Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике





Скачать 246.11 Kb.
НазваниеПопель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике
страница1/2
Дата публикации21.08.2014
Размер246.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2


Учитель математики ГОУ «ВСОШ №1»

Попель Ирина Маликовна

Личностно-ориентированные подходы в обучении математике.

Вечный вопрос, стоящий перед преподавателем: как построить уроки, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы пробудить у них желание заниматься математикой. Как построить процесс обучения, чтобы учащиеся обнаружили, что задача иногда может быть увлекательной, и что напряженная умственная деятельность может быть столь же желанным упражнением, как стремительный баскетбол?

Ответ может быть единственным - показать саму математику в процессе рождения, то есть показать рождение тех математических понятий, которые мы изучаем. Но не просто показать, а организовать процесс обучения так, чтобы каждый учащийся сам участвовал в этом открытии, то есть научить его делать это открытие, а значит научить мыслить. Проблему формирования мышления учащихся, которые пришли в учебное заведение с неоднозначным уровнем знаний, различным субъективным опытом, можно решать через личностно-ориентированные подходы в обучении.

Максимально активизировать учебный процесс возможно тогда, когда мы учитываем психолого-педагогические особенности наших учащихся. В силу известных обстоятельств лишенные временной поддержки, человеческого тепла и доверия, учащиеся особенно нуждаются в этом. Поэтому любой процесс обучения необходимо начинать с создания климата доверия, дружеского участия и помощи, когда ученик всячески поощрялся бы даже за самые минимальные успехи.

Ничто так благоприятно не сказывается на процессе обучения, как стремление педагога способствовать повышению самооценки ученика. Наши ученики имеют за плечами опыт негативного воспитания в семье и в школе, где они были изгоями, либо невостребованными, где им остро не хватало человеческого тепла и участия, что самым неблагоприятным образом сказалось на формировании их личности. Они превратились в людей ущербных, закомплексованных с низкой самооценкой, что и привело их в наши стены. Учитывая такое положение вещей, активизировать учебный процесс мы должны со стимуляции процесса психологического, ведь, чтобы разбудить интерес, внимание, желание учиться (трудиться) любой человек должен ощутить гуманное отношение к себе, психологический комфорт. Целью учебного процесса является приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Математические способности характеризуют: скорость, глубина, прочность, но это не всегда обязательно. Если хотя бы одна из них представлена в достаточной мере, то можно утверждать существование у ученика математических способностей. Информация в обучении дается всем одинаковой, но каждый преобразует, усваивает ее по-своему, что зависит от способностей учащихся.

Познавательные способности характеризуются активностью учения, его возможностью выйти за пределы заданного и преобразовать его, используя разнообразные способы, методы. Развитие личности заключается в том, что все учащиеся, решая творческие задачи развивают свои способности. При этом учитываются возможности развития. Не бывает так, чтобы ученики решали задачи на одном уровне и одинаковым способом. Поэтому надо поддерживать интерес, давая высказаться по способу решения задачи всем желающим. Вид деятельности желательно менять так, чтобы он соответствовал возможности, и тогда можно предъявить более высокие требования. Если учащиеся справляются с этими требованиями, в действие вступают новые движущие силы развития.

Основным принципом личностно-ориентированных подходов является признание индивидуальности учащихся.

Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Достаточно хорошо личностное образование учащихся раскрывается в игровой деятельности. Тем более, что игровая деятельность - одна из форм организации творческой деятельности учащихся. Уроки с использованием игровых ситуаций пробуждают, поддерживают и развивают их интерес к процессу обучения и учебному материалу. Придают процессу обучения эмоциональную окраску. Целесообразно рассматривать всю деятельность как игровую. Ведь между обычной трудовой деятельностью и игровой нет пропасти. В процессе любой деятельности есть элемент игры. При организации игровой деятельности следует учитывать степень условности игровых ситуаций.

Игровая ситуация в процессе групповой деятельности вызывает у участников чувство соревнования, престижности, желание победить и быть первым. Это создает эмоциональную напряженность между членами группы, что стимулирует творческую деятельность. В игровой деятельности создаются ситуации, которые требуют от участника самостоятельного решения, инициативы, нестандартного решения. Причем игра всегда является самоуправлением, а самоуправление предъявляет к каждому члену группы определенные требования, а учащиеся предъявляют их сами себе. Во время такой деятельности можно обсуждать идею друг с другом, спорить, отстаивать свою точку зрения, критиковать (Приложение № 1).

Наиболее эффективной технологией, учитывая специфику контингента, явилась технология коллективной познавательной деятельности. (Конспект урока с применением технологии коллективной познавательной деятельности см. в приложении №2).

На результат образования большое влияние оказывает внеурочная деятельность по предмету, целью которой является:

  • развитие интереса к предмету;

  • развитие творческих способностей;

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • формирование потребности в знаниях;

  • привитие обучаемым навыков самостоятельности и ответственности.

Применяю следующие неурочные формы работы:

  • конкурсы кроссвордов;

  • викторины;

  • игры “Счастливый случай”, “Лото”, “КОНОП” (контрольный опрос);

  • предметные недели;

  • КВН;

  • оформление стендов.

Методы, применяемые мною для проведения внеурочной деятельности, направлены на формирование у обучаемых осознания важности успешного обучения математики. При проведении предметных игр развивается познавательный интерес. Живой отклик вызвало проведение клубного мероприятия “КВН – Путешествие по океану естественных наук” по предметам естественно-математического цикла. (см. Приложение №3)

Результатом проводимых внеурочных мероприятий является не только повышение интереса к предмету, но и снятие психологического барьера между обучаемыми и изучением предмета. Выбранное направление в проведении воспитательной работы проходило в контексте основной цели, а именно, способствовало формированию коммуникативных навыков работы в классном коллективе.

Таким образом, работа, связанная с личностно-ориентированным обучением, стимулирует учителя к творчеству, поиску форм, методов, позволяет развивать личность каждого учащегося.

Литература

1. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя
математики. Москва, Просвещение, 1990г.

  1. Кари А.П. Даю уроки математики... Москва, Просвещение, 1992г.

  2. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи, 1984г.

  1. Челябинский филиал института профессионального образования
    Нестандартный урок по математике. Методические разработки.

Челябинск, 1994г.

5. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. Москва, 1996г.

6.Зеер Э.Ф. Шахматова О.Н. «Личностно-ориентированные технологии
профессионального развития специалиста».

7.Интеллектуально-познавательные игры и викторины./авт.-сост. О.П.Дудкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009г.

8. Математика. Уроки учительского мастерства. / авт.-сост. Е.В.Алтухова и др. - Волгоград: Учитель, 2009г.


Приложение 1.

ОБУЧАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ

ПО ТЕМЕ «МНОГОГРАННИКИ»

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: Учебная модификация игры «Восхождение по ступеням»

ЦЕЛИ:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об отдельных
    видах многогранников.

  • завершить систематическое изучение многогранников в процессе
    решения задач на вычисление площадей их поверхностей.

  • развивать навыки самостоятельного и оперативного мышления, речевой
    культуры, терминологической грамотности, умения применять
    теоретические знания на практике.

  • развивать творческую и прикладную стороны мышления,
    пространственное воображение учащихся.

  • продолжить формирование навыков умственного труда - планирование
    своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая
    оценка результатов.

  • продолжить формирование алгоритмического мышления.

  • Воспитывать познавательную активность, внимательность и сосредоточенность.

  • продолжить формирование интеллектуальных и морально-этических
    качеств личности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебники геометрии

  • рабочие тетради, чертежные принадлежности

  • линейки для измерения

  • таблички с названием многогранников, формулы (на магнитах)

  • модели плоских фигур (различные виды многогранников)

  • модели многогранников для демонстрации

  • модели многогранников для выполнения практической работы, 30шт.

  • чистые листы для оформления практической работы, тестовых заданий

  • алгоритмы на планшете

  • папки с тестами

  • цветные листы для составления кроссвордов

  • цветные листы с таблицами

План занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя;

  2. Основная часть занятия:

    I СТУПЕНЬ

    (обобщающе-повторительная)

    Математический диктант с фронтальной комментированной проверкой

    II СТУПЕНЬ

    (наглядно-теоретическая)

    Повторение теоретических знаний сопровождается показом моделей многогранников. Учащиеся показывают знание теории, умение отличать многогранники друг от друга внутри классификационных подгрупп. На доске – необходимые термины и формулы.

    III СТУПЕНЬ

    (практическая)

    Дифференцированная практическая работа на вычисление площадей полных поверхностей многогранников (даны по моделям) по заданному алгоритму с взаимопроверкой.

    IV СТУПЕНЬ

    Выполнение заданий разной степени сложности (3 уровня) с элементами творчества.

    3 уровень – тестовые задания;

    2 уровень – цветные карточки (составление кроссвордов)

    1 уровень – цветные карточки (заполнение таблицы)

  3. Подведение итогов занятия.



Приложение 2

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛА

(обобщающий урок)
Цели урока.

Дидактическая:

Проверить знания основных теоретических вопросов изучаемой темы (понятий, определений, свойств, формул).

Проверить степень усвоения методов решения примеров и задач, умений и навыков практического применения знаний по теории.
Воспитательная:

Повышать математическую эрудицию учащихся (свободное владение материалом, знание основных понятий, формул и терминологии).

Воспитывать у учащихся четкость и грамотность выполнения заданий, собранность, организованность, внимание, чувство ответственности.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карты ПО, листы самоконтроля
Ход урока.


  1. Организационный момент. 5 мин.

А) Проверка списочного состава, выдача тетрадей.

Б) Мотивация познавательной деятельности.

Мы закончили изучение темы “Применение интеграла ”. Сегодня у нас заключительный урок.

Урок этот не обычный - смотр знаний по теме. Опираясь на полученные знания и умения мы будем решать примеры и задачи. Каждый этап работы будет оцениваться в баллах. В конце занятия баллы суммируются и будут выставлены оценки.

Максимальное количество баллов-20.

12-16 баллов – “3”

16-18 баллов – “4”

18 – 20 баллов –“5”



  1. Проверка знаний по теории. 5-7мин. (2 балла) (по листам самоконтроля)



  1. Что называется неопределенным интегралом?

  2. Свойства неопределенного интеграла.

  3. Что называется определенным интегралом?

  4. Свойства определенного интеграла.

  5. Геометрический смысл определенного интеграла.


А сейчас проверим, как вы знаете формулы интегрирования.

3.Индивидуальная практическая работа. 7мин. (5 баллов)
Раздать учащимся карточки с нанесенными на них матрицами с формулами (4 варианта, приложение) и раскрывают крылья доски.

На одном написаны слова: “У математиков существует свой язык – формулы” (С. Ковалевская).

На втором задание:

1в. ; ; ; ;
2в. ; ; ; ;

3в. ; ; ; ;

4в. ; ; ; ;
Преподаватель предлагает на матрицах найти правую часть и записать начало формулы в клеточке под соответствующим номером. Через 5 минут работы сдают. Пока работы оцениваются, показать эталон заполнения карточки.

4. Фронтальная практическая работа. 5мин. (3 балла) (Работа у доски).

В. Какие способы интегрирования вы знаете?

О. Непосредственное интегрирование;

Подстановкой.

К доске вызываются 2 учащихся. Выдаются карточки, на которых написано по примеру на каждый из способов интегрирования. Учащиеся должны определить какой способ следует применить и решить пример с объяснением. Остальные решают в тетради.


  1. Метод непосредственного интегрирования:





  1. Интегрирование подстановкой:




Мы повторили методы интегрирования, а теперь давайте еще раз закрепим. Но на этот раз работу немного усложним. Кто скажет, как вычисляется определенный интеграл?

На карточках три примера, два из них устно, комментируя с места, а третий решают все. Два человека решают с другой стороны доски, чтобы потом всем вместе проверить.


  1. Решение прикладных задач. 25 мин. (5 баллов)

(работа малыми группами)
Русский математик, основатель Петербургской математической школы Пафнутий Львович Чебышев сказал: “ Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под ее влиянием, она открывает им новые предметы для исследования или новые стороны в предметах давно известных”. Сам Чебышев придавал очень большое значение прикладным задачам.
В. Как вы думаете, при решении каких задач можно применять определенный интеграл?

О. Для вычисления площади плоской фигуры;

объема тела вращения;

определения пути;

определения работы переменной силы;

определения силы давления.
Разделить класс (по 3-4 человека). Каждой группе выдается карточка с задачей и все вместе решают задачу. Через 10 минут ребятам выдаются еще карточки, на которых написано:

  1. Все-все

  2. Экзаменатор

  3. Делегат

  4. Доверие

  5. Преподаватель выбирает.

Проверка идет игровым методом. Оценки получает вся группа.
1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями и .
Этапы решения:

построить графики данных функций;

найти пределы интегрирования;

решить задачу. (ответ 1/6 кв.ед.)


2.Тело движется с переменной скоростью . Какой путь пройдет тело за первые две секунды?
Скорость – это производная пути по времени.

;

По условию , , S-?



  1. Сила в 60Н. Растягивает пружину на 2 см. Первоначальная длина пружины 14 см. Какую работу нужно совершить, чтобы растянуть пружину до 20 см.?


По закону Гука сила F, растягивающая пружину, пропорциональна растяжению пружины, т.е. F = kx.

Используя условие, находим , и, следовательно, F = 3000x. Так как пружину требуется растянуть на 0,06м, то




  1. Определить силу давления воды на стенку шлюза, длина которого 20м., а высота 5м. (считая шлюз заполненным доверху водой).


Для вычисления силы давления жидкости применяют формулу:

.

В нашей задаче y = f(x) = 20, a =0, в = 5, кг/м.

Используя формулу для вычисления давления жидкости, находим:

.


  1. Работа по картам программируемого опроса. 25 мин. (5 баллов)


Каждому учащемуся выдается карточка ПО с заданием. Учащиеся выполняют работу в тетрадях для практических работ. За 5 минут до конца урока учащиеся меняются работами. Им сообщаются правильные номера ответов. Проверяют друг у друга и ставят оценку.


  1. Подведение итогов урока. 6 мин.


Пока ребята выполняют задание преподаватель подводит итоги , в конце занятия прибавляет полученные баллы и выставляет оценки.


ЛИСТЫ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Что называется неопределенным интегралом?

  2. Свойства неопределенного интеграла.

  3. Что называется определенным интегралом?

  4. Свойства определенного интеграла.

  5. Геометрический смысл определенного интеграла.


Вариант 1.


1
а


2
lnx + C



3
x + C


4


1
lnsinx + C


2

-сtgx + C

3

tgx + C

4

сosx + C

1



2



3



4


1



2



3



4

-

1



2



3



4




Вариант 2.


1



2




3




4




1





2




3




4




1





2




3




4




1





2




3




4



1



2




3



4



Вариант 3

1



2



3


4


1



2



3



4



1




2


3



4



1



2


3


4


1




2



3


4


Вариант 4


1




2





3



4



1



2


3


4


1



2


3


4


1




2



3


4


1




2



3



4



Вариант 1


ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

  1. Вычислить интегралы:



1. 2. 3. - 4. -

2.

1. 2 2. 0 3. 1 4. –2

3.

1. 1 2. – 1 3. - 4.

  1. Вычислить площадь фигуры,

ограниченной линиями y = cos2x,

у = 0, х = 0 и х =


1. - 2. 1 3. 4. – 1

  1. Вычислить путь, пройденный

точкой за время от t = 0 до t = 4,

если v(t) = 3t- 2t см/с.


1. 46см. 2. 48см. 3. 40см. 4. 38см.


Вариант 2


ЗАДАНИЕ

ОТВЕТЫ

  1. Вычислить интеграл:



  1. 10 2. –10

3. 9 4. 27

2.

  1. 1,5 2. – 1,5

3. 0 4 . 3

3.

  1. 2. -

3. - 4.

  1. Вычислить площадь фигуры,

ограниченной линиями

у = sinx, y = 0, x = , x =

  1. - 2.

3. 1 4. –1

  1. Точка движется с ускорением

В момент времени t=1

точка имела v=5см/с. Вычислить

скорость движения в момент t = 3с.

  1. 20см/с 2. 19см/с

3. 14см/с 4. 18см/с

Вариант 3


ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

  1. Вычислить интегралы:




1. 9 2. – 21 3. –9 4. 21

2.


1. 9 2. – 9 3. 4.

3.


1. – 1 2. 1 3. 12,4 4. – 12,4

  1. Вычислить площадь фигуры,

ограниченной линиями у = cos,

у = 0, х = , х =




  1. – 1,5 2.

3. 3 4. 1,5

  1. Точка движется по закону,

меняющемся с ускорением а = 2t.

В момент t = 1 v = 2 и х =3.

Найти координату точки, как

функцию от времени.

  1. 2.

3. 4.


Вариант 4


Задания

Ответы

  1. Вычислить интеграл:






  1. – 5 2. 4

3. – 8 4. – 4

2.

  1. 0 2. – 6

3. 3(- 1) 4. –3( + 1)

3.

  1. 4,5 2. – 4,5

3. 3 4. – 3

  1. Вычислить площадь фигуры,

ограниченной линиями

у = sin , у = 0, х = , х =

  1. – 1 2. 1

3. 4. 3

5. Вычислить путь, пройденный точкой от t = 1c до t = 3c, если зависимость задана уравнением v(t)=2t – 2 см/с.

  1. 3см. 2. 2см.

3. 4см. 4. 5см.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconКонспект урока по математике 1 класс
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconКонспект урока физики в 11 классе
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconАнализ воспитательной работы моу «Большерагозинская основная общеобразовательная...
Общешкольная методическая тема: «Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении». Исходя из общешкольной методической...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconУрок обобщения и закрепления знаний и способов деятельности
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconУроках математики Фамилия Назарбегова
Технологии обучения – традиционные и личностно ориентированные
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconЧтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении...
Я – учитель физики. Свою основную задачу я всегда видела в том, чтобы формировать у своих учеников систему взглядов, систему ценностей,...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике icon«использование информационных технологий в обучении аудированию»
Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconПрограмма проведения кмо тема: «Использование здоровьесберегающих...
«Использование здоровьесберегающих технологий в личностно- ориентированном воспитании и обучении школьников»
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: интегрированные, информационно – коммуникационные, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Концепции ос «Педагогика здравого смысла», ее принципам обучения личностно-ориентированные
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconТема занятия
Реализуемые педагогические технологии : личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconМетодическая разработка урока по учебной дисциплине: «Товароведение...
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconРеализация межпредметных связей в обучении математике учащихся основной школы
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в...
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconРабочая программа учебной дисциплины 3 информатика 3
Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области 35
Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск