Скачать 128.08 Kb.
|
МОУ «Гимназия № 26» Учителя, работающие в ШБУ в этом учебном году
Расписание занятий 1750 – 1810 1815 - 1835 1840 - 1900
Пояснительная записка Цель программы – успешная психологическая адаптация детей к условиям школы; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования; расширение форм дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад (так называемых неорганизованных детей), которые испытывают дефицит детского общения и не всегда получают необходимую подготовку к школе. В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные и развивающие технологии. Особенностью программы является ее компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое. Основные задачи программы: 1. Обеспечить возможность единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ. 2. Формировать готовности детей к школьному обучению. 3. Создать условий для интеллектуального развития ребенка. 4. Формировать внутреннюю учебную мотивацию, другие мотивы учения. 5. Научить ребенка активно использовать свой опыт в приобретении основным навыков речевого развития, грамоты, чтения и математического восприятия в сжатые сроки. 6. Научить ребенка слышать и видеть учителя, сознательно воспринимать информацию на уроке и выполнять его требования. 7. Помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребенку в процессе обучения. Программа базируется на следующих принципах:
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей 5 – 6-летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. Учебный план
Чтение, письмо и развитие речи Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением). Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки. Задачи работы по развитию речи с детьми 5 – 6 лет: 1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; 2) развитие грамматического строя речи; 3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка; 4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей; 5) обучение звуко-слоговому анализу слов; 6) развитие мелкой моторики руки; 7) формирование элементарных представлений об окружающем мире. Содержание работы 1. Лексическая и грамматическая работа: – обогащение словарного запаса детей; наблюдение над много-значными словами в речи; – употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений). 2. Развитие связной речи: – ответы на вопросы, участие в диалоге; – подробный пересказ текста по зрительной опоре; – составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок; 3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха: – знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением; – знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; ударные и безударные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; – выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; – выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; – «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. 4. Обучение звуко-слоговому анализу: – звуковой анализ состава слогов и слов; – дифференциация понятий «звук» и «буква»; – соотнесение букв и звуков. 5. Формирование элементарных представлений об окружающем мире: – Моя семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Профессии моих родителей. – Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. – Времена года: лето, осень, зима, весна. Дни недели. – Природа и человек. Мир растений. Мир животных. Влияние человека на растения и животных. Труд человека. Значение воды на Земле. Значение воздуха на Земле. – Наш дом. Земля как планета. Космос – Вселенная. В результате работы дети могут: • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; • отвечать на вопросы педагога; • задавать свои вопросы; • подробно пересказывать текст по зрительной опоре; • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; • выделять звук в начале слова; • различать звуки и буквы; • узнавать и называть буквы русского алфавита; • соединять звуки в слоги; • элементарные правила поведения в городе и природе; • о правилах личной безопасности; • о службах помощи; • свой адрес, название страны, города; • родственные отношения; • о сезонных изменениях в природе; Письмо и развитие мелкой моторики Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу. Цель работы – подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе. Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитывающие
В результате работы дети могут: • обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции; • штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки; • воспроизводить основные элементы русского прописного письма. Формирование математических представлений Основные цели:
Предметное содержание Количество и счет Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Количественный состав чисел из двух меньших чисел в пределах 10. Образование чисел путем присчитывания 1. Деление целого на части, сравнение и уравнение множеств по числу. Упорядочивание групп предметов (в пределах 10) по возрастанию и убыванию их численности. Геометрические фигуры Ознакомление с плоскими геометрическими фигурами - кругом, квадратом, прямоугольником, овалом, треугольником, трапецией, ромбом. Ознакомление с объемными фигурами - шаром, кубом, параллелепипедом, цилиндром. Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Изображение отдельных элементов геометрических фигур (отрезок, точка). Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур. Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Свойства предметов Сравнение, классификации по свойствам (цвет, форма, величина, материал) с выделением одновременно 2-3 свойств. Упорядочивание предметов по размеру, массе. Ориентирование во времени Ориентировка в частях суток, днях, недели, временах года, выделение их последовательности и использование слов: вчера, сегодня, завтра, раньше, скоро. Определение и условное обозначение временных отношений: сутки-неделя, неделя-месяц, месяц-год. Ориентирование в пространстве Выделение пространственных отношений: направо - налево, назад - вперед, на, под, над. Определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентирование на плоскости листа бумаги в клетку Выделение пространственных отношений на листе бумаги (условными знаками). Задачи на логическое мышление Формировать умение осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания. • Самостоятельное создание различных символов и знаков. Выполнение действий по знаковым обозначениям. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10 Сложение, вычитание, присчитывание и отсчитывание по единице. Формирование арифметического действия и способы его выполнения. Самостоятельное придумывание задач, загадок. В результате работы дети могут: • называть числа от 1 до 10; • продолжить заданную закономерность; • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию; • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра; • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.); • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; • объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом; • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»; • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета. Темы занятий 1.Знакомство Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и с учителем, осознать себя как личность; создание условий для более близкого знакомства детей в группе. 2. «Я и мое имя» Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты. 3. «Когда всем весело, а одному грустно» Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния. 4. «Волшебные слова» Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные слова»: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста… 5.Знакомься: твоя память Цель: знакомство с понятием «память», «зрительная память»; осознание детьми роли зрительной памяти в жизни и в учебе. 6. «Как я слышу слово» Цель: знакомство с понятием «слуховая память»; осознание детьми роли слуховой памяти в жизни и в учебе. 7. «Учусь запоминать» Цель: развитие зрительной и слуховой памяти; поиск индивидуальных способов запоминания. 8. Кто я: левша или правша? Цель: формирование представлений о ведущей руке; расширение у детей представлений об их психологических особенностях. 9. Знакомься: твое внимание Цель: знакомство детей с процессом внимания; развитие внимания. 10. Внимание и интерес Цель: дать детям представление о различных видах внимания; развитие произвольного внимания. 11. Я знаю, как быть внимательным Цель: развитие произвольного внимания; закрепить знания детей о том, как можно развивать свое внимание. 12. Умение читать настроение другого Цель: научить детей определять настроение другого человека и как вступать с ним в контакт в различных ситуациях. 13. Знакомься: твоя воля Цель: дать представление детям о понятии «воля»; развитие волевой устойчивости. 14. Сплочение детей в группе Цель: развивать навыки взаимодействия в коллективе, поддержки друг друга и доверия к товарищам. 15. Знакомься: твое мышление Цель: дать представление о понятии «мышление», о мыслительных операциях, которые я могу совершать; развитие мышления. 16. «Четвертый лишний» Цель: развитие мыслительных операций: обобщение, аналогии, сравнение. 17. «Учусь мыслить и рассуждать» Цель: развитие мыслительных операций: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей. 18. «Ученье - свет, а неученье - тьма» Цель: способствовать желанию учиться, получать знания; показать, что знания необходимы. Цель: 19. Урок и перемена Цель: дать представление о школьных правилах, о поведении на уроке и перемене; выявить школьную мотивацию. 20. Навыки взаимодействия Цель: создание положительного эмоционального настроя в коллективе; обобщение полученных знаний; мотивация на встречу в новом учебном году. Страница |