Скачать 86.38 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 г. Приволжска Рассмотрено на заседании РМО Согласовано. Утверждаю. Учителей физики. 2010г. 2010г. Протокол № от Зам. Директора по УР Директор школы Руководитель РМО Романова Ю.Е. Ламохина О.В. Епифанова О.С. Элективный курс ФИЗИКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА Составила: учитель физики МОУ ООШ № 12 Романова Юлия Евгеньевна. 2010г Пояснительная записка Данный элективный курс способствует формированию учащихся представления о науке физики, знакомит их с различными приборами (устройствами)- историей их создания, принципами их действия, применение их в различных областях жизни человека. Позволяет более глубоко использовать знания, полученные на уроке при изучении физических явлений, процессов, законов. Цель курса – создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания, показать роль физики в жизни современного человека. Задачи курса: Познавательные: показать проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, расширить кругозор учащихся сведениями из истории жизни великих учёных. Развивающие: формировать умения мыслить логически, делать выводы, развивать речь. Воспитательные: 1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся: дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, аккуратности, честности. 2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлечённости, познавательного интереса, активности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности. 3. Воспитание культуры речи. 4. Воспитание положительных мотивов обучения. Курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 часа. Программа предоставляет широкие возможности для саморазвития учащихся. На занятиях целесообразна как групповая, так и индивидуальная работа учащихся с использованием презентаций, таблиц, схем, рисунков. При такой организации ученику предоставляется право выбора изучения темы, возможность создания рефератов, докладов. Программа позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, составлять проекты, решать качественные, расчетные и графические задачи по теме программы. Данный курс направлен на воспитание учащихся чувства уверенности в своих силах и способностях, помогает в подготовке и сдаче Единого Государственного Экзамена. Учебно-тематическое планирование.
Содержание программы. Тема I. Введение. Познакомить учащихся с содержанием курса, определить задачи и основные вопросы, которые будут изучаться. Рассказать о формах обучения и контроле знаний. Тема II. Тепловые двигатели. 1.Изобретение паровой машины в 1784 году английским изобретателем Дж. Уаттом. Паровая машина – это промышленный двигатель того времени, который приводит в движение станки, паровозы, пароходы, автомобили. 2. Что такое тепловой двигатель? Виды тепловых двигателей. КПД. Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве. Охрана окружающей среды (рефераты). 3. Теория реактивного движения. Конструкция космической ракеты. Турбореактивный и турбовинтовой двигатели. 4. К.Э.Циолковский - история жизни великого конструктора. Реактивно-космическая техника. Значение космических исследований для человечества. Тема III. Физика и энергетика. 1.Познакомить учащихся с различными видами электростанций. 2.Ядерный реактор и его использование в АЭС. 3. Советские атомщики и ядерщики: Г.Гамов, Д.Иваненко, Г.Флеров, К.Петржак, И.Курчатов, А.Сахаров. 4.Экскурсия в ОАО «Энергетики». Тема IV . Электрический двигатель. 1. Объяснить учащимся принцип действия электрического двигателя. Показать преимущество использования электрического двигателя перед тепловыми двигателями. Тема V. Водный транспорт. Воздухоплавание. 1.Сила Архимеда. Ареометр. Исследование её действия: « Подводная лодка из картофеля». 2. Воздушный шар. Дирижабль- транспорт прошлого и будущего? Тема VI. Физика и музыка. Рассказать учащимся о том, что музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей жизни. Чем отличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как его получить? Музыкальные инструменты, отличие звуков разных инструментов: громкость, высота тона, тембр. Тема VII. Физика и архитектура. Архитектура относится к области деятельности человека, где особенно прочен союз науки и искусства. Показать значение физики в современной архитектуре и строительстве. Зависимость прочности конструкции от её формы, архитектурная бионика, подземные города, высотные здания (зарисовка по теме). Тема VIII. Рентгеновские лучи. 1.В.Рентген. Открытие рентгеновских лучей. Свойства рентгеновских лучей. Рентгеновская трубка. Применение. 2. Экскурсия в ЦРБ. Рентгеновский кабинет. Тема IX. Электролиз. 1. Электролиз. Закон электролиза. 2. Применение электролиза. Экскурсия на завод «Красная Пресня». Тема VI. Лазер. 1. Рассказ о природе света. Как возникает свет. Оптический квантовый генератор- лазер. Принцип действия. 2. Применение лазера в медицине, науке, металлообработке, военных целях (рефераты). 3. Экскурсия в лазерную лабораторию. Рассказ научного сотрудника о голографии, лазерном интерферометре. Распознание образцов вещества с помощью лазера. Методы и средства обучения. В элективном курсе используются различные методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Требования к знаниям и умениям учащихся. В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать и понимать:
Учащиеся должны уметь: -описывать изучаемые физические явления и процессы; - приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления; - приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях; - осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников. Литература: 1.Куприн М.Я. Физика в нашей жизни. М.: Просвещение, 1985. 2.Рыженков А.П. Физика. Человек. М.: Просвещение, 2001. 3.Ланина Ч.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991. 4.Латинецкий И.П. Бионика. М.: Просвещение, 1976.глава 6. 5.Транковский С.В. Книга о лазерах. М.: Детская литература, 1998. 6.Энциклопедия « Физика для детей». М.: Аванта+, 2001 7.Кириллова И.Г. « Книга для чтения по физике». М.: Просвещение, 1986 8.Алексеева М.Н. «Физика–юным». Электричество. М.: Просвещение, 1980. 9.Дягилев Ф.М. « Из истории физики и жизни её творцов». М.: Просвещение,1986. |
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Практическое применении циклоиды в различных областях жизни и деятельности Цель научной работы: изучить замечательную кривую циклоиду и найти для нее практическое применение в различных областях жизни | Конкурс рефератов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Предмет и история эмбриологии Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Методические указания к самостоятельной работе Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Никола тесла ржонсницкий Б. Н. Глава первая Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс рассчитан на учащихся... Асширить и систематизировать знания учащихся по темам «Векторы» и «Метод координат на плоскости» таким образом, чтобы они могли использовать... | Сергей Владимирович Мясоедов Рыжов А. И., Мендрина Г. И., Логвинов С. В Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Проректор по научной и инновационной работе гоу впо оргма росздрава Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного... |