Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни





Скачать 122.39 Kb.
НазваниеЧтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни
Дата публикации30.08.2014
Размер122.39 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Физика > Закон
Конструирование урока физики

в личностно-ориентированном образовании.
Я – учитель физики. Свою основную задачу я всегда видела в том, чтобы формировать у своих учеников систему взглядов, систему ценностей, научный стиль мышления, стремление к творчеству, саморазвитию.

Знакомство с идеями и методами личностно-ориентированного обучения в большой мере дало ответ на многие мои вопросы.

Овладение методом «Физика образов», «Методом эмоциональной остановки» (автор М.С.Атаманская) вооружило меня настоящими механизмами осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении физике и раскрепостило меня как учителя.

Пересмотр позиций ученика и учителя в образовательном процессе явился определяющим для меня в выборе основных направлений моей педагогической деятельности в настоящее время. Я поняла, что личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности в целом, а не отдельных её качеств.

Среди задач по реализации научного метода познания в физике в личностно-ориентированной дидактике я выделяю задачу конструирования образовательного процесса, основными идеями которого я считаю:

- обеспечение оптимального соответствия выбранных модельных средств познавательным целям;

- опору на все аспекты субъектного опыта ученика, как это имеет место быть в ходе приобретения обыденного знания;

- учёт естественной логики познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка;

- обеспечение динамических переходов от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливая аналогии;

- обеспечение переключения фокусов произвольного и непроизвольного внимания;

- обеспечение позитивного эмоционального фона при освоении физики;

- использование позитивных элементов обратной связи между учащимися в группе и между ними и учителем.

Считаю, что от учителя в личностно-ориентированной педагогике требуется умение задавать себе вопросы: зачем, как, для чего он проводит урок, какой смысл вкладывает в объяснение, убеждение, поощрение; какие смыслы зарождаются при этом в сознании ученика.

Стало ясно, что нужно учиться дидактике партнерства и урок проводить не ради вопросов, а ради формирования волевых, моральных, познавательных качеств ученика.

На первом плане в совместном проектировании учебной деятельности должен идти собственный чувственный опыт ученика; переход к изучению абстрактных понятий возможен только через чувственное познание.

При обучении физике я стараюсь задействовать все три сенсорные системы восприятия, поэтому я даю возможность ученику рисовать схемы, таблицы; представляя образы, проговаривать символы и знаки, составлять конспекты, личные пособия по теме.

Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни.

Я стараюсь организовывать взаимную обратную связь учащихся, чтобы они рассказывали друг другу о практических результатах своего изучения физики.

Проведение исследовательских работ завершается индивидуальной рефлексией учеников, в ходе которой они отвечают на вопросы: на какие знания опирались при объяснении того или иного процесса, какие ошибки были допущены и почему; где могли бы применить полученные знания?

Конструирование учебной темы я провожу так, чтобы вначале дать возможность ученикам увидеть её «с высоты птичьего полёта», чтобы ученик получил нужные ориентиры, заинтересовался; потом только следует основное поэтапное прохождение материала, работа с учебником; а завершается изучение темы уроком интеграции знаний.

Помня о том, что физика должна развивать не только логику, но и воображение, можно применять различные способы построения учебной темы на основе:

- межпредметной интеграции (астрономии и физики, например);

- внутрипредметной интеграции (комплексное изучение явлений, имеющих различную природу, но одинаковые характеристики);

- модели;

- нахождения аналогий в других предметах;

- опережающего эксперимента по теме.

Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Оно помогает учащемуся конкретизировать, подбирая примеры, тот материал, который дается в отвлеченной форме; помогает наполнить живым содержанием символическую наглядность. Особое внимание я стараюсь уделять организации на уроках и дома творческих работ, когда от учащихся требуется самостоятельное создание новых образов: физических сочинений, представлений физических явлений в рисунках, создание компьютерных презентаций, работа над проектом (см. приложение 1,2).

Эффект организации творческой деятельности учащихся становится значительно выше, когда учитель не только знает, каким должен быть образ, но представляет процесс его создания; учит быстрому и целесообразному отбору материала, систематизации его.

Преподавание физики через образы является иногда просто необходимым, так как психологи считают, что именно образы легко усваиваются и остаются в памяти человека очень долго; стираются нюансы и детали, а образ остаётся. Кроме этого, «мысль рождается из образов».

Метод графических образов делает каждого ребенка участником анализа подчас сложных физических процессов.

Дети, которые не могли и не хотели рассуждать о каких-то теориях, стали ощущать себя первооткрывателями; стали с удовольствием рассказывать, применяя собственные рисунки, о физических явлениях.

Этот метод можно использовать как при решении конкретных физических задач, так и при структурировании содержания темы и создании условий смыслового восприятия изучаемых процессов, для усвоения скрытых от непосредственного восприятия свойств и отношений, не вытекающих из самого существования отдельных предметов.

Например, при изучении темы можно предложить ученикам на отдельных карточках нарисовать модели различных процессов, как они себе их представляют; затем попросить обосновать их перед группой. Потом эти же карточки можно встраивать в решения задачи в качестве иллюстрации и определенной ситуации, располагая их в определенном порядке, составляя по ним рассказ о явлении.

При решении задач можно предложить ученикам такие задания:

- назвать явление по указанному учителем номеру карточки;

- расположить карточки с явлениями, встречающимися в условии задачи в нужном порядке;

- подобрать соответствующие карточки для иллюстрации процесса изменения внутренней энергии тела по условию задачи;

- представить полный набор карточек, иллюстрирующий по порядку все процессы, происходящие с телом;

- расположить по порядку карточки, на которых написано отдельное явление в таком порядке, чтобы получился метод решения задачи.

В своей работе я тоже широко использую язык «образов» и «знаков». Создание опорных конспектов является совместным творчеством учителя и ученика на уроке. В этой деятельности ученики в процессе восприятия нового материала отображают изучаемые явления или объекты в графической форме. Я полностью согласна с М.С.Атаманской, что в этой деятельности ученик переживает радость собственного видения процессов и их осмысления, связывает видимое и невидимое. И здесь уже слово «графически» может наполняться иным смыслом. Найденные логические связи, отображенные с помощью графического рисунка, позволяют взглянуть на явление шире, увидеть аналогии в других областях знаний. Совершенно очевидно, что здесь уже работает не только конкретный опыт ребенка, но и его интуиция и творческое воображение.

Технология графических образов состоит из шести последовательных этапов – смысловых модулей.

На первом этапе ученика погружают в специально организованную среду – «опережающий эксперимент по теме». Целью данного этапа является погружение ученика в само изучаемое явление, проживание процесса на интуитивно-эмоциональном уровне, подключение непосредственного опыта ребенка и опора на него. На данном этапе осуществляется первый шаг естественнонаучного метода – наблюдение. Познание действительности осуществляется через восприятие. Ожидаемый результат этого этапа - накопление первичной информации, рождение гипотез, первых попыток объяснения явлений.

Второй этап – это конструирование учебных задач. На этом этапе все гипотезы, как верные, так и неверные, должны быть переведены в учебные задачи. Мастерство учителя заключается в том, чтобы на равных обсудить все гипотезы, дать им право на существование, ибо каждая гипотеза отражает характер мышления конкретного ученика.

Третий этап – конструирование учебного текста. Как сказано у М.С.Атаманской, это своеобразная «форма» учебной деятельности. Этот этап отражает продуктивную деятельность учащихся по созданию целостного описания явления на основе накопленных наблюдений и логических построений. Это сложная форма деятельности, и учитель должен создавать «ситуацию успеха» каждому ребенку, поощряя любое движение мысли, инициативу и желание создать завершенную картину.

На четвертом этапе работы предполагается работа с учебным текстом, выполнение упражнений, лабораторных работ. Текст учебника является образцом логически продуманного и выстроенного содержания темы. Выполнение упражнений – обязательная часть отработки знаний, умений и навыков. Этой же цели служат и лабораторные работы. Они помогают ученику пройти весь путь научного исследования: от постановки задачи до получения и осмысления результатов. Ожидаемый результат этого модуля – приведение отрывочных знаний в систему, формирование ЗУН на уровне требований к подготовке учащихся, соотнесение собственных первоначальных представлений со сложившейся системой знаний.

На пятом этапе предлагается решение класса предметных задач методом эвристического моделирования. Ученик самостоятельно знакомится с образцами готовых решений. Через готовое решение ребенок учится определять «слабые места» в своих рассуждениях, определяет свои затруднения и учится выходить из них. На своих уроках я несколько модифицирую предложенный подход. Я предлагаю сначала попытаться решить задачу самостоятельно. Если учащийся не видит решения, ему предлагается прочитать сначала первую фразу, которая, возможно, подскажет ему направление движения, и еще немного подумать и т.д. Если же не удается решить задачу самостоятельно, даже с такими остановками и пояснениями, я советую прочитать решение от начала до конца, затем закрыть текст решения и попытаться воспроизвести решение опять же самостоятельно. Это помогает ученику определить, какие именно моменты оказались для него сложными, и разобраться в них, возможно, с помощью учителя. С этой же целью я организую групповую работу по решению класса задач, которые являются определяющими на пути осознания пройденного материала.

На шестом этапе происходить обобщение знаний, формируется индивидуальная научная картина «мира изученной темы». Именно для осознания того, что картина мира в голове каждого ученика индивидуальна и уникальна, ребенку предлагается перед началом завершающей деятельности вспомнить, что самое интересное и необычное он сегодня узнал, чем занимался, что открыл.

Конструирование урока физики в личностно-ориентированной дидактике слагается из:

- создания образа-замысла урока;

- создания технологической карты урока, в которой нужно продумать основные этапы урока, продумать оптимальную стратегию ученика и учителя, но в ходе урока нужно, конечно, перестраивать свой замысел по ситуации, помня, что «искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, затем удовлетворять её»;

- видения текущего момента, его чувствование.

Очень эффективным для организации научного познания в физике я считаю метод научного прогнозирования, суть которого сводиться к:

- теоретическому предсказанию;

- экспериментальной проверке гипотезы;

- сравнению теоретических и экспериментальных данных и формулированию вывода.

В процессе работы ученик рассуждает, отбирает оборудование, намечает и осуществляет план действий, сопоставляет результаты рассуждений и опыта, формирует выводы; главное – он действует самостоятельно, причем не стихийно, а осмысленно.

После этих действий ребенок с удовольствием оформляет отчёт о проделанной работе и испытывает желание выполнять ещё и ещё.

Оживляется любой урок, когда при изучении физики ученику предлагается предсказать, как будет вести себя тело, если…; или предсказать событие, или новое явление. А уж какова радость детей, когда их гипотеза подтверждается опытом.

Конструирование личностно-ориентированного урока можно производить по известной в когнитивной психологии модели ТЕСТ → ОПЕРАЦИЯ → ТЕСТ → ВЫХОД, когда все мыслительные и поведенческие процессы организованы вокруг фиксированной цели и способов её достижения.

В чём же суть каждого этапа урока в соответствии с предложенной моделью и что приходится конструировать учителю?

Первый этап. Запуск процесса, который включает действия: совместное целеполагание и мотивацию; выбор учениками личных предпочтений; обсуждение возможностей построения эксперимента и т.д.

Второй этап. Планирование действий учителя, действий учеников, методов работы, возможные диалоги учителя и учеников.

Чтобы не упустить ранее наработанные, удобные для себя приемы педагогической техники, можно в листы, предназначенные для планов будущих уроков, вписать эти приемы заранее.

Третий этап. Проверка достигнутого для сравнения текущего состояния усвоения с желаем. После проведения этой операции нужно организовать обратную связь для коррекции действий.

Четвертый этап. Выход, когда совместно принимается решение о том, продолжить работу над проблемой или закончить работу.

В качестве примера приведу конструирование личностно-ориентированного урока.
Тема урока «Механическая работа»

7 класс

Цели:

- познакомить учащихся с физической величиной «механическая работа», расчётом совершаемой работы в ходе эксперимента;

- развить измерительные навыки;

- совершенствовать рефлексию учащихся о собственных стратегиях выполнения эксперимента, о значении полученных результатов.

Место урока в учебной программе: данный урок следует за вводным уроком, на котором ученики познакомились с различными механизмами, их ролью в облегчении труда человека. Теперь им предстоит количественно оценить действия, совершаемые человеком, механизмом.

Инструменты личностно-ориентированной технологии:

- учёт сенсорных систем;

- использование логических уровней;

- применение модели ТЕСТ → ОПЕРАЦИЯ → ТЕСТ → ВЫХОД.
Этапы урока

1. Совместное целеполагание и мотивация в форме диалога.

Возможные вопросы:

Что вы ощущаете при переходе с первого этажа на четвертый? Как вы думаете почему?

Поднимите брусок над столом. Какие условия необходимы для осуществления этого действия?

Есть ли устройства, совершающие подобные действия?

Можно ли количественно оценить эти действия? Приведите примеры.

2. Операции для достижения цели:

а) диалог о том, как можно научиться, количественно оценивать действия, совершаемые телами, и что для этого нужно знать;

б) работа учащихся с текстом учебника с применением метода эмоциональной остановки;

в) обсуждение того, что удивило, что оказалось непонятным;

г) формулирование собственно понятие «работа» в быту и в физике на основе рассмотрения различных житейских примеров;

д) самостоятельное описание физической величины «механическая работа» в тетради по известному алгоритму;

е) диалог о том, как будут применяться полученные знания при расчете механической работы, совершенной при различных возможных действиях; выбор возможности осуществления эксперимента по измерению работы, совершаемой по перетаскиванию бруска по столу или подъему бруска на определенную высоту и т.д.

ж) самостоятельная работа учащихся по определению механической работы при совершении выбранных ими действий.

3. Проверка достигнутого:

а) составление индивидуального отчета о проделанной работе по примерному плану:

- Что делал?

- Графическое изображение установки и смыслового восприятия процесса.

- Какие величины измерял?

- Как рассчитал работу? (Не обязательно написание формулы.)

- Результат.

- Сравнение и оценка величины работы, совершённой в ходе эксперимента, с величиной работы, совершаемой различными телами, механизмами (с использованием таблиц из справочника по физике и технике);

б) рефлексия групповая о затруднениях при выполнении действий, о возможных рациональных предложениях при выполнении экспериментов и т.д.
4. Выход.

Дома предлагается описать возможные применения полученных знаний на практике.

Безусловно, конструирование содержания образования учителем – дело нелёгкое, трудоёмкое, но всё окупается тем, что оно даёт то, что процессы обучения и учения становятся взаимно согласованными, а отношения «учитель - ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора; значительно улучшается динамика качества знаний, позитива в процессах учения и обучения.

Заключение.

В моей профессии я считаю главным любовь и доброту. Трудно быть учителем, не легче быть и учеником. У каждого ребенка есть потребность не только в приобретении знаний, но и в эмоциональном контакте.

Учитель должен найти подходящие слова для ребёнка, когда у него не всё получается, поддержать словами «молодец», «умница», «я рада за тебя» даже тогда, когда успехи ученика менее чем скромны. Ведь это воспитывает у ребёнка уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым; испытав чувство радости за свой труд, ученик приобретает интерес к деятельности.

В своей работе стараюсь поддерживать стиль сотрудничества и равновесия. Не важно, сколько лет моему сегодняшнему ученику, в этом мире Природы мы все равны, это только общество нас делит на различные группы.

Для ребёнка учение – это нелёгкий труд. Я должна и могу организовать и обеспечить этот труд, научить ребят гордиться своими успехами, не останавливаться на достигнутом, верить в свои силы и получать интеллектуальное наслаждения от учёбы.

Проблема, над которой я работаю, - воспитание творческой личности в процессе обучения.

На каждом уроке стараюсь создать положительные мотивы деятельности учащихся, сблизить урок с жизнью, активизировать каждого ученика для восприятия учебного материала, учитывая особенности, интересы, склонности ребенка.

Реализовать на практике все мои планы помогает интеграция идей педагогических технологий: ориентация на разноуровневый результат, создание проблемных ситуаций, личностно-ориентированная направленность, организация сотрудничества в группах и самостоятельная внеурочная деятельность.

Каждый урок – это прожитое новое мгновение моей жизни. Мои дни, года бегут неумолимо, я боюсь остановиться, оглянуться, а так ли я всё делала? Я стараюсь смотреть только вперед, стараюсь ориентироваться на завтрашний день. Изучаю методическую литературу, знакомлюсь с опытом других учителей, обучаюсь на дистанционных курсах, так как учитель не только учит, но и постоянно учиться сам, мне просто интересно находится в постоянном поиске, ведь движение – это жизнь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconТема занятия
Реализуемые педагогические технологии : личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconПояснительная записка Данный элективный курс способствует формированию...
Позволяет более глубоко использовать знания, полученные на уроке при изучении физических явлений, процессов, законов
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconПлан-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для воспитания этих качеств подходят личностно-ориентированные технологии, в центре которых – личность ребенка, реализация его природного...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconВопрос №1. Обязательно ли присутствие ребёнка при записи его в 1-ый класс?
Во время записи в 1-ый класс желательно присутствие ребенка. Первое знакомство с будущим первоклассником поможет определить его мотивацию...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconУроках математики Фамилия Назарбегова
Технологии обучения – традиционные и личностно ориентированные
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconКонспект урока по математике 1 класс
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconКонспект урока физики в 11 классе
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconПовышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения...
Разования при этом, это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconРеферат «Спортивное ориентирование это спорт для всех»
Очень часто слово «сориентировался» мы произносим в повседневной жизни. Ориентирование такой же естественный процесс для человека,...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconУрок обобщения и закрепления знаний и способов деятельности
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconПопель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике
Целью учебного процесса является приобретение зун, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих...
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconТематическое планирование по биологии 11 класс
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, я стараюсь вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни iconУрок основная организационная форма
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск