Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Место курса в образовательном процессе.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Курс «Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 11 классов как профильного, так и общеобразовательного уровня.
Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 и 2 часа; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.
Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
Углубленное изучение отдельных тем курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-10 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
лексика;
фонетика;
морфемика и словообразование;
орфография и морфология;
синтаксис;
пунктуация;
языковые нормы.
А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.)
Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Критерий оценки.
Работа учащихся оценивается следующим образом: Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например,
Лист контроля Название темы
| Кол-во заданий
| Макс. балл
| Набран. баллы
| Оценка
| Фонетика
| 10
| 10
|
| Зачет
| Словообразование
| 10
| 10
|
| Зачет
| Итоговая тестовая работа
| 29-8-10
| 29-8-10
|
| Зачет
| Итог
|
|
|
| ЗАЧЕТ
| В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – за содержание,5 баллов – за грамматику).
Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.
Дополнительный обучающий материал.
В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:
Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2010-11.
Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.
Учебное пособие для учащихся.
В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку ФИПИ ЕГЭ–2010-11: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.
Рабочая тетрадь для учащихся.
При изучении элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» учащиеся используют две тетради:
Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и т.д.).
Тетрадь ЕГЭ. Тренировочные тесты по русскому языку. В этой тетради ребята работают дома. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3 раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля).
Тематическое планирование.
№
|
Тема
| Кол-во часов
| Срок
| Вып.
| 1
| Вводное занятие. (Что такое КИМы, ЕГЭ. Требования к их выполнению).
| 1
|
|
| 2
| Речь. Последовательность расположения предложений в тексте. (Задания при микротексте).
| 1
|
|
| 3
| Фонетика. (Согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие).
| 1
|
|
| 4
| Морфемика и словообразование. (Разбор слова по составу и словообразовательный разбор).
| 1
|
|
| 5-8
| Орфография и морфология.
| 4
|
|
| 9
| Синтаксис.
| 1
|
|
| 10
| Синтаксис. (Синтаксическая характеристика предложения).
| 1
|
|
| 11
| Синтаксис. (Вводные слова и вставные конструкции).
| 1
|
|
| 12
| Пунктуация. (Знаки препинания при однородных членах с союзами).
| 1
|
|
| 13
| Пунктуация. (Знаки препинания в про
| том и сложном предложениях).
1
|
|
| 14
| Пунктуация. (Знаки препинания при обособленных членах предложения).
| 1
|
|
| 15
| Повторение синтаксиса.
| 1
|
|
| 16
| Языковые нормы. (Орфоэпические нормы. Морфологические нормы).
| 1
|
|
| 17
| Языковые нормы. (Синтаксические нормы Лексические нормы).
| 1
|
|
| 18-20
| Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
| 3
|
|
| 21-22
| Анализ изобразительно-выразительных средств.
| 2
|
|
| 23
| Повторение изоб-выр.ср.
| 1
|
|
| 24
| Комплексный анализ художественного текста.
| 1
|
|
| 25
| Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.
| 1
|
|
| 26
| Оценочные слова и речевые клише.
| 1
|
|
| 27-30
| Написание рецензии.(Часть С)
| 4
|
|
| 31
| Оформление бланков ЕГЭ.
| 1
|
|
| 32-33
| Тестовая работа.
| 2
|
|
| 34
| Итог
| 1
|
|
| Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
|
| |