Скачать 159.08 Kb.
|
Урок литературы в 11 классе Тема урока: Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний и способов деятельности. Учитель: Логовская Е. Ф. Цели. Образовательные:
Развивающие: Содействовать развитию
Воспитательные:
Форма урока: урок - эвристический семинар Технологии: личностно - ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств ИКТ в предметном обучении. Оборудование: 1.Мультимедийный проектор, ПК, экран, программное обеспечение «MS Power Point» на базе “MS Windows XP”; непосредственно презентация. 2.Раздаточный дидактический материал – программы задания для работы в группах. Домашнее задание к уроку:
выразительное чтение стихотворений по списку, заучивание наизусть одного стихотворения, анализ заученного стихотворения «Молитва»1914г, «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был…», «Мужество», «Русская земля»1962
Составить коллаж на тему « Моя Родина» (1-2 уч-ся); Составить витражи мудрости – высказывания русских поэтов о Родине (1-2 уч-ся); Ход урока 1.Организационный этап. 2. Здравствуйте, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Наш урок называется: «Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой». Откройте тетради и запишите число и название темы урока. (установка интереса, мотивация, побуждение к активной работе). Сегодня на уроке мы раскроем своеобразие эволюции темы Родины в лирике Анны Ахматовой через ознакомление с основными этапами (вехами) жизненного и творческого пути поэтессы и анализ ее стихотворений, мы будем сравнивать литературные произведения разных авторов о Родине. Слово учителя: С первого класса мы так или иначе участвовали в обсуждении темы Родины. «С чего начинается Родина?» На этот вопрос отвечает каждый человек. И, наверно, для каждого в звучании слова скрыто близкое, дорогое, родное…Давайте поговорим о том, что для вас значит это слово. 2. Выступление индивидуально подготовившихся учащихся с демонстрацией коллажа «Моя Родина». А теперь мы с вами совершим виртуальную экскурсию по Родине А.Ахматовой. 3. Получение новой информации, осмысление, соотношение с уже имеющимися знаниями Слово учителя, демонстрация презентации: ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ. СЛАЙД № 1. «Географическая трансформация Родины Анны Ахматовой». СЛАЙД № 2 . Царское Село – удивительное красивое место. Страна детства и юности А.Горенко. Страна вдохновения. СЛАЙД № 3 Есть в Царском Селе уникальная статуя. Скульптор П.П.Соколов ваял молодую молочницу Перетту, случайно разбившую кувшин с молоком. А получилась самая настоящая античная нимфа, изысканная, печальная и необъяснимо притягательная - символ красоты и вдохновения. И родилась легенда: царскосельская статуя может передать чудесный дар поэтической гармонии. «Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит,» - с восхищением написал А.С.Пушкин. А вот Анна Горенко, вглядываясь в красавицу, вдруг испытала укол ревности: И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюблённой… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой,- так обращается Ахматова к своему кумиру – А.С.Пушкину. Ей порой казалось, что тень Пушкина мелькает на дальних дорожках парка, и она чуть ли не искала с ним встреч. «Царское Село, - говорила Ахматова,- исток жизни и вдохновения». СЛАЙД № 4 Слепнёво, принадлежащее свекрови Ахматовой, было удобным местом отдыха. Дом был добротный, бревенчатый, деревенский, хотя нёс в себе черты «господской» постройки. Здесь вырос на попечении у бабушки Лев Гумилёв. Сейчас слепнёвский дом перевезён на окраину Бежецка и является музейным достоянием. Но мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба и тоска… 1913 СЛАЙД № 5 Петербург-Петроград-Ленинград. Есть у Ахматовой стихотворение «Лотова жена»: И праведник шел за посланником Бога, Огромный и светлый, по черной горе. Но громко в жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь еще посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила... (1924) Ахматова, подобно Лотовой жене, никогда не смогла бы уйти из Петербурга, не оглянувшись, даже зная, что последний взгляд будет стоить ей жизни. Этот город слишком много для неё значил. Это город-судьба. Молодость, любовь, друзья, поэтические вечера, известность – все связано с Петербургом. СЛАЙД № 6 Разочарование в любви, трудное время выживания, безбытность – всё связано с Петроградом Ведь где-то есть простая жизнь и свет, Прозрачный, тёплый и весёлый… Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный. СЛАЙД № 7 Фонтанный Дом - многолетнее пристанище Ахматовой. Здесь Анна Андреевна прожила в общей сложности около трех десятков лет. Во дворце графов Шереметьевых она особенно глубоко чувствовала свою неразрывную связь с русской историей, с Петербургом... Здесь ею написано множество стихотворений и литературоведческих работ Я С ТОБОЮ НЕРАЗЛУЧИМА, ТЕНЬ МОЯ НА СТЕНАХ ТВОИХ Здесь Ахматова в 30-е годы написала «Реквием». Писала страницу, запоминала и сжигала, даже вслух не могла произнести, потому что её комнаты прослушивались, она была под постоянным наблюдением СЛАЙД № 8 Кресты. Бесконечные очереди. Страдание. Трагичная неизвестность. Судьба сына. А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем оборвана связь, Ни в Царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов… И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слёзы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. СЛАЙД № 9 В 2006 году (почти через 40 лет написания «Реквиема» напротив знаменитых «крестов» был открыт памятник Анне Ахматовой. Скульптор Галина Додонова: "Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына». СЛАЙД № 10 Ленинград. Блокада. Воспоминания Ольги Берггольц об Анне Ахматовой: «…около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома… С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома…» В сентябре 1941 года А.Ахматова обратилась к ленинградским женщинам по радио: «Я, КАК И ВСЕ ВЫ СЕЙЧАС, ЖИВУ ОДНОЙ НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРОЙ В ТО, ЧТО ЛЕНИНГРАД НИКОГДА НЕ БУДЕТ ФАШИСТСКИМ». СЛАЙД № 11 Но ложимся в неё и становимся ею, Оттого и зовём так свободно своею. Строки из итогового стихотворения А.Ахматовой «Родная земля» Рефлексия после просмотра презентации : Представьте, что сейчас мы можем собрать коллаж «Родина Анны Ахматовой». - Какие картины-символы вы обязательно бы включили в этот коллаж? ( Как правило, большинство предложенных картинок будет соотноситься с географическими образами, ребята повторят то, что увидели: Царское село, Петербург, Кресты, Пушкин, памятник Родина-мать и т.д.) Хорошо, но я думаю, что наш коллаж получился весьма небогатым. Ведь подобные образы можно отнести ко многим русским людям, жившим в то время и в тех географических местах. Чтобы иметь полное представление об отношении Анны Ахматовой к своей Родине, нам предстоит погрузиться в лирику великой русской поэтессы. Анна Ахматова прожила долгую жизнь, она была свидетелем многих переломных исторических событий в России. Слишком много тяжёлых испытаний выпало на долю этой женщины, но она никогда не переставала писать стихи. «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных,» - писала Анна Ахматова. 4. Реализация домашнего задания: Ребята! На дом вам было дано задание: выучить и проанализировать одно стихотворение Ахматовой о Родине. И сейчас мы объединимся в творческие группы или, вернее сказать, в пары (так как нас мало) для совместной работы на тему: «Эволюция темы родины в лирике Ахматовой». Каждой группе была дана программа работы по возрастающему уровню сложности. И сейчас вы должны будете, сравнив ваши анализы стихотворений, взаимодополнив и объединив их, прийти к общему знаменателю и заполнить таблицу. По окончанию работы каждой группе предстоит выразительно рассказать стихотворение и проанализировать его. Время работы в группах- 5 минут. Организация работы в группах «Эволюция темы Родины в лирике А.Ахматовой» Группа 1(уровень сложности 1): Открытие темы. Стихотворение «Молитва»1914г. Группа 2(уровень сложности 2): 1917. Революция. Проблема выбора. Стихотворения «Не с теми я , кто бросил землю…», «Мне голос был…» Группа 3(уровень сложности 2): 30-е годы. Сталинизм, репрессии. «Реквием» /отд. главы/ Группа 4(уровень сложности 1): Великая Отечественная война. Стихотворение «Мужество» Группа 5(уровень сложности 3): «Русская земля»1962 Программа работы для 1 группы.
Заполнить таблицу.
Программа работы для 2 группы.
Программа работы для 3 группы. В центре работы – Вступление и Эпилог
Программа работы для 4 группы.
* Сравните стихотворение Ахматовой «Мужество» и стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»
Программа работы для 5 группы.
*Сравнить стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» и М.Ю.Лермонтова «Родина»
(Работа в группах) Организация выступлений учащихся (выразительное чтение и сообщение). Итак, наши группы готовы. Слово предоставляем представителям первой группы. Открытие темы. Чтение и анализ стихотворения «Молитва» 1914 г. 1917. Революция. Анализ двух стихотворений «Не с теми я , кто бросил землю…», «Мне голос был…». Слово представителям второй группы. Вопрос: - Одинаково ли отношение Ахматовой к тем, кто бросил землю и изгнанникам? А какова участь оставшихся на Родине? Спасибо второй группе за работу. Приступаем к анализу поэмы «Реквием». А что же такое «Реквием». «Реквием» - по начальному слову латинского текста «Reguiem aetenam dona eis Domine» - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса. Католическое богослужение по умершим, одновременно это обозначение траурного музыкального произведения. А теперь мы прослушаем авторское чтение отрывка «Реквием», услышим голос самой Ахматовой. (Авторское чтение отрывка поэмы). (Чтение Вступления поэмы учителем в музыкальном сопровождении). 30-е годы, сталинизм, репрессии. Приступаем к анализу отдельных глав поэмы «Реквием» (Вступление и Эпилог). (Обратить внимание на толкование слова «реминисценция»). Давайте вспомним, что же такое реминисценция. Реминисценция – отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении. Вопрос: - Почему Ахматова употребляет столь редкое для того времени слово «Русь»? - (Какие выразительные средства языка встречаются в поэме «Реквием»?) Великая Отечественная война. Стихотворение «Мужество». Пожалуйста, четвертая группа, вам слово. Вопрос: - Почему стихотворение называется «Мужество»? И завершает чтение а анализ стихов о Родине 5 группа. Стихотворение «Русская земля»1962 год. Вопрос: - Сравните стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» и М.Ю.Лермонтова «Родина». Что общего в этих стихотворениях. А сейчас смотрим на получившуюся таблицу. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ /вариант/
5. Обобщение. Вопросы: - Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине? - Что значит Родина для А.Ахматовой? Для того чтобы нам было легче сориентироваться, мы прослушаем витражи мудрости, строки русских поэтов, современников Ахматовой, о Родине, подготовленные учащимися. БЛОК: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слёзы первые любви! Образ России-жены ЕСЕНИН: «Чувство родины – основное в моём творчестве» Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… …………………………… Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. …………………………………. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». В.МАЯКОВСКИЙ: «Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды - / которое будет»; «И я, / как весну человечества, / рождённую / в трудах и в бою, / пою / моё отечество, / республику мою!». /И другое по выбору учащихся./ Итак: - Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине? - Что значит Родина для А.Ахматовой? Родина в творчестве русских поэтов – возлюбленная, жена, мать. А.Ахматова воспринимает судьбу России, как свою. Она не предала России, не покинула ее, несмотря на все страдания, выпавшие на ее долю. Вместе с Родиной, с народом она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни себе. Частотный словарь имён С. Гиля показывает: в творчестве А.Ахматовой слово «Родина» повторяется 9 раз, слово «Отчизна» – 4 раза, «Россия»- 5 раз, «Русь» – 2 раза, «край» – 15, а вот слово «земля» – 80 раз (для сравнения, слово «любовь» – 65 раз, «песня» – 63). Именно слово земля (одно или в сочетании с определением родная) наиболее часто используется в творчестве Ахматовой для обозначения Родины. Вопрос: - Как вы думаете, почему она делает такой выбор? ( Словосочетание родная земля – синоним слов родина, отечество, отчизна. Но оно отличается от них стилистической и эмоциональной окраской. В нём нет того высокого тона, как в словах «отечество», «отчизна», оно более конкретно, чем слово «родина». Анна Ахматова утверждает: родная земля - это самое святое для человека, с ней человек связан неразрывно). Конкретизируем название нашего коллажа- коллаж «Родная земля» Анны Ахматовой». Какие образы-символы вы хотели бы добавить для нашего коллажа и почему? ( крест, колокол, церковь, храм, святые иконы, могила и т.д.) 6.Подведение итогов: самооценка и взаимооценка учащихся по группам. Домашнее задание: Подготовиться к зачёту (уроку контроля) по творчеству А. Ахматовой. |
Фрагменты уроков Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая цель: Создать условия для получения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного и... | ||
Пашатова Екатерина Анатольевна учитель английского языка Муниципального... Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | Сценарий урока по теме: «Политика гласности: достижения и издержки» 9 класс ... | ||
Урок закрепления, обобщения и контроля знаний Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; экран; мультимедиапроектор, периодическая система | Урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков Цель: развитие, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме, умений применять знания в стандартных условиях и нестандартных... | ||
Тема урока: «Применение производной» Профиль Форма проведения: интегрированный урок обобщения и закрепления знаний и умений учащихся по данной теме | Урок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения" Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии | ||
Уроку Добычиной Лилии Вячеславовны, учителя математики Тип урока – урок обобщения и закрепления знаний, в форме сюжетного урока по сказке «По щучьему велению, по моему хотению». Имеет... | Урок Тип урока Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний полученных при изучении темы «Квадратные неравенства» | Типы уроков I. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок заочная экскурсия (урок, основанный на... | Урок закрепления теоретических знаний Образовательные: вызвать объективную необходимость будущей деятельности;способствовать овладению знаниями по теме «Масса. Единицы... |