Вариант анализа (самоанализа) урока в аспекте деятельностного подхода.
Прослеживается ли образовательная, развивающая и воспитательная цель урока, его задачи?
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее материала, урок обобщения, урок контроля знаний и умений учащихся, урок коррекции знаний и умений)?
Соответствует ли построение урока поставленной цели и содержанию, соблюдаются ли этапы(организационный этап, этап постановки целей и задач урока, этап проверки домашнего задания, этап актуализации опорных знаний, усвоения новых, этап проверки понимания учащимися новых знаний и их закрепление, рефлексия и заключительный этап) их логическая последовательность и дозировка во времени?
Определяет ли педагог сам цель урока или предлагает это сделать учащимся?
Обеспечивает ли учитель мотивацию при изучении данной темы, применялись ли с этой целью специальные приемы, организованы ли были и дисциплинированны дети на уроке?
Обосновываются ли выбор форм и методов обучения (наблюдение, опыт, поисковая активность, сравнение, чтение и др.), а также выбор содержания требованиям образовательного стандарта, потребностям и интересам учащихся, спецификой учебного предмета, системой работы учителя?
Умение учителя владеть группой и организовывать работу детей, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей, стиль тон в работе, педагогический такт, наблюдательность, находчивость, культура речи, мимика, жесты, пользуется ли педагог авторитетом у детей? Ориентирована ли деятельность на уроке на образовательный результат, созданы ли ситуации комфортности (темп, ритм урока, атмосфера доброжелательности и уважения, толерантность учителя). Созданы ли условия для предупреждения утомляемости учащихся (элементы аутотренинга, фрагменты релаксации, применение наглядных пособий, чередование видов деятельности, физминутки). Учитывались ли учителем уровень актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития? Шло ли развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, речи? Присутствовала ли на уроке эмоционально благоприятная атмосфера, применялись ли психологические паузы и разрядки?
Нацелена ли деятельность учителя на формирование УУД учащихся? Связана ли теория с практикой, использовался ли жизненный опыт учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности, умеют ли они связывать изучаемый материал с ранее пройденным и устанавливать межпредметные связи, применять знания в самостоятельной работе, связывать факты, новые понятия, закономерности?
Присутствовала ли доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности учащихся? Прослеживалась ли постановка учителем проблемных вопросов и создание проблемной ситуации, применялась ли диалоговая форма общения, создавались ли нестандартные ситуации?
Осуществлялась ли обратная связь учитель-ученик?
Реализовывалось ли дифференцированное обучение на уроке и предлагались ли задания разного уровня сложности (их чередование и разнообразие)?
Проводился ли анализ глубины понимания учащимися учебного материала на этапе проверки и закрепления нового материала, шло ли закрепление полученных знаний и умений, устранялись ли в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях?
Проводился ли анализ своей и совместной деятельности наэтапе рефлексии урока?
Проводилась ли оценка учащихся при подведении итогов (каким образом, класса в целом и каждого учащегося в отдельности)?
Как давалось домашнее задание, его инструктаж? Учитывался ли объем, предоставлялось ли право выбора?
|