Л.А. Мушарапова, Н.Н.Хоменко и др.); использование логических упражнений (Т.А. Ткаченко.).

Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволило определить пути педагогической коррекции психических процессов. При таком подходе данный опыт оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи решаются как во время организации непосредственно образовательной деятельности, деятельности, организованной по заданию логопеда, индивидуальной работы, так и в других режимных моментах. Основой для организации совместной и самостоятельной деятельности служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной в перспективном плане тематикой: «Осень. Периоды осени», «Овощи», «Фрукты», «Перелётные птицы» и др.

Особое значение имеет развитие у детей познавательных интересов. При этом учитывается специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. Успешное осуществление коррекционно-развивающей деятельности предполагает тесное сотрудничество с родителями.

Возникла необходимость творчески подойти к пополнению и обновлению предметно – развивающей среды, которая реализовала бы личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. Таким образом, в организации познавательной деятельности учитываются интересы и запросы каждого ребёнка.

В группе оснащены необходимым оборудованием игровые центры, решающие познавательные и речевые задачи:

- экспериментирования «Маленький ученый» (разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов);

- речевой «Говоруша» (разработан дидактический материал в виде мнемотаблицы по лексическим темам, схем – моделей, карточек - символов, пиктограмм);

- мини-музей «Земля на зернышке стоит»;

В тесной взаимосвязи с логопедом проводится коррекционная работа по устранению недостатков речи, которая строится на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира и осознанное усвоение морфологических средств языка. С этой целью организую игровые упражнения типа: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет?», «Кто больше заметит?», а так же дидактические игры, например: «Что знаешь, расскажи», «Кто что делает?».

Считаю, что основной целью организации процесса познания с целью его развивающего влияния на ребёнка, является использование проблемного обучения, направленного в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

Учитывая особенности восприятия детей, посещающих коррекционную группу, побудило создать план-схему решения проблемной ситуации:

  • Постановка проблемы оформлена каким-либо символом (сундучком, ракушкой, ракетой на старте и т.д.);

  • Актуализация знаний – в виде колодца памяти, волшебных песчинок, дозаправки для ракеты и др.;

  • Выдвижение гипотез – представлено в виде развилки трех дорог, морских волн, ступеней взлета…;

  • Проверка решения – может быть изображена в виде ключей к замку сундука, ветра для ракушки, приземления ракеты …;

  • Введение в систему знаний – в виде открытого сундучка знаний, открытой ракушки с жемчужиной, успешно совершенного полета…

Это помогает детям в целом увидеть и осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату. Я уверены, что при таком подходе технология проблемного обучения представляет детям с ОНР возможность самостоятельного приобретения знаний.

Технология проектного обучения (поисково-познавательная деятельность) совершенствует у детей умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Разработанный мною проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова», способствует активизации познавательных интересов у старших дошкольников, позволяет пополнить и активизировать словарь, пользоваться речью-доказательством

Из опыта работы могу утверждать, что существуют трудности в развитии познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи.

При организации непосредственной образовательной деятельности учитываю индивидуальные особенности и уровень психического развития каждого ребенка, наряду с развитием речи учу детей правильно логически мыслить, сравнивать и обобщать, развивать навыки анализа и синтеза.

В логопедической практике широко применяю разнообразные игровые приемы и дидактические игры, включаю в совместную деятельность с детьми специальные упражнения по коррекции высших психических функций, так как системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение. Например, игровые упражнения на развитие внимания и памяти: «Найди общее», «Летает – не летает», «Разложи предмет как я скажу», «Что изменилось?», «Найди различие», «Назови все вкусное, зеленое, деревянное».

В коррекционной деятельности мною используются логические упражнения для развития мышления и речи: «Назови одним словом» (подбирается обобщающее понятие), «Назови лишнее» (выделение лишнего предмета), «Без чего не может быть?» (Анализ ряда понятий), «Найди отличие» (на сравнение). Разработаны развивающие игры, где дети решают самостоятельно разнообразные мыслительные задачи, такие как «Узнай предмет» (по описанию), «Что сначала, а что потом?», «Что перепутал художник-Емеля?» и др.

На втором году обучения совершенствую словесно – логическое мышление путем создания игровых проблемных ситуаций, с помощью решения логических задач. Например: «В аптеке нет нужных лекарств». Возможные ситуации: ехать в другую аптеку, обратиться к соседям, друзьям.

Применяя в работе с детьми ТРИЗ - технологии, организую игры: «Да – нет», «Хорошо – плохо» (на первом этапе использую мнемотаблицы), «Полезное – вредное» (на выявление противоречий). Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. На следующем этапе решали с детьми сказочные задачи и придумывали новые сказки. Пробовали придуманные сказки изображать схематично, моделировать их.

Регулировать процесс развития речи у детей позволяет, применение системы методов и приемов мнемотехники, которые способствуют развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания. Так как мнемотехника многофункциональна, на ее основе создаю разнообразные дидактические игры, например: «Расскажи про зиму».

Итак, использование в работе методов проблемного обучения положительно влияют на развитие у детей творческого мышления, познавательной активности; проектного обучения совершенствует у детей умение анализировать, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения; методы и приемы ТРИЗ активизируют речемыслительную деятельность; системы методов и приемов мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; применение логических упражнений для развития речи эффективно совершенствуют словесно-логическое мышление и речь старших дошкольников.

Результат работы подтверждается наличием заметной динамики развития речи детей подготовительной группы, отраженной в результатах контрольного обследования. В конце второго года обучения дети в своей речи употребляют сложные по конструкции предложения, могут развернуто передавать своими словами впечатления о событиях окружающей действительности, составляют разные виды рассказов. Из 11 детей, посещающих логопедическую группу, с нормой речи выпущено 10 детей, со значительным улучшением – 1 ребенок. Данные обследования психолога подтверждают положительные результаты в развитии психических процессов.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на нормализацию речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, внимания, воображения.

Таким образом, тема «Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников», рассчитанная на 2 года обучения, дала положительные конкретные результаты. Опыт работы обобщён и систематизирован в статьях и в рамках конференции ГБОУ ДПО (ПК) С МРИО.

Автор: воспитатель Лобарева Надежда Ивановна (МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида», Республики Мордовия, г. о. Саранск).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: 1) развитие слухового восприятия (дифференциация звуков); 2) различение понятий «звук» и «буква»; 3) обогащение словарного...
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: 1) развитие слухового восприятия (различение на слух неречевых звуков, дифференциация гласных звуков); 2) обогащение словарного...
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconТема по самообразованию «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Самообразования по теме: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconСопроводительная записка
Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconКонкурс "Методическая идея!"
Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconРабочая программа учебной дисциплины по выбору сд. В2 для специальности
Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconТема: Развитие образной речи старших дошкольников на основе произведений...
Введение стр. 3
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие связной речи. Продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала. Активизация и обогащение...
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconФгбоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет» (Россия) Педагогический факультет
«Интеллектуальное развитие дошкольников и младших школьников: опыт, проблемы, перспективы»
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconУчебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция...
Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования...
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: формирование у детей речемыслительной и речедвигательной активности; коррекция эмоциональной серы и психических процессов
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconПо «Технологии» для 2 класса
Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность...
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников icon«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников...
Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,...
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconИнновационный педагогический опыт
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconРабочая программа по технологии учителя Васильевой В. М
Только так на осно- ве реального учёта функциональных возможностей ребёнка и законо- мерностей его развития обеспечивается возможность...
Инновационный педагогический опыт Коррекция речи и развитие познавательных психических процессов у старших дошкольников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск