«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности»





Скачать 371.87 Kb.
Название«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности»
страница1/3
Дата публикации03.03.2015
Размер371.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности»

Формирование

познавательно-речевой активности дошкольников

методами и приемами ТРИЗ-РТВ”

Власова А.Н.

воспитатель МБДОУ детского сада 55

МКУ «Управление образования Администрации г.Апатиты»

Первая квалификационная категория

28 ноября

2012г.

СЛАЙД 1

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять), уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.

СЛАЙД 2

Наш детский сад работает по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ детского сада № 55» основанной на комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, , парциальной программе «Безопасность» Р.Б.Стеркиной и др. авторской программе А.М.Страунинг «Росток»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным средством работы с детьми с применением ТРИЗ-РТВ является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Уже несколько лет я работаю над темой “Формирование познавательно-речевой активности дошкольников методами и приемами ТРИЗ_РТВ”.

СЛАЙД 3

Цель моей работы: показать влияние активизации воображения на процесс формирования познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.

В процессе работы для реализации цели определила следующие задачи:

♦ Учить детей мыслить системно, развивать творческое воображение.

♦ Поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас, выразительность речи.

♦ Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Проведя первичный мониторинг , пришла к выводу, что у детей не развиты мыслительные процессы, познавательный интерес, на невысоком уровне была и разговорная речь.

СЛАЙД 4

На основе полученных знаний составила перспективный план, в котором сформировала формы работы с детьми.
c:\documents and settings\wildcat\рабочий стол\img3.gif

СЛАЙД 5

На втором этапе (практическом) для развития речи детей, их творческого и интеллектуального потенциала в группе была создана необходимая развивающая среда, оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.

Подобрана и составлена картотека ТРИЗовских игр по развитию творческого мышления и познавательной активности, развитию творческих способностей.

Разработаны словесные дидактические игры: “Что общего”, “Составь цепочку слов”, “Волшебная палочка”, “Что может быть …”, “Волшебная шляпа”, “Чудесное превращение”, “Капризная кукла”, “Помоги советом”, “Садовник”, “То чего не бывает”.

Пособия и настольные игры использую как на занятиях, так и в свободной деятельности. Наиболее интересны для детей такие игры: “Что сначала, а что потом”, “Заколдованные животные”, “Садовник”, “Найди связь”, “Расскажи по схеме”, “День рождение”, “Как злого превратить в доброго”, “На неведомых дорожках”.

СЛАЙД 6

В непосредственно образовательной деятельности, в беседах, в свободной деятельности, на прогулке, в экспериментальной деятельности даю детям возможность находить истину. Стараюсь задавать проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ). Наталкиваю на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать: докажи, сравни, сочини, придумай, чем отличается? В чем причина? Как сделать по-другому?

Занятия провожу в форме свободного общения в виде диалога, в котором играю направляющую и организационную роль. На начальном этапе (во 2 младшей группе) использовала методы и приемы ТРИЗ в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями, как часть занятия.

В конце занятия подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам анализа (Что было самым интересным ? Что осталось непонятным ?).

СЛАЙД 7

Все методы и приемы ТРИЗ интересны, необычны. Но в своей работе чаще всего использую:

  • Метод фокальных объектов; ставит задачи придумать новое, видоизменить, улучшить привычный вид реального объекта, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.

  • Синектика; (Здесь важно превратить непривычное в привычное и наоборот. Например сосулька похожа на карандаш, нож, ручку.)

  • Противоречия; (Игра “Хорошо – плохо является универсальной” для решения всех противоречий. Капризная кукла)

  • Эмпатия; (Главный смысл войти в роль кого–либо или чего–либо А с помощью “волшебной шляпы” ребенка можно превратить не только в сказочного героя, но и в любой предмет, который расскажет о себе, о своем житье – бытье..)

  • Системный оператор;(помогает детям устанавливать подсистемные связи между предметами)

  • ММЧ ( где маленькие человечки – молекулы, частицы; дети строят модели твердых, жидких, газообразных веществ

  • Наоборот.

  • Фантастическая аналогия ( способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать какое-либо волшебство, фантастических животных, пришельцев из космоса)

СЛАЙД 8

Бурное развитие информационно - коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ внесли новую нотку в проведение занятий такого рода. Использование иновационных технологий на занятиях даёт возможность повысить уровень использования наглядности, производительности и эффективности занятий. При проведении игр теперь я могу обратиться за помощью к мультимедийного экрану или ноутбуку, что значительно разнообразило образовательный процесс. Например, сказка-наизнанку.

СЛАЙД 9

  • Воспитатель. Жили-были дед и баба. Просит дед бабу: «Испеки мне колобок». Баба говорит: «Муки нет». А дед все равно свое. Решила бабка к соседке сходить. Попросила муки. А соседка была злая и мука у нее тоже была...

  • Дети. Злая.

  • Воспитатель. Принесла бабка муку домой, замесила тесто, испекла из нее колобок. Как вы думаете, какой получился колобок из злой муки?

  • Дети. Тоже злой.

  • Воспитатель. А что же сделал колобок?

  • Дети. Он полежал, полежал, спрыгнул с окошка и покатился.

  • Воспитатель. А когда катился по огороду, что он сделал?

  • Дети. Потоптал рассаду, помял цветы, разогнал кур.

  • Воспитатель. Катится он, катится, а навстречу ему …?

  • Дети. Заяц. Хороший, добрый, вежливый.

  • Воспитатель. Что заяц говорит?

  • Дети. Колобок, колобок, спой мне свою песенку.

  • Воспитатель. А что отвечает колобок?

  • Дети. Убирайся с дороги, а то я тебя съем.

  • Воспитатель. Испугался зайчик и убежал. Кого потом встретил зайка?

  • Дети. Волка.

  • Воспитатель.Что говорил волк?

  • Дети. «Заяц, я тебя съем».

  • Воспитатель. Верно. Но наш колобок злой, поэтому, что он сказал?

  • Дети.Как наскочу на тебя, разорву и проглочу.

  • Воспитатель. Кого дальше встретил колобок?

  • Дети. Медведя. Медведь был добрый, гулял по лесу. Он сказал: «Здравствуй, колобок.Как дела?»А колобок ему: «Уходи, а то сейчас разорву».

  • Воспитатель. Затем встретил колобок…?

  • Дети. Лису.

  • Воспитатель. Пусть она будет плохая. Что сказала лиса?

  • Дети. Колобок, я тебя съем. А колобок ей: «Только попробуй, я сам тебя съем. Ну-ка песенку мне спой». И запела лисичка: «Я лисичка-сестричка, и умна, и хитра. Всех съем».

  • Воспитатель. Что же теперь делать? Они же сейчас подерутся?

  • Ответы детей.

  • Воспитатель. Нам нужно что-нибудь придумать, чтобы они стали добрыми. Пусть появится…?

  • Дети. Добрая волшебница.

  • Воспитатель. Что сделала добрая волшебница?

  • Дети. Угостила их чем-то волшебным, или пошел добрый дождь и они стали добрыми.

  • Воспитатель. Давайте закроем глаза и представим, как это было.

  • В это время на мультимедийном экране изображение злого Колобка меняется на доброго.

  • Воспитатель. Посмотрите, вот вернулся наш веселый и добрый колобок. А главное, что вы смогли придумать сказку и помочь Колобку стать самим собой.


СЛАЙД 10

Считаю, что положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей.

На начальном этапе в своей работе с родителями сочла необходимым познакомить с программой ТРИЗ через беседы, консультации на темы: “Что такое ТРИЗ”, “Школа творческой личности”, “Хотите ли вы умного ребенка?”.провели родительские собрания: “Развиваем творческие способности детей”, “Сказки по-новому”. В семейный клуб «Педагогика для всех” родители вместе с детьми выполняли творческие задания, рассказывали о придуманных образах, вступали в диалог друг с другом, проигрывали небольшие сценки из собственной жизни. Мы участвововали в международном конкурсе рукописной книги, где родители вместе с детьми сочинили новые сказки с помощью методов ТРИЗ . У некоторых родителей появился неподдельный интерес.

СЛАЙД 11

Считаю, что методы и приемы ТРИЗ совершенны для развития творческого мышления, воображения, а также для познавательно – речевого развития творческих способностей, так как у детей в результате обучения возросла познавательная активность и интерес, детские ответы стали нестандартными, раскрепощенными, расширился кругозор, появилось стремление к новизне, фантазированию, речь стала более образной и логичной.

СЛАЙД 12

Работа по данной теме не завершена. В дальнейшем планирую:

Продолжать работу с родителями, привлекая к активному участию в творческих конкурсах, в совместных с детьми занятиях.

Развивать познавательный интерес и речевую активность, творческое мышление, используя различные методы педагогического воздействия.

Пополнить предметно – развивающую среду материалами, пособиями, развивающими играми.

Разработать творческий проект по теме “Развитие творческих способностей дошкольников”.

«Формирование творческого мышления и познавательной активности у детей через Интеграцию образовательных областей : познавательно-речевой и конструктивноЙ»

Тихомирова С.В.,

воспитатель МБДОУ детского сада 55

МКУ «Управление образования

Администрации г.Апатиты»

2 квалификационная категория

Ноябрь 2012г.

Организация педагогического процесса в нашем детском саду осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных возрасту, и индивидуальным особенностям детей, форм образовательной работы.

Образовательный процесс в детском саду, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция - это форма взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающая целостность образовательного процесса.

Существуют разные аспекты интеграции:

- интеграция содержания и задач образовательных областей;

- интеграция видов детской деятельностей;

- использование адекватных возрасту детей форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей;

- использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Конструктивная деятельность входит в образовательную область «Познание».

Сегодня мы уделим внимание интеграции содержания и задач конструктивной деятельности в реализации задач других образовательных областей.

Давайте вспомним, что мы понимаем под конструктивной деятельностью?

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Какие виды конструктивной деятельности используются в детском саду:

- предметное;

- по схеме;

- графическое;

- сюжетное;

- из бумаги;

- по замыслу (самостоятельное).

Как мы знаем, образовательный процесс организуется по четырем направлениям. Задачи, направленные на формирование навыков и умений по конструктивной деятельности, можно решать, через интеграцию образовательных областей:

Познавательно-речевой:

  1. Познание (сенсорика, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора);

  2. Коммуникация ( развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей с лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связанной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;

  3. Чтение художественной литературы.

Социально-личностное:

  1. Безопасность

  2. Социализация (игра, моральные и нравственные нормы, гражданственное и патриотическое воспитание);

  3. Труд.

Художественно-эстетическое:

  1. Художественное творчество;

  2. Музыка.

Физическое:

  1. Физическая культура;

  2. Здоровье.

Для развития конструктивных навыков у детей мы организуем различные игры, а так же исследовательскую деятельность, когда дети знакомятся с предметами и учатся их сравнивать.

Например:

- Проводим эксперименты со строительными материалами, знакомясь с их свойствами (песок – сыпучий, если из него строить дом – он будет не прочным, камень прочный, но камень требует времени, чтобы воспроизвести необходимую форму, кирпич же прямоугольной формы, устойчив, постройка будет устойчивая).

- Экспериментирование по сказке «Заюшкина избушка».

Детям после прочтения сказки, предлагается на прогулке построить на подносе избушку лисы из снега, а зайкину избушку из веточек, или бросового материала. Поднос с постройками принести в группу, зарисовать опыт. (Видим интеграцию образовательной области конструктивной деятельности практически со всеми образовательными областями: чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, познание, продуктивная (конструктивная) деятельность, труд, художественное творчество.

- Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель игры: на ощупь найти фигуру для постройки, которая указана на схеме или выбрать в мешочке предмет определённой формы, сравнить несколько предметов, определить, в чём различия, где можно использовать и т.п. Так, сравнивая шар и куб, дети узнают, что у куба есть углы, которые делают эту фигуру устойчивой, на неё можно поставить другую деталь, а на шар нельзя, но зато куб трудно прокатить, а шар можно катать и его часто используют в украшении фасадов зданий.

Таким образом, в данной игре задачи и содержание продуктивной (конструктивной) деятельности интегрируются с задачами и содержанием познавательно-исследовательской деятельности, познавательно-речевой деятельности, формирования элементарных математических представлений, формирования целостной картины мира.

- Читая и разучивая стихи и сказки о геометрических фигурах и телах, конструктивная деятельность тесно связанно связана с образовательными областями: коммуникация, художественное творчество.

- После прочтения сказки «Три поросёнка», можно предложить детям построить 3 домика из разных материалов, как в сказке и посмотреть, почему же 2 домика развалились, а один был очень прочным. Предложить детям зарисовать свои постройки или придумать схему постройки своего домика для поросят.

- Проведение викторин с использованием загадок о геометрических фигурах и телах, составление описательных рассказов о своей постройке также тесно связывает познавательно-речевую деятельность детей с конструктивной деятельностью.

- Во время экскурсий закрепляются знания детей о конструктивных особенностях и закономерностях, происходит знакомство детей со зданиями города. Дети учатся определять их форму, высоту, цвет зданий, сравнивать с соседними зданиями (блочный – кирпичный). После экскурсий можно провести беседу, рассмотреть альбомы с фотографиями различных построек, предложить построить «Улицу нашего города» в группе из строительного материала. Одновременно обсудить с детьми безопасность постройки зданий, провести беседу о том, что рядом с домами можно построить проезжую и пешеходную дороги, какие правила должны соблюдать пешеходы и водители во время движения.

Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач конструктивной деятельности возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Спасибо за внимание!


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconИзучение возможностей современных педагогических технологий (спт),...
Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconРазвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconСистемное использование икт и развитие познавательных, творческих...
В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на...
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconМатериалы для самостоятельной работы по дисциплине
Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения....
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconУроках гуманитарного цикла
Методическая тема школы: «Формирование мотивации учебной, внеучебной деятельности и профессионального самоопределения через развитие...
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconТема: «Развитие познавательной деятельности на уроках географии»
Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании,...
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconПопель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике
Целью учебного процесса является приобретение зун, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих...
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconРазвитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой...
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconУрок провела в 7 классе. Тема урока «Тихий океан»
Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Урок способствовал развитию познавательных интересов...
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconЗадачи: расширение знаний о космосе; активизация познавательных интересов
Цель: развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможностей для самореализации ребят
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие познавательной активности, выявление и развитие творческих способностей обучающихся
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconУрок математики по теме: «Переместительное свойство сложения»
«Развитие познавательных интересов обучающихся через построение урока с использованием эор»
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconМуниципальное автономное образовательное учреждение города Костромы
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии...
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconКонспект занятия по разделу «развитие познавательных способностей дошкольников»
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной, музыкально-художественной и продуктивной деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск