2.1. Русский язык 5-6 класс
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по русскому языку адресована 5-6 классам основной школы.
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Цели обучения
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения рассчитана на следующее количество часов в 5,6,7 классах:
Класс
| Общее количество часов в году
| Часов в неделю
| Из них федеральный компонент
| Из них региональный компонент
| 5
| 210
| 6
| 3
| 3
| 6
| 210
| 6
| 3
| 3
| 7
| 140
| 4
| 3
| 1
| Новизна и отличие рабочей программы от примерной и рабочей программы
В.В. Бабайцевой заключаются в следующем.
№ п/п
| Изменение
| Обоснование
| 5 класс
| 1.
| На уроки по развитию связной речи отведено на 5 уроков больше, чем предполагает программа.
| Необходима отработка навыка написания сочинений и изложений и подготовка учащихся к ГИА.
| 2.
| Изменение последовательности изучения тем учебного курса по развитию речи.
| При изучении стилей речи сначала происходит знакомство с художественным стилем, так как знание этого стиля необходимо при изучении литературных произведений, их анализе (изобразительно-выразительные средства языка).
| 3.
| Изучение раздела «Морфемика. Словообразование и орфография»
| Изучение раздела «Словообразование» реализуется через изучение значимых частей слова (суффиксов и приставок), их словообразовательной роли.
| 4.
| В раздел «Общие сведения о русском языке» добавлен 1 час «Для чего людям нужна речь? Формы речи»
| Целесообразно включить этот урок после разговора о роли языка.
| 5.
| В раздел «Повторение. Морфология и орфография» добавлено 7 часов.
| Так как темы «Безударные гласные в корне», «Правописание безударных личных окончаний глаголов» и «Е, И в окончаниях существительных» требуют дополнительной отработки.
| 6.
| В раздел «Фонетика. Графика и орфография» добавлено 2 часа
| Так как темы « О-Ё после шипящих» и «И-Ы после Ц» требуют дополнительной отработки.
| 7.
| Сокращено количество часов в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография»
| Сокращение произошло за счёт дополнительных часов, расходуемых на другие темы курса.
| 6 класс
| 8.
| Увеличение количества часов на изучение темы «Глагол»: времена глагола, наклонение глагола.
| Количество часов на изучение данной темы увеличено в связи с определённым уровнем сложности изучаемого материала.
| 9.
| Наречие, категория состояния.
| В связи с затруднением выделения учениками категории состояния как самостоятельной части речи.
|
При организации учебного процесса особое внимание будет уделено индивидуальной работе, организации коллективной деятельности учащихся, работе в группах, парах, проектной, исследовательской деятельности.
Методы и формы работы:
Комплексный анализ текста
Осложненное списывание
Тест
Составление сложного плана и простого плана к тексту
Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)
Составление текста определенного стиля и типа речи
Сочинение
Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста
Редактирование текста
Работа с деформированным текстом
Проектная деятельность
Подготовка презентаций, творческих работ
Работа по карточкам
Исследовательская деятельность
Для достижения поставленных целей используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова–М.: Дрофа, 2012.
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательныхучреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Русский язык. Практика. 6 класс: учебник для общеобразовательныхучреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2013.
Русский язык. Практика. 7 класс: учебник для общеобразовательныхучреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2013.
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2012.
Русская речь. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2013.
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2014.
2. Учебно-тематический план
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Кол–во часов
| В том числе
|
развитие речи
|
| 5 класс
| 1.
| Общие сведения о русском языке
| 3
| 1
| 2.
| Повторение. Морфология и орфография.
| 41
| 6
| 3.
| Синтаксис и пунктуация
| 56
| 13
| 4.
| Фонетика. Графика и орфография.
| 21
| 3
| 5.
| Морфемика. Словообразование и орфография
| 39
| 9
| 6.
| Лексика
| 22
| 4
| 7.
| Повторение в конце года
| 28
| 4
|
| Итого в 5 классе
| 210
| 40
|
| 6 класс
| 1.
| Вводный урок
| 1
| -
| 2.
| Повторение изученного в V классе
| 14
| 1
| 3.
| Грамматика. Морфология
| 2
| 0
| 4.
| Имя существительное
| 30
| 4
| 5.
| Глагол
| 41
| 10
| 6.
| Имя прилагательное
| 35
| 6
| 7.
| Имя числительное
| 19
| 2
| 8.
| Наречие
| 21
| 5
| 9.
| Категория состояния
| 7
| 2
| 10.
| Местоимение
| 19
| 3
| 11.
| Повторение изученного в 6 классе
| 21
| 2
|
| Итого в 6 классе
| 210
| 35
|
3.Содержание рабочей программы
5 класс Общие сведения о русском языке (2 ч.)
Роль языка в жизни общества. Русский язык - один из богатейших языков мира.
ВВОДНЫЙ КУРС. Повторение (35 ч.)
Орфография. Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -ться.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами. | |